Воспитание трудолюбия в семье
консультация (старшая группа) на тему

Консультация для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vospitanie_trudolyubiya_v_seme.doc67 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Воспитание трудолюбия в семье. Как воспитать себе помощника?»

        Цель: сформировать у родителей отчетливые представления о роли, возможностях, путях и способах трудового воспитания детей в семье.

        Подготовительный этап:

1. Приглашение родителей. 2. Анкетирование детей. 3.Подготовка презентации «Воспитание трудолюбия в семье. Как воспитать себе помощника?» 4.Изготовление буклетов и памяток «Трудовое воспитание в семье».

План:

1.Вступительное слово. 2.Определение цели и задач трудового воспитания в семье 3. Домашние поручения (составление перечня) 4.Выявление общих ошибок при воспитании трудолюбия в семье. 5.Рассматривая различные житейские ситуации, выработать правила семейной педагогики. 6.Проведение диагностики трудовой деятельности ребёнка в семье. 7.Дать рекомендации по трудовому воспитанию в семье.

Ход занятия:

1.Вступительное слово воспитателя.

        Добрый день уважаемые родители! Спасибо, что нашли время и пришли на родительскую школу. Тема нашего занятия очень актуальна:
«Воспитание трудолюбия в семье. Как воспитать себе помощника?»
Одно из главнейших качеств, которое мы должны воспитать в наших детях, - это любовь к труду, уважение к людям труда, готовность трудится в одной из сфер общественного производства. Основы трудового воспитания закладываются в семье. Семья - дружный трудовой коллектив. Любовь к труду необходимо начинать воспитывать очень рано. Наблюдение за трудом взрослых рождает желание делать то же самое. Не погасить это желание, а развивать и углубить его - основная задача родителей, если они хотят вырастить ребенка трудолюбивым. Очень важно воспитывать у ребёнка трудолюбие, укреплять волевые качества развивать умение преодолевать собственную лень. И чем раньше этим начали заниматься родители, тем лучше. Ребенок, не подготовленный к труду, неизбежно встретится с трудностями в школе не по причине слабых умственных способностей, а из-за недостатка волевых качеств. Родителям нужно так организовать уклад жизни семьи, деятельность ребенка в семье, чтобы самостоятельный труд оказывал на него максимальное воспитательное воздействие. Но как же претворить в жизни эту нелегкую задачу?
        
I этап. "Определение цели и задач трудового воспитания в семье".

        На доске изображено дерево. Вы видите, что в данный момент оно не имеет ни листьев, ни плодов. Но они могут появиться на дереве, если наше коллективное обсуждение окажется продуктивным. Надписи на табличках означают названия этапов нашей совместной работы на собрании. Постепенно эти листья-таблички я буду рисовать на изображении дерева, и мы с вами постараемся вместе выполнить предусмотренные для каждого этапа задания. Первыми листочками на нашем дереве станут листья-таблички
"Цель" и "Задачи". Это означает, что мы начнем коллективное обсуждение с осмысления целевых ориентиров трудового воспитания ребенка в семье. Необходимо заметить, что в педагогических публикациях часто подчеркивается: если детей правильно воспитывать, то даже самый непривлекательный и тяжелый труд может оказаться интересным и приятным делом для ребенка. Думаю, что каждому родителю хочется, чтобы процесс трудового воспитания ребенка был эффективным, успешным. А для этого надо сначала определить цель и задачи трудового воспитания детей в семье, что и является заданием на I этапе нашего занятия.

Цель: Привитие детям общетрудовых умений и навыков, самостоятельности.

Задачи:

- развитие трудовой активности - воспитание потребности, привычки трудиться, заботиться о близких.

- развитие смекалки, ловкости, терпения, воли, настойчивости.

- воспитание организованности, умения планировать трудовую деятельность

        II этап. Виды детского труда. Формы организации труда детей дома.

        "Труд не понарошку», «Домашние поручения».

