Семинар — практикум для родителей. Игротека «Путешествие в страну Сенсорику»
методическая разработка (средняя группа)

Жаркова Татьяна Вениаминовна

Познакомить родителей с дидактическими играми, способствующими сенсорному развитию детей третьего года жизни, направленное на последовательное развитие у детей восприятия формы, величины, цвета предметов, положение их в пространстве.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы

« Школа № 2053»

111674, г. Москва, ул. Покровская, д. 35 E-mail: 2053@edu.mos.ru Тел. 8-499-588-01-77

ОКПО 38322858, ОГРН 1127746075995, ИНН 7721749335; КПП 772101001

Семинар — практикум для родителей.

Игротека «Путешествие в страну Сенсорику»

                       

                              Провела:                              воспитатель Жаркова Т.В.

                                                                           группа №7

Москва, 2018

Семинар — практикум для родителей.

Игротека «Путешествие в страну Сенсорику»

Форма проведения: игровой практикум.

Цель: Обогащение родительских представлений о сенсорном развитии детей младшего дошкольного возраста.

Задачи:

• Познакомить родителей с дидактическими играми, способствующими сенсорному развитию детей третьего года жизни, направленное на последовательное развитие у детей восприятия формы, величины, цвета предметов, положение их в пространстве.

• Активизировать педагогический опыт родителей по теме.

• Укреплять сотрудничество семьи и педагогов группы.

План проведения:

1. Вступление:

• введение в проблемную ситуацию;

• создание проблемной ситуации.

2. Основная часть: игротека в форме путешествия на поезде по станциям.

3. Подведение итогов: обратная связь.

Предварительная работа:

• Изготовление пособий и дидактических игр по сенсорному развитию;

• Подбор и оформление рекомендаций;

• Оформление фотоальбома «Мы играем»;

• Оформление выставки, посвященной сенсорному развитию: литература, игрушки, игры, пособия;

• Музыкальное оформление.

Ход семинара:

Добрые день уважаемые родители! Спасибо, что вы нашли время и пришли в игротеку.

Чтобы детство наших детей было счастливым, основное место в их жизни должна занимать игра. В детском возрасте у ребёнка есть потребность в игре. И её нужно удовлетворять, потому, что играя, ребёнок учится и познает мир.

А. С.  макаренко:

«Игра пронизывает всю жизнь ребёнка. Это норма даже тогда, когда малыш делает серьезное дело. У него есть страсть, и её надо удовлетворить. Более того, следует пропитать этой игрой всю его жизнь. Вся его жизнь — это игра».

Маленькие дети — очаровательные, азартные и счастливые искатели приключений, стремящиеся познать мир. Но к сожалению, папа очень занят на работе, а у мамы столько хлопот по дому, что совсем не остается время на своего малыша. И все же мы уверены, что необходимо найти возможность для того, чтобы пообщаться с ребёнком, поиграть с ним и чему-то научить.

Сегодня мы хотим поделиться своим опытом работы с детьми и поговорить о сенсорных дидактических играх, в которые мы играем в группе и в которые мы советуем играть дома. И проведем мы нашу встречу в форме игры — путешествия в страну «Сенсорику». Но сначала немного освежим в памяти, что же это такое «сенсорное развитие».

Психологи доказали, что сенсорное развитие составляет фундамент умственного развития, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо для успешного обучения ребёнка в детском саду, в школе и для многих видов труда.

Ребёнок в жизни сталкивается с многообразием форм, цветов и других свойств предметов, игрушек и других предметов домашнего обихода. И, конечно, каждый ребёнок, даже без целенаправленного воспитания, так или иначе, воспринимает всё это. Но проблема заключается в том, что если усвоение происходит стихийно, без руководства со стороны взрослых, оно не редко оказывается поверхностным, неполноценным. Здесь-то и приходит на помощь сенсорное воспитание — последовательное планомерное ознакомление ребёнка с сенсорной культурой человечества.

В каждом возрасте перед сенсорным воспитанием стоят свои задачи, формируется определённое звено сенсорной культуры. На третьем году жизни дети должны научиться выделять цвет, форму и величину как особые знаки предметов, накапливать представления об основных разновидностях цвета и формы, об отношениях между двумя предметами по величине.

Знаете ли Вы, представления о каких цветах, формах, величинах должны накапливать дети третьего года жизни? (ответы родителей). Начиная с четвертого года жизни, у детей формируют сенсорные эталоны — это устойчивые, закрепленные в речи представления о цветах, геометрических фигурах и отношениях по величине между несколькими предметами. Позже знакомят детей с оттенками цветов, с вариантами геометрических фигур и с отношениями по величине, возникающими между элементами ряда, состоящего из большого количества предметов. Одновременно с формированием эталонов необходимо учить детей способам обследования предметов: их группировке по цвету и форме, последовательному осмотру и описанию формы, выполнения всё более сложных глазомерных действий.

