Программа социального партнерства с семьей «Рядом, вместе, сообща» (подготовительная к школе группа)
методическая разработка (подготовительная группа) на тему

Гаврилова Лариса Алексеевна

В настоящее время педагогическая наука и практика все чаще заявляют о проблемах общественного воспитания и незаменимости семейного воспитания, о том, что действенность и сила семьи несопоставима ни с каким, даже высококвалифицированным воспитанием в детском саду, и в последующем в школе. Для ребенка первым кругом общения остается семья.

         Потенциальные возможности семьи, ее жизнедеятельность, ценностные ориентации и социальные установки, отношение к образованию и воспитанию детей претерпевают в последние годы серьезные изменения. Педагоги и психологи отмечают снижение воспитательного потенциала семьи в современном социуме и, соответственно, изменение ее роли в процессе первичной социализации детей.

         Театральное искусство близко и понятно, как детям, так и взрослым, прежде всего потому, что в основе его лежит игра. Театрализованные игры – одно из ярких эмоциональных средств, формирующих художественный вкус детей. Кинорежиссер Г. Н. Рошаль писал: «…всякая детская игра – это всегда мир иллюзий. В этом мире иллюзий ребенок никогда не теряет своего реального „я“. В своей игре он похож на актера (недаром искусство актера называют игрой). Детская игра может быть названа театральной, а иллюзии детской игры – театральной иллюзией».

     В игре ребенок не только получает информацию об окружающем мире, законах общества, красоте человеческих отношений, но и учится жить в этом мире, строить взаимоотношения с окружающими, а это, в свою очередь, требует творческой активности личности, умения держать себя в обществе. Вся жизнь ребенка насыщена игрой.

       Каждый ребенок хочет сыграть свою роль в игре. Но как научить малыша играть, брать на себя роль и действовать? Этому поможет семейный театр в детском саду.

       Театр занимает особое место в организации семейного досуга. Благодаря театру семья приобретает опыт совместных переживаний, укрепляются детско-взрослые и супружеские отношения; у взрослых развиваются адекватное восприятие, оценка и понимание действий ребенка. Театр дает родителям возможность подарить ребенку мир прекрасного, обогатить его жизнь добрыми впечатлениями, а себе при этом вернуть детское, первозданное открытие этого мира.

     Семейный театр в детском саду ориентирован на развитие взаимодействия детского сада с семьей дошкольника, открывающего новые возможности для совместного творчества; повышение уровня эстетического развития детей и взрослых (родителей и педагогов) средствами театрального искусства; приобщение к театральному искусству, имеющему большую воспитательную и образовательную ценность в семейных взаимоотношениях; содействие формированию основ семейной театральной культуры, воссозданию и творческому развитию домашнего театра в современных условиях; помощь родителям в осмыслении воспитательного потенциала театральной культуры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 17.rabota_s_roditelyami1_internet.doc256.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 1 «Берёзка»

Программа

социального партнерства с семьей 

«Рядом, вместе, сообща»

(подготовительная к школе группа)

                                                                                                                 Автор:

                                                                                                           воспитатель

                                                                                                                    первой квалификационной категории

                                                                                                           Гаврилова Лариса Алексеевна

                                                                 

р.п. Вача

2018г.                                                           

     Содержание

Введение                                                                                                                                         ….4

I.  Основная часть

1.1. Теоретическое и аналитическое обоснование   значимости социального партнерства с семьей                                                                                                                                              ... 4      

1.2. Концептуальные основы и теоретическое обоснование Программы   социального партнерства «Рядом, вместе, сообща».                                                                                       ...6        

1.3. Нормативно - правовое обеспечение реализации Программы социального партнерства «Рядом, вместе, сообща».                                                                                                              ...7        

1.4. Цели и задачи Программы социального партнерства «Рядом, вместе, сообща».             ...7  

 II. Практическая часть

     2.1. Механизм реализации Программы социального партнерства «Рядом, вместе, сообща»   ..9  

     2.2. Активные формы совместной деятельности педагогов, родителей, детей                                   ..10

    2.3. План реализации Программы социального партнерства «Рядом, вместе, сообща».        ...10            

       2.3.1. Проект «Дружная компания» (семейный театр).                                                                 ...10      

     Перечень используемой литературы                                                                                         ....15

  - Чуткость, восприимчивость к красоте в детские годы несравненно глубже, чем в поздние периоды развития личности. Потребность в красивом утверждает моральную красоту, рождая непримиримость ко всему пошлому, уродливому.

В. А. Сухомлинский.

 Введение

         Художественное образование в Российской Федерации нацелено на обеспечение реализации нравственного потенциала искусства как средства формирования и развития этических принципов и идеалов личности; использование возможности искусства, художественно-творческой деятельности в целях коррекционной работы, психофизического оздоровления детей; выявление художественно одаренных детей и обеспечение соответствующих условий для их образования и творчества.

         Нравственно-эстетическое воспитание средствами театрального искусства способствует ознакомлению детей с его выразительным языком, закладывающим основу для формирования навыков восприятия, понимания и истолкования действий, из которых складываются нравственные основы, представления, поступки человека. Основоположник театральной педагогики К.С. Станиславский создал систему, основанную на принципах гуманизации, эстетизации творчества, совокупности взглядов по вопросам теории театра, творческого метода, приемов актерской и режиссерской техники.

         Детство проходит в мире ролевых игр, помогающих ребенку освоить правила и законы взрослых. Игры можно рассматривать как импровизированные театральные постановки, в которых кукла или сам ребенок имеет свои реквизит, игрушки, мебель, одежду и т.д. Ребенку предоставляется возможность побывать в роли актера, и каждый ребенок играет свою роль по-своему.

         Поэтому особое значение нужно уделять игровой деятельности, театрализованным играм, всем видам детского театра, что, безусловно, поможет сформировать правильную модель поведения в современном мире, повысить культуру ребенка, познакомить его с детской литературой, музыкой, изобразительным искусством, правилами этикета, обрядами, традициями. Любовь к театру становится не только ярким воспоминанием ребенка, но и ощущением праздника, проведенного вместе со сверстниками, родителями и педагогами.

         Театрализованная деятельность — возможность раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитания творческой направленности личности. Дети учатся замечать в окружающем мире интересные идеи, воплощать их, создавать свой художественный образ персонажа, у них развиваются творческое воображение, ассоциативное мышление, умение видеть необычное в обыденном.

         Коллективная же театрализованная деятельность направлена на целостное воздействие на личность ребенка, его раскрепощение, самостоятельное творчество, развитие ведущих психических процессов; способствует самопознанию и самовыражению личности; создает условия для социализации, усиливая адаптационные способности, корректирует коммуникативные отклонения; помогает осознанию чувства удовлетворения, радости, успешности.