        Выделяют следующие виды детского труда:

        • самообслуживание (труд, направленный на удовлетворение повседневных личных потребностей);

        • хозяйственно-бытовой труд (уборка квартиры, участка);

        • труд в уголке природы, в цветнике, на огороде, в саду, уход за животными;

        • ручной труд (поддержание порядка в доме, личных вещах: починка, подклеивание книг, коробок, пришивание оторванных пуговиц, петель, доступный ремонт игрушек и пр.)

        Формы организации домашнего труда:

        •поручения (индивидуальные и совместные) - эпизодические (краткосрочные) - длительные - отсроченные по времени

        •коллективный труд

        Бытовой труд в нашей повседневности занимает весьма значительное место. Уборка, стирка, магазины, стряпня и прочие дела - не перечислить, так их много. Изо дня в день повторяется одно и то же, и никуда от этого не деться. Приучить детей к выполнению домашних дел необходимо не только потому, что мы их должны готовить к будущей самостоятельной жизни. В конечном счете, это не такие уж сложные дела. Наверняка, и не приученные с детства, став взрослыми, они научатся их выполнять.

        Главное, привлекая детей к выполнению бытовых обязанностей, мы воспитываем привычку трудиться, а вместе с ней - привычку заботиться о близких, формируя, тем самым, благородные побуждения. Наверное, самый лучший подарок для матери, если дочь или сын скажут ей, уставшей после работы: "Ты отдохни – я сам почищу картошку". Первые трудовые навыки, необходимые для самообслуживания, ребенок получает в раннем детстве. И делает он это, как правило, охотно, с удовольствием. Однако нередко уже к концу дошкольного возраста некоторые дети начинают лениться.
        Главная причина этого явления состоит в том, что естественная беспомощность ребенка (он далеко не все может делать сам обстоятельно) как бы задерживается в сознании взрослых людей. В результате опека над ребенком затягивается. А чем пристальнее такая опека, тем быстрее формируются у ребенка иждивенчество, эгоизм, лень. Сегодня редко встретишь пап и мам,  которые считают плохо сочетающимися слова "дети" и "труд". А ведь раньше довольно часто приходилось слышать такую родительскую фразу: мы потрудились, пусть теперь хоть дети отдохнут. И все-таки результаты проведенного анкетирования свидетельствуют о том, что при наличии у большинства ребят разовых поручений по дому немногие дети выполняют их охотно и добросовестно. Стало очевидным, что многие дети трудятся дома понарошку. Их не привлекает работа по дому, да и родители как бы не нуждаются в их домашнем труде. А ведь в такой ситуации может сформироваться устойчивое нежелание трудится. Давайте вместе с вами подумаем и ответим на вопрос: какие трудовые поручения могут и должны быть у ребенка в семье? Прикрепляю на доску листья-таблички "Труд не понарошку" и
"Домашние поручения", а родители предлагают варианты поручений, которые были наиболее успешно использованы ими в практике воспитания своих детей. Составляю перечень называемых родителями домашних поручений и дополняю этот список своими предложениями. Как правило, в перечень включаются следующие предложения:

        - оказывать помощь родителям в уборке квартиры;

        - наводить порядок в своем столе и в своей комнате;

        - заботиться о младшем брате или сестре;

        - стирать свои мелкие вещи; - мыть чайную посуду;

        - следить за чистотой обуви;

        - выносить мусор;

        - кормить домашних животных, птиц, аквариумных рыбок;

        - гулять с собакой, кошкой;

        - покупать хлеб, молоко.

