Как развивается ваш ребенок.
статья на тему

Фирсова Алена Михайловна

Статья "Как развивается ваш ребенок" будет полезна родителям. В ней раскрываются  такие понятия как зрительное и слуховое восприятие,крупная и мелкая моторика,а также этапы развития детей от 1 недели и до 5 лет.

Скачать:


Предварительный просмотр:

КУ ХМАО-Югра «Урайский специализированный Дом ребенка»

КАК РАЗВИВАЕТСЯ ВАШ РЕБЕНОК.

Информация для родителей.

Подготовила: Фирсова А.М.

 Урай 2017

Что такое зрительное восприятие ребенка?

Зрительное восприятие – важнейший вид перцепции, играющий большую роль в психическом развитии ребенка, имеющий не только огромное информационное, но и операциональное значение. Оно участвует в обеспечении регуляции позы, удержания равновесия, ориентировки в пространстве, контроля поведения и т.д. Формирование зрительного восприятия является основой становления организации образных форм познания в школьном возрасте.

Зажмуривается при ярком свете, открывая глаза, поворачивается  к свету                                                           

1 нед.

Кратковременное сосредоточение взгляда на игрушке

1 нед.

Прослеживание взглядом движения предмета влево и вправо

1,5 мес.

Длительное сосредоточение взгляда на предметах 

2 мес.

Рассматривает собственные руки

3 мес.

Тянется к игрушке под контролем зрения

3,5 мес.

Останавливает взгляд на объекте и подолгу рассматривает его

4 мес.

Игрушку подносит к глазам, рассматривает ее

4,5 мес.

Рассматривает окружающие предметы, расположенные в разных местах

5 мес.

Рассматривает крупные картинки

6 мес.

Активно захватывает игрушку из любых положений

7 мес.

Дифференцированное восприятие близких и знакомых

8 мес.

Ищет взором спрятанную на его глазах игрушку

9 мес.

Узнает себя и близких в зеркале

10 мес.

Показывает отдельные предметы в быту

1 г.

Узнает и показывает себя и знакомых на фотографии

1 г. 2 мес.

Узнает несколько простых картинок (около 5)

1 г. 3 мес.

Различает форму и величину объемной игрушки, количество предметов

1 г. 8 мес.

Подбирает парные игрушки и картинки

1 г. 9 мес.

Узнает до 10-15 картинок и знакомые предметы по ТВ

2 г.

Понимает смысл простых картинок с действием

2 г. 6 мес.

Узнает контурные, черно-белые изображения 

2 г. 6 мес.

Понимает протяженность и местоположение предмета

2 г. 6 мес.

Узнает перечеркнутые и наложенные изображения

Зг.

Понимает смысл сюжетных картинок, отвечает на наводящие вопросы

3 г. 6 мес.

Может сам составить рассказ по сюжетной картинке

4 г.

Раскладывает последовательные картинки по порядку (по сюжету)

4 г. 6 мес.

 

Зрительное восприятие – совокупность процессов построения зрительного образа окружающего мира, зрительных систем.
Представление о зрительном восприятии как о сложном системном акте базируется на теории функциональных систем П.К. Анохина, теории психофизиологических основ психических процессов Б.М. Теплова и  Е.Н. Соколова, теории развития высших психических функций Л.С. Выготского, теории единства обучения и психического развития ребенка П.П. Блонского и В.В. Давыдова, теории деятельности С.Л. Рубинштейна и А.Н. Леонтьева, теории системной организации психических процессов Б.Г. Ананьева и Б.Ф. Ломова. В соответствии с этими теориями зрительное восприятие рассматривается как процесс, включающий аттенционные (внимание), мнемонические (память), мыслительные, эмоциональные и другие компоненты. Несмотря на существование различных понятий зрительного восприятия можно выделить одно зрительное восприятие - сложная системная деятельность, включающая сенсорную обработку визуальной информации, ее оценку, интерпретацию и категоризацию.

Зрительный анализатор.

Анатомо-физиологической основой ЗВ является зрительный анализатор.

Анатомическое строение зрительного анализатора: периферический отдел, проводниковый, центральный отдел. Функции (физиологическая основа):

1.бинокулярное зрение – способность глаза сливать изображения от каждого глаза единое целое, формируется к 2-м годам, совмещается к 8-12 г.: а)благодаря его наличию человек видит предметы объемными и рельефными; б)воспринимает предмет и его части удаленно. Проверяется разбиением изображения на части: 1 глазу 1, другому 2-ое, Rt – единое изображение. 2.стереоскопическое зрение – высшее проявление бинокулярного зрения, «глубинное зрение»; 3.периферическое зрение (поле зрения, ночное) – все пространство, одновременно воспринимаемое одним глазом (кол-во предметов, которые человек видит справа/слева от себя, в то время как взгляд направлен вперед). Может быть суженным в разнообразных вариантах по величине и направлению(зависит от степени и места поражения глазного дна/зрительных путей и центра в г.м).

Возрастные особенности зрительного восприятия у детей дошкольного возраста.

Младенчество: реакция на свет, формирование прослеживающих движений глаз, формирование зрительного сосредоточения, фиксация предмета, цветовосприятие, бинокулярная фиксация, зрительное восприятие формы и величины.

Ранний возраст: взаимосвязь с развитием предметной деятельности и речью, узнавание предметов по форме и величине, в процессе из хватания и манипулирования с ними, переход к зрительной ориентировке.

Дошкольный возраст: усвоение системы сенсорных эталонов, выделение свойств и отношений объектов с помощью перцептивных действий, обобщение на основе выделенного свойства, определение места предмета или признака в ряду других, пространственная ориентировка на основе пространственных свойств и отношений предметов, развитие целостного восприятия.

Восприятие слуховое - это восприятие в системе слухового анализатора. Слуховое восприятие ребенка представляет собой активный процесс, включающий в свой состав моторные компоненты. В слуховом восприятии двигательные компоненты отделены от слуховой системы и выделены в особую систему пропевания голосом для музыкального слуха и проговаривания для речевого слуха. Слуховое восприятие участвует при восприятии времени.