I.  Основная часть

1.1. Теоретическое и аналитическое обоснование   значимости социального партнерства с семьей 

          В последние десятилетия происходит осознание того, что формы поведения и мышления людей в современном обществе изменяются. На передний план исследований выдвигаются такие аспекты общения, как коммуникативное поведение, культура общения и понимания, а также ряд теоретических и практических вопросов, в которых коммуникативные навыки человека приобретает особую значимость.

         Маленький ребенок становится человеком только в общении со взрослыми и сверстниками. Через общение он проходит инкультурацию и социализацию, становится представителем своего народа и культуры, а также учится соотносить свое поведение с действиями других людей, образуя вместе с ними единый общественный организм-социум. В процессах социально-культурного взаимодействия приобретают свою устойчивую форму нормы, ценности и институты той или иной культуры. Именно общение во всех своих формах, видах, типах наиболее полно раскрывает специфику человеческого общества.

         Актуальность формирования коммуникативных навыков дошкольников на педагогическом уровне определяется социальным заказом общества - формированием социально развитой личности ребенка. Достаточный уровень сформированности коммуникативных навыков, являясь одной из необходимых составляющих готовности ребенка к обучению, обеспечивает ему возможность успешного освоения школьной программы.

         Театрализованная игра - деятельность необыкновенно эмоционально насыщенная, что делает ее привлекательной для детей и приносящей ребенку радость. Будучи по своему характеру синкретической деятельностью, театрализованная игра наиболее достаточно полно охватывает личность ребенка и отвечает специфике развития его психических процессов. Все это говорит об ее широком развивающем потенциале, который позволяет использовать театрализованную деятельность в образовательном и воспитательном процессе.

         Использование театрализованной деятельности в формировании коммуникативных навыков дошкольников является, на наш взгляд, одним из решений этой проблемы.    

         Когда речь заходит о детском театре, у большинства людей сразу возникают ассоциации с кукольным театром: красивое здание, гулкое фойе, затемненный зрительный зал, ярко освещенная сцена и чудесные куклы – герои сказочных историй. Однако ограничивать тему театра одними только куклами и актерами на сцене не совсем правильно.  Театр как неотъемлемая часть культуры – это узкое понятие, хотя и самое привычное.

         Театрализованные игры – наиболее распространённая форма организации детского досуга в группе. Детские спектакли с помощью разных видов театра пользуются заслуженной любовью детей и приносят огромное удовольствие организаторам постановок. Кукла или игрушка сама по себе очень близка детскому восприятию, ведь с этой игрушкой они знакомы с самого раннего детства, поэтому и воспринимают её как близкого друга. А если этот до сих пор безмолвный друг неожиданно оживает у них на глазах, сам рассказывает истории, поёт, смеётся и плачет – это зрелище превращается для них в настоящий праздник.

         Однако нельзя рассматривать театр только как развлечение. Очень важно его воспитательное и познавательное значение. В дошкольный период у ребёнка начинают формироваться отношение к окружающему, характер, интересы. Именно в этом возрасте очень полезно показывать детям примеры дружбы, доброты, правдивости, трудолюбия.

         Театр – искусство синтетическое, он воздействует на маленьких зрителей целым комплексом художественных средств. Поэтому необходимо в подготовительной к школе группе пополнить и разнообразить содержание центра «Театр» разными видами театра, т.к. при показе спектаклей разными видами театра применяются и художественное слово, и наглядный образ – кукла, игрушка и декоративное оформление, и музыка – песня, музыкальное сопровождение. Умелое использование разных видов театра оказывает большую помощь в повседневной работе воспитателя по умственному, нравственному, эстетическому воспитанию дошкольников.

         Роль разных видов театра и театрализованных игр в развитии ребёнка-дошкольника невозможно переоценить. Прежде всего, театрализованные игры помогают установить контакт с ребёнком, если он «закрепощён», эмоционально «зажат», боится незнакомых людей. Активно взаимодействуя в театрализованных играх, ребёнок постепенно становится более открытым, смелым в прямых контактах с окружающим миром, с людьми. Это позволяет ребёнку-дошкольнику наиболее безболезненно пройти период адаптации к школе, новым педагогам, учебным программам, а зачастую, и к новому детскому коллективу.

         Дети шестого и седьмого года жизни уже, как правило, знают и любят театрализованные игры, с большим желанием участвуют в инсценировках. Перед педагогом стоит задача побуждать дошкольников к самостоятельным театрализованным играм, к драматизации знакомых литературных произведений.                

         Спектакли с участием разных видов театра займут определённое место в системе работы воспитателя с детьми и родителями при условии:

- наличия и развития представлений и интереса детей к различным видам театра;

- овладения детьми правилами и приёмами театрализованных игр;

- серьёзного, искреннего, эмоционально – положительного отношения родителей к играм детей в театр.

         Противоречия между:

- социальным заказом общества на выполнение образованием функций, связанных с формированием коммуникативно-развитой личности дошкольника, способной к полному взаимодействию с окружающим, с одной стороны, и недостаточными возможностями образовательных структур к их реализации в ОУ, с другой;

- потенциальными возможностями театрализованной деятельности в формировании коммуникативных навыков дошкольников и недостаточным использованием ее возможностей в решении данной проблемы; наличием несистематизированного практического опыта по формированию коммуникативных навыков дошкольников в театрализованной деятельности и отсутствием теоретических оснований построения педагогического процесса.

Проблема: Малы возможности семейного и разных видов театра как средства развития воспитательного потенциала семьи дошкольника.

         Ориентиры:

• формирование познавательной, социальной мотивации ребенка к развитию, самореализации;

• развитие игрового поведения, умения общаться со сверстниками и взрослыми в любых жизненных ситуациях;

• развитие дыхания и свободы речевого аппарата, умение владеть правильной артикуляцией, четкой дикцией, разнообразной интонацией, логикой речи;

• развитие эстетического чувства;

• формирование способности творчески относиться к любому делу;

• овладение детьми элементарными знаниями и понятиями, профессиональной терминологией театрального искусства;

• вовлечение в процесс постановки недостаточно активных детей, помогая им преодолевать застенчивость и скованность.

1.2. Концептуальные основы и теоретическое обоснование Программы социального партнерства с семьей «Рядом, вместе, сообща» 

Проблемы семьи, внутрисемейных взаимоотношений всегда находились в сфере интересов философов, психологов, социологов, педагогов.

В процессе исторического развития семьи и общества, отношение к семье постоянно изменялось под воздействием господствующего в данном обществе способа производства, образа жизни, общественных отношений, системы ценностей (И.В. Бестужев-Лада, И.С.Кон, А.Г. Харчев и др.).

Социально-экономические преобразования в стране в конце XX - начале XXI в., повлекшие за собой изменение привычного уклада жизни и нравственно-ценностных ориентаций, не могли не отразиться на семье.

