Родительское собрание "Загадка как средство развития дошкольников"
методическая разработка (старшая группа)

Материал предназначен для воспитателей детских садов. Конспект родительского собрания в старшей группе "Загадка как средство развития дошкольников"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект родительского собрания27.61 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание

«Загадка, как средство развития дошкольников»

Цель: Познакомить родителей с развивающей ролью загадок в процессе воспитания детей.

Ход собрания.

Уважаемые родители, кто из вас в детстве не любил загадки? Все любили, и, повзрослев, продолжаете отгадывать загадки на праздниках, торжествах, конкурсах.

Оказывается, человек начал создавать загадки еще в глубокой древности. Люди использовали загадку как один из приемов иносказательного, тайного языка, чтобы скрыть свои мысли и намерения, чтобы уберечь от «нечистой силы» свое жилище, свою семью, свой скот, орудие труда и прочие. К «тайной» речи прибегали охотники, скотоводы, земледельцы. Они называли орудия труда, животных, места охотничьих угодий не общепринятыми названиями, а подставными словами, загадочными оборотами, или загадками. Загадка была не только «тайным» языком. С ее помощью испытывали мудрость, находчивость, образованность человека. Вспомните русские сказки, где герою нужно было отгадать три загадки, чтобы спасти свою жизнь  или получить награду.

Отсюда и понятна многовековая жизненность и популярность загадки, как среди взрослых, так и детей. И мы в своей работе с детьми очень широко используем загадки: на занятиях, во время наблюдений на прогулке, игр и в повседневной  жизни.

Загадка – одна из малых форм устного народного творчества, в которой в краткой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов или явлений.

Существует множество классификаций загадок.

Можно разделить загадки по темам, по способу построения, по сложности. При выборе загадок мы  учитываем возраст детей, уровень развития, жизненный опыт дошкольников. И, конечно, загадки,  должны быть доступны для понимания, занимательны, правдивы, грамотны, интересны.

Загадки полны познавательного смысла. Загадка ставит перед ребенком вопросы:

-Что откуда?

-Что из чего делается?

-Что чему служит?

Играя в загадку, ребенок как бы сдает экзамен на сообразительность. Хорошо ли он знаком с окружающим миром? Знает ли он признаки, качества, свойства предметов и явлений. Отгадать загадку – значит ответить на вопрос, т. е. совершить сложную мыслительную операцию

- произвести анализ, то есть выделить признаки неизвестного предмета;

- произвести синтез, то есть установить связи между этими признаками;

- абстрагироваться, то есть отбросить все лишние признаки;

- логически изложить доказательства, то есть рассуждать;

- наконец, обобщить все признаки и установленные связи, сделать вывод, то есть отгадать загадку.

Чтобы научить ребят отгадывать загадки. Нужна большая предварительная работа. Давайте выполним несколько упражнений из тех, которые мы выполняем с ребятами.

Задание 1.

«Назовите все деревянные предметы в группе».

Цель: учить детей находить сходные предметы в окружающей обстановке по одному общему признаку - по материалу, сравнивать и обобщать их; развивать наблюдательность и внимание.

Задание 2.

«Назовите все предметы круглой формы».

Цель: учить детей находить в окружающей обстановке предметы схожие по форме; продолжать развивать наблюдательность и внимание.

Задание 3.

«Какие предметы бывают только желтыми (зелеными, оранжевыми)?».

Цель: учить детей находить в окружающей обстановке предметы схожие по цвету; продолжать развивать наблюдательность и внимание.

Задание 4.

«Назовите предметы, которыми можно есть, копать?». «Что нас греет?».

Обучение отгадыванию загадок начинать нужно на примере знакомых загадок. Раскладываем перед ребенком несколько знакомых предметов или картинок, описывая предмет, особенно выделяем те признаки предмета, которые есть в загадке, например: ножницы железные, острые, у них 2 конца, 2 кольца, они соединены между собой гвоздиком. Затем рассматриваем и другие картинки, а в конце загадываем загадку: «Два конца, два кольца, а посередине гвоздик». На втором этапе детям сообщаем тему загадки, например, «загадка об игрушке», «о явлении природы», «о человеке». Вначале детям даем образец рассуждения при отгадывании загадки. Например: «Длинная, сладкая, оранжевая,  гладкая, зайчики едят и нам велят».- Что едят зайчики? Капусту, морковку, травку. - А что из того, что едят зайчики сладкое, гладкое, оранжевое. Когда освоен алгоритм рассуждения, можно загадывать загадки из разных тем. Но, в любом случае загадки должны быть о знакомых малышам  предметах и явлениях. Далее усложняем задачу: загадываем, помогаем отгадать, и, вместе с детьми выясняем, что именно подсказало отгадку, как вы догадались. Старшие дети не просто отгадывают загадку, а уже сами могут рассуждать, объяснять, почему именно такая отгадка

Сочинять свои собственные загадки — это не менее интересно и полезно, чем их отгадывать. Такая творческая работа учит малыша говорить ярко, кратко и образно, помогает найти сходство между непохожими вещами, увидеть знакомый предмет или явление с новой, необычной стороны.