На основе этих задач разработана система дидактических игр и упражнений. Основная задача сенсорных дидактических игр — накопление разнообразного сенсорного опыта, который на следующих этапах обучения, позволит систематизировать накопленные знания, приобрести новые, а также использовать их в новых ситуациях, повседневной жизни.

Какие дидактические сенсорные игры есть у вас дома? Как вы играете со своим ребёнком?

При проведении дидактических игр воспитатель в детском саду, а родители дома должны пользоваться краткой речевой инструкцией, не отвлекать детей лишними словами от выполнения заданий. Не следует требовать от детей обязательного запоминания и употребления названий цвета, формы. Важно, чтобы ребёнок активно выполнял задания, учитывая их свойства, так как именно в процессе игры происходит накопление представлений о свойствах предметов.

Создание проблемной ситуации

(Звучит музыка из передачи «Что? Где? Когда? », перед родителями появляется «Чудесная корзинка»)

Перед нами возникла проблемная ситуация — узнать на ощупь, что находится в «Волшебной корзине» (воспитатель предлагает 3 родителям определить на ощупь, что находится в «Волшебной корзине») Сейчас вы попали в затруднительную ситуацию. Такое бывает часто, когда человек не может предположить, что там.

Сегодня мы предлагаем Вам пройти тот путь, который проходит ребёнок при столкновении с неизвестным, познакомиться с содержанием и приёмами, способствующими сенсорному развитию детей раннего возраста, познакомиться с дидактическими играми, пособиями, направленными на усвоение сенсорных эталонов.

Забудьте на время о том, что вы взрослые, станьте детьми и давайте поиграем. Мы с вами отправляемся в страну «Сенсорику»!

Звучит мелодия, воспитатель берет волшебную палочку:

Вот я палочкой взмахну — загадаю чудо!

Всем родителям помогу, доброй феей буду!

Палочка — чудесница, волшебная кудесница!

Поскорее встали в круг и случится чудо вдруг.

Глазки закрывайте, в деток превращайтесь!

Ребятки, нам пора отправляться в путешествие. Паровозик нас давно ждет, занимайте свои вагончики (строят импровизированный поезд) :

Вот поезд наш едет, колеса стучат,

А в поезде нашем ребята сидят.

Чу-чу-чу, чу-чу-чу - бежит паровоз.

В страну «Сенсорику» ребят он повёз.

Внимание! Наш паровоз прибывает на станцию. А как она называется догадайтесь!

Он в яйце есть и в цыплёнке,

В масле, что лежит в масленке.

В каждом спелом колоске,

В солнце, в сыре и в песке. (желтый цвет)

Он с лягушкой может квакать,

Вместе с крокодилом плакать,

Из земли с травой расти,

Но не может он цвести. (зеленый цвет)

Всех быков он возмущает,

Ехать дальше запрещает.

Вместе с кровью в нас течет.

Щеки всем врунам печет. (красный цвет)

Им треть флага занята,

Он в названии кита.

И в букете васильков,

И на ящике почтовом (синий цвет)

Догадались, как станция называется? Станция «Цветная». Жители этой станции предлагают Вам научиться играть в «цветные игры».

Игра № 1 «Построй башню»

У этой игры много вариантов: можно предложить ребёнку построить башню, такого цвета как у кубика, лежащего перед ним, или словом определить цвет башни («Построй зеленую башню», «Построй разноцветную»). Помогите малышу прикладывать кубик к тому, что уже стоит в основании башни сравнить их («такой», «не такой»). Если кубик такого же цвета, предложите поставить его сверху. Если кубик не такого цвета, предложите ребенку поискать другой. В конце игры обязательно назвать цвет башни. В следующий раз предложите ребёнку самостоятельно построить башню (демонстрация игр родителям) .

Игра № 2 «Разноцветные флажки»

Подвижная игра, направленная на развитие внимания и реакции детей. Также позволяет закрепить знания цвета. Ведущий берет флажки основных цветов. Игру можно начать с двух цветов. Когда ведущий поднимает красный флажок — дети прыгают, зеленый — хлопают в ладоши, синий — приседают, желтый — стоят на месте (движения могут быть любые). (Игра с родителями) .

Игра № 3 «Разложи шарики в корзиночки»

Цель игры: научить детей находить предмет определенного цвета по образцу; закреплять названия цветов.