Современная семья переживает глубокий кризис: разрушены нравственные представления о браке и семье, повреждены устои семьи, утрачено традиционное восприятие родительства и детства (А.И. Антонов, И.В. Бестужев-Лада А.Б.Орлов, B.C. Собкин, В.К. Шабельников). Деформация коснулась и сферы семейного воспитания: утратилось его традиционное понимание, прервалась преемственность педагогической традиции в семье, родители некомпетентны в вопросах приоритетов развития и воспитания в разные периоды детства, утрата родителями традиционных нравственных ориентиров не позволяет семье удержать юных от порока. Представители старшего поколения, вырастившие своих детей в яслях и детском саду, не всегда готовы к выполнению социальных ролей бабушек и дедушек, не владеют традиционными приемами воспитания детей, не способны помогать детям и внукам мудрым наставничеством и сердечным участием.

Ребенок стал чужим и непонятным для большинства взрослых, равнодушных к нему. Проявляя повышенную заботу об одежде, питании, развлечениях детей, взрослые не реализуют с ними возможности общения, не говоря уже о диалоге, в результате чего формируется неадекватная самооценка детей, приводящая впоследствии к их духовному краху, одиночеству, цинизму, неприятию мира (А.И Антонов, Л.М Семенюк, Д.И Фельдштейн).

Следствием кризиса семьи являются, по мнению И.В. Бестужева-Лады, А.Б.Орлова, Д.И. Фельдштейна и др. многочисленные проблемы детства: ухудшение состояния здоровья, эмоционально-волевого развития и поведения, спровоцированное в т.ч. нарушением внутрисемейных родительских и детско-родительских отношений, нарушение процессов формирования нравственнойсферы (дошкольники с трудом усваивают систему нравственных эталонов), эстетическая неразвитость и т.д.

В настоящее время педагогическая наука и практика все чаще заявляют о проблемах общественного воспитания и незаменимости семейного воспитания, о том, что действенность и сила семьи несопоставима ни с каким, даже высоко квалифицированным воспитанием в детском саду, а в последующем в школе. Для ребенка первым кругом общения остается семья. Родители - первейшие воспитатели детей, это неизбежная реальность. Они необходимы ребенку для конструирования своего «Я», его социальности и как гражданина сегодняшнего и завтрашнего дня (К. Рой, Ж.-Ф. Шало).

Выход из сложившейся кризисной ситуации педагоги и психологи видят в содействии укреплению семьи, развитию ее воспитательного потенциала посредством: восстановления в общественном сознании традиционной ценности брака, семьи, престижа материнства и отцовства, возрождении отечественной культурно-исторической и религиозной традиций, творческого воссоздания в современных условиях традиционного уклада жизни общества и семьи, формирования в государстве системы социально-педагогической и духовно-нравственной поддержки семейного воспитания (И.В.Бестужев-Лада, И.В. Добряков, Г.Г. Лидере, Г.Г.Кравцов, Р.В.Овчарова, И.А.Хоменко, Г.Г.Филиппова, В.К.Шабельников и др.); а также перехода от традиционных к новым принципам образования и воспитания в семье - равенства, диалогизма, сосуществования, соразвития, свободы, единства и принятия (А.Б. Орлов).

Воспитание в российской семье исторически основывалось на традиционных формах семейного уклада: жизни семьи в соответствии с годовым кругом традиционных праздников, общей трудовой жизни семьи, ответственном отношении к воспитанию малолетних и уходу за престарелыми членами семьи, использовании в воспитании народного художественного творчества, совместной продуктивной деятельности и пр. (Г.Н. Волков, Е.С. Бабунова, Г.И. Батурина, Г.Ф. Кузина и др.).

A.C. Макаренко писал, что семья является первичным коллективом, где все являются полноправными членами со своими функциями и обязанностями, в том числе и ребенок.

Противоречия между:

1) осознаваемой воспитателем группы необходимостью развития воспитательного потенциала семьи и теоретической неразработанностью путей и средств решения проблемы;

2) сохраняющимися традиционными формами и методами взаимодействия ОУ с семьей и необходимостью освоения педагогами новых форм, методов, а также технологий развития взаимодействия через разные виды театра;

3) потребностью творческого воссоздания в современных условиях традиций домашнего театра и невниманием педагогов к театру в группе как развивающему воспитательный потенциал семьи средству и форме взаимодействия детского сада с семьей.

1.3. Нормативно - правовое обеспечение реализации Программы социального партнерства    с семьей «Рядом, вместе, сообща»                                                   

         Профессионализм и постоянный творческий поиск позволяет активно внедрять современный вариативный комплект инновационных программ, технологий и методик, направленный на творческое развитие дошкольников. Сочетание программы «От рождения до школы» с рядом парциальных программ:

  •  «Камертон» (Э.П.Костина)
  • «Развитие речи» (О.С.Ушакова)
  • «Я, ты, мы» (Р.Б.Стёркина, О.Л.Князева)

а также собственные разработки:

  • Программа развития «Девчонки и мальчишки, а также их родители» (Е. Алясева, О. Верещагина)
  •  Авторская программа «Дети и этикет» (одобренная научно-методическим экспертным советом Нижегородского института развития образования от 17 июня 2008г. № 141)
  • Основная образовательная программа ДО МБДОУ детского сада №1 «Березка» «Радость детства» (приказ ДОУ № 83 от 01.10.2011г.)

    Программа социального партнерства с семьей «Рядом, месте, сообща» разработана в соответствии со следующими нормативными документами:

  • С Федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного образования (ФГОС ДО - Приказ № 1155 от 17 октября 2013 года).
  • С Конвенцией о правах ребёнка (от 20 ноября 1989г.);
  • С Конституцией РФ (1993г.);
  • С Семейным Кодексом РФ от 08.12.1995г. №223-ФЗ с изменениями, внесёнными от 02.01.2000г. №32-ФЗ;
  • Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. N 1014 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования";
  • С Требованиями СанПиНа 2.4.1.3049-13, утверждённые Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013г.  № 26;
  •  Уставом МБДОУ (дата регистрации 15.08.2011г.  № 605-р) и локальными актами;
  • С социальным заказом.

         Программа социального партнерства с семьей является «открытой» и предусматривает вариативность, интеграцию, изменения и дополнения по мере профессиональной необходимости.

1.4. Цели и задачи Программы социального партнерства с семьей «Рядом, вместе, сообща» 

         Цель: Развернуть социальное партнерство с семьей, направленное на достижения ребенка средствами семейного и разных видов театра.

Объект исследования - воспитательный потенциал семьи дошкольника.

Предмет исследования - процесс развития воспитательного потенциала семьи средствами семейного и разных видов театра.

