памятки родителям "Готовимся к обучению в школе"
консультация (подготовительная группа) на тему

Абдусаламова Галина Геннадьевна

памятки по обучению грамоте

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pamyatki_po_obucheniyu_gramote.docx274.68 КБ

Предварительный просмотр:

      Shkola11

Самое первое, чему ребёнок будет учиться в   школе – это чтение и письмо.

Чтение и письмо – это письменная речь, успешность овладения которой зависит от уровня овладения устной речью.

Представляем вашему вниманию несколько советов логопеда, которые помогут преодолеть трудности при овладении ребёнком письменной речью.

Предлагаемые игры и упражнения не требуют сложной подготовки. Во многие из них вы можете играть с ребёнком дома, на прогулках, в транспорте.

Игры со звуками и буквами

  • Выкладывание букв из палочек и верёвочек с фиксированием внимания на том, в какую сторону направлена буква, где расположены ее элементы, и в каком количестве полезное упражнение для развития внимания и запоминания образа буквы.
  • Определение букв, написанных на карточках, где представлены как правильные, так и ложные (зеркальные) буквы можно провести в виде игры «Угадай какая буква».
  • Лепка букв из пластилина и солёного теста очень нравится детям.
  • Определение буквы, «написанной» на спине (пальцем по коже медленно проводится контур буквы), на ладони, в воздухе.
  • Поиск букв, наложенных друг на друга (необходимо выделить буквы, написанные одна на фоне другой).
  • Придумывание слов на данную букву в определенной позиции: начало, середина, конец.
  • Реконструирование букв (например: из буквы П можно сделать букву Н, передвинув одну палочку). Определение букв, которые можно выложить из трех (И, А, П, Н, С, К) и из двух (Т, Г, Х) палочек.

D:\Documents\Картинки (инет)\детские картинки для презентаций\x_f53b8c17.jpg

Игры со слогами

  • Составление слога по картинкам с выделением первых звуков, последних, вторых от начала слова, вторых от конца и т.д. Например: даны картинки, на которых изображены курица,     облако. Составим слог по первым звукам: КО
  • Игра «Отгадай слово». Детям предоставляются карточки с картинками, на которых зашифрованы слова. Расшифровать их можно, взяв соответственно первые, вторые, последние слоги от каждой картинки.

  • Игра «Конструирование слов». Вы предлагаете ребёнку добавлять какой-нибудь заранее  обговоренный слог. Называете часть слова, ребёнок добавляет свой слог и называет слово, которое получилось. Например: ребёнок добавляет слог лы. Вы предлагаете шко  -, ска -, вокза -, пена- и т.д.

  • Игра «Слоги рассыпались». Играть можно устно и письменно. Ребёнку предоставляются слоги в перепутанном состоянии. Ребёнок составляет слово. Например, взрослый называет: ка, кош. Ребёнок  составляет слово кошка.

678674_html_mc67916c

МБДОУ «Центр развития ребёнка –детский сад №103»

Серия  «Советует логопед»

Готовимся к обучению в школе (1)

U5qJcY-MjOM

Учитель-логопед Абдусаламова Г.Г.

Курск 2016

Игры со словами

  • Для уяснения лексического значения слова хорошо давать задания на подбор нужного слова к смысловому ряду:

по опорным признакам - белое, теплое, парное - ? (молоко);

хитрая, рыжая, пушистая - ? (лиса);

  • на обобщающие понятия:

а) какое слово лишнее и почему? (понедельник, среда, четверг,  вечер…)

б) добавить нужное словечко (стол, шкаф, стул  . . .);

в) назвать общим словом (кастрюля, сковорода, ложка - ).

  • Подбор к данному слову родственных слов, собираем «Семейку слов»

Например: снег, снежинка, снеговик, снежный, снегурочка;

Звезда, звёздный, звёздочка, звездопад, звездолёт.

  • Исключение лишних слов.

Например: вода, водопад, водный, водитель.