Вздрагивает и мигает при громком звуке                                                                                              

1 нед.

Слуховое сосредоточение

2 нед.

Начало локализации звуков в пространстве

1 мес.

Улыбается, когда слышит голос взрослого

1,5 мес.

Замирает при появлении нового звука на фоне других

2 мес.

Узнает тембр голоса матери

2,5 мес.

После звуковой стимуляции издает гласные звуки

3 мес.

Прислушивается к звукам, поворачивает голову в сторону звука

4 мес.

Начинает по-разному реагировать на свое и чужое имя

6 мес.

Начинает понимать команды с жестовым подкреплением

6,5 мес.

Может имитировать звуки высоких и низких тонов, громкие и тихие

7 мес.

Плясовые движения под веселую музыку

8,5 мес.

Пытается воспроизводить серии речевых звуков

1 г.

Повторяет услышанные короткие слова

1 г. 3 мес.

«Вставляет» слова в знакомые стихи (гуси, гуси - «га-га-га»)

1 г. 5 мес.

Называет объекты, находящиеся вне поля зрения, когда слышит их звук

1 г. 8 мес.

Может отстукивать простые ритмы по образцу

Зг.

Развить слух у ребенка.

Дети в возрасте до трех месяцев жизни при сохранном слухе способны реагировать на звук путем полного или частичного торможения общих или сосательных движений, расширения глазных щелей, поворота глаз в сторону мамы или других хорошо знакомых ему людей. Наиболее отчетливо реакция появляется при подаче длительного сигнала на небольшом от ребенка расстоянии (2 – 3 метра) во время крика.

Адекватной реакцией малыша на звук будет постепенное замирание и приостановление всех движений (ребенок как будто замирает). Если малыш находится в спокойном состоянии, в ответ на резкий звук он может вздрогнуть всем телом или у него могут расшириться глазные щели. Такие реакции грудничка носят рефлекторный характер.

На процесс становления речи ребенка в раннем и дошкольном возрасте может негативно влиять даже небольшое снижение слуха. Влияние периферических нарушений слуха на речевое развитие детей обсуждается в работах В.И. Бельтюкова, P.M. Боскис, Л.В. Неймана, М.Е. Хватцева, Г.В.Чиркиной и др. В исследовании Е.Л. Черкасовой (2003) выявлена значительная распространенность (до 28%) легких нарушений физического слуха у дошкольников с общим недоразвитием речи, показана роль минимальных нарушений слуха в возникновении речевых расстройств.

У дошкольников с недоразвитием речи при первично сохранном физическом слухе недостаточность слухового восприятия может проявляться в нарушении способности локализации звуков в пространстве, неустойчивости восприятия звуков одинаковой высоты и громкости; нарушении восприятия интонационных характеристик речи; трудностях формирования представлений о ритме; недостатках фонематического восприятия, анализа и синтеза речевых звуков . Несформированность различных компонентов слухового восприятия проявляется у детей по-разному в зависимости от вида речевого расстройства и степени его выраженности.

Крупная моторика ребенка – это развитие и совершенствование произвольных движений, любые физические упражнения. Уже в первые месяцы своей жизни малыш осваивает некоторые двигательные навыки. Всё это – результат естественного развития ребёнка, который мало зависит от родителей. Развитие крупной моторики не только способствует формированию вестибулярного аппарата, укреплению мышц и суставов, развитию гибкости, но и помогает адаптироваться в социальной среде, расширить кругозор, положительно влияет на формирование речевых навыков и развитие интеллекта. Крупная моторика также способствует лучшему освоению навыков мелкой моторики.

Пытается поднимать голову, лежа на животе

1 мес.

Приподнимает голову лежа на животе, удерживает ее 10-20 сек

1,5 мес.

В положении на животе удерживает голову, при этом руки под грудью согнуты в локтевых суставах, активно двигает ногами

2 мес.

Удерживает голову в вертикальном положении (кратковременно)

2 мес.

Лежа, может опираться на предплечья (несколько минут)

2,5 мес.

Чаще поднимает руки выше горизонтального уровня

3 мес.

Появляется опора на ноги

4 мес.

Активно поднимает голову из положения на спине

4,5 мес.

Переворачивается на бок

4,5 мес.

Сидит с поддержкой, устойчиво держа голову

5 мес.

Прочная опора на ноги при стоянии с поддержкой

5,5 мес.

Сидит самостоятельно (если посадить)

6 мес.

Переворачивается со спины на живот

6,5 мес.

Переворачивается с живота на спину

7 мес.

Синхронное ползание по-пластунски

7 мес.

Самостоятельно садится из положения лежа, через бочок

7,5 мес.

Стоит на четвереньках

8 мес.

Садится самостоятельно из любых положений и сидит уверенно

8 мес.

Передвигается на четвереньках самостоятельно

9 мес.

Стоит у опоры, встает самостоятельно

10 мес.

Стоит самостоятельно

11 мес.

Ходит с поддержкой

11,5 мес.

Ходит самостоятельно

12 мес.

Ходит длительно, поворачивается

1 г. 3 мес.

Перешагивает через препятствия

1 г. 6 мес.

Пытается бегать

1 г. 10 мес.

Ходит по лестнице приставными шагами, держась за перила

1 г. 11 мес.

Бегает

2 г.

Самостоятельно приседает и встает

2 г.

Наклоняется и поднимает предметы с пола

2 г.

Стоит на одной ноге без поддержки

2 г. 6 мес.

Поднимается, спускается по лестнице, чередуя ноги

2 г. 6 мес.

Умеет ездить на трехколесном велосипеде

2 г. 6 мес.

Прыгает на двух ногах

Зг.

Умеет делать кувырок вперед

4 г.

Прыгает на одной ноге

4 г.

Выполняет одновременно два вида движений

5 л.

 

Крупная моторика ребенка – развитие общей моторики тела.

Навыки крупной моторики включают в себя выполнение таких действий, как переворачивание, наклоны, ходьба, ползание, бег, прыжки и тому подобные. Обычно развитие навыков крупной моторики следует по общему шаблону в определённом порядке у всех людей.

