Познавательный интерес детей, как условие готовности к обучению в школе
консультация

...

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poznavatelnyy_interes_detey_gotov_k_shk.docx21.25 КБ

Предварительный просмотр:

Познавательный интерес детей, как условие готовности к обучению в школе.

Сегодня в обществе востребован ребенок не только потребляющий знания, но и умеющий их добывать. Нестандартные ситуации наших дней требуют от нас широты интересаИнтерес – это реальная причина действий, ощущаемая ребенком как особо важная. Он является одним из постоянных сильнодействующих мотивов деятельности. Особый вид интереса – интерес к познанию или, как его принято теперь называть, познавательный интерес. Его область – познавательная деятельность, в процессе которой происходит овладение необходимыми способами, умениями и навыками, при помощи которых ребёнок получает знания. Сегодня эта проблема всё шире исследуется в контексте разнообразной деятельности детей, что позволяет творчески работающим педагогам успешно формировать и развивать интересы дошкольников, обогащать личность, воспитывать активное отношение к жизни. Познавательный интерес носит поисковый характер. Под его влиянием у детей постоянно возникают вопросы, ответы на которые они сами должны найти. При этом поисковая деятельность дошкольника совершается с увлечением, он испытывает эмоциональный подъём, радость от удачи. Познавательный интерес положительно влияет не только на процесс и результат деятельности, но и на протекание психических процессов – мышления, воображения, памяти, внимания, которые под влиянием познавательного интереса приобретают особую активность и направленность. Интерес – это «сплав»многих психических процессов, создающих особый тонус деятельности, особые состояния личности. Развитие познавательного интереса осуществляется поэтапно (любопытство, любознательность, познавательный интерес). И хотя их выделение является в значительной степени условным, наиболее характерные признаки каждого из них являются общепризнанными.

Любопытство – элементарная стадия избирательного отношения, которая обусловлена чисто внешними, часто неожиданными обстоятельствами, привлекающими внимание ребёнка. На стадии любопытства ребёнок довольствуется лишь ориентировкой, связанной с занимательностью той или иной ситуации. Эта стадия ещё не обнаруживает подлинного стремления к познанию. И, тем не менее, занимательность как фактор выявления познавательного интереса может служить его начальным толчком.

Любознательность – ценное состояние личности. Она характеризуется стремлением ребенка проникнуть за пределы увиденного. Для этой стадии развития интереса характерны достаточно сильное проявление эмоций (удивление, радость познания). Любознательность, становясь устойчивой чертой характера, имеет значимую ценность в развитии личности. Любознательные люди не равнодушны к миру, они всегда находятся в поиске. Важно отметить, что любознательность как этап развития познавательного интереса представляет собой активное стремление познать окружающий мир, переживание и удовлетворение которого сопровождается положительными эмоциями. Развиваясь, любознательность включается в структуру личности, обеспечивает эффективность познавательной деятельности в дошкольном детстве.

Познавательный интерес проявляется в выявлении причинно-следственных связей и закономерностей, в установлении общих принципов явлений, действующих в различных условиях. Стадия познавательного интереса обычно связывается со стремлением ребёнка к разрешению проблемного вопроса. В центре внимания дошкольника становится не сама по себе деятельность, а вопрос, проблема. Для познавательного интереса характерно напряжение мысли, усиление воли, проявление чувств, ведущие к решению задач, к активным поискам ответа на вопросы.

Теоретический интерес продиктован как стремлением к познанию сложных теоретических вопросов и проблем конкретного этапа. Таким образом, познавательный интерес может рассматриваться как один из важнейших мотивов учения, как устойчивая черта личности и как эффективное средство обучения. Педагоги должны знать особенности, признаки различных этапов развития познавательного интереса, уметь разглядеть у ребенка малейшую искру интереса к какому-либо виду деятельности, создавать все условия для того, чтобы разжечь её и превратить в подлинный интерес к знаниям. В этом состоит важнейшая задача педагога учреждения дошкольного образования, развивающего у воспитанников познавательный интерес.

Теоретический анализ проблемы развития любознательности детей старшего дошкольного возраста свидетельствует, что дошкольный возраст является сензитивным периодом для формирования у ребенка любознательности. По мнению многих педагогов и психологов, любознательность, как общая познавательнаянаправленность личности ребенка, может являться основой возникновения устойчивого познавательного интереса, направленного на определенный предмет и определенную деятельность; направленность ребенка на познавательный материал приводит к любознательности; данное качество позволяет ребенку расширить представления и углубить понимание окружающей действительности. Особенностью любознательности является тот факт, что она может быть условием успешной активной умственной деятельности, в то же время способствует снижению утомляемости, повышая работоспособность ребенка.

