Консультация для родителей "Что такое мелкая моторика и зачем её развивать".
консультация (младшая, средняя, старшая группа)

Плужникова Любовь Валерьевна

Предлагаю рекомендацию для родителей по теме:" Что такое мелкая моторика и зачем её развивать". Данная информация будет полезна для родителей детей дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Материалы для родителей22.09 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей.

« Что такое мелкая моторика и зачем её развивать».

                                            «Ум  ребёнка находится на кончиках его пальцев»

                                                                                                   В.А. Сухомлинский

       В последнее время современные родители часто слышат о мелкой моторике и необходимости ее развивать.

      Что же такое мелкая моторика и почему она так важна?

      Мелкая моторика — совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног. В применении к моторным навыкам руки и пальцев часто используется термин ловкость.  К области мелкой моторики относится большое разнообразных движений: от примитивных жестов, таких как захват объектов, до очень мелких движений, от которых, например, зависит почерк человека.

      Специалисты в области детской психологии, логопедии уже давно установили, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени развития тонкой моторики руки. Если движения пальцев развиваются «по плану», то и развитие речи также в пределах нормы. Если же развитие пальцев отстает, отстает и развитие речи.

       Почему же две эти составляющие так взаимосвязаны? Дело в том, что наши предки общались  при помощи жестов, добавляя постепенно возгласы, выкрики. Движения пальцев постепенно совершенствовались. В связи с этим происходило увеличение площади двигательной проекции кисти руки в мозге человека. Речь развивалась параллельно. Примерно так же развивается речь и мелкая моторика у ребенка, то есть сначала начинают развиваться движения пальцев рук, когда же они достигают достаточной тонкости, начинается развитие словесной речи. Развитие движений пальцев рук как бы подготавливает почву для последующего формирования речи.

       Ученые доказали, что с анатомической точки зрения, около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой зоны. Именно величина проекции кисти руки и ее близость к моторной зоне дают основание рассматривать кисть руки как «орган речи», такой же, как артикуляционный аппарат. В связи с этим, было выдвинуто предположение о существенном влиянии тонких движений пальцев на формирование и развитие речевой функции ребенка. Поэтому, чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать движения пальцев рук, или мелкую моторику.

        Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами сознания как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие (координация), воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.

       Как же лучше развивать мелкую моторику? 

       Можно делать массаж пальчиков и кистей рук малыша, давать перебирать ему крупные, а затем более мелкие предметы – пуговицы, бусины, крупы. Хорошим помощником в развитие мелкой моторике станут различные развивающие игрушки, которые родители могут сделать сами. Пальчиковые игры в сопровождении стихов развивают не только мелкую моторику и речь, но и умение слушать. Ребенок научится понимать смысл услышанного и улавливать ритм речи. Развивая пальчики, можно использовать следующие потешки:

(поочередно загибаем пальчики)

Этот пальчик — в лес пошел,

Этот пальчик — гриб нашел,

Этот пальчик — занял место,

Этот пальчик — ляжет тесно,

Этот пальчик — много ел,

Оттого и растолстел.

(перебирая пальчики, приговариваем)

Этот пальчик — дедушка,

Этот пальчик — бабушка,

Этот пальчик — папенька,

Этот пальчик — маменька,

Этот пальчик — Ванечка.

(загибаем пальчики)

       Полезно раз в день делать пальчиковую гимнастику.

       Гимнастика для пальцев рук (по Н. П. Бутовой)

Поставить руки на стол, вращать кисти рук в разных направлениях.

Сложить ладони и разводить пальцы рук.

Сомкнуть пальцы рук, вращать большие пальцы один вокруг другого.

С силой сжимать по очереди пальцы левой и правой руки.

По очереди вращать в разные стороны пальцы рук.

Медленное и плавное сжимание вытянутых пальцев рук в кулак; темп упражнения постепенно увеличивается до максимального, потом вновь снижается.

Постукивание согнутыми пальцами рук по столу, вначале совместное, а в дальнейшем – каждым пальцем в отдельности.

Быстрое поочередное загибание пальцев одной руки указательным пальцем другой руки.

Вытянуть руки, слегка потрясти кистями, размять кисть одной руки пальцами другой руки.