Сочинять загадки можно буквально обо всем. Начинать можно на самой

обычной прогулке: «Маленький, серенький, по веточкам прыгает и чирикает». Конечно, это воробей. Подобные описательные загадки вполне по силам сочинить ребенку. Правда, сначала детям никак не удается правильно сформулировать вопрос: «У зайчика короткий хвостик и длинные ушки. Кто это?» Покажите малышу, как важно выделить какую-нибудь характерную особенность того животного, о котором вы составляете загадку. Например, если сказать «большой зверь, живет в лесу», то придется долго перечислять всех лесных жителей. А вот если добавить, что он любит полакомиться желудями, сразу станет ясно, что речь идет о кабане. В такую «сочинительную» игру хорошо играть на улице. По очереди с малышом загадывайте друг другу загадки о встречных предметах. «Едет, гудит, людей везет», «Лохматая, хвостатая бежит и лает» или, скажем, «Листики зеленые, а ствол белый». Если вы решили придумать загадку, например, о зонтике, попросите малыша выделить его основное назначение.  Для чего он нужен. Прятаться от дождя! А на что похож зонтик? На купол, на крышу на ножке, на грибок. А какого он цвета? Яркий, разноцветный, расписной. Вот вам и готова загадка: «купол расписной от дождя спрятал нас с тобой». Такая нехитрая игра принесет малышу огромную пользу, развивая его наблюдательность, внимание и речь.

С ребятишками постарше, можно сочинять загадки-сравнения: круглый,

как шар, зеленый как трава, сладкий, как сахар (арбуз). Для этого нужно сначала выделить какие-то основные признаки предмета, о котором составляется загадка, а потом уже подумать, с чем их можно сравнить.

Далее можно попробовать составлять загадку противоречие.  Я предлагаю вам попробовать придумать загадку самим.

  Для этого используем таблицу:

Какой?

Что бывает таким же?

Цвет

Форма (Материал)

Действие (Назначение)

Записываем найденные характеристики и выбираем всего три признака. В результате получаем: желтое, круглое, светит.

Читаем загадки, вставляя между словами связку «Но не». Получается: «Желтое, но не репа, круглое, но не мяч, светит, но не лампочка».

Только, пожалуйста, не смейтесь над ребенком и не критикуйте его загадки, какими бы глупыми и нелепыми они вам не казались. В любом случае, это огромная работа ума, это поиск нужных слов, это искренность и непосредственность. За это нужно непременно хвалить. А примитивность детских загадок идет, чаще всего, от недостатка жизненного опыта, от скудности знаний о себе и окружающем мире. Чем больше жизненного опыта, тем интереснее детские загадки. И наоборот, чем больше мы отгадываем и сочиняем загадки вместе с малышом, тем лучше он развивается, тем большее количество информации усваивает.

     

Нам важно поддержать интерес к загадкам у детей и этому способствует ведущая деятельность детей – игра. Я хочу вам представить несколько игр с загадками, которые мы используем в своей работе, и вы можете играть в них дома:

Игра «Лото-загадки»

Цель: закрепить знания детей по лексической теме, развивать умение отгадывать загадку с опорой на наглядность.  

Ход игры: участникам раздаются игровые поля с картинками, у ведущего набор аналогичных картинок с загадками. Ведущий читает загадку. А игроки должны ее отгадать и найти изображение на игровом поле. Выигрывает тот, кто первым закроет все картинки своего игрового поля. У нас есть такое лото на разные темы: «Дикие животные», «Домашние животные», «Птицы», «Подводный мир», «Космос», «Зима» и т.д.

Игра «Кубик  загадок» 

Цель: развивать воображение, память, умение обобщать, обогащать словарный запас детей и побуждать их использовать в речи полные предложения, продолжать обучать детей отгадывать загадки. 

Ход игры: Оборудование:  куб загадок, представляющий собой пластмассовый кубик, на гранях которого изображены картинки на любую тему; картотека загадок о тех предметах, которые изображены на картинках (по нескольку загадок об одном и том же предмете).

Правила игры:        

Вариант 1: «Отгадай загадку» С помощью считалки выбирается главный игрок, который подбрасывает кубик вверх. После того как кубик упадет и ляжет на ребро, посмотреть какое изображение окажется сверху. Этим определяется тема загадки для главного игрока. Воспитатель (любой взрослый) зачитывает загадку, главный игрок должен ее отгадать. Если возникают трудности, то зачитывает вторую загадку о том же самом предмете (вариативность). Угадав загадку, игрок имеет право подкинуть куб еще раз. При успешном отгадывании, подкидывает куб до трех раз, далее игрок должен сам сделать выбор, кому быть главным игроком, следующим. Если же не удаётся отгадать загадку, то предлагается ее отгадать другим участникам. Тот, кто отгадает и становится главным игроком, подкидывает куб, определяя тем самым тематику загадок.