В России проблемой любознательности занимались выдающиеся ученые, Н. И. Пирогов, М. А. Данилов, И. Я. Лернер и другие. И даже в настоящее время вопрос любознательности не потерял своей актуальности.

Одни ученые под данным понятием понимают черту характера, и изучают специфику ее развития в детских вопросах (Б. Г. Ананьев, Н. Б. Шумакова, другие – определенный уровень развития познавательной потребности (В. С. Ильин, А. М. Матюшкин, В. С. Юркевич, третьи – проявление умственной активности (Н. С. Лейтес, В. Ф. Сибирякова, четвертые – условие мотивации поведения человека (Д. Е. Берлайн, пятые – врожденное, фатально предопределенное качество (У. Джемс, В. Ф. Одоевский и др., шестые – системное качество личности, включающее в себя ряд компонентов (С. И. Кудинов и др., седьмые – базовое интеллектуальное качество, понимаемое как способность активно реагировать на новую информацию (М. А. Холодная, Э. Г Гельфман) и др.

В старшем дошкольном возрасте любознательность включает в себя развитие познава-тельных процессов: восприятия, мышления, памяти, внимания, воображения, которые представляют собой разные формы ориентации ребенка в окружающем мире. Этот возрастной период важен для развития любознательности ребенка, которая находит выражение в форме поисковой, исследовательской активности, направленной на обнаружение нового. Поэтому преобладающими становятся вопросы«Почему?»«Зачем?»«Как?». Часто дети не только спрашивают, но и сами пытаются найти ответ, используя свой маленький опыт для объяснения непонятного, интересующего их явления, а иногда даже и провести «эксперимент».

Характерной особенностью данного возраста является любознательность, выражающаяся во внимательном рассматривании, самостоятельном поиске информации и стремлении узнать у взрослого, где, что и как растет, живет. Старший дошкольник интересуется явлениями живой и неживой природы, проявляет инициативу, которая обнаруживается в наблюдении, в стремлении разузнать, подойти, потрогать.

Развитие любознательности у дошкольников возможно при наличии в дошкольном учреждении развивающей среды. Формами работы по развитию любознательности в дошкольном учреждении являются:

- наблюдения;

- исследования и экспериментирование;

- предметно-манипулятивная игра;

- встречи с природой;

- рассказы взрослых;

- беседы педагога с детьми;

познавательные рассказы педагога;

- чтение познавательной литературы;

- разбор проблемных ситуаций и их решение;

- разгадывание загадок;

- просмотр телефильмов и телепередач познавательного характера;

- информационные занятия;

познавательные практикумы;

- игровые мероприятия;

- самостоятельная поисковая деятельность вне занятий.

В работе над развитием любознательности детей старшего дошкольного возраста необходимо учитывать следующие факторы:

- создание благоприятного психологического климата в детском саду, группе;

- обеспечение эмоционального комфорта, педагогической защищенности каждому ребенку;

- стимулирование включение ребенка в деятельность (игровую, познавательную, личностную, практическую);

- включение в познавательную деятельность различные виды восприятия (зрительные, тактильные, слуховые, вкусовые).

Работа по формированию любознательности у детей дошкольного возрастадолжна проводиться систематически, только тогда можно добиться высоких результатов, а также способствовать их дальнейшему развитию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ

Современные условия жизни предъявляют новые требования к поступающим в школу детям. Учитывается не только уровень умственного развития детей, но и психологические предпосылки готовности к обучению в ш...

Консультация для педагогов. " Интеллектуальное развитие детей и психологическая готовность к обучению в школе"

Психологическая готовность к школе - это комплексный показатель, позволяющий прогнозировать успешность или неуспешность обучения первоклассника. Психологическая готовность к школе включает в себя след...

Психологическая готовность к обучению в школе. Основные компоненты психологической готовности к обучению в школе. Психодиагностика готовности

Психологическая готовность к обучению в школе. Основные компоненты психологической готовности к обучению в школе. Психодиагностика готовностиПсихологическая готовность к обучению в школе является одни...