Гипотеза: семейный театр и разные виды театра способны стать средством развития воспитательного потенциала семьи, если:

- организация семейного и разных видов театра в группе основаны на принципах доверия, сотворчества, взаимопонимания и принятия;

- в качестве «пускового механизма» развития воспитательного потенциала средствами семейного и разных видов театра выступают обогащенная предметно-развивающая среда, обеспечивающая успешное введение всех участников в театральную культуру.

       Основные принципы ДО в соответствии с ФГОС ДО (1.4.):

  • сотрудничество Организации с семьей;
  • сотрудничество Организации с семьей.

        Принципы:

  • открытость детского сада для семьи

         Позитивный настрой на общение является тем самым прочным фундаментом, на котором строится вся работа педагогов группы с родителями. В общении воспитателя с родителями не уместны категоричность, требовательный тон. Ведь любая прекрасно выстроенная модель взаимодействия с семьей останется «моделью на бумаге». Педагог общается с родителями ежедневно, и именно от него зависит, каким будет отношение семьи к детскому саду в целом. Ежедневное доброжелательное взаимодействие педагогов с родителями, значит гораздо больше, чем отдельное хорошо проведенное мероприятие.

  • сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей

         Современные мамы и папы в большинстве своем люди грамотные, осведомленные и, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать своих собственных детей. Поэтому позиция наставления и простой пропаганды педагогических знаний сегодня вряд ли принесет положительные результаты. Гораздо эффективнее будут создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях.

  • создание единой развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к развитию личности в семье и детском коллективе;
  • индивидуальный подход

         Он необходим не только в работе с детьми, но и в работе с родителями. Воспитатель, общаясь с родителями, должен чувствовать ситуацию, настроение мамы или папы. Здесь и пригодится человеческое и педагогическое умение воспитателя успокоить родителя, посочувствовать и вместе подумать, как помочь ребенку в той или иной ситуации.

  • динамичность

         Детский сад сегодня должен находиться в режиме развития, а не функционирования, представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого должны меняться формы и направления работы детского сада с семьей.

  • наглядность и доступность

 Этот принцип основан на том, что театрализованные игры близки и понятны ребенку, так как неразрывно связаны с игрой;

  • свобода и самостоятельность, позволяющие ребенку самому выбирать роль в действии и определять свое отношение к этой роли;
  • сочетания, позволяющий использовать коллективные и индивидуальные формы и способы работы, дающие возможность развития творческой личности ребенка в игровой деятельности совместно с родителями;
  • системность и последовательность, которые реализуются в том, что занятия проводятся в рамках дополнительного образования с детьми и семейного театра дома.

         Аспекты образовательной среды для ребенка дошкольного возраста по ООП «Радость детства» в соответствии с ФГОС ДО (2.8.) отражают:

  • характер взаимодействия со взрослыми;
  • система отношений ребенка к миру, к другим людям, к себе самому.

         Психолого-педагогические условия по ООП «Радость детства» в соответствии с ФГОС ДО (3.2.1.):

  • вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность.

         Условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей в соответствии с ФГОС ДО (3.2.5.)

предполагают:

  • взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.

         Условия в целях эффективной реализации ООП «Радость детства» в соответствии с ФГОС ДО (3.2.6.):

  • консультативной поддержки родителей (законных представителей) по вопросам образования.

         Задачи в соответствии с ФГОС ДО (1.6.):

  • Формирования общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности;
  • Обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

Задачи:

1) Проанализировать состояние проблемы развития воспитательного потенциала семьи средствами разных видов театра.

        2) Совершенствовать стиль партнёрских отношений.

       3) Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей.

       4) Создать особые условия для благоприятного климата социального партнерства с родителями.

       5) Разработать и апробировать технологию развития воспитательного потенциала семьи дошкольника средствами семейного и разных видов театра, выявить ее развивающий эффект.

       6) Реализовать единый подход к воспитанию и обучению детей в семье и детском саду на основе ФГОС ДО

Предполагаемый результат

         1. Развитие в ребенке творческих задатков, стимулирование развития психических процессов, совершенствование формирование творческой активности; объединение семей, сокращение духовной пропасти между взрослыми и детьми.

        2. Создание семейного театра и разных видов театра в ОУ поможет стать связующим звеном между детским садом и семьей, средством воспитания детей и взрослых, гармонизации детско-взрослых отношений.

        3. Совершенствование работы педагога пройдет через повышение собственной профессиональной компетентности и создание положительного эмоционального микроклимата взаимодействия с родителями.

II. Практическая часть

2.1. Механизм реализации Программы социального партнерства с семьей «Рядом, вместе, сообща» 

         Для обеспечения оптимального баланса совместной и самостоятельной игровой деятельности для театрализованных игр детей в подготовительной группе необходимо оборудовать театральную зону или центр «Театр», а также «тихий уголок», в котором ребенок может побыть один, посмотреть иллюстрации к произведению, вспомнить содержание своей роли. В целях реализации индивидуальных интересов предметно-пространственная среда обеспечит право и свободу выбора. Поэтому в зоне игровой деятельности для театрализованных игр необходимо широко представить разные виды театра, ширму для показа, маски, детские рисунки, природный и бросовый материал, отрезы ткани и костюмы для ряженья, а также зона отвечает интересам, как мальчиков, так и девочек. Поэтому при построении предметно-пространственной среды в группе учитываются особенности эмоциональной личности ребенка, индивидуальные предпочтения и потребности; любознательность, исследовательский интерес и творческие способности и поло-ролевые особенности.

Возрастные особенности развития детей 6-7 лет (подготовительная к школе группа)

         В сюжетно-ролевых играх дети подготовительной к школе группы начинают осваивать сложные взаимодействия людей, отражающие характерные значимые жизненные ситуации, например, свадьбу, рождение ребенка, болезнь, трудоустройство и т. д.

         Игровые действия детей становятся более сложными, обретают особый смысл, который не всегда открывается взрослому. Игровое пространство усложняется. В нем может быть несколько центров, каждый из которых поддерживает свою сюжетную линию. При этом дети способны отслеживать поведение партнеров по всему игровому пространству и менять свое поведение в зависимости от места в нем. Так, ребенок уже обращается к продавцу не просто как покупатель, а как покупатель-мама или покупатель-шофер и т. п. Исполнение роли акцентируется не только самой ролью, но и тем, в какой части игрового пространства эта роль воспроизводится. Например, исполняя роль водителя автобуса, ребенок командует пассажирами и подчиняется инспектору ГИБДД. Если логика игры требует появления новой роли, то ребенок может по ходу игры взять на себя новую роль, сохранив при этом роль, взятую ранее. Дети могут комментировать исполнение роли тем или иным участником игры.

         Продолжают развиваться навыки обобщения и рассуждения, но они в значительной степени ограничиваются наглядными признаками ситуации.

