Консультация для родителей логопедической группы " Влияние пальцев рук на развитие речи детей".
консультация

Шабанова Ирина Олеговна

 Влияние пальцев рук на развитие речи детей велико. Это давно доказано. Речь - это, прежде всего, результат согласованной деятельности многих областей головного мозга. Движения пальцев рук у людей совершенствовались из поколения в поколение, так как люди выполняли руками всё более  тонкую и сложную работу. В связи с этим происходило увеличение площади двигательной проекции кисти руки человека в человеческом мозге. Таким образом, развитие функций руки и речи у людей шло параллельно. Примерно таков же ход развития речи ребёнка. Сначала  развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов, всё последующее совершенствование речевых реакций состоит в прямой  зависимости от степени тренировки движений пальцев рук. У детей при ряде речевых нарушений отмечается выраженная в разной степени общая моторная недостаточность, а также отклонения в развитии движений пальцев рук, так как движения пальцев рук тесно связаны с речевой функцией. В связхи с этим в системе по обучению и воспитанию детей с речевыми нарушениями предусматриваются воспитательно- коррекционные мероприятия в даннном направлении. Родителям  даются рекомендации и предлагаются  игры по развитию тонкой моторики рук: упражнения для пальцев без речевого сопровождения и со словами, пальчиковые игры, игры со шнуровкой, игры со счётными палочками на выкладывание различных предметов, мозаика, перекладывание различных мелких  предметов, лепка из пластилина, глины, пришивание различных предметов, штриховка, предметов, массаж пальцев рук и ладоней массажными шариками, карандашами и т.д.  Игры с детьми дома ( "  Расстегни и застегни пуговицы Иванушке", " Пришей листочки ёжику", " Зашнуруй ботиночек", " Заплети косичку", " Отдели фасоль от гороха", " Потрогай дорожки ( дощечки)", " Волшебный мешочек" и др.)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей на тему:                                                                                                           « Влияние пальцев рук на развитие речи детей».

  Влияние  пальцев рук на развитие речи детей велико. Это давно доказано.

Головной мозг человека  состоит из двух симметричных половин – правого и левого полушарий. У животных оба полушария выполняют одну и ту же функцию. У человека же  в процессе его исторического и общественного развития полушария мозга получили разные « специальности».

  У « левополушарного» человека (у которого правое полушарие выключено, а работает левое) сохранена и активно развивается речь, но при этом утрачивается выразительность интонации. Нарушаются все виды образного слухового восприятия.

   У « правополушарного» человека ( у которого выключено левое полушарие и работает только правое) отмечается резкое обеднение словаря, исчезают слова, но он прекрасно различает голоса и интонации других людей. Таким образом, речевая организация полушарий – явление не врождённое, а выра- батываемое.

  Речь - это, прежде всего, результат согласованной деятельности многих областей головного мозга.

  Движения