  • Составление слова с использованием начальных звуков (букв), других слов. Например: конфета, осы, трон (кот).
  • Замена в слове одного звука (буквы) для получения нового слова:

зайка - майка - чайка - шайка - сайка - лайка - Райка.

  • Игра «Слово рассыпалось». Составление из данных букв слова.

Например: у, б, ш , а  (шуба),  у, к, ж  (жук).

  • Игра «Потерялась буква».

Например, даются следующие сочетания: ДУ…,  СУ…, Д…М.

  • Какое получится слово, если вставить буквы?

ДУ… –  дуб, дух, душ;

СУ…  – суп, сук, сух, суд;

Д…М  – дым, дом, дам, дум;

  • Составление из двух слов одного. Например: голубые глаза –  голубоглазый; длинные уши – длинноухий; везде ходит – вездеход; мясо рубит – мясорубка.
  • Подбор антонимов к данным словам.

Например: высокий – низкий; день – ночь; строить –  ломать; далеко –        близко;

Игры со словосочетаниями

  • Сочетание существительных с прилагательными.

а) Подбор как можно большего количества слов к предлагаемому,           отвечающих на вопросы: Какой?, Какая?, Какие?, Чей?, Чья?, Чье?,  

Чьи?   Например: хлеб (какой? белый, чёрный, вкусный, свежий, душистый, чёрствый, ржаной, пшеничный, горячий, тёплый и т.д. след (чей?) - заячий, волчий, лисий, и т.д.

б) Подбор существительного к данному прилагательному. О чем можно сказать: зимний, зимняя, зимнее? Например: зимний - день, вечер, свитер,... зимняя - погода, кофта, метель, дорога, улица,... зимнее - утро, платье, озеро, пальто,...

в) Игра «Помоги Незнайке исправить ошибку». Например: длинная          вечер (длинный), черный крылья (черные).

  • Сочетание существительных с глаголами.

а) Подбор как можно большего количества к данному слову.   Например:

Что можно сделать с яблоком? Сорвать яблоко –   купить, съесть,    помыть,   разделить, сварить, запечь, нарисовать, и т.п.

б) Подбор существительного к данному глаголу с предлогом. Например: Прийти к... (дому, отцу, решению); Уйти от... (дедушки, дома, проблемы).

в) Подбор нужного глагола в зависимости от рода и числа ,, существительного. Например: Женя упал – Женя упала; Саша ушел – Саша ушла; яблоня цветет –  яблони цветут.

  • Сочетание существительных с числительными. В русском языке у существительных изменяется окончание, а порой - и вся основа при счете. Необходимо учить ребёнка верно согласовывать числительные 1,2,5 с существительными: один цыпленок, два цыпленка, пятдь цыплят; одна курица, две курицы …  и  т. д.

МБДОУ «Центр развития ребёнка –детский сад №103»

Серия  «Советует логопед»

Готовимся к обучению в школе (2)

U5qJcY-MjOM

Учитель-логопед Абдусаламова Г.Г.

Курск 2016

Игры с предложениями

  • Исключение слова из предложения, для того чтобы предложить ребёнку исправить ошибку, составив нужное предложение.

     а) Пропуск предлогов:

     Мы гуляли... лесу.

     Кошка сидит... окне.

     б) Пропуск существительных:

     Шишки растут на...

     Мама поставила чашку в...

     ... играет с машинкой.

     в) Пропуск прилагательных:

     Летом листья клена зеленые, а осенью...

     У зайца летом шубка серая, а зимой…

     г) Пропуск наречий:

     Скажу я слово высоко, а ты ответишь... (низко).

     Скажу я слово далеко, а ты ответишь... (близко).

Легче всего такой вид заданий давать на материале   антонимов русского  языка.

         д) Пропуск глаголов:

     Саша... машину.

     Папа... из машины.

     Дети... конфеты.

  • Закончить логические фразы:

     Врач - это человек, который... (лечит).

     Ткачиха - это человек, который... (ткет).