         Продолжает развиваться воображение, однако часто приходится констатировать снижение развития воображения в этом возрасте в сравнении со старшей группой. Это можно объяснить различными влияниями, в том числе и средств массовой информации, приводящими к стереотипности детских образов.

         Продолжает развиваться внимание дошкольников, оно становится произвольным. В некоторых видах деятельности время произвольного сосредоточения достигает 30 минут.

         У дошкольников продолжает развиваться речь: ее звуковая сторона, грамматический строй, лексика.      

         Развивается связная речь. В высказываниях детей отражаются как расширяющийся словарь, так и характер обобщений, формирующихся в этом возрасте. Дети начинают активно употреблять обобщающие существительные, синонимы, антонимы, прилагательные и т. д. В результате правильно организованной образовательной работы у детей развиваются диалогическая и некоторые виды монологической речи.

         В подготовительной к школе группе завершается дошкольный возраст.

         Его основные достижения связаны с освоением мира вещей как предметов человеческой культуры; освоением форм позитивного общения с людьми; развитием половой идентификации, формированием позиции школьника.

         К концу дошкольного возраста ребенок обладает высоким уровнем познавательного и личностного развития, что позволяет ему в дальнейшем успешно учиться в школе.

Значение театра для всестороннего развития ребенка и организации семейного досуга

Понимая огромное значение театра для всестороннего развития ребенка, мы стремимся к тому, чтобы игрушка, кукла стала для ребенка мостиком, соединяющим игру с творчеством. «Детям, пока они еще не совсем ушли из сферы игр и игрушек и полны творческой динамики, надо что-то переходное, ведущее их от игры к театру, так, чтобы последний являлся естественным следствием первой. К театру, как к таковому, как к "очень сильно действующему средству", необходимо подходить очень постепенно, чтобы не повредить нежных и оригинальных ростков детства: а повредить трафаретом изжитых уже переживаний взрослых весьма легко» Н. Батрам.

         Театральное искусство близко и понятно, как детям, так и взрослым, прежде всего потому, что в основе его лежит игра.

         Каждый ребенок хочет сыграть свою роль в игре. Но как научить малыша играть, брать на себя роль и действовать? Этому может помочь семейный театр в детском саду.

         Театр занимает особое место в организации семейного досуга. Благодаря театру семья приобретает опыт совместных переживаний, укрепляются детско-взрослые и супружеские отношения; у взрослых развиваются адекватное восприятие, оценка и понимание действий ребенка. Театр дает родителям возможность подарить ребенку мир прекрасного, обогатить его жизнь добрыми впечатлениями, а себе при этом вернуть детское, первозданное открытие этого мира.

         Семейный театр в детском саду – особая конструктивная форма взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей, объединяющая семьи с детьми дошкольного возраста в целях развития воспитательного потенциала семьи при поддержке педагогов; способствующая взаимодействию детского сада, учреждений культуры с семьей, приобщению взрослых и детей к театральному искусству, имеющему большую воспитательную и образовательную ценность в семейных взаимоотношениях, познанию истории и культуры Родины.

         В процессе совместной детско-взрослой театральной деятельности устанавливаются тесные отношения между родителями (и другими родственниками воспитанников) и педагогами ОУ.

         Вывод: В благотворном влиянии театрализованных игр и семейного театра на детей дошкольного возраста убедится каждый, кто будет заниматься этим радостным и полезным делом.

2.2. Активные формы совместной деятельности педагогов, родителей, детей

В последнее время наметились новые, перспективные формы сотрудничества, которые предполагают подключение родителей к активному участию, как в педагогическом процессе, так и в жизни детского сада. В нашей группе мы используем разнообразные современные формы работы с родителями.

         Совместная деятельность воспитывающих взрослых может быть организована в разнообразных традиционных и инновационных формах (акции, ассамблеи, вечера музыки и поэзии, посещения семьями программных мероприятий семейного абонемента, семейные гостиные, фестивали, семейные клубы, вечера вопросов и ответов, салоны, студии, праздники (в том числе семейные), прогулки, экскурсии, проектная деятельность, семейный театр).

         Семейный театр. На протяжении всей истории общественного дошкольного воспитания театральная деятельность развивалась без учета семейного опыта. Развитие партнерских отношений с семьей открывает новые возможности для развития театрализованной деятельности детей и взрослых в форме семейного театра. Семейный театр в детском саду как творческое объединение нескольких семей и педагогов (воспитателей, музыкального руководителя).

         Проектная деятельность. Все большую актуальность приобретает такая форма совместной деятельности, как проекты. Они меняют роль воспитывающих взрослых в управлении детским садом, в развитии партнерских отношений, помогают им научиться работать в «команде», овладеть способами коллективной мыслительной деятельности; освоить алгоритм создания проекта, отталкиваясь от потребностей ребенка; достичь позитивной открытости по отношению к коллегам, воспитанникам и родителям, к своей личности; объединить усилия педагогов, родителей и детей с целью реализации проекта. Идеями для проектирования могут стать любые предложения, направленные на улучшение отношений педагогов, детей и родителей, на развитие ответственности, инициативности

2.3. План реализации Программы социального партнерства с семьей «Рядом, вместе, сообща» 

         Особое внимание в системе работы в данном направлении уделяется взаимодействию с семьей. Родители совместно с детьми выбирают вид постановки (кукольный или пальчиковый, инсценировка или спектакль), готовят афиши, распространяют билеты, создают костюмы. Все это создает атмосферу доверия, взаимного уважения, обеспечивает целостное развитие личности ребенка и способствует повышению культурного уровня родителей и их компетентности в области воспитания.

         Очевидно, что в будущем не каждый ребенок станет художником или актером, но в любом деле ему помогут творческая активность и развитое воображение, которые не возникают сами по себе, а созревают в его деятельности.

         Интеграция образовательных областей позволяет синтезу различных видов искусства плавно проникнуть во все виды детской жизнедеятельности, обогащая и насыщая ее радостью созидания.

         Таким образом, система работы ОУ в рамках социального партнерства по творческому развитию детей включает в себя:

  • организацию предметно-развивающего пространства группы (центр «Театр», уголок ряженья и т.д.);
  • совместную деятельность взрослых и детей (музыкальной, художественной, литературной и театрализованной);
  • самостоятельную деятельность детей в специально созданных условиях (дополнительное образование детей «Театральных дел мастера»  и художественно-изобразительной деятельности);
  • взаимодействие с родителями (создание семейного театра).

Театрализованная игра - деятельность необыкновенно эмоционально насыщенная, что делает ее привлекательной для детей и приносящей ребенку радость. Будучи по своему характеру синкретической деятельностью, театрализованная игра наиболее достаточно полно охватывает личность ребенка и отвечает специфике развития его психических процессов. Все это говорит об ее широком развивающем потенциале, который позволяет использовать театрализованную деятельность в образовательном и воспитательном процессе.