Развитие также в целом движется сверху вниз. Первое, что обычно ребенок учится контролировать — это движения глаз.

Крупная моторика является основой, на которую впоследствии накладываются более сложные и тонкие движения мелкой моторики.

 

Занятия для развития крупной моторики

Пока ребенок еще очень маленький, нет необходимости устраивать специальные занятия. Вы берете кроху на руки, заставляя его напрягать мышцы шеи и спинки, поворачиваете малыша, когда переодеваете, приподнимаете ему ножки, меняя подгузник. Добавьте к этому легкий массаж - и можно считать, что малыш получил первую порцию своих тренировок.
Чем старше становится ребенок, тем сложнее упражнения он может выполнять. Общую моторику очень хорошо развивают такие простые упражнения, как ходьба по лестнице, игры с мячом, ходьба задом наперед, умение прыгать на одной ножке.

Современные дети ведут в основном сидячий образ жизни. Посмотрите, во что они играют: конструкторы, лото, пазлы, компьютер. Они мало двигаются, и, как следствие этого, координация движений не развивается. Тренировки лучше начать с ранних лет.

Игра в мяч незаменима для развития общей моторики и координации, ловкости. Поэтому в хозяйстве ребенка должны быть мячи разной формы - и большие, и маленькие, и средние.

Мелкая моторика развивается естественным образом, начиная с младенческого возраста на базе общей моторики. Сначала ребёнок учится хватать предмет, после появляются навыки перекладывания из руки в руку, так называемый «пинцетный захват» и т. д., к двум годам он уже способен рисовать, правильно держать кисточку и ложку. В дошкольном и раннем школьном возрасте моторные навыки становятся более разнообразными и сложными. Можно ускорить развитие мелкой моторики различными способами, например, такими:

Можно ускорить развитие мелкой моторики различными способами, например, такими как игры с мелкими предметами, Пальчиковые игры, Массаж кистей и пальцев и Лепка

Пальцы сжаты в кулачок, редкие движения пальцами                                             

1 нед.

Открывает кулачок

2 мес.

Удерживает вложенную в кисть игрушку, тянет ее в рот

2,5 мес.

Иногда захватывает предмет кистью руки

3 мес.

Тянется к игрушке, хватает ее

3,5 мес.

Захватывает игрушку, подносит ко рту, бросает

4,5 мес.

Появляется опора на ноги

5 мес.

Перекладывает игрушку из руки в руку

5,5 мес.

Активно манипулирует предметами

7 мес.

Для захвата использует большой палец

8 мес.

Стучит игрушкой об игрушку

8 мес.

Пытается ставить кубик на кубик

9 мес.

Указательным и большим пальцем берет мелкие предметы

10 мес.

Пытается нанизывать колечки на стержень пирамидки

11 мес.

Может перелистывать страницы у картонной книжки

12 мес.

Опускает мелкие предметы в узкое отверстие

12 мес.

Переворачивает одновременно 2-3 страницы

1 г. 2 мес.

Рисует каракули, росчерки

1 г. 5 мес.

Разрывает бумагу

1 г. 6 мес.

Переворачивает по одной странице

1 г. 8 мес.

Формируется предпочтение руки

2 г.

По показу повторяет вертикальные и круглые линии

2 г.

«Правильно» держит карандаш

2 г. 6 мес.

Копирует круг

З г.

Расстегивает пуговицы

З г.

Копирует квадрат (нечетко, с загнутыми углами)

4 г.

Режет ножницами бумагу

4 г.

Копирует треугольник

5 лет

Верно рисует квадрат

5 лет

 

Мелкая моторика развитие

Мелкая моторика — способность манипулировать мелкими предметами, передавать объекты из рук в руки, а также выполнять задачи, требующие скоординированной работы глаз и рук.

Навыки мелкой моторики используются для выполнения таких точных действий, как «пинцетный захват» (большим и указательным пальцами) для манипулирования небольшими объектами, письмо, рисование, вырезание, застёгивание пуговиц, вязание, игра на музыкальных инструментах и так далее. Освоение навыков мелкой моторики требует развития более мелких мышц, чем для крупной моторики.

Сегодня у большинства современных детей отмечается общее моторное отставание, в особенности у детей городских. Вспомните, сейчас даже в детские сады просят приносить обувь на липучках, чтобы воспитателям не брать на себя труд учить ребенка завязывать шнурки. Еще 20 лет назад родителям, а вместе с ними и детям, приходилось больше делать руками: перебирать крупу, стирать белье, вязать, вышивать. Сейчас же на каждое занятие есть по машине.

Развитие ручек ребенка и развитие речи взаимосвязаны. Мелкая моторика и точное артикулирование звуков находятся в прямой зависимости. Чем выше двигательная активность, тем лучше развита речь. Пальцы рук наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. Уже доказано, что даже такие простые упражнения, как «Ладушки», «Сорока-белобока», «Коза рогатая» и другие не просто развлечения для малышей. Каждый пальчик руки имеет обширное представительство в коре больших полушарий мозга. Вот поэтому-то в логопедических садиках так много внимания уделяют развитию мелкой моторики: нанизыванию бусин, лепке, аппликации и т.п. Наверстывают упущенное. А ведь можно начать занятия мелкой моторикой очень рано.

Начинать нужно с самого рождения. Пока малыш не может сам вырезать и нанизывать, но у него есть хватательный рефлекс: в его ручки можно вкладывать разные предметы, кусочки разнофактурных тканей, мешочки с разной крупой. 

Следствие слабого развития общей моторики, и в частности — руки, общая неготовность большинства современных детей к письму или проблем с речевым развитием. Зависимость между развитием тонких движений руки и речи была замечена еще в прошлом веке Марией Монтессори, а до нее — и Сегеном. Т.е. можно заключать, что если с речью не все в порядке, это наверняка проблемы с моторикой.