Рекомендации

1. Будьте последовательны в своих требованиях. В доме ребенок может стать активным помощником взрослых: ему по силам вынести мусор, сходить в магазин. Школьник любого возраста обязан содержать в образцовом порядке свое рабочее место, книги, тетради и другие учебные пособия, инструменты, игрушки, спортивный инвентарь, музыкальные инструменты. По мере роста обязанностей прибавляется, усложняется и самообслуживание. Например, если ученики начальных классов должны уметь обслужить себя во время еды (подогреть пищу, накрыть стол, убрать и вымыть за собой посуду, помочь в этом взрослым, правильно пользоваться столовым прибором, следить за своими вещами).
2. Учитывайте индивидуальные и возрастные особенности своих детей.
Вы даете ребенку поручение, просите помочь, а он отказывается. Надо еще разобраться, что это за поручение. Очень важно давать поручения, которые по силам ребенку. Выполненное дело должно доставлять удовольствие, а не создавать комплекс неполноценности. ("Ой, я это не сумею. Мама будет ругать. И в прошлый раз не получилось. Я вообще, наверное, такой - ничего не умею.") И слишком легкие поручения давать тоже нехорошо. Вы дали ребенку поручение, а он пообещал, но не делает, тянет время. А там, глядишь, уже поздно, ему пора спать или идти в школу. Или в ответ на просьбу вы услышали: "Я потом, можно...?" "А почему всегда я? Что, больше некому?" "Пусть Ленка сходит, я уже ходил..." Совершенно с вами согласны, это ужасно раздражает. сразу возникает одна из самых взрывоопасных ситуаций. Как поступить? Ну, во-первых, как во всех "взрывоопасных" ситуациях. Сначала посчитать до десяти, если не поможет, то и до ста. Во-вторых, поговорите с ребенком, может быть, у него, действительно, серьезная причина для отказа.
        Ну а, главное, нужно все-таки добиться, чтобы дело было сделано. И здесь вашими помощниками могут быть не окрик, не угроза, не скандал, а игра и чувство юмора. Накричать, обругать, в общем "взорваться", куда легче. Но после взрыва остаются одни развалины. А нам нужно строить.
        3.Ребенок выполнил поручение, явно постарался. Благодарить или не благодарить? И как благодарить? Самая главная награда для ребенка - то, что вы к нему обратились за помощью, что он нужен, вы надеетесь на него. Но доброе слово родителей - тоже очень важная награда, ее нельзя обесценивать. Если ребенок выполняет свои повседневные обязанности и делает это хорошо, нужно сказать, что вы цените его работу. Но если выполнена какая-то
работа потруднее, не повседневная, можно и не поскупиться на благодарность.
Если ваш ребенок хорошо поработал - помог разобрать кладовку, убрать зимние вещи, починил утюг, особенно, если он для этого отказался от прогулки, телевизионной передачи, то ... То дайте ему почувствовать, что вы считаете его взрослым.

        Награда за труд - это продвижение на одну ступеньку в мир взрослых, потому что в следующий раз ребенок сможет выполнить что-то еще более сложное, а значит, и интересное. Дети младшего школьного возраста с удовольствием берутся за любые дела, выполняют поручения взрослых, помогают в домашней работе, их трудовая активность нередко зависит от внимания окружающих и их позитивной реакции. В связи с этим необходимо предлагать детям разнообразные виды труда, обновлять их содержание, поддерживать стремление к работе и веру в успех, стимулировать эмоциональное отношение к результатам деятельности. Вот почему родители должны стремиться не просто привить детям трудовые навыки, но и помочь им увидеть результат своего труда, пользу от него. Желание повторить успех стимулирует потребность в труде.

        4. Важно дать ребенку возможность проявить себя в труде, показать смекалку, ловкость, терпение, волю, настойчивость. Очень полезным для ребенка станет удовольствие, если оно сопряжено с трудом, с мускульным напряжением или с работой мысли. Удовольствие, достигнутое трудовым усилием, формирует потребность. Слишком часто родители не замечают, как стремятся навязать ребенку свой образ мыслей и действий. Взрослые привыкли заставлять себя заниматься не совсем приятными вещами и передают ребенку свое собственное отношение к таким скучным (с их точки зрения) занятиям, как мытье посуды, чистка обуви. Однако ребенку интересно узнать, как добиться того, чтобы тарелка под струей воды заблестела. Внутренний интерес к делам, которые взрослым кажутся незначительными, отражает знаменитое "Я сам", но мы его постепенно заглушаем.

        5.Практика показывает, что основной причиной, сдерживающей привлечение детей к труду, является длительная опека. Многое изменилось в нашей жизни и в жизни наших детей. Усложнилась школьная программа, учиться стало труднее. Вот родители и идут на "жертву": всю домашнюю работу берут на себя. И вырастает потребитель, который будет вероятнее всего требовать такого же к себе отношения в будущей семье.
        Мы должны приучать ребенка делать любую домашнюю работу, независимо от того, грязная она или чистая. Привлекая  детей  к  выполнению  бытовых обязанностей, родители воспитывают привычку трудиться, заботится о близких.