2.3.1. Проект  «Наша дружная компания» (семейный театр)

Введите в мир искусства малыша,
И он узнает, как сказка хороша,
Проникнется и мудростью и добротой,
И с чувством сказочным пойдет он жизненной тропой.

                                            Г.Попова

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 1 «Берёзка»

                                                                                                                         

Проект

 «Наша дружная компания»

(родители и дети подготовительной к школе группы)

                                                                                                                    Автор:

                                                                                                              Воспитатель

                                                                                                                       первой квалификационной категории

                                                                                                              Гаврилова Лариса Алексеевна

                                                                 

р.п. Вача

2018г.

Бескорыстная любовь может явиться

только тогда, когда в любимом ребенке

видят прежде всего человека,

рожденного не для чьей-либо потехи,

а для самого себя, для собственного счастья,

для возможно полного выражения идеи

человеческой жизни, человека, которому

принадлежит будущее.

                                               В.Я. Стоюнин 

Введение

         В настоящее время педагогическая наука и практика все чаще заявляют о проблемах общественного воспитания и незаменимости семейного воспитания, о том, что действенность и сила семьи несопоставима ни с каким, даже высококвалифицированным воспитанием в детском саду, и в последующем в школе. Для ребенка первым кругом общения остается семья.

         Потенциальные возможности семьи, ее жизнедеятельность, ценностные ориентации и социальные установки, отношение к образованию и воспитанию детей претерпевают в последние годы серьезные изменения. Педагоги и психологи отмечают снижение воспитательного потенциала семьи в современном социуме и, соответственно, изменение ее роли в процессе первичной социализации детей.

         Театральное искусство близко и понятно, как детям, так и взрослым, прежде всего потому, что в основе его лежит игра. Театрализованные игры – одно из ярких эмоциональных средств, формирующих художественный вкус детей. Кинорежиссер Г. Н. Рошаль писал: «…всякая детская игра – это всегда мир иллюзий. В этом мире иллюзий ребенок никогда не теряет своего реального „я“. В своей игре он похож на актера (недаром искусство актера называют игрой). Детская игра может быть названа театральной, а иллюзии детской игры – театральной иллюзией».

     В игре ребенок не только получает информацию об окружающем мире, законах общества, красоте человеческих отношений, но и учится жить в этом мире, строить взаимоотношения с окружающими, а это, в свою очередь, требует творческой активности личности, умения держать себя в обществе. Вся жизнь ребенка насыщена игрой.

       Каждый ребенок хочет сыграть свою роль в игре. Но как научить малыша играть, брать на себя роль и действовать? Этому поможет семейный театр в детском саду.

       Театр занимает особое место в организации семейного досуга. Благодаря театру семья приобретает опыт совместных переживаний, укрепляются детско-взрослые и супружеские отношения; у взрослых развиваются адекватное восприятие, оценка и понимание действий ребенка. Театр дает родителям возможность подарить ребенку мир прекрасного, обогатить его жизнь добрыми впечатлениями, а себе при этом вернуть детское, первозданное открытие этого мира.

     Семейный театр в детском саду ориентирован на развитие взаимодействия детского сада с семьей дошкольника, открывающего новые возможности для совместного творчества; повышение уровня эстетического развития детей и взрослых (родителей и педагогов) средствами театрального искусства; приобщение к театральному искусству, имеющему большую воспитательную и образовательную ценность в семейных взаимоотношениях; содействие формированию основ семейной театральной культуры, воссозданию и творческому развитию домашнего театра в современных условиях; помощь родителям в осмыслении воспитательного потенциала театральной культуры.

1. Аналитическое и теоретическое обоснование совместной детско-взрослой художественной деятельности

         Среди разнообразных форм взаимодействия семьи и детского сада важное место занимает совместная художественная деятельность воспитывающих взрослых и детей, цель которой – развитие взаимоотношений педагогов и родителей, родителей и детей, а также взаимоотношений между семьями воспитанников.

         Новой формой совместной детско-взрослой художественной деятельности, способствующей развитию социокультурных связей между детским садом и семьей, является семейный театр в детском саду.

     Семейный театр – это творческое объединение нескольких семей, созданное при участии педагогов и работников культуры (режиссера и актеров театральных студий), ориентированное на интеграцию традиций домашнего и общественного театров и развитие воспитательного потенциала семьи.

   Расцвет и всплеск интереса к домашнему театру пришелся на конец XIX – начало XX вв. В литературе сохранилось немало фактов увлечения известных людей домашними театральными постановками. «Летом 1862 года семейство Виардо и Тургеневых жили по соседству в Баден-Бадене. Полина занималась детьми, Луи писал книги по живописи и скульптуре, печатал в газете охотничьи воспоминания. И, конечно же, в доме собирались знаменитости – Брамс, Вагнер, Лист, даже нидерландский король, который пожаловал, чтобы вручить Полине медаль „За искусство". Здесь часто устраивались домашние театральные представления, в которых принимал участие и Тургенев. Полина сочинила комическую оперу про Золушку, Тургенев – пьесу про колдуна».

      Начало XX века в России было сложным во всех отношениях, однако это не помешало развитию общественного театрального движения. В новых государственно-общественных условиях домашние театральные постановки стали уступать место новым формам досуговой деятельности. Организовывались государственные детские студии, театральные кружки, в которые привлекали детей. Ребята принимали участие в физкультурных парадах, массовых праздниках, партийных съездах. Первая попытка осмыслить театр как эстетическое явление произошла на заседании детской секции Всероссийского съезда театральных деятелей в 1916 г.

   В октябре 1919 года вышло постановление Народного комиссариата просвещения РСФСР об организации Государственного детского театра. Родоначальником этой идеи была Наталья Ильинична Сац. В своей книге «Новеллы моей жизни» она отмечала, что в этом театре дети не случайные посетители, а полноправные хозяева. Лучшие писатели должны думать о детях, создавать для них новые пьесы, большие художники сцены должны целиком посвятить свое творчество маленьким. В 1921 году в театре на Большой Дмитровке «родился» Московский театр для детей. Н. И. Сац привлекла для работы в нем знаменитого архитектора и удивительного художника А. Веснина, писателей А. Дикого, Н. Огнева, А. Толстого, замечательных артистов А. Кторова, В. Аристова, знаменитого композитора С. Прокофьева и др.

         В конце XX – начале XXI века в связи с развитием идей гуманно-личностной педагогики, ориентированной на партнерские отношения с семьей, возрос интерес к семейному воспитанию в целом и традициям домашнего театра в частности; появилась потребность в интеграции достижений общественного и домашнего художественного воспитания в новой форме.