     Портниха - это человек, который... (шьет).

     Чтобы волосы на голове были аккуратными, их надо... (мыть,

     причесывать, стричь).

  • Работа с деформированным предложением:

     Росли, поляне, ромашки, на. (На поляне росли ромашки.)

Тёплые, птицы, в, улетели, края. (Птицы улетели в тёплые   края.)

  • Работа с искажённым предложением. Ребёнок должен найти смысловую ошибку и исправить её.

Рыба поймала крупного рыбака.

(Рыбак поймал крупную рыбу.)

Брусника шла собирать Клару.

(Клара шла собирать бруснику.)

Фломастеры раскрашивали Лушу картинками. (Луша раскрашивала картинки фломастерами.)

Дождь был мокрый от зонта.

 (Зонт был мокрый от дождя.)

У зубов заболела Жанна.

(У Жанны заболели зубы.)

Флажок купил зелёную Зину.

(Зина купила зелёный флажок.)

         Shkola11

Расширение  словарного  запаса

Назвать действия (перекидывая мяч): метель (что делает?) – метёт, гром – …, ветер – …, снег – …, ливень – …, молния – …, мороз – …, солнце – …, трава – … .

Назвать другой предмет с тем же признаком:

Мел белый (и снег белый), пояс узкий (и лента узкая), дыня жёлтая

( и тыква …), речка быстрая (и ручей …) и т. д.

Сравнить:

 по вкусу – лимон и мёд, лук и виноград;

по цвету – василёк и гвоздику, грушу и сливу;

по прочности – верёвку и нитку, бумагу и ткань;

по ширине – дорогу и тропинку, ручей и речку;

по высоте – дом и шалаш, куст и дерево.

Угадать предмет по его признакам  или действиям:

Круглый, полосатый,

С огорода взятый.

Сахарный и алый стал –

Кушайте, пожалуйста.

               (Арбуз)

Летит, пищит,

Ножки длинные тащит,

Случай не упустит –

Сядет и укусит.

                  (Комар)

Себя он раскрывает,

Тебя он закрывает.

Только дождичек пройдёт –

Сделает наоборот.

                    (Зонт)

Шагаешь – впереди лежит,

Оглянешься – домой бежит.

                     (Дорога)

Скачет зверушка.

Не рот, а ловушка.

Попадут в ловушку

И комар, и мушка.

                 (Лягушка)

МБДОУ «Центр развития ребёнка –детский сад №103»

Серия  «Советует логопед»

Готовимся к обучению в школе (3)

         U5qJcY-MjOM

Учитель-логопед Абдусаламова Г.Г.

Курск 2018


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка для родителей "Что должен знать и уметь ребенок для успешного начала обучения в школе"

Краткая подборка материала для проверки готовности к школьному обучению детей с ЗПР подготовильной группы....

Памятка "Как подготовить ребенка к обучению в школе"

Советы родителям воспитанников подготовительных групп....

Памятка для родителей "Готовность ребенка к обучению в школе"

Памятка для родителей  "Готовность ребенка к обучению в школе" поможет родителям понять что такое "готовность к школе" и выбрать приоритеты в процессе подготовки своего ребенка к школе....

Памятка "Развитие графо-моторных навыков у детей 6-7 лет, как залог успешного обучения в школе»

В возрасте 6—7 лет, организуя различные виды деятельности, систематически применяя тренировочные упражнения, ребенок может достичь хороших результатов в развитии моторики кисти....

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Как вызвать у ребенка интерес к обучению в школе?»

.Расскажите ребенку о своих школьных годах. Такие беседы помогут вызвать интерес к школе и нейтрализовать возможные страхи. Поделитесь с ребенком своими воспоминаниями о любимых учителях и предме...

Памятка "Готовность к обучению в школе"

Готовность к обучению в школе – важнейший итог воспитания и обучения в д/с и семье. Она определяется системой требований, которые предъявляет школа к ребенку. Характер этих требований обусловлен...