        6. У ребенка непременно должны быть постоянные обязанности
– только при таком условии труд станет воспитательным средством. Постоянные обязанности способствуют воспитанию ответственности. Эффективность воспитания трудолюбия обеспечивается в семьях, где каждый имеет постоянные обязанности. Особого внимания заслуживает проблема приобщения мальчиков к домашнему труду. Участие в домашнем труде способствует их подготовке к самостоятельной жизни. Надо, чтобы мальчики и девочки одинаково учились делать все необходимые по хозяйству и не считали бы выполнение этого дела чем-то недостойным себя

        7. В трудовом воспитании детей важен пример. В семьях, где мать, вернувшись с работы, проводит время на кухне, а отец читает газету или смотрит телевизор, сложно добиться успеха.

        8. Важно помочь ребенку научиться различать понятия "можно", "надо", "нельзя".
С этой целью необходимо приучать его делать не только то, что в данный момент хочется, а то, что надо. Предъявите сыну и дочери условное требование: "Не будешь смотреть телевизор, пока не приведешь в порядок в своей комнате".
Причем родителям следует проявлять настойчивость до тех пор, пока для ребенка не станет привычкой сначала делать то, что "надо", а потом то, что "хочу".

        Приучать ребенка к слову "нельзя" - значить приучать его сдерживать свои желания, т.е. развивать самоорганизацию, самоконтроль, контроль, которые имеют огромное значение в развитии волевых качеств личности.
Следовательно, трудолюбие, положительное отношение к труду,
взаимосвязаны с воспитанием организованности.

         С детских лет необходимо приучать ребенка планировать и организовывать свой труд, работать собранно, ритмично. Основным принципом развития способности к организации деятельности является
предоставление ребенку самому, путем преодоления ошибок, осваивать всю систему организации работы.        
        9. Целесообразно определить компоненты организованности.
        Прежде всего, ребенок должен иметь четкое представление о цели деятельности – первый компонент. Следующим является выбор способа деятельности. Составление плана действий – третий компонент. После реализации обязательны контроль, оценка и коррекция, т.е. проверка качества сделанного и исправление ошибок, если они допущены.
Родители иногда сомневаются, в каком возрасте ребенок должен мыть посуду, выносить мусор, убирать игрушки. Однозначного ответа нет. Все зависит от способностей, интересов ребенка, состава семьи. Залогом успеха в воспитании трудолюбия является выработка у детей привычки выполнять определенные обязанности без напоминания взрослых. Понимание того, что обязательные, важные для всей семьи дела никто, кроме него, не сделает, способствует осознанию ребенком собственной значимости. Долг родителей – помогать, обучать их труду, учитывая личные склонности.         

3. Круглый стол – выработка свода правил воспитания домашнего трудолюбия

1 задание: Вопросы для диспута

        1. Как в вашей семье ребенок соприкасается с трудом?

        2. Значение родительского примера в трудовом воспитании?

        3. Труд - необходимость или обязанность?

        4. Проблема поощрения, принуждения, наказания в семье?
2 задание:
Разбор ситуаций*

        * Вы поручили своему ребенку поливать комнатные растения, а где-то через недельку обнаружили, что ваши зеленые друзья находятся в плачевном состоянии. И, в сердцах выругав ребенка, а то и шлепнув его, вы решаете уже самостоятельно следить за столь милыми вашему сердцу геранью и фикусами.
Ваши действия? Результат не замедлит сказаться, ибо одним этим своим действием вы разом нарушили целый свод правил воспитания домашнего трудолюбия.

        Общие ошибки: Главное же - правила постоянства и обязательности участия детей в домашнем труде. И еще одно – постоянного контроля за выполнением ими порученного дела.        

