«Взаимодействие Доу и семьи. Типичные ошибки».
статья (старшая группа)

Юрина Юлия Ивановна

"Дошкольное детство" - уникальный период в жизни человека, когда формируется здоровье, осуществляется развитие личности.

В то же время это период, в течение которого ребёнок находится в полной зависимости от окружающих взрослых – родителей, педагогов. Поэтому ненадлежащий уход, поведенческие, социальные и эмоциональные проблемы, возникающие в этом возрасте, приводят к тяжёлым последствиям в будущем.

В соответствии с Законом "Об образовании" и Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении" одной из основных задач, стоящих перед детским садом, является "взаимодействие с семьёй для обеспечения полноценного развития ребёнка".

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vzaimodeystvie_dou_i_semi.docx19.65 КБ

Предварительный просмотр:

«Взаимодействие Доу и семьи. Типичные ошибки».

"Дошкольное детство" - уникальный период в жизни человека, когда формируется здоровье, осуществляется развитие личности.

В то же время это период, в течение которого ребёнок находится в полной зависимости от окружающих взрослых – родителей, педагогов. Поэтому ненадлежащий уход, поведенческие, социальные и эмоциональные проблемы, возникающие в этом возрасте, приводят к тяжёлым последствиям в будущем.

В соответствии с Законом "Об образовании" и Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении" одной из основных задач, стоящих перед детским садом, является "взаимодействие с семьёй для обеспечения полноценного развития ребёнка".

Необходим активный курс на создание единого пространства развития ребёнка, как в ДОУ, так и в семье.

В настоящее время обозначается целый ряд проблем,  как в семейном воспитании, так и во взаимодействии детского сада и семьи.

1. Долгие годы государство выдвигало на первый план производственные и общественные задачи, таким образом, оттеснив родителей не только от воспитания своих детей, но и от ответственности за своих детей, переложив целиком воспитание детей на общество. «Я работаю, у меня нет времени и специальных знаний заниматься воспитанием», - это мнение можно услышать и сегодня.

2. Неразрешимые пока противоречия между материальными и духовными запросами, а также между семейными и производственными обязанностями женщины снижают статус матери, а «отцовство, как важнейший институт социализации, фактически погублен».

3. Подорвано доверие к воспитателю:  родители не удовлетворены тем, как образовывают, воспитывают в детском саду, считая воспитателей педагогически некомпетентными,  и после посещения детского сада детей водят в престижные гимназии, элитные лицеи, считая, что именно там их ребенок получит необходимый багаж "современных" знаний, умений и навыков, а детский сад посещают от случая к случаю, так как программа, реализуемая в детском саду, не соответствует современным требованиям, предъявляемым при поступлении в школе.

4. Многие родители, не имеющие педагогического образования, не имеют представления о программе, реализуемой в  детским садом, поэтому часто они глухи к советам, просьбам воспитателей, не идут на контакт. Родители выступают сторонними наблюдателями, т.е. безразличными.

5. Часть родителей не устраивает роль сторонних наблюдателей. Они вкладывают средства в развитие ДОУ, высказывают свои предложения, пожелания, требования, формируя, таким образом, «социальный заказ».Социальный заказ предопределяется основной его целью – подготовкой подрастающего поколения, способного к решению различных проблем, к активной творческой жизнедеятельности в мировом сообществе.

В Концепции социального развития детей дошкольного возраста перед образовательными учреждениями ставится триединая цель: воспитывать культурного человека (субъекта культуры); свободного гражданина (субъекта истории, общества); творческую индивидуальность (субъекта деятельности, саморазвития). Реализация этого заказа направлена на решение следующих задач: воспитание в человеке способностей и потребностей открывать и творить самого себя в основных формах человеческой деятельности; развитие способности познавать себя в единстве с миром, в диалоге с ним; развитие способности самоопределения, самоактуализации на основе воспроизведения, освоения, присвоения культурного опыта предыдущих поколений; становление потребности и способности общения с миром на основе гуманистических ценностей и идеалов, прав свободного человека. В основе всего- социально-личностное развитие ребенка.

    Но и здесь возникает проблема: такой «социальный заказ» ограничен музыкой, танцами, иностранным языком; это скорее дань моде: а не «социальный заказ».

6. Родители и педагоги часто чувствуют себя не единомышленниками, сотрудниками, а скорее оппонентами, не всегда понимающими друг друга.

7. В последнее время школа стала предъявлять новые, необоснованно завышенные требования к уровню развития детей и родители стали требовать от воспитателей обеспечить подготовку детей к школе, понимая это как умение писать, читать, считать. При этом звучат слова родителей: «Не занимайтесь с ребенком всякими пустяками - играми, готовьте его к школе». Их совсем не занимает, не беспокоит, как ребенок общается со сверстниками, чему печалится, радуется, что ему дорого, чем гордится и др., т. е. вопросы воспитания родители считают лишними.

8. Особую тревогу вызывают семьи, где есть ребенок с проблемами в развитии. Родители либо не предают значение этой проблеме и серьезно не озабочены ее решением, либо, напротив, чрезмерно акцентируют внимание на проблеме, постоянно находятся в состоянии повышенной тревожности, что провоцирует развитие неврозов у детей.

9. Сегодня у родителей появилась возможность (и это веяние преобразований, основанных на принципах гуманизма, демократизации общества) нанять гувернантку, определить ребенка в частный или негосударственный детский сад, в элитную школу - вариантов много. Детский сад оказался в состоянии конкурентной борьбы с другими формами воспитательных услуг.

Выше обозначенные проблемы требуют выстраивания диалога ДОУ и семьи, диалога на основе сотрудничества, содружества, взаимопомощи, что в итоге приведет к созданию единого пространства для развития каждого ребенка.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Популярная психология для родителей / под ред. А.С.Спиваковской. СПб, 1997

2. С.В.Чиркова "Родительские собрания в детском саду" (старшая, подготовительная группа), 2010

3. О.А.Зверева "Общение педагога с родителями в ДОУ",2005

4. А.В.Козлова "Работа ДОУ с семьей",2005

5. Л.М.Сыромятникова "Дошкольное образование. педагогические советы в дошкольном образовательном учреждении", М.2011


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Типичные ошибки при обучении детей ПДД

    Употребление несуществующих терминов и понятий или использование одних вместо других.  Не обращайтесь к дошкольникам так называемым «детским» языком: машинка, дорожка и т.д. О...

Консультация для родителей "Типичные ошибки детей при переходе улиц и дорог."

В семье, в системе детских дошкольных учреждений, в школе формирование у детей навыков безопасного поведения необходимо рассматривать наравне с другими важнейшими задачами обучения и воспитания детей....

Типичные ошибки при плавании и способы их устранения

ОшибкиСпособы устраненияВысокое положение головы при выполнении упражнений на груди.1.Прижать подбородок к груди.2.Дать ребенку маленькую резиновую игрушку, чтобы он зажал ее подбородком и так в...

Рекомендации родителям по адаптации ребёнка в детском саду. Типичные ошибки родителей.

Данные рекомендации помогут родителям избежать некоторых ошибок в период адаптации ребёнка в новой обстановке....

Консультация для родителей "Типичные ошибки родителей в период адаптации"

Родители, отдавая сына или дочь в дошкольное учреждение, часто сталкиваются с трудностями...

Воспитание детей в семье. Типичные ошибки в семейном воспитании.

Ошибки, которые родители допускают при воспитании ребенка, можно условно разделить на два типа:...