Вариант 2: «Загадай загадку» С помощью считалки выбирается главный игрок, который подбрасывает кубик вверх. После того как кубик упадет и ляжет на ребро, посмотреть какое изображение окажется сверху. Этим определяется тема загадки для главного игрока. Воспитатель (любой взрослый) предлагает вспомнить загадку по заданной кубом теме и загадать ее другим участникам. Если не вспоминается загадка, то игроку нужно самому сочинить загадку, подбирая слова-описания предмета. Тот ребенок, который первым отгадает загадку, становится главным игроком. Например, куб лег на ребро и сверху изображены овощи, это означает, что главный игрок должен вспомнить и загадать любую загадку об овоще

Игра «Алфавит»

Цель: Закреплять знания букв алфавита, развивать слуховое восприятие.
Ход игры: Для этой игры берем карточки с буквами и книгу с загадками по алфавиту. Дети по очереди вытаскивают букву, а ведущий загадывает загадки с отгадками на эту букву.

Игра «Цыфры»

Цель: Упражнять в счете, закрепить знания цифр.

Ход игры: Перед детьми лежат цифры, воспитатель загадывает загадку-задачу. Дети ищут нужную цифру-ответ.

Игра «Картинки-загадки»

Цель: Закреплять умение составлять описательный рассказ о предмете,            развивать мыслительные операции при отгадывании загадки.  

Ход игры: Выбирается один водящий, остальные садятся на стулья, они должны отгадывать. В большой коробке лежат маленькие картинки с изображением различных предметов (можно использовать картинки от детского лото). Водящий берет одну из картинок. Не показывая ее остальным, он описывает предмет, нарисованный на ней. Участники игры предлагают свои версии. Следующим водящим становится тот, кто первый отгадал правильный ответ.

 Игра «Отгадай загадку – раскрась отгадку»

Цель: развивать память, слух, воображение, мелкую моторику рук;

Ход игры: В этой игре объединяются два любимых детских занятия. Использую несколько вариантов этой игры.
Первый – детям выдаю раскраски с сюжетной картинкой, загадываю загадки. Ребёнок ищет на рисунке отгадку и раскрашивает её. 
Второй – на листе нарисовано несколько предметов на одну тему: овощи, фрукты, игрушки и т.п. Каждый ребёнок получает по такому листочку. Загадываю загадку, дети раскрашивают отгадку. 
Третий - подбираю раскраски на одну тему: птицы, животные, сказочные животные и т.п. Отгадка на каждую загадку на отдельном листе. Количество раскрасок и загадок соответствует количеству детей. Каждый ребёнок отгадывает по одной загадке. Тот, кто отгадал свою загадку, получает раскраску с отгадкой.

Можно пригласить детей и предложить вместе с родителями еще один вариант этой игры

Раздаю семейным командам чистые листы и фломастеры и начинаю загадывать загадки. Отгадки не называются, рисуются на листе. В результате должна получиться сюжетная картинка. В конце все показывают свои картинки, обсуждают, хвалят, сравнивают.

Эстафета «Загадка»

Цель: Учить играть в команде, действовать сообща, по сигналу;
воспитывать здоровый дух соперничества;
упражнять в отгадывании загадок. 
Ход игры: Участники делятся на две-три команды, выстраиваются для эстафеты. У противоположной стены на столы раскладываю карточки с предметами  отгадками. Загадываю загадку. Участники должны добежать, взять карточку с отгадкой и вернуться к команде. Победителя определяю по количеству карточек с правильным ответом.

Конечно же, это ещё не все игры и развлечения с загадками, которые мы используем в своей работе. Я предложила вашему вниманию только те, которые наиболее полюбились детям.

 В заключении хочется сказать: «Загадывайте и придумывайте загадки с детьми!» Ведь каждая новая загадка становится очередной ступенькой в их  развитии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический совет на тему: "Игра как приоритетное средство развития дошкольников"

Как правильно объединить усилия коллектива МДОУ для повышения уровня организации сюжетно- ролевой игры, использования в практике достижений передового опыта и педагогической науки....

ОБСТАНОВКА ДЕТСКОГО САДА – СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ.

развивающая среда в современном дошкольном образовательном учреждении...

Презентация "Всё о здоровье" метод проектов как одно из средств развития дошкольников

Представлена новая актуальная технология проетов. Проект "Всё о здоровье" показывает максимально созданные благоприятные условия для формирования здоровья и гармоничного физического развития ребе...

Коордиоционно -подвижные игры как средство развития дошкольников

Предлагается сборник коордиоционно-подвижных игр для дошкольников,которые можно использовать на занятиях физической культуры,музыкальных занятиях и при НОД ....

Детско-родительский проект, как средство развития речи и познавательной активности детей

Одной из новых форм работы с семьей является проектная деятельность. Мы считаем, что данная форма работы поможет активизировать эмоциональный, воспитательный, реабилитационный потенциал семьи и включи...

Интерактивный лэпбук как современное средство развития дошкольников. Детско - родительский клуб "Творческая академия".

    На детско – родительском клубе  «Творческая  академия» родители ознакомились с интерактивной формой познавательной деятельности дошкольников. Был предс...