Предложите детям корзиночки основных цветов и миску в которой лежат шарики таких же цветов. Предложите детям разложить шарики по своим корзиночкам (игра проводится с родителями) .

На паровозике едем к следующей станции. Давайте угадаем как она называется.

Если взял бы я окружность,

С двух сторон немножко сжал.

Отвечайте дети дружно -

Получился бы … … (овал)

Из него мы строим дом.

И окошко в доме том.

За него в обед садимся,

В час досуга веселимся.

Ему каждый в доме рад.

Кто же он? Наш друг - … … (квадрат)

Эти фигуры по городу мчат,

В садики, школы развозят ребят.

Едут автобус, троллейбус, трамвай.

Ты на дороге смотри, не зевай!

На эту фигуру похожи дома.

О чём говорю, ответьте, друзья! (прямоугольник)

Он похож на колесо

А ещё на букву «О».

По дороге катится

И в ромашке прячется.

Нрав его совсем не крут.

Догадались? Это … … (круг)

Горы на него похожи.

С детской горкой тоже схож.

А ещё на крышу дома

Очень сильно он похож.

Что же загадала я? (треугольник то друзья)

Догадались? Станция «Фигурная». На этой станции нас встречают геометрические фигуры. Они нам приготовили много интересных игр.

Игра № 1 «Определи форму»

Каждому играющему выдается набор разноцветных геометрических фигур. Воспитатель демонстрирует картинку с одной из геометрических форм, участники игры должны поднять соответствующую фигуру (игра с родителями) .

Игра № 2 «Прятки»

Воспитатель ставит на стол деревянные геометрические фигуры (5шт.) и просит запомнить их расположение, затем накрывает их платком и незаметно убирает одну из фигур. После этого участники определяют, какая фигура «спряталась» (Проводится игра с родителями) .

Игра № 3 «Геометрический куб»

Кубов большое разнообразие. Игроки должны найти отверстие тождественное геометрической форме. (Игра проводится с родителями) .

Паровозик приглашает нас в дорогу. Мы прибыли на конечную станцию «Игрушечная». Посмотрите здесь игры купленные в магазине и сделанные руками педагогов. Сейчас с некоторыми из них мы познакомимся.

Играя ребёнок учится сопоставлять, сравнивать, устанавливать простые закономерности. У ребёнка появляется интерес к знаниям, усидчивость, самостоятельность.

С Вашего позволения я опять стану феей, ведь нам пора возвращаться.

В заключении хотелось бы еще раз подчеркнуть, что сенсорное развитие составляет фундамент общего умственного развития ребёнка. А это очень важная, но не единственная сторона общего психического развития. Ребёнок должен развиваться гармонично, т. е. в умственном, нравственном, эстетическом и физическом отношениях.

Я считаю, что цель игротеки достигнута. Мы познакомили Вас с дидактическими играми, научили, как методически правильно их проводить.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нетрадиционное родительское собрание «Игротека «Путешествие в страну Сенсорику» (игровой практикум)

предлагается родительское собрание нетрадиционной формы проведения, вместе с детьми....

Мастер-класс для родителей "Игротека. Путешествие в страну Сенсорику"

Представляю вашему вниманию родительсткое собрание в форме мастер-класса. С каждым годом ваш ребёнок поднимается на новую ступень своего развития. Уже можно задуматься над его дальнейшей судьбой ...

Родительское собрание «Игротека «Путешествие в страну Сенсорику»/ игровой практикум.

Цель:  Обогащение родительских представлений о сенсорном развитии детей младшего дошкольного возраста.Задачи: ознакомить родителей с дидактическими играми , способствующими сенсорному развитию де...

Игротека «Путешествие в страну Сенсорику» Форма проведения: игровой практикум. Цель: Интеграция образовательных областей познания (формирования элементарных математических представлений, развитие сенсорной культуры), Коммуникации, физическая культура, со

Игротека «Путешествие в страну Сенсорику»Форма проведения: игровой практикум. Цель: Интеграция образовательных областей познания (формирования элементарных математических представлений, развитие сенсо...

Семинар-практикум для родителей. Игротека "Путешествие в страну Сенсорику"

Семинар с целью познакомить родителей со способами формирования у детей с ОВЗ сенсорных представлений о величине, форме и цвете  в домашних условиях...

Игровой практикум для родителей «Веселое путешествие в страну Сенсорики».

Добрый день уважаемые родители! Мы рады встрече с вами.Наступила весна и всем мы желаем весеннего настроения! Ну и   конечно же, весной, хочется чего - то новенького впечатлений, чувств,...