        * В обед вы, опаздывая на работу, попросили вашу дочь вымыть посуду. А вернувшись домой, обнаружили, что хотя посуда и вымыта, но, к сожалению, так, что «перемыв» ее неизбежен. И в сердцах бросили: «Такую мелочь тебе доверила, а ты и этого не смогла сделать!» Помилуйте, за что же вы ее так? Ведь дети ориентируются не на результат, а на затраченные усилия. Мало того, они гордятся своим трудом и, выполняя его, крайне нуждаются в подкреплении, в том числе и в виде оценки полезности сделанного. А тут такой ушат холодной воды на голову! И забвенье еще двух основополагающих принципов - постоянной подкрепляющей оценки и подчеркивания полезности выполняемых детьми домашних дел.  

        * В восторге от того, что ваш ребенок довольно охотно выполняет текущую уборку квартиры - подметает пол, вытирает пыль, вы заодно поручаете ему еще с десяток таких жe несложных (с вашей точки зрения) поручений. А через неделю с изумлением обнаруживаете мусор на полу и пыль по всем углам. Новые же ваши поручения находятся в положении « не покладая рук». Вы опять сделали что-то не так? Конечно, ибо вы нарушили принцип постепенности. Конечно же, круг обязанностей наших детей может быть очень широк, но вряд ли следует в связи с этим идти на перегрузку их домашними делами.

        * Во время подготовки к приему гостей вы поручили своему сыну начистить картошку для салата. Все остальные компоненты уже готовы, и вы с нарастающим нетерпением начинаете посматривать на пыхтящего с ножом в руках ребенка, а в конце концов, не выдержав, отбираете у него «инструмент и материал». Действуете вы из самых лучших убеждений, чтобы успеть до прихода гостей. Но совершаете, серьезную педагогическую ошибку, ибо не
проявляете терпения. Медлительность детей или их неумение правильно что-то сделать ни в коей мере не должны явиться причиной вашего поспешного вмешательства и уже упоминавшегося зажима самостоятельности детей.  

        Распределяя на семейном совете обязанности между членами вашей семьи, вы из самых лучших побуждений (не справится, рано еще и т.п.) поручаете вашему ребёнку не то, что он просил, а то, что кажется разумным. Результат будет в лучшем случае нулевой, поскольку вы нарушили еще один важный принцип - обязательного учета склонностей и интересов ребенка         Готовых рецептов в воспитании у детей трудолюбия нет. В каждой семье этот вопрос решается по-своему, но главная непростая задача состоит в том, чтобы воспитание шло через доброту, взаимопонимание, терпение и терпимость. Помните, что успешность ваших детей зависит от выполнения вами, родителями, свода правил воспитания домашнего трудолюбия:

        - постоянства и обязательности участия детей в домашнем труде. -постоянного контроля за выполнением ими порученного дела,

        -постоянной подкрепляющей оценки и подчеркивания полезности выполняемых детьми домашних дел,

        - принцип постепенности,

        - недопущение перегрузки детей домашними делами,

        - проявление родителями терпения.

        Советы родителям:

        1. Будьте последовательны в своих требованиях.

        2. Учитывайте индивидуальные и возрастные особенности своих детей.

        3. Прежде чем поручить что-либо ребенку, покажите образец правильного выполнения поручения, научите этому своего сына и дочь, несколько раз выполните поручение совместными усилиями.

        4. Не забывайте об игровых моментах в трудовом воспитании детей.

        5. Учите ребенка уважать труд других людей, бережно относится к результатам их трудовой деятельности. Рассказывайте детям о своей работе, своих друзей.

6. Тактично оценивайте результаты труда ребенка. Разговаривать с ним целесообразно как со взрослым: серьезно, уважительно, глубоко мотивированно.
        
4.Проведение анкетирования.

        Родители заполняют анкету Анкеты анонимные, для того чтобы родители были более откровенные. Это поможет выявить проблему в трудовом воспитании. Анализ анкет можно сделать на следующем родительском занятии. Просмотр презентации.

