Консультация для родителей «Как правильно слушать классическую музыку»
консультация

Бикташева Динара Рифовна

Каждый из нас хочет воспитать своего ребенка духовно богатым, эстетически образованным, позитивно настроенным на окружающий его мир.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Как правильно слушать классическую музыку?»

Каждый из нас хочет воспитать своего ребенка духовно богатым, эстетически образованным, позитивно настроенным на окружающий его мир.

Как научить детей отличать настоящее искусство от грубой подделки? Начинать решать эту нелегкую задачу надо с самого раннего возраста. Ведь первые звуки, которые слышит новорожденный – это напевные звуки колыбельной. И поет эти напевные мелодии малышу его мама – самый родной и близкий на свете человек. И именно пению колыбельных мы, взрослые, уделяем незаслуженно мало внимания. А ведь они очень просты в исполнении и в то же время так богаты в проявлении чувств.

В дошкольном возрасте ребенок – сама эмоция, и поэтому значение его встречи с высокохудожественной музыкой трудно переоценить.

Именно в дошкольном возрасте формируются эталоны красоты, ребенок накапливает тот опыт деятельности, от которого во многом зависит его последующее музыкальное и общее развитие. И очень важно, чтобы этот опыт основывался на лучших образцах мировой музыкальной культуры и это должна быть классическая музыка.

В нижеприведенной таблице показано, как классическая музыка воздействует на людей.

Программа воздействия музыки на человека (по результатам исследований педагогов – психологов)

        Музыкальные произведения        

Воздействие на человека

Бах. Кантата №2

        Бетховен. «Лунная соната»      

Свиридов. «Романс»

  Уменьшаются раздражительность и разочарование,

     Повышается чувство принадлежности   к природе,

    частью которой мы являемся.

Шопен. Вальсы

Штраус. Вальсы

Рубинштейн. Мелодия.

   Уменьшается чувство тревоги, повышается уверенность

    в благополучном конце происходящего.

Моцарт. Маленькая ночная Серенада

     Вивальди.      

     Времена года     «Весна»)

     Брамс. Венгерские танцы

   Поднимается общий жизненный тонус:

     улучшается самочувствие,

     повышается активность, улучшается настроение.

А не рано ли ребенку – дошкольнику слушать классику, понятен и интересен ли ему этот музыкальный язык?

Нет, не рано! Классическая музыка стабилизирует эмоциональное состояние человека и оказывает развивающее действие, в то время как тяжелый рок, диско, поп-музыка уменьшают объем внимания и памяти, «отупляют» человека.

Наши дети живут и развиваются в непростых условиях музыкального социума. Современную рок музыку, которая звучит повсюду и культивируется средствами массовой информации (хотим мы этого или нет), слышат и наши дети. Ее шаманские ритмы, сверхвысокие и сверхнизкие частоты, невыносимая громкость, минуя сознание, «попадают» в область подсознания, таким образом, оказывая сильнейшее отрицательное воздействие на эмоциональное состояние человека, разрушая его душу, интеллект, личность.

Родители и педагоги должны сделать все возможное, чтобы максимально оградить от такой музыки детей, дать им возможность узнать и полюбить другую – настоящую – музыку. Уже в раннем и дошкольном детстве необходимо формировать музыкальный вкус, подлинные эстетические ценности. Музыкальная классика обладает поистине волшебной силой! Ее можно слушать бесконечно, и каждый раз открывать для себя что-то новое, красивое, возвышенное. А наши маленькие слушатели, с их пока еще «незаштампованным» сознанием, воспринимают классическую музыку легко и по-своему уникально.

На музыкальных занятиях дети слушают разную музыку: и веселую, озорную, и грустную, печальную. Они сопереживают своим музыкальным персонажам, выражают свои чувства посредством движений.

А что может исполнить ребенок под тяжелые ритмы рок- музыки?

Но если родители предпочитают слушать эстрадную музыку, то им предлагаются замечательные классические произведения в эстрадной обработке: «Полет шмеля» Н.Римского-Корсакова, «Танец маленьких лебедей» П.И.Чайковского, «Космическая рапсодия» Берлиоза и другие. Ведь общение ребенка – дошкольника с классической музыкой неизбежно ведет к формированию у него позитивного мировосприятия и эмоционального мироощущения

Детство является периодом, наиболее благоприятным для становления музыкальности и музыкальных способностей. Упущение этого периода невосполнимо. Трудно не согласиться со словами В. Астафьева: «Детство и юность всякого человека – это слышимый лишь ему одному камертон, по которому он потом всю жизнь настраивает свою душу».

Приобщение наших детей к лучшим образцам мировой классики – непростая, но крайне важная задача. И без вашей помощи, дорогие родители, с этой задачей нам не справиться. Ваш, родительский, авторитет имеет огромное влияние на ребенка.