        Тонкую моторику рук развивают также следующие виды деятельности:

- плетение;

- лепка (из пластилина, глины);

- нанизывание на нитку бусин, бисероплетение;

- различные игры – шнуровки;

-конструкторы (чем старше ребенок, тем мельче должны быть детали конструктора);

- мозаики;

- вырезание из бумаги и картона;

- вырисовывание различных узоров.

       Для формирования тонких движений пальцев рук могут быть использованы игры с пальчиками, сопровождаемые чтением народных стихов:

       «Сидит белка...»

Сидит белка на тележке,

Продает она орешки:

Лисичке-сестричке,

Воробью, синичке,

Мишке толстопятому,

Заиньке усатому.

Взрослый и ребенок при помощи левой руки загибают по очереди пальцы правой руки, начиная с большого пальца.

«Дружба»

Дружат в нашей группе девочки и мальчики

(пальцы рук соединяются в "замок").

Мы с тобой подружим маленькие пальчики

(ритмичное касание одноименных пальцев обеих рук).

Раз, два, три, четыре, пять

(поочередное касание одноименных пальцев, начиная с мизинцев),

Начинай считать опять.

Раз, два, три, четыре, пять.

Мы закончили считать

(руки вниз, встряхнуть кистями).

         «Дом и ворота»

На поляне дом стоит («дом»),

Ну а к дому путь закрыт («ворота»).

Мы ворота открываем (ладони разворачиваются параллельно друг другу),

В этот домик приглашаем («дом»).

Наряду с подобными играми могут быть использованы разнообразные упражнения без речевого сопровождения:

«Кольцо»

кончик большого пальца правой руки поочередно касается кончиков указательного, среднего, безымянного пальцев и мизинца; то же упражнение выполнять пальцами левой руки; те же движения производить одновременно пальцами правой и левой руки;

«Пальцы здороваются»

Соединить пальцы обеих рук "домиком". Кончики пальцев по очереди хлопают друг по другу, здороваются большой с большим, затем указательный с указательным и т.д.

«Оса»

Выпрямить указательный палец правой руки и вращать им; то же левой рукой; то же двумя руками.

          «Крышечки»                                                                                                                  В перевёрнутые пластиковые крышки ставятся указательный и средний палец. Под слова гимнастики передвигаются, «шагают по столу»:

Пальчики обули,

Смело в них вперёд шагнули!

Встали пальчики и вот – закружился хоровод! (пальчики шагают).

          Занятия по развитию мелкой моторики необходимо проводить систематически по 2-5 минут ежедневно. Несмотря на то, что вначале многие упражнения даются ребенку с трудом, они приносят ему много радости, как от достигаемых результатов, так и от простого общения с мамой.       Пальчиковая гимнастика способствует развитию мелкой моторики, речи, основных психических процессов, а также коммуникативности. К концу дошкольного возраста кисти рук ребенка становятся более подвижными и гибкими, что способствует успешному овладению навыками письма в будущем.

          Если Вы используете в общении с ребенком пальчиковые игры, значит, Вы помогаете его развитию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей по теме «Что такое мелкая моторика и зачем её нужно развивать?»

Предлагаю вам рекомендацию по теме «Что такое мелкая моторика и зачем её нужно развивать?». Данная информация  будет полезна  для родителей детей дошкольного возраста, также предлагаются игр...

Что такое мелкая моторика, и зачем ее нужно развивать

Развитие мелкой моторики рук. Игры и упражнения....

Консультация для родителей "Что такое мелкая моторика и как её развивать"

Под термином мелкая моторика понимаются координированные движения мелких мышц пальцев и кистей рук.  Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание вашего малыша. Доказ...

Что такое мелкая моторика и зачем ее развивать

Что такое мелкая моторика и зачем ее развивать...

Что такое мелкая моторика и зачем её развивать

Консультация для родителей Что такое мелкая моторика и зачем её развивать....

Консультация для родителей детей раннего возраста на тему: "Что такое мелкая моторика и как её развивать?"

Мелкая моторика – одна из сторон двигательной сферы, которая непосредственно связана с овладением предметными действиями, развитием продуктивных видов деятельности, письмом, речью ребенка. Какие...