консультация для родителей:«Что такое речевое дыхание и как его развивать»
материал для подготовки к егэ (гиа)

Макушева Светлана Васильевна

Что такое речевое дыхание и как его развивать

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley.docx297.23 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Что такое речевое дыхание и как его развивать»

Подготовила:

учитель-логопед

МАДОУ детский сад №16

г. Туймазы

Макушева С.В.

г. Туймазы

Чтобы научить ребенка правильно и четко говорить, владеть голосом, нужно, прежде всего, научить его правильно дышать.

Дыхание – это физиологический процесс, который включает в себя две фазы: вдох и выдох.

Дыхание можно разделить на два вида: речевое и неречевое. 

Когда дыхание связано с произношением речи - такое дыхание называется речевым.

Хочется обратить ваше внимание на разницу между двумя видами дыхания:

- Физиологическое (жизненное) дыхание состоит из вдоха и выдоха, примерно равных по продолжительности. После вдоха следует выдох затем пауза, смена фаз дыхания однообразно-ритмическая.

- Речевое дыхание состоит из вдоха и более продолжительного выдоха: чем длиннее фраза, тем длиннее выдох. Последовательность фаз речевого дыхания выглядит примерно так: вдох – остановка – выдох. Вдыхаемый воздух задерживается в груди, чтобы выйти во время постепенного контролируемого выдоха, который должен быть не только длительным, но и плавным и легким.

Техника выполнения упражнений

  • Вдох через нос, выдох – ртом.
  • Губы во время выдоха «трубочкой».
  • Плечи не поднимать.
  •  Выдох должен быть длительным, плавным.
  •  Необходимо следить, чтобы ребенок не надувал щеки (на начальном этапе можно прижимать их ладошками).
  •  Достаточно 3-5 повторений (нельзя много раз подряд повторять упражнения, так как это может привести к головокружению).

Без правильного дыхания, для которого характерны короткий глубокий вдох и плавный, длительный, экономный выдох, невозможна хорошо звучащая речь.

Несовершенства речевого дыхания отрицательно влияют на развитие речи.

Многим из нас приходилось слышать, как малыш разговаривает, что называется, просто взахлёб. Слова, льющиеся из маленького ротика, мало понятны, окончания проглатываются, сложно вообще разобрать, что ребёнок пытается рассказать.

Дети, имеющие ослабленный вдох и выдох, как правило, говорят тихо и не могут произнести длинную фразу. При неумении рационально использовать выдох, ребёнок может недоговаривать слова в предложении или договаривать их шёпотом.  Чтобы закончить длинную фразу ребёнок вынужден добирать воздух и говорить на вдохе. В таком случае речь становится нечёткой и не плавной. Укороченный выдох вынуждает ребёнка говорить фразы в ускоренном темпе, без соблюдения логических пауз.

Дыхательные упражнения помогают выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха. Регулярные занятия дыхательной гимнастикой способствуют воспитанию правильного речевого дыхания с удлиненным, постепенным выдохом, что позволяет получить запас воздуха для произнесения различных по длине отрезков.

Цель тренировки речевого дыхания – выработка именно плавного длительного выдоха, а не умение вдохнуть побольше воздуха.

Различают три типа дыхания:

  • Верхнее дыхание известно также под названием «ключичного». Участвует только верхняя часть легких, при вдохе поднимаются ребра, ключицы и плечи. При этом только верхняя половина легких наполняется воздухом. В легкие входит лишь минимальное количество воздуха. Такой тип дыхания нежелателен для детей, так как будет препятствовать правильному формированию речевого дыхания и обязательно окажет отрицательное влияние в работе над голосом.
  • Среднее дыхание называют еще межреберным или грудным.

Воздухом наполняется в основном средняя часть легких. Включает черты верхнего дыхания (ребра поднимаются, а грудь немного расширяется) и нижнего (диафрагма движется вверх и вниз, а живот немного вперед и назад). Это дыхание зачастую также остается поверхностным, действует большая часть груди и легких.

