Советы учителя-логопеда родителям детей раннего возраста
консультация (средняя, старшая, подготовительная группа)

Лесанова Евгения Николаевна

В данной статье родители могут найти советы от учителя-логопеда для развития речи детей раннего возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

СОВЕТЫ УЧИТЕЛЯ - ЛОГОПЕДА РОДИТЕЛЯМ

Если ребенок в 2-2,5 года совсем не говорит или говорит мало слов, это обычно вызывает тревогу родителей.  

Причины отставания в речевом развитии могут быть самыми разнообразными – как биологическими (проблемы в развитии слухового, зрительного и тактильного восприятия; наследственный тип позднего развития речи; болезненность ребенка), так и социальными.

Нередко поведение родителей и их отношение к ребенку создает предпосылки к отставанию в речи у детей.

Почему дети не говорят???

К примеру, гиперопека малыша может привести к тому, что речевая функция ребенка останется невостребованной.

Ведь если окружающие понимают ребенка без слов и предупреждают все его желания, зачем ему выражать свои потребности при помощи речи?

Также речь у детей может развиваться медленнее, если родители постоянно сопровождают свои обращения к ребенку жестами и действиями.

В этом случае малыш привыкает реагировать не на слова, а на жесты.

Что интересно – если ребенок часто находится в избыточной информационной среде, это вовсе не помогает ему начать быстрее говорить.

То есть если у вас постоянно включен телевизор или радио, или рядом с малышом много болтающих между собой взрослых.

Все это создает "шумовую завесу", и ребенок привыкает не вслушиваться в речь и не придавать значения слову.

В таких случаях ребенок может произносить длинные бессмысленные псевдофразы, имитируя полноценную речь, а развитие истинной речи будет задерживаться.

Поэтому полезнее говорить с детьми, а не при детях.

Как правило, в семьях, где у родителей нет ни времени, ни желания общаться с детьми, речевое развитие последних также задерживается.

Как родители могут помочь?

Важно, чтобы и родители, а не только педагоги детских центров и логопеды, занимались развитием речи малыша. Самое основное для улучшения речи – это развитие мелкой моторики, улучшение работы органов артикуляционного аппарата.

Делайте с вашим малышом каждый день артикуляционную гимнастику, пальчиковую гимнастику, играйте в дидактические игры или делайте самомассаж (рук, лица). При самомассаже можно использовать разные тренажеры, такие как мячик "ежик", каучуковый мячик, массажное кольцо Су Джок.

Вот 7 несложных советов, как можно помочь ребенку в развитии речи.

1. Стимулируйте любые проявления активности ребенка, радуйтесь каждому произнесенному звуку.

2. Используйте различные дидактические игры (составление целого из частей – разрезные картинки, пазлы, игрушки - собирайки, кубики с картинками, игрушки-вкладыши).

3. Играйте с пальчиками, ведь на руках находится множество нервных окончаний, стимулируя которые, мы активизируем речевую моторную зону в коре головного мозга. Детям очень нравятся такие забавы:

"Это пальчик - бабушка, этот пальчик - дедушка, этот пальчик папочка, этот пальчик - мамочка, этот пальчик я - вот и вся моя семья!"

(Возьмите руку малыша в свою и производите различные движения под фразы из потешки.)

4. Читайте, рассказывайте наизусть, пойте.

К вашим услугам потешки, колыбельные, считалочки, детские стишки и проза. Возьмите на заметку произведения всеми любимых детских авторов: А. Барто, К.Чуковского, С.Маршака, С. Михалкова.

5. Показывайте, рассказывайте, фантазируйте, комментируйте в деталях все, что хотите: чем занимается папа на работе, во что играют дети на площадках, какие заботы у птицы за окном и у людей на улицах, в магазинах и транспорте.

6. Изучите с ребенком голоса животных, их места обитания; узнайте, чем они питаются.

7. Разучите с малышом известные стишки про "Сороку-ворону", "Мальчика-пальчика, который с этим братцем в лес ходил, с этим братцем щи варил, с этим братцем кашу ел, а с этим братцем песни пел", "Ладушки-оладушки: мы печем  оладушки.

Получилось ровно пять: один маме надо дать, два коту с усами, два съедим мы сами!".

Родителям следует помнить, что если речевое развитие ребенка значительно задерживается, и в течение беременности, родов или в период раннего развития отмечались некоторые отклонения, не стоит затягивать с обращением к специалистам. Нужно вовремя провести необходимые исследования, определить причины задержи речевого развития и оказать ребенку помощь.