Почаще слушайте прекрасные музыкальные произведения, и вы не заметите, как классика станет и вам, вашему малышу лучшим другом!

В наше непростое, противоречивое время, когда теряются нравственные ценности и ориентиры, музыка приобретает особое, великое значение. Как говорят великие: «все приходящее, а музыка вечна».

Это интересно – информация к размышлению!

Проведя целый ряд исследований врачи и психологи вынесли свой вердикт: рок- и поп-музыка резко отрицательно воздействует на нервную систему детей, классическая музыка наоборот их успокаивает, даёт ощущение полного психологического комфорта, раскрывает их интеллектуальные и творческие способности. Кроме прочего эти же специалисты твёрдо убеждены в том, что именно классические музыкальные произведения очень благотворно действуют на сердечнососудистую, нервную и пищеварительную системы людей.

На базе детского садика корпорации «Sony» специалисты медицинской службы и психологи провели исследование с целью выяснения, какая именно музыка более всего нравится маленьким детям. Результаты оказались просто поразительными и совершенно неожиданными.

Самые популярные детские песенки оказались на самом последнем месте. Не менее популярные «взрослые» песни, из числа тех, что постоянно звучали в этот период на радио и телевидении заняли почётное второе место. Прослушав несколько композиций серьёзной классической музыки, дети выбрали на первое место пятую симфонию Бетховена. Именно это очень сложное музыкальное произведение стало самым привлекательным для восприятия малышами. На этот вопрос попытались ответить специалисты знаменитой японской корпорации «Sony». А надоумили их это сделать молодые родители – большие поклонники классической музыки.

Молодая японская пара каждый день по несколько часов включали для новорожденного малыша свою любимую вторую сюиту Баха. В эти часы малыш не плакал, прислушивался к музыке, спал очень спокойно. В трехмесячном возрасте младенец стал активно двигаться в такт звучавшей музыке. При убыстрении ритма движения его становились более резкими и энергичными. По окончании звучания сюиты малыш беспокоился и даже слегка плакал. Однажды отец вместо Баха включил джазовую композицию, ребёнок разрыдался, его с трудом успокоили, а родители обратились в ближайший детский садик с просьбой о консультации по поводу такого поведения их ребёнка.

А, что ещё кроме произведений Моцарта можно посоветовать для лучшего познания красоты и гармонии окружающего мира, для развития духовных сил и творческой активности людей, в первую очередь детей?

Учёные Израиля тоже не остались в стороне от изучения «Моцарт-Эффекта», они дополнили уже имеющиеся результаты своими исследованиями метаболизма новорожденных малышей. И опять были получены просто потрясающие результаты. Оказывается, прослушивание произведений гениального австрийца помогает набрать вес недоношенным детям, замедляет процесс метаболизма, при этом абсолютно правильно формируются скелеты малышей.

Для того чтобы снять все сомнения относительно влияния музыки Моцарта на живые организмы Роше провела ещё ряд опытов на лабораторных крысах. Она включала различные музыкальные композиции группе крыс, подопытные животные при этом должны были выполнять разработанные ею разнообразные тесты на память и сообразительность. И вновь была крайне удивлена получившимися результатами. Она выяснила и научно доказала, что под влиянием музыки этого гениального композитора даже у животных резко усиливается активность генов, которые отвечают за внимание и память, как следствие повышается производительность труда у всех испытуемых.

А в 1993 году свою лепту в изучение не совсем обычного влияния музыки Моцарта на людей внесла врач-невролог Френсис Роше. В то время она работала в Висконсинском университете (США). Для своих исследований она выделила группу студентов и перед занятиями включала им для прослушивания «Сонату для двух фортепьяно, до-мажор» Моцарта. Результат её просто поразил – эта «пилотная» группа стала резко отличаться от других групп студентов университета, а именно: все студенты группы быстро и прочно запоминали полученную информацию, их интеллектуальные возможности значительно повысились.

Завершением своих исследований в этой области Alfred Tomatis считает открытие им так называемого эффекта Моцарта, в последствии этот эффект во всём мире стали называть термином «Моцарт-Эффект». Суть его заключается в том, что дети в возрасте до трех лет постоянно слушавшие музыку Моцарта быстрее развиваются и становятся умнее своих сверстников.

Выбор свой объяснил тем, что только в произведениях Моцарта тональный звуковой ряд оказался чрезвычайно близким к тембральным окраскам человеческого голоса. Более того, именно, и только, в сочинениях этого великого композитора используются очень плавные 30-ти секундные переходы от «громко – forte» к «тихо - piano», переходы эти идеально совпадают с биоритмами в правом и левом полушариях головного мозга.