Однако даже если речь ребенка в норме — это вовсе не значит, что ребенок хорошо управляется со своими руками. Если в возрасте 4-5 лет завязывание шнурков вызывает у ребенка затруднения, а из пластилина кроме шариков и колбасок ничего не лепится, если в 6 лет пришивание настоящей пуговицы — невыполнимая и опасная задача — значит, и ваш ребенок не исключение.

Развиваем мелкую моторику. 

В последнее время современные родители часто слышат о мелкой моторике и необходимости ее развивать. Что же такое мелкая моторика и почему она так важна?
Ученые доказали, что с анатомической точки зрения, около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой зоны. Именно величина проекции кисти руки и ее близость к моторной зоне дают основание рассматривать кисть руки как «орган речи», такой же, как артикуляционный аппарат. В связи с этим, было выдвинуто предположение о существенном влиянии тонких движений пальцев на формирование и развитие речевой функции ребенка. Поэтому, чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать движения пальцев рук, или мелкая моторика.
Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие (координация), воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.
Педагоги и психологи рекомендуют начинать активную тренировку пальцев ребенка уже с восьмимесячного возраста.
Как же лучше развивать мелкую моторику? Можно делать массаж пальчиков и кистей рук малыша, давать перебирать ему крупные, а затем более мелкие предметы – пуговицы, бусины, крупы.

Хорошим помощником в развитие мелкой моторике станут различные развивающие игрушки.

Понимание речи. Механизм понимания речи.

Импрессивная речь - Понимание устной или письменной речи. При нарушениях деятельности анализаторов импрессивная речь изменяется. В частности, устная импрессивная речь глухих может быть основана на зрительном восприятии, когда произносимые слова распознаются по движениям губ, а письменная импрессивная речь слепых основана на тактильном восприятии рельефных знаков.

Реакция сосредоточения на голос взрослого: приостанавливает свои движения                                             

1 мес.

Фиксирует взгляд на голос взрослого с проявлением эмоциональных реакций

3 мес.

Больше реагирует на голос, реагирует на ласковые и строгие интонации

4 мес.

В ответ на обращенную к ребенку речь возникает ответная голосовая активность

5 мес.

Реагирует на свое имя

6 мес.

Понимает речевые команды с жестовым подкреплением

7 мес.

Начинает выделять по слову части лица у куклы и у взрослого

7,5 мес.

Зрительно дифференцирует названные знакомые предметы

8 мес.

Понимает речевые команды без жестового подкрепления

8,5 мес.

По просьбе находит знакомые предметы, расположенные в непривычном месте

9 мес.

Показывает уверенно части лица у куклы и у взрослого

9,5 мес.

Начинает узнавать предметы на однопредметных картинках

10 мес.

По указанию взрослых выполняет действия с игрушками

10,5 мес.

Понимает команду «нельзя»

11 мес.

Выполняет много команд по просьбе

1 г.

Показывает несколько частей тела

1 г. 3 мес.

Показывает все части тела

1 г. 6 мес.

Показывает все объекты в быту

1 г. 8 мес.

Показывает много картинок

2 г.

Понимает содержательную речь, несложные рассказы

2 г. 5 мес.

Может односложно ответить на вопрос по прочитанной сказке

2 г. 5 мес.

Выполняет около 10 инструкций, состоящих из одного действия

2 г. 5 мес.

Отвечает на вопросы о событиях, происходящих  в другом месте и времени

3 г. 5 мес.

Может ответить на отвлеченные вопросы ( «светит ли ночью солнце?»)

4 г.

Понимает абстрактные понятия «дружба», «правда», «обман», «радость», «страх»

5-6 лет

Восприятие речи

Восприятие речи и понимание тесно связаны и неотделимы друг от друга.

Понимание речи не может быть без ее восприятия на слух или зрительно, но и подлинного восприятия речи не может быть без ее понимания. Если человек слышит речь или видит текст на незнакомом языке, то никакого речевого общения с говорящим или пишущим не происходит.

Речевые звуки или знаки и их соединения в этом случае не несут второсигнальной функции, не являются сигналами сигналов.

Восприятие речи

Восприятие речи — один из сложных процессов речевой деятельности. Оно включает в себя восприятие звукового состава слова, грамматических форм, интонации и других средств языка, выражающих определенное содержание мысли.

Восприятие речи начинается с выделения речевых звуков (фонем), что существенно зависит от уровня развития фонематического слуха человека.

Если воспринимающий не различает сходные фонемы, например твердые согласные звуки от мягких согласных, то он не поймет точно, о чем идет речь (ср. слова «кон» и «конь», «мыло» и «мило»).

Различение фонем усложняется тем, что они изменяются под влиянием соседства с другими звуками (звук с в слове «сдать» звучит иначе, чем в слове «стать») и под влиянием ударения (звук о звучит по-разному в словах «вода» и «воды»).

Поэтому очень важно уметь различать фонемы как в их раздельном, так и в слитном с другими фонемами звучании. Это умение необходимо для восприятия и устной и письменной речи.

Восприятие речи предполагает также умение выделять из потока речи отдельные слова. Членению фразы на слова помогают паузы.

Однако при быстром темпе речи паузы сокращаются, и слушатель производит членение по ряду других словоразличительных признаков. При быстром темпе речи разделение фраз на отдельные слова иногда затруднено своеобразным слиянием фонем между двумя соседними словами, что ведет к образованию нового слова, и смысл фразы меняется.

В этом легко убедиться, если сравнить фразы, состоящие из одних и тех же фонем с одинаковой их последовательностью: «девицу вели» — «девиц увели»; «где же ребенок?» — «где жеребенок?»; «там арка упала»— «та марка упала»-—«Тамарка упала». В словосочетании «двумя соседними…» можно услышать новое слово «мясо». Указанное явление затрудняет восприятие устной речи.

Понимание речи — процесс не менее сложный, чем восприятие ее. Чтобы понять речь говорящего человека, надо прежде всего отчетливо слышать и понимать каждое слово. Но смысл слова часто выясняется только в составе фразы, предложения.