         Методологической основой являются концептуальные положения: о семейном воспитании (И.А. Ильин, В.С. Соловьев, А.С.Хомяков и др.); о специфике семейного воспитания как части общего воспитания (П.Ф. Каптерев, П.Ф. Лесгафт, А.Н.Острогорский, Н.И. Пирогов, К.Д. Ушинский,  Л.Н. Толстой, и др.); о роли семейного воспитания в формировании личности ребенка (П. П. Блонский, Н.К. Крупская, С.Т. Шацкий, В. А. Сухомлинский, Ш.А. Амонашвили, И.С. Кон и др.); о значении театрального искусства в развитии воспитательного потенциала семьи (Р.М.Быков  В.В. Ванслов, П.М.Ершов, А.П.Ершова, М.О.Кнебель, К.С.Станиславский, Н.И.Сац, и  др.); о роли дошкольного образовательного учреждения в укреплении и гармонизации внутрисемейных взаимоотношений.

         Однако проведенный анализ литературы показал, что использование театра в качестве средства развития воспитательного потенциала семьи недостаточно исследовано, хотя для этого имеются большие возможности.

Театральное искусство с давних времен и по сей день является предметом изучения философов, искусствоведов, психологов и педагогов (К.С. Станиславский, Г.А.Товстоногов, Н.И. Сац, Л.C. Выготский, А.Н. Леонтьев, В.А. Сухомлинский, Н.А.Ветлугина, Р.И.Жуковская и др.). Театр раскрывает духовный и творческий потенциал ребенка и дает ему реальную возможность адаптироваться в социальной действительности.

Интерес к театральной деятельности со стороны науки и практики возрастает. Однако ее традиционно рассматривают лишь в рамках взаимодействия в диаде «ребенок-педагог» (Л.С. Фурмина, С.И. Мерзлякова, Н.Ф. Сорокина и др.).

Последние десятилетия такого рода исследования не проводились, хотя ученые касались этого вопроса в связи с развитием взаимодействий детского сада с семьей (О.В.Огороднова).

Обращение к сложившейся практике ОУ показывают, что при развивающемся позитивном отношении родителей и воспитателей к взаимодействию по вопросам воспитания дошкольника, продолжают сохраняться традиционные формы и методы работы ОУ с семьей; педагоги ограничиваются организацией и руководством театрализованных игр детей, не используя семейный театр как средство развития воспитательного потенциала семьи.

     Семейный театр в детском саду – особая конструктивная форма взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей, объединяющая семьи с детьми дошкольного возраста в целях развития воспитательного потенциала семьи при поддержке педагогов; способствующая взаимодействию детского сада, учреждений культуры с семьей, приобщению взрослых и детей к театральному искусству, имеющему большую воспитательную и образовательную ценность в семейных взаимоотношениях, познанию истории и культуры Родины.

         В процессе совместной детско-взрослой театральной деятельности устанавливаются тесные отношения между родителями (и другими родственниками воспитанников) и педагогами образовательных учреждений. Для воспитывающих взрослых театральная деятельность – источник новых знаний, эмоциональных переживаний, ощущений. В ходе совместной театральной деятельности развивается адекватное восприятие, понимание взрослым действий ребенка; приобретается опыт совместных переживаний; происходит осознание своего места в семейно-родовых и общественных системах; изменяется характер поведения, взаимодействия со взрослыми и детьми. Ребенку театральная деятельность в семейном детско-взрослом объединении дает возможность удовлетворить потребности, имеющие важное значение для его развития (потребности в любви, в одобрении значимых взрослых; в овладении социальными способами взаимодействия со сверстниками и другими взрослыми, в познании окружающего мира, в информационном обмене и пр.).

Тип проекта «Наша дружная компания» (семейный театр): 

  • по составу участников – групповой (дети, родители, педагоги);
  • по целевой установке – информационно-практико-ориентированный, исследовательский, творческий (участники проекта собирают информацию, реализуют ее, результаты оформляют в виде фотоотчета, цикла показов, презентации разных видов театра и т.д.);
  • по времени - долгосрочный (продолжительность 7 месяцев).

Возраст: Дети 6-7-го года жизни (подготовительная группа МБДОУ детский сад № 1 «Березка») и их родители

Проблема: Малы возможности семейного театра в детском саду как средства развития воспитательного потенциала семьи дошкольника.

Актуальность проблемы:

  • Не сформированы умения детей в «актёрском мастерстве»
  • Недостаточное внимание родителей к театрализованным играм и семейному театру.

Цель: Совершенствование возможностей семейного театра в ОУ.

Объект: Воспитательный потенциал семьи дошкольника.

Предмет исследования: Процесс развития воспитательного потенциала семьи средствами семейного театра в ОУ.

Гипотеза: Семейный театр в ОУ способен стать средством развития воспитательного потенциала семьи, если:

-  организация семейного театра в ОУ основана на принципах доверия, сотворчества, взаимопонимания и принятия,

- сопровождение разворачивающейся семейной театральной деятельности осуществляется в соответствии с индивидуальными, возрастными особенностями детей и родителей,

 - обогащение развивающей предметно-пространственной среды, обеспечивающей успешное введение всех участников в театральную культуру.

Задачи:

  1. Разработать и апробировать проект «Наша дружная компания» (технологию развития воспитательного потенциала семьи дошкольника средствами семейного театра в ОУ), выявить его развивающий эффект.
  2. Заинтересовать родителей в изготовлении разных видов театра и театрализованных игр, дать сведения о способах их обыгрывания дома с детьми.

Этапы работы над проектом:

I этап – подготовительный:

  • анкетирование родителей;
  • выделение целей и задач;
  • создание условий для реализации проекта.

II этап – основной:

  • взаимодействие с родителями;
  • совместная деятельность педагогов, родителей и детей.

III этап – заключительный:

  • подведение итогов реализации проекта;
  • систематизация и обобщение результатов проекта, сформулированы основные выводы и рекомендации
  • соотнесение ожидаемых и реальных результатов.

Перспективное планирование работы совместной работы

педагогов, воспитанников и родителей (законных представителей)

Дата

Участники проекта

Формы организации и проведения

Октябрь

педагог

  • анализ условий развивающей среды
  • разработка совместных мероприятий с родителями и детьми
  • разработка анкет для родителей

родители

  • наблюдение за детьми: самостоятельная игровая деятельность детей, театрализованные игры и разные виды театра дома,
  • анализ и выводы домашних наблюдений

Ноябрь

педагог

  • создание игровой среды для театрализованной деятельности детей
  • папка-передвижка «Театральных дел мастера» с описанием истории театра (наглядная информация для родителей)

дети подготовительной группы

  • просмотр детского спектакля  
  • беседа об увиденном спектакле

родители

  • проведение анкетирования родителей «Для чего нужен театр?»
  • ознакомление с планом работы на год

Декабрь

педагог

  • подготовка виртуальной экскурсии по театрам России

дети подготовительной группы

  • проведение с детьми виртуальной экскурсии по театрам России,
  • творческое занятие «История и театр»

родители

  • проведение дня открытых дверей для родителей
  • показ семейного театра на новогоднем утреннике (обыгрывание этюдов, потешек, мини-сценок, сказок, песенок и т. д.)