  • Нижнее дыхание (диафрагмально-реберное) называют еще «брюшным», или «глубоким».

Характерно для нижней части груди и легких. Состоит в основном из движения живота вперед и назад и в изменении положения диафрагмы. Как только опускаются плечи и ослабевают грудные мышцы, человек естественно принимает нижнее дыхание. Его принято считать самым глубоким, наиболее сильным, легкие могут вобрать в себя больше воздуха и при минимальной трате усилий достичь максимальной пользы.

  • Установлено, что наиболее правильным, удобным для речи является диафрагмально-рёберное дыхание, когда вдох и выдох совершается при участии диафрагмы и подвижности рёбер. При речи вдох делается и носом и ртом.

Качество речи, ее громкость, плавность во многом зависят от речевого дыхания.

Проявляя изобретательность, выдумку, вы сможете помочь своему ребенку выработать правильное речевое дыхание и быстрее освоить труднопроизносимые звуки. Рекомендуем начать с забавных для ребенка игровых упражнений.

Упражнения

для развития речевого дыхания

«Футбол»: скатать ватный шарик и поставить два кубика в качестве ворот. Ребенок должен, дуя на шарик, загнать его в ворота.

«Ветряная мельница»: ребенок дует на лопасти игрушки-вертушки или мельницы из песочного набора.

«Бабочка» («Снегопад», «Листопад»): вырезать из бумаги бабочек (снежинки, листочки) и подвесить их на нитках. Предложить ребенку подуть на бабочку так, чтобы она полетела (при этом следить, чтобы ребенок сделал длительный плавный выдох).

«Шторм в стакане» («Буря в стакане»): для этой игры необходима соломинка для коктейля и стакан с водой. Посередине широкого языка кладется соломинка, конец которой опускается в стакан с водой. Ребенок дует через соломинку, чтобы вода забурлила. Следите, чтобы щеки не надувались, а губы были неподвижны.

 «Одуванчик»: предложите ребенку подуть на отцветший одуванчик (следите за правильностью выдоха).

«Морские гонки». Предложите ребенку подуть на бумажные кораблики, плавающие в тазу с водой, то плавно, длительно, то быстрее, соревнуясь, чей кораблик одержит победу в гонках.

 

 «Пускание мыльных пузырей»: чей пузырь будет летать дольше?

 «Одуванчик» (проводится весной на свежем воздухе): сорвать одуванчик, подуть на него так, чтобы с первого – третьего раза слетели все пушинки.

 «Духовые инструменты»: эти инструменты издают звуки, если в них правильно дуть, поэтому их и называют духовыми (дудочка, труба, свирель, духовая гармошка).

«Физкультурные свистки»: чей свисток будет свистеть дольше?

Без правильного дыхания, для которого характерны короткий глубокий вдох и плавный, длительный, экономный выдох, невозможна хорошо звучащая речь. И здесь главными помощниками для своих детей можете и должны стать Вы, дорогие родители. Помните, пожалуйста, что в развитии ребенка не бывает мелочей, дарите ему свое постоянное внимание и участие.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Что такое память и почему надо её развивать у ребёнка?"

Для развития памяти необходимо развивать способность к воссозданию мыслительных образов и формировать осознанное восприятие через концентрацию внимания....

Консультация для родителей . Что такое логическое мышление и как его развивать.

В данном материале раскрыты основные теоретические понятия: мышление, логическое мышление. Представлены рекомендации для родителей по развитию мыслительных операций  у детей, имеющих речевые нару...

Консультация для родителей "Что такое мелкая моторика и зачем её развивать".

Предлагаю рекомендацию для родителей по теме:" Что такое мелкая моторика и зачем её развивать". Данная информация будет полезна для родителей детей дошкольного возраста....

Консультация для родителей "Что такое сенсорика, и почему необходимо ее развивать"

Сенсорное развитие осуществляется только в процессе сенсорного воспитания, когда у детей целенаправленно  формируются  эталонные представления о цвете, форме, величине , о признаках и с...