Взаимная связь слов в предложении фиксируется в грамматических формах — окончаниях, суффиксах, приставках и пр. (ср. «письмо напишут» — «письмо написано»). Не владея грамматическими формами, нельзя понять ни фразы в целом, ни смысловых оттенков отдельных слов, входящих в ее состав. Далее. Смысл некоторых слов меняется в зависимости от ударения (замок -замок, ворот — ворот, дома — дома).

Восприятие устной речи

В устной речи ударение выделяют интонацией голоса, на письме оно обычно не обозначено, и смысл слова можно понять только в составе предложения.

Известно также, что некоторые слова имеют несколько значений. Так, слово «корень» означает часть растения, часть зуба, знак математического действия, скрытый смысл чего-либо и пр. Какое из значений имеется в виду в каждом конкретном случае, можно узнать опять-таки лишь из целой фразы.

Понимание фразы, предложения в свою очередь зависит от понимания значения каждого составляющего ее слова. Если кто-либо не знает, что означает слово «Терпсихора», то он не поймет смысла фразы «Чудная Терпсихора вспорхнула и скрылась».

Смысл предложения несколько изменится, если изменить последовательность входящих в него слов. Так, фраза «Началась Великая социалистическая революция» имеет иной оттенок смысла, чем фраза «Великая социалистическая революция началась».

Понимание речи затрудняют сложные грамматические конструкции предложений: наличие многоступенчатых придаточных предложений, причастные и деепричастные обороты, большое количество однородных членов предложения, некоторые инверсии (необычный порядок слов) и т. п.

Поскольку сложное построение предложений чаще бывает в письменной речи, ее труднее понять, чем устную того же содержания. Правда, при чтении всегда есть возможность повторного и замедленного восприятия текста, тогда как при восприятии устной речи эта возможность не всегда имеется.

Интонации речи могут быть не только логическими, но также эмоциональными и волевыми. С помощью интонации говорящий выражает свое отношение к людям, к предмету мысли, к ситуации разговора и к самому себе. Голосом можно выразить безразличие, восторг, удивление, уныние, упрек, сожаление, приказ, просьбу и другие чувства и эмоциональные состояния. Значение интонации голоса велико в работе актера, диктора, педагога, оратора.

Одним из средств выразительности речи, помогающим ее пониманию, является выбор слов и выражений. Удачно подобранные эпитеты, сравнения, метафоры, пословицы и поговорки, «меткие» слова не только украшают речь, но часто и облегчают проникновение в сущность того, о чем говорят и пишут.

 

Восприятие и понимание речи тесно связано с ее содержательностью.

Содержательной будет та речь, которая несет слушателям большой объем ценных мыслей, пригодных к практической и теоретической деятельности.

Однако содержательность информации, передаваемой с помощью речи, зависит не только от подготовленности говорящего или пишущего, но и от подготовленности лиц, воспринимающих ее.

В одном случае информация воспринимается как очень содержательная, новая, в другом — та же самая информация воспринимается как малосодержательная, потому что слушатель или читатель не находят в ней для себя ничего нового.

Малосодержательной для воспринимающего будет и та информация, для восприятия и понимания которой у него нет основы в виде минимума знаний: чтобы лекция по высшей математике была воспринята и понята, слушатели должны знать элементарную математику.

Активная речь (экспрессивная речь). 

Активная речь формируется в совместной деятельности ребенка и взрослого. Взрослый должен развивать у малыша потребность говорить, ясно выражать свои желания.

Последовательно происходят развитие активной речи, переход от автономной к связной речи, у ребенка пробуждается “чувство языка”. Формирование активной речи в игровой и предметной деятельности служит основой для всего психического развития ребенка.   

Голосовые реакции ребенка в ответ на разговор с ним                                                                              

1 мес.

Спонтанно произносит отдельные звуки

2 мес.

Интонационная выразительность голосовых реакций, начало гуления

3 мес.

Активное гуление

4 мес.

Активно спонтанно певуче гулит с цепочками звуков

5 мес.

Лепет в виде коротких звуков (гласные в сочетании с губными согласными)

5,5 мес.

Разнообразный активный лепет (переднеязычные, заднеязычные и т. д.)

6 мес.

Появляются двойные звуковые сочетания типа «ба-ба»

7,5 мес.

Подражая взрослому, учит новые слоги

9 мес.

Называет людей и предметы слогами

10 мес.

Говорит около 5 слов (мама, баба)

1 г.

Соотносит слоги с определенным предметом

1 г. 2 мес.

Выражает желания с помощью речи (появление глаголов)

1 г. 4 мес.

Говорит около 10 слов (в основном названия)

1 г. 6 мес.

Появление фраз из двух слов («телеграфная речь»)

1 г. 8 мес.

Составляет предложения и 3-4 слов

2 г.

Задает вопросы  «кто?», «где?», «куда?» (порядок слов не всегда правильный)

2 г. 6 мес.

Легко повторяет фразы

2 г. 6 мес.

Пытается использовать множественное число, прошедшее время

З г.

Использует отрицательные частицы «не», «ни»

З г.

Использует прилагательные и местоимения

3 г. 6 мес.

Задает вопросы «когда?», «что внутри?», «почему?»

3 г. 6 мес.

Использует сложные предложения, способен вести диалог со взрослым

3 г. 6 мес.

Использует вежливые просьбы. Использует будущее время

4 г.

Использует определение пространства: «на», «под», «за»

4 г.

Читает стихи

4 г. 6 мес.

Появляется соединение простых предложений в сложные

5 лет

Может описать свои чувства

5 лет

Употребляет абстрактные понятия «счастье», «любовь», «надежда», «ложь»

5-6 лет

 

Этапы развития речи в соответствии с возрастом ребенка

Речь не является врожденной способностью человека, она формируется постепенно, вместе с развитием ребенка. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем шире его возможности в познании действительности, содержательнее и полноценнее взаимоотношения с детьми и взрослыми, активнее происходит его психическое развитие.