Самый активный период в развитии речи выпадает на первые три года жизни ребенка. Часто в более поздние сроки наверстать упущенное в полной мере уже не удается.

                                                             Учитель-логопед МБДОУ д/с № 18        Е.Н.Лесанова



Предварительный просмотр:

 «Взаимодействие ДОУ и семьи

в формировании правильной речи ребенка»

(консультация для родителей)

        Своевременное и правильное формирование речи в дошкольном возрасте – одно из условий нормального развития ребенка и, в дальнейшем, его обучения в школе.

        Любая задержка и любое нарушение в ходе развития речи ребенка отражается на его поведении, а также на его деятельности.

        Важно развивать все стороны речи:

- Фонетическую (правильное произношение);

- Грамматическую;

- Связную речь

        Опыт по развитию речи детей показал, что только взаимодействие детского сада и семьи дает хороший и значимый результат.

        В семье должна быть создана благоприятная ситуация для совершенствования речи детей, для закрепления знаний, полученных на занятиях в детском саду.

        Учитывая, что основная деятельность детей дошкольного возраста – это игра, предлагаю вниманию родителей несколько речевых игр, которые можно провести с детьми самостоятельно в домашней обстановке.

  1. Игра на кухне «Угощаю» - ребенку предлагается вспомнить «вкусные» слова и угостить друг друга.

      Можно подбирать «съедобные» слова на определенный звук:

      А – апельсин, ананас, абрикос и т.д.;

      Б – борщ, булка, бутерброд и т.д.

      Слова необходимо произносить по очереди: ребенок – взрослый.

      Можно играть с целью развития грамматического строя речи.

  1. «Приготовим сок». «Из яблок сок…. (яблочный); из груш…. (грушевый); из слив….(сливовый); из вишни….(вишневый); из моркови, лимона, апельсина и т. п. Справились? А теперь наоборот: апельсиновый сок из чего? И т. д.»
  2. Одна из рубрик «Домашней игротеки» — «Мастерская Золушки».

      Игровые упражнения на развитие мелкой моторики.

      Пока Вы заняты пришиванием пуговиц, ребёнок может выкладывать из  

      пуговиц, ярких ниточек красивые узоры.

  1. Попробуйте вместе с ребёнком сделать панно из пуговиц. Пуговицы можно пришивать (с Вашей помощью), а можно укрепить их на тонком слое пластилина (без Вашей помощи).
  2. Игра по дороге в детский сад «Я заметил…» - ребенку предлагается по пути называть предметы, мимо которых он проходит, и описывать их.

     Например: «Я вижу почтовый ящик. Он синий, металлический,  

     небольшого размера…»

  1. Игра в свободные минуты – игровое упражнение на совершенствование слоговой структуры слов.

      Инструкция: «Слоги в наших словах перепутались. Помоги им  

      распутаться!»

Например: СЫ-БУ (БУСЫ), КА-СУМ (СУМКА), КА-СО-БА (СОБАКА).

  1. Игры в выходной день «Я дарю тебе словечко…» - родители должны объяснить ребенку значение нового слова и составить с ним предложения.

Данные игры помогут Вам, уважаемые родители, не только развить речь ребенка, но и сформировать у него внимание, память, мышление, а главное – еще больше подружиться и стать ближе к своему малышу.

Учитель – логопед     Е.Н. Лесанова


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

планирование сотрудничества учителя-логопеда с родителями детей дошкольного возраста с ОНР

  Признание приоритета семейного воспитания требует иных взаимоотношений семьи и учителя-логопеда, а именно – сотрудничества, взаимодействия и доверительности.    Наша задач...

Взаимодействие учителя-логопеда с родителями детей раннего возраста

Помощь родителям в работе с детьми имеющими нарушение речи...

Рекомендации учителя - логопеда для родителей детей среднего возраста.

Рекомендации учителя - логопеда для родителей детей среднего возраста....

Консультация учителя-логопеда для родителей детей раннего дошкольного возраста на тему «Такие простые игры»

В семье появился ребенок. Ро­дители, наблюдая, как растет и развивается их малыш, раду­ются первой улыбке, первым звукам, первым лепетным сло­вам. И, конечно, у них возни­кает много во...

Особенности сотрудничества учителя-логопеда с родителями детей раннего возраста

Советы и рекомендации родителям, чьи дети не могут долго заговорить....