Он набрал группу детей с нарушениями речи и низкими коммуникативными способностями. Для стимуляции слуховых нейронов мозга с целью коррекции речи исследователь использовал классическую музыку. Перебрав ряд произведений знаменитых на весь мир композиторов, он остановился на музыке Моцарта.

Безумно талантливый исследователь Alfred Tomatis, имея квалификацию врача оториноларинголога и фониатора находясь в начале 50-х годов прошлого века во Франции, предложил рассматривать любой орган слуха как своеобразный генератор с внешним возбуждением. По его мнению, подобный генератор не просто возбуждается приходящими извне звуковыми колебаниями, но и преобразует их в один из видов энергии заряжающий мозг человека, а через него и весь организм.

Но, увы, у кого – то действительно всё получается так, как и было задумано, а кто-то остаётся по-прежнему среднестатистическим, особо не выделяющимся из общей людской массы, человеком. А можно ли как-то скорректировать развитие ребёнка с момента появления на свет и каким-то образом стимулировать развитие его мозга и значительно улучшить его работу? Учёные говорят: «Да!» и рекомендуют использовать для этой цели классическую музыку.

Согласитесь, каждый родитель мечтает о том, чтобы его дети преуспели в жизни, были красивы, здоровы, энергичны и талантливы.

Примерный музыкальный репертуар для детей

1. «Детский альбом» П.И.Чайковский;

2. Музыка из балета «Щелкунчик» П.И.Чайковский;

3. «Вальс-шутка» Д.Шостаковича;

4. «Карнавал животных» К.Сен-Санс;

5. «Итальянская полька» С.Рахманинова;

6. «Колыбельная» В.Моцарта;

7. «Времена года» А.Вивальди;

8. «Вальсы» И.Штрауса, Ф.Шопена;

9. «Сурок», «Буря», «Мелодия слез», Л.Бетховен;

10. «Утро», «В пещере горного короля», «Танец Анитры» Э.Грига и др.

Советуем посетить с детьми

1. Сказочный Детский Театр

Московский государственный детский Сказочный театр работает с 1989 года. Располагается театр на улице Таганской (метро "Марксистская", Б. Факельный переулок, д. 18) на территории таганского парка для детей. Состав труппы - 12 актеров-кукольников.

Здание театра - это нежно-розовый замок, что, несомненно, очень нравится детям. Перед каждым спектаклем играет классическая музыка, а интерьер помещения завораживает взрослых и детей, детские рисунки на стенах, столики для рисования с бумагой и цветными карандашами, амфилада комнат, находящихся на разной высоте.

Главные актеры театра - куклы, которые двигаются и общаются как живые люди. Некоторые спектакли интерактивны. Маленькие зрители и персонажи спектакля ведут диалог, что вызывает неописуемый восторг у детишек. А когда девочкам примеряют туфельку Золушки в одноименной сказке, у детей остается неизгладимое впечатление о спектакле.

За время существования театра поставлен не один спектакль: "Заколдованный Лес" В. Рабадана, "Деревянный король" В. Зимина, "Золушка" Е. Шварца, "Вранье? Вранье... Вранье!!!" М. Зощенко, Ф. Эрве, "Таинственный сундук" С. Прокофьевой, "Зимняя история или не буду просить прощения" С. Прокофьевой, «Сказка про Иванушку-Дурачка» М. Бартенева. Идеи спектакля действительно учат хорошему. Постановки говорят о том, что маму нужно любить, что добро побеждает зло, рассказывают о том, как власть действует на людей, о сложном выборе между своей мечтой и материальными благами.

2. Детский музыкальный театр им. Н.И. Сац

Репертуар:

Кошкин дом

Золушка

Волшебник Изумрудного города

Лебединое озеро

Дюймовочка, или Чудесный полет

Волшебная музыка

Пиноккио


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультации для родителей ДОУ "Коровы предпочитают классическую музыку", "Музыкально-ритмические движения и здоровье"

В  консультациях говорится о благотворном влиянии  музыкально-ритмических движений  и классической музыки на здоровье дошкольников....

Консультация для родителей "Приобщение детей к классической музыке в повседневной жизни"

Консультация для родителей "Приобщение детей к классической музыке в повседневной жизни"...

Консультация для родителей "Учите детей слушать классическую музыку"

Уже не для кого не секрет, что классическая музыка положительно влияет на ребенка, успокаивает его и помогает развиваться, исследованиями доказано ее благотворное влияние на умственное и физическое ра...

Консультация для родителей " Как правильно слушать музыку с ребенком"

Рекомендации родителям Как правильно слушать музыку с ребенком....

Консультация для родителей "Нужна ли детям классическая музыка?"

Консультация для родителей о преимуществе знакомства ребёнка с классической музыкой....

Консультация для родителей "Учите детей слушать классическую музыку"

Консультация для родителей "Учите детей слушать классическую музыку"...