2 года.  На этом этапе здоровый ребенок показывает пять частей тела, имеет словарный запас минимум 50 слов. Малыш понимает и правильно выполняет двухэтапную инструкцию ("пойди в кухню и принеси чашку"), верно использует местоимения я, ты, мне, предложения строит из двух слов. К двум годам ребенок уже усваивает звуки: п, б, м, ф, в, т, д, н, к, г, х. Свистящие звуки (с, з, ц), шипящие (ш, ж, ч, щ) и сонорные (р, л) он обычно пропускает или заменяет.

2 года 6 месяцев. Правильно использует в речи местоимения я, ты, мне; повторяет две цифры в правильной последовательности, имеет понятие "один". Ребенок понимает обозначение действий в разных ситуациях ("покажи, кто сидит, кто спит"), значение предлогов в привычной конкретной ситуации ("на чем ты сидишь?"). Правильно произносит звуки: с, з, л.

3 года. Словарный запас 250-700 слов, использует предложения из пяти-восьми слов, овладел множественным числом существительных и глаголов.

Ребенок называет свое имя, пол и возраст; понимает значение простых предлогов - выполняет задания типа "положи кубик под чашку", "положи кубик в коробку", употребляет в предложении простые предлоги и союзы - потому что, если, когда. Малыш понимает прочитанные короткие рассказы и сказки с опорой на картинки и без нее, может оценить свое и чужое произношение, задает вопросы о значении слов.

Ребенок имеет полное право коверкать звуки, неправильно строить предложения. Главное, чтобы он понимал обращенную к нему речь и умел донести до других свои мысли. Если ребенок в состоянии выполнить ваши нехитрые просьбы, а вы понимаете его, несмотря на кашу во рту, - все в порядке. Помощь специалиста нужна трехлетним молчунам и тем малышам, которым неясны самые простые ваши требования.

В 4 года ребенок уже должен говорить так, чтобы его понимали не только родители, но и посторонние. Кстати, для мам и пап это своеобразный критерий "правильности" развития их сына или дочки. Родители привыкают к неправильной речи своих детей, и мама, конечно, сможет "перевести" детский язык на взрослый. Но если воспитательница в саду или сосед по несколько раз переспрашивает вашего малыша, возможно, ему нужно позаниматься с логопедом.

В речи четырехлетнего малыша уже встречаются сложносочиненные и сложноподчиненные предложения, употребляются предлоги по, до, вместо, после; союзы что, куда, сколько. Словарный запас 1500-2000 слов, в том числе слова, обозначающие временные и пространственные понятия. Ребенок правильно произносит шипящие звуки ш, ж, ч, щ, а также звук ц. Исчезает смягченное произношение согласных

В 5 лет ребенок еще может не выговаривать букву "р". К пяти годам запас слов у ребенка увеличивается до 2500-3000. Он активно употребляет обобщающие слова ("одежда", "овощи", "животные" и т.п.), называет широкий круг предметов и явлений окружающей действительности. В словах уже не встречаются пропуски, перестановки звуков и слогов; исключение составляют только некоторые трудные незнакомые слова (экскаватор). В предложении используются все части речи. Ребенок овладевает всеми звуками родного языка и правильно употребляет их в речи.

В 6-7 лет, перед школой, считается нормой правильное произношение и использование падежей, умение связно и грамотно говорить. Словарь ребенка увеличивается до 3500 слов, в нем активно накапливаются образные слова и выражения, устойчивые словосочетания (ни свет ни заря, на скорую руку и др.)

Усваиваются грамматические правила изменения слов и соединения их в предложении. В этот период ребенок активно наблюдает за явлениями языка: пытается объяснить слова на основе их значения, размышляет по поводу рода существительных. Таким образом, развивается языковое и речевое внимание, память, логическое мышление и другие психологические предпосылки, необходимые для дальнейшего развития ребенка, его успешного обучения в школе.

Как определить интеллект ребенка

«Интеллект» (в переводе с латинского intellectus - познание, понимание) в широком смысле означает совокупность всех познавательных функций человека: от восприятия и ощущений до воображения и мышления. В более узком смысле это мышление. Проверка уровня интеллектуальных возможностей необходима уже в детском возрасте. 

Формируются простые ассоциации: если кричать, тебя возьмут на руки                                                

0-2 мес.

Начинает ожидать кормления через определенные интервалы времени

0-2 мес.

Начинает различать окружающих: может узнать мать в группе людей,
может чувствовать незнакомые места и незнакомых людей

3 мес.

Развитие функции активного внимания: поворачивается на звук,
если внимание не отвлечено более сильным раздражителем

4,5 мес.

Начинает догадываться о причине и следствии: если потрясти погремушку - она загремит 

5 мес.

Реакция на новизну: любой новый предмет хотя бы на короткое время привлекает
внимание ребенка

5 мес.

Следит откуда и куда падает предмет

5,5 мес.

После зрительного, тактильного исследования игрушки, начинает искать
для нее применение (стучит, гремит погремушкой)

6 мес.

Может уронить предмет для того, чтобы посмотреть, как его поднимут

6,5 мес.

Начинает ожидать от близких людей характерных действий:
кормления от матери, индивидуальной игры от каждого члена семьи

7 мес.

Может узнавать по части целое: ожидает появление целого предмета, увидев только его часть

7 мес.

Убирает препятствие, мешающее достичь игрушки

7,5 мес.

Поиск наполовину спрятанной игрушки 

8 мес.

Запоминает, как реагировать на определенные фразы: поднимает руки,
когда слышит фразу «такой большой»

9 мес.

Пользуется «указательным жестами»

10 мес.

Деятельность приобретает характер целенаправленной
(складывает игрушку в коробку, нажимает кнопки на музыкальной игрушке) 

11 мес.

Начинает замечать, когда кто-то выходит из комнаты, и ждет его возвращения

11,5 мес.

В состоянии определить высоту и края предметов

11,5 мес.

Узнает значение слов, коротких фраз

1 г.

Различает несколько предметов по названиям

1 г.

Ищет спрятанную игрушку

1 г.

Тянет в рот только съедобное

1 г. 5 мес.

Узнает простые картинки в книге

1 г. 6 мес.

Может выполнить поручение из 1 действия

1 г. 7 мес.

Различает «один» и «много»

1 г. 11 мес.

Различает «большой» и «маленький»

1 г. 11 мес.

Частично заполняет доску Сегена путем проб и ошибок

2 г.

Выполняет поручения из 2-3 взаимосвязанных действий (подойди к шкафу, возьми куклу,
принеси мне)

2 г. 6 мес.

Укладывает в нужные ячейки доски Сегена фигуры, кроме треугольника

2 г. 6 мес.

Подбирает цвета по образцу (синий к синему)

2 г. 6 мес.

Классификация на 2 группы (по цвету, форме)

Зг.

Классификация на 3-4 группы: по геометрической форме, по цвету

3 г. 6 мес.

Легко заполняет доску Сегена

4 г.

Выполняет простую классификацию картинок (4-5 групп) с помощью

4 г.

Выполняет простую классификацию картинок (4-5 групп) самостоятельно

4 г. 6 мес.

Овладевает понятиями «больше», «выше», «шире», «длиннее», «равные», «одинаковые»

5 лет

Отгадывает загадки, используя накопленный опыт

5 лет

Исключает предметы (тест «4-й лишний») опираясь на свойства объектов

6 лет

Способен разделять объекты на группы и подгруппы  

7 лет

 

Развиваем интеллект у детей. 9 советов для родителей

Простые рекомендации помогут улучшить внимание, память и разбудить творческий потенциал у детей.

Советы для развития IQ

  1. Гранатовый сок. В этом соке содержаться полезные микроэлементы, которые благотворно влияют на развитие интеллекта у детей.
  2. Музыка Моцарта. Музыкальные произведения этого композитора улучшат математическое мышление.
  3. Тренируйте память. Сегодня можно найти большое количество игр и упражнений для развития памяти. Несложные задания развивают не только память, но также внимание и усидчивость у детей.
  4. Мята и лимон – лучшие аромаэнергетики. Готовьте для ребенка целебные чаи из этих продуктов.
  5. Больше движений. Как известно, двигательная активность как нельзя лучше стимулирует рост новых мозговых клеток, а также защищает уже существующие.
  6. Пазлы. Если ребенок достаточно усидчивый, значит ему скорее всего понравится собирать пазлы. Это нехитрое занятие тренирует отдельные участки мозга.
  7. Развивайте мелкую моторику. Известно, что мелкая моторика рук активно развивает интеллектуальную деятельность.
  8. Цветотерапия. По мнению ученых, желтая цветовая гамма также стимулирует мозговую деятельность, красные оттенки – тонизируют умственную активность, а синий и зеленый – успокаивают.
  9. Игры  - отличная тренировка для миндалевидной железы той части мозга, которая управляет эмоциями. Развитие эмоционального интеллекта (самосознания, самообладания, мотивации и коммуникабельности) не менее достойная задача, чем борьба за высокий балл IQ.

 

Термин «конструирование» означает приведение в определенное взаимоположение различных предметов, частей, элементов, от латинского слова constructio - построение.

Под детским конструированием принято понимать разнообразные постройки из строительного материала, изготовление поделок и игрушек из бумаги, картона, дерева и других материалов. Конструирование является довольно сложным видом деятельности для детей. В ней мы находим связь с художественной, конструктивно-технической деятельностью взрослых.

Снимает, сбрасывает кольца со стержня пирамидки                                                                  

8,5 мес.

Пытается ставить кубик на кубик

9 мес.

Пытается нанизать колечки на стержень пирамидки

11 мес.

Строит простые сооружения из кубиков

1 г. 9 мес.

Частично заполняет доску Сегена методом проб и ошибок

2 г.

Строит по показу поезд, башенку

2 г.

Строит по показу мост

З г.

Дорисовывает недостающие ножки, ручки к человечку

3 г.

Самостоятельно рисует человека (примитивно)

3 г. 6 мес.

Строит сложные сюжетные конструкции

3 г. 6 мес.

Складывает картинки из кубиков

4 г.

Рисует человечка с туловищем

4 г.

Сюжетные рисунки, рисует человечка в одежде

5 лет

Конструктивная деятельность.

Конструктивная деятельность — это практическая деятельность, направленная на получение определенного, заранее задуманного реального продукта, соответствующего его функциональному назначению. Конструирование обладает чрезвычайно широкими возможностями для умственного, нравственного, эстетического, трудового воспитания.
На занятиях конструированием осуществляется развитие сенсорных и мыслительных способностей детей.

При правильно организованной деятельности дети приобретают:

1 конструктивно-технические умения:

  • сооружать отдельные предметы из строительного материала — здания, мосты и т.д.;
  • делать из бумаги различные поделки — елочные игрушки, кораблики и т.д.;

2 обобщенные умения:

  • целенаправленно рассматривать предметы,
  • сравнивать их между собой и расчленять на части,
  • видеть в них общее и различное,
  • находить основные конструктивные части, от которых зависит расположение других частей,
  • делать умозаключения и обобщения.

Важно, что мышление детей в процессе конструктивной деятельности имеет практическую направленность и носит творческий характера. При обучении детей конструированию развивается планирующая мыслительная деятельность, что является важным фактором при формировании учебной деятельности. Дети, конструируя постройку или поделку, мысленно представляют, какими они будут, и заранее планируют, как их будут выполнять и в какой последовательности.

Конструктивная деятельность способствует практическому познанию свойств геометрических тел и пространственных отношений:

  • речь детей обогащается новыми терминами, понятиями (брусок, куб, пирамида и др.), которые в других видах деятельности употребляются редко;
  • дети упражняются в правильном употреблении понятий (высокий — низкий, длинный — короткий, широкий — узкий, большой — маленький), в точном словесном указании направления (над — под, вправо — влево, вниз — вверх, сзади — спереди, ближе и т.д.).

Конструктивная деятельность является также средством нравственного воспитания дошкольников. В процессе этой деятельности формируются важные качества личности:

  • трудолюбие,
  • самостоятельность,
  • инициатива,
  • упорство при достижении цели,
  • организованность.