        5.Заключительное слово воспитателя

        Часто ответ на вопрос «Кем работают твои родители?» вызывает у ребят затруднения. Не все дети знают, чем заняты их родители на работе и кем они работают. А некоторые стесняются профессии своих родителей. Необходимо дома поговорить со своими детьми. Чтобы каждый из вас рассказал о своей профессии, показал часть своего труда и объяснил детям пользу его для людей.         

        Разобрать пословицу «Не место красит человека, а человек место». Вся эта работа поможет повысить авторитет мам и пап в семье, воспитать уважительное отношение к людям труда.

        6.Выводы, рекомендации

        1. Определить детям постоянные трудовые обязанности, которые будут им по силам.

        2.Не прибегать к наказанию трудом.

        3.Приучать детей к бережливости, учить оценивать и свой, и чужой труд.

        4.Воспитывать у детей уважение к любому труду, необходимому людям.
Спасибо всем за сотрудничество и за плодотворную работу и на память о нашей совместной работе, я хочу вам подарить буклеты и памятки с рекомендациями для родителей по трудовому воспитанию детей в семье.        
        

        Памятки по трудовому воспитанию детей в семье

        Каких ошибок необходимо избегать родителям, приучая детей к труду?
        1. Родители часто отстраняют детей от домашней работы, предпочитая все сделать самим. Объясняют они это тем, что ребенок работает медленно и не всегда хорошо справляется с полученным заданием.  

        2. В семье, где не налажен режим дня, снижаются и возможности трудового воспитания. Жизнь у ребенка протекает беспорядочно, он переутомляется, перевозбуждается, и ему уже не до выполнения трудовых поручений.

        3. Труд должен быть в радость, а некоторые родители могут наказать и нашлепать ребенка, если он не хочет чего-то делать.

        4. Надо учитывать, что ребенок не всегда готов выполнить трудовое задание, особенно если он занят какой-то интересной игрой. В таком случае может сложиться отрицательная реакция на предложение взрослого выполнить работу.

        5. Некоторые родители не контролируют выполнение того или иного поручения, они не видят ни недостатков, ни успехов малыша. Это снижает воспитательное значение такого трудового поручения.

        6. Часто родители устраняются от трудового воспитания своих детей, перекладывая это на детский сад и школу. Они ошибаются. Педагогам трудно привить ребёнку трудолюбие, если такая работа не ведется в семье.

        Необходимо помнить: для того, чтобы привить детям какую-то полезную привычку, в первую очередь, необходимо самим быть для них примером.         Помните простые правила семейной педагогики
        • Никогда не давать себе распускаться, ворчать, ругаться, бранить друг друга и ребенка.

        • Забывать плохое сразу, помнить хорошее всегда.

        • Подчеркивать в поведении детей не плохие, а хорошие стороны, активнее поддерживать желание стать лучше.

        • Хорошо воспитывать на положительном, вовлекать детей в полезную деятельность.

        • Не давать возможности ребенку проявлять плохое, почаще говорить: «Так взрослые люди себя не ведут!», «Вот этого я никак от тебя не мог ожидать!»

        • Показывать ребенку, какой вред он наносит себе и другим своими отрицательными поступками.

        • Разговаривать с ним целесообразно как со взрослым: серьезно, уважительно, глубоко мотивированно.

        

        Советы по организации трудового воспитания детей в семье
        • Учитывать особую значимость непосредственного воздействия личного примера взрослых на формирование нравственно-трудовых качеств ребенка;
        • Воспитывать у детей привычку к постоянной занятости;

        • Формировать у детей устойчивое эмоционально-положительное отношение к труду, желание трудиться по внутреннему побуждению, проявляя инициативу, оказывая конкретную посильную помощь взрослым;

        • Уделять внимание воспитанию у детей гуманных чувств и положительных взаимоотношений;

        • Воспитывать у детей бережное отношение к результатам труда, уважение к труду взрослых;

        • Приучать экономно расходовать материалы;

        • Обеспечивать систематическое и равномерное участие детей в разных видах труда, выявлять и максимально учитывать интересы и склонности детей, развивать их творческую активность;

        • Необходимо помнить, что, выполняя ту или иную задачу, каждый ребенок должен затрачивать определенные усилия в соответствии с его возможностями; Постоянная недостаточная нагрузка ведет к приучению ребенка трудиться без напряжения, искажает его представления о труде;

        • Надо учитывать физические возможности, состояние здоровья и индивидуальные особенности ребёнка;

        • Обеспечивать детям четкий и грамотный показ приемов работы;

        • Особое внимание важно уделять воспитанию уважения к людям различных профессий и формированию интереса к разным видам труда.