Январь

педагог

  • постоянное насыщение игровой среды для театрализованной деятельности детей в (изготовление разных видов театра, билетов; подбор музыки, реквизита и т.д.)
  • подготовка презентации о различных видах театра

дети подготовительной группы

  • показ презентации для детей о различных видах театра
  • работа кружка «Театральных дел мастера»

родители

  • проведение родительского собрания «Значение семейного театра»
  • показ презентации о различных видах театра «Путешествие артиста!»

Февраль

педагог

  • подбор сказок, потешек, песенок для театрализованной деятельности
  • оформление наглядной информации для родителей «Театр и дети»

дети подготовительной группы

  • чтение художественных произведений для постановок
  • работа кружка «Театральных дел мастера»

родители

  • просмотр наглядной информации для родителей «Театр и дети»
  • подбор разного материала для  работы в кружке «Театральных дел мастера»
  • создание опыта работы домашнего театра
  • показ семейного театра на утреннике к 23 февраля (обыгрывание этюдов, потешек, мини-сценок, сказок, песенок и т. д.)

Март

педагог

  • подготовка мастер-класса по изготовлению разных видов театра

дети подготовительной группы

  • работа кружка «Театральных дел мастера»
  • участие в семейном театре

родители

  • участие в репетиции с детьми для дальнейшего показа спектаклей детям младших групп.
  • показ семейного театра на утреннике к 8 марта (обыгрывание этюдов, потешек, мини-сценок, сказок, песенок и т. д.)
  • проведение мастер-класса родителями по изготовлению разных видов театра

Апрель

педагог

  • подготовка выставки – презентации разных видов театра

дети подготовительной группы

  • работа кружка «Театральных дел мастера»
  • участие в показе спектакля для детей младших групп

родители

  • просмотр выставки – презентации разных видов театра
  • изготовление в подготовительную группу новых видов театра

Май

педагог

  • подготовка сценария выпускного бала с использованием семейного театра

дети подготовительной группы

  • работа кружка «Театральных дел мастера»
  • показ семейного театра

родители

  • показ семейного театра на выпускном (обыгрывание этюдов, потешек, мини-сценок, сказок, песенок и т. д.)

Ожидаемые результаты:

         Участие в проекте более 80% родителей подготовительной к школе группы.

         Проведение опроса в конце проекта «Играете ли Вы с ребёнком дома в театрализованные игры?» (возрастет желание родителей заниматься театрализованными играми дома с детьми, участвовать в семейном театре и посещать театры в Нижнем Новгороде).

         Знакомство родителей и детей с историей театра, его видами, способами изготовления и обыгрывания.

         Приобретение и изготовление родителями разных видов театров для домашнего использования.

         Увлечённое использование центра «Театр» детьми в подготовительной группе в самостоятельной деятельности и хорошие показатели «актёрского мастерства» для детей 6-7 лет.

         Проведение конкурса рисунков «Волшебный мир театра».

        Организация выставки-презентации разных видов театра «Поиграйте с нами!»

         Постановка сказки, мини-сценки, потешек и песенок для детей других групп и родителей.

        Оформление фотоотчёта по проекту «Наш маленький театр».

Критерии оценивания

Оценка эффективности по итогам работы проявляется по двум направлениям: дети и родители.

Дети:

  • знание основных видов театра;
  • владение первичными навыками «актерского мастерства»;
  • развиты психические процессы;
  • интерес, проявленный в подготовке к спектаклям.

Родители:

  • процент участия родителей в совместных мероприятиях и семейном театре;
  • процент участия родителей в подготовке условий для театральной деятельности детей.

         Вывод: Игровая деятельность через театрализованные игры, разные виды театров и семейный театр в ОУ поможет нам, взрослым, не только воплощать свои идеи, демонстрировать свои таланты, но и оставаться в некотором смысле детьми. А нашим воспитанникам она дарит радость от общения со сказкой, эмоциональное наслаждение и незабываемые впечатления на всю жизнь!

Перечень используемой литературы

  1. Дошкольное учреждение и семья единое пространство детского развития: Методическое руководство для работников дошкольных образовательных учреждений. / Т.Н. Доронова, Е.В. Соловьева, А.Е. Жичкина, С.И. Мусиенко - М.: ЛИЖА – ПРЕСС.
  2. Дьяконова А.Н. Взаимоотношения родителей и детей как условие воспитанности подростков. Автореф.дис.
  3. Доронова Т.Н О взаимодействии дошкольного образовательного учреждения с семьей // Дошкольное воспитание, 2000. № 3.
  4. Детский сад и родители (из опыта работы детских садов Москвы) / Под ред. Е.И. Колоярцевой, М.,
  5. Даринская В.М. Радость семейного общения Воронеж. Изд-во им. Е.А. Болховитинова, 2000.
  6. Гребенников И.В. Семья: воспитательные возможности. М.: Знание
  7. Данилина Т.А. и др. Интеграция работы ДОУ с семьей // Управление ДОУ, 2002. -№4.
  8. Власова С. Театр начинается с тренировки // Обруч 1997 № 6
  9. Сорокина Н.Ф. Играем в кукольный театр: Программа «Театр-творчество-дети». - М.: АРКТИ, 2012


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематический план работы по социально-коммуникативному развитию и патриотическому воспитанию детей подготовительной к школе группы

план работы по социально-коммуникативному развитию и патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста...

Программа социального партнерства с родителями в ДОУ для подготовительной группы

Семья и детский сад, имея свои особые функции, не могут заменить друг друга. Поэтому так важно для успешного воспитания установление партнерских отношений между ДОУ и родителями....

Конспект ООД по социальному миру: «Дети – герои Великой Отечественной Войны » (подготовительная к школе группа)

Цели: на примерах подвигов героев – школьников рассказать детям о войне с фашизмом, воспитывать уважение к защитникам Родины на основе ярких впечатлений от знакомства с историческими фактами, му...

отчет по программе социального партнерства с семьями воспитанников в старше – подготовительной группе за 2019 – 2020 учебный год.

отчет по программе социального партнерства с семьями воспитанников в старше-подготовительной группе Где родители (законные представители) принимали активное участие в жизни группы....

Социально - значимый проект по ПДД для детей подготовительной к школе группы «Безопасная дорога для тебя и для меня».

Социально-значимый проект «Безопасная дорога для тебя и для меня» предназначен для детей подготовительной к школе группы. Представленный проект является авторской разработкой, построенный ...