Совместная конструктивная деятельность детей (коллективные постройки, поделки) играет большую роль в воспитании первоначальных навыков работы в коллективе:

  • умения предварительно договориться (распределить обязанности, отобрать материал, необходимый для выполнения постройки или поделки, спланировать процесс их изготовления и т. д.);
  • работать дружно, не мешая друг другу.

Изготовление детьми различных поделок и игрушек для подарка маме, бабушке, сестре, младшему товарищу или сверстнику воспитывает заботливое и внимательное отношение к близким, к товарищам, желание сделать им что-то приятное. Именно это желание часто заставляет ребенка трудиться с особым усердием и старанием, что делает его деятельность еще более полнокровной и приносит ему большое удовлетворение.
Наконец, конструктивная деятельность имеет большое значение и для воспитания эстетических чувств. При знакомстве детей с современными зданиями и с некоторыми доступными для их понимания архитектурными памятниками (Кремль, Большой театр и т.д.) развивается художественный вкус, умение восторгаться архитектурными богатствами и понимать, что ценность любого сооружения заключается не только в соответствии его практическому назначению, но и в его оформлении — простота и четкость форм, выдержанность цветовых сочетаний, продуманность украшения и т. д.

Изготовление поделок из природного материала формирует у детей не только технические умения и навыки, но и особое отношение к окружающему их миру — дети начинают видеть и чувствовать красоту изумрудного мха и ярко-красной рябины, причудливость корней и веток деревьев, чувствовать красоту и целесообразность их сочетаний.
Однако такое многостороннее значение в воспитании детей конструктивная деятельность приобретает только при условии осуществления систематического обучения, использования разнообразных методов, направленных на раавитие не только конструктивных умений и навыков, но и ценных качеств личности ребенка, его умственных способностей.

Виды конструктивного материала

При обучении детей конструктивной деятельности в детском саду используются строительный материал, конструкторы, бумага, бросовые и природные материалы. Вид материала определяет и вид конструирования:

  • конструирование из строительного материала,
  • конструирование из бумаги,
  • конструирование из природного материала и т. д.

Строительный материал представляет собой набор разнообразных геометрических тел (куб, цилиндр, призма и т.д.). Он делится на мелкий (настольный) и крупный. Во время занятий материала всего должно быть больше, чем требуется для данной постройки (и по элементам, и по количеству), чтобы приучать детей отбирать только необходимые детали, соответствующие их замыслу.
Организуя детскую конструктивную деятельность из строительных материалов, воспитатель использует и разнообразные мелкие игрушки, изображающие людей, животных, растения, транспорт и т. д. Дети дошкольного возраста, создавая предметы окружающего, строят не вообще, а с конкретной целью — домик для зайчика, мост для транспорта и пешеходов и т. д. Использование игрушек в конструировании делает его более осмысленным и целенаправленным и способствует дальнейшему развитию игровой деятельности детей. Хранить строительный материал удобнее всего в специальных шкафчиках с отделениями для каждого вида деталей, при этом материал всегда должен быть уложен строго по формам, чтобы дети могли быстро взять любую из них. Раскладывание материала по формам не только облегчает работу с ним, но и способствует ускорению запоминания названий этих форм.

Конструкторы для детей.

Дети старшего дошкольного возраста в свободное от занятий время используют также различные конструкторы — деревянные, пластмассовые, металлические и керамические. Они позволяют создавать подвижные конструкции, но отличаются достаточно сложными способами крепления деталей.
Под руководством воспитателя дети осваивают новые для них способы соединения, учатся создавать разнообразные подвижные конструкции по картинкам, чертежам. При этом особое внимание обращается на специальную отработку у детей умения соединять детали при помощи гаек и гаечных ключей, так как это требует участия мелкой мускулатуры руки, которая у дошкольника еще несовершенна.
Перед тем как давать конструкторы детям, воспитатель должен сам тщательно изучить методические указания по сборке, приложенные к каждому из них, и продумать, что детям нужно подробно объяснить, а что они будут делать сами. Наборы строительного материала и конструкторы даются не все сразу, а постепенно, по мере их освоения детьми. После того как дети под руководством воспитателя освоят тот или другой конструктор, его помещают вместе с настольными играми или в уголке ручного труда, и дети используют его в своей самостоятельной деятельности.

Бумага, природный и бросовый материалы.

Эти материалы широко используются в детском саду (как отдельно, так и в сочетании друг с другом) для изготовления различных поделок и игрушек, что является не только полезным, но и интересным занятием для детей.
Детям дают различные сорта бумаги: плотная настольная, писчая, глянцевая, полуватман, а также тонкий картон.
Разнообразие природного материала (шишки, желуди, ветки, семена, трава и т.д.) и легкость обработки позволяют широко использовать его в работе с дошкольниками.
Воспитатель вместе с детьми своевременно заготавливают природный материал и пополняют его запасы в течение всего года. Косточки от фруктов (слив, абрикосов, персиков), тщательно промытые и просушенные, собираются в любое время, а вот семена ясеня, клена — только зимой.
Каждый вид материала хранится в отдельной коробке или пакете. При создании поделок используются дополнительные материалы: бумага, картон, пластилин, проволока, спички; клей — казеиновый, синтетический, декстриновый и инструменты — нож, ножницы, шило, иголка. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развиваем речь ребенка: на прогулке, на кухне, на даче.

Консультация для родителей о развитии речи ребенка в домашних условиях....

Консультация для родителей "Как формировать и развивать речь ребенка. Подготовка ребенка к школе".

Советы по развитию речи детей с ОНР при подготовке к обучению в школе....

Советы логопеда для детей и родителей РАЗВИВАЕМ ПАЛЬЧИКИ РЕБЕНКА - РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ

Советы логопеда для детей и родителей РАЗВИВАЕМ ПАЛЬЧИКИ РЕБЕНКА - РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ !1. Ребенок катает грецкий орех между ладонями (по кругу)2. Дайте ребенку колючий мяч или круглую щетку дл...