        • Необходимо чаще подчеркивать значение труда в жизни людей, его коллективных характер, общественно значимые мотивы труда;

        Анкетирование.

        Для детей:

        1. Помогаешь ли ты дома?

        2. Есть ли у тебя постоянные поручения по дому? Какие?

        3. Охотно ли ты их выполняешь?

        4. Поощряют ли тебя за это родители?

        5. Наказывают ли тебя за невыполнение поручения? Как?

         Для родителей:

        «Трудовая деятельность ребенка» (Нужное подчеркнуть)

        1. Распределены ли трудовые обязанности по обслуживанию семьи? (Да, нет.)

        2. Имеет ли ребенок трудовые обязанности в семье? (Да, нет, постоянные, эпизодические, не имеет)

        3. Как относится к их выполнению ребенок? (Выполняет охотно, пассивен, уклоняется).

        4. Поощряете ли ребенка за выполнение трудовых поручений. (Да, нет, иногда)

        5. Наказываете ли за невыполнение? (Да, нет, иногда)

        6. Привлекаете ли ребенка к совместной работе? (Да, нет, иногда)

        7. Есть ли в семье разногласия во взглядах на трудовое воспитание ребенка?

        Разбор ситуаций

        * Вы поручили своему ребенку поливать комнатные растения, а где-то через недельку обнаружили, что ваши зеленые друзья находятся в плачевном состоянии. И, в сердцах выругав ребенка, а то и шлепнув его, вы решаете уже самостоятельно следить за столь милыми вашему сердцу геранью и фикусами. Ваши действия?

         * В обед вы, опаздывая на работу, попросили вашу дочь вымыть посуду. А вернувшись домой, обнаружили, что хотя посуда и вымыта, но, к сожалению, так, что «перемыв» ее неизбежен. И в сердцах бросили: «Такую мелочь тебе доверила, а ты и этого не смогла сделать!»

         * В восторге от того, что ваш ребенок довольно охотно выполняет текущую уборку квартиры - подметает пол, вытирает пыль, вы заодно поручаете ему еще с десяток таких жe несложных (с вашей точки зрения) поручений. А через неделю с изумлением обнаруживаете мусор на полу и пыль по всем углам. Новые же ваши поручения находятся в положении « не покладая рук».

        * Во время подготовки к приему гостей вы поручили своему сыну начистить картошку для салата. Все остальные компоненты уже готовы, и вы с нарастающим нетерпением начинаете посматривать на пыхтящего с ножом в руках ребенка, а в конце концов, не выдержав, отбираете у него «инструмент и материал».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Аналитическая справка. Анкетирование родителей на тему :"Воспитание трудолюбия в семье".

Аналитическая справка по анкетированию на тему :"Воспитание трудолюбия в семье"....

Консультация для родителей «Воспитание трудолюбия в семье у детей дошкольного возраста»

Детский труд должен сменяться отдыхом. Быть посильным ребенку, ненавязчивым!...

статья "Воспитание трудолюбия в семье"

Рекомендации для родителей...

Родительское собрание: «Воспитание трудолюбия в семье. Как воспитать себе помощника?

обсудить с родителями проблему трудового воспитания в семье....

АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «О ВОСПИТАНИИ ТРУДОЛЮБИЯ В СЕМЬЕ»

АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ«О ВОСПИТАНИИ ТРУДОЛЮБИЯ В СЕМЬЕ»...

Анкета для родителей "О воспитании трудолюбия в семье"

Кажды родитель хочет, чтобы их ребенок вырос трудолюбивыми и ответственными. Трудолюбие это одно из условий успешной жизни. Воспитание трудолюбия у ребенка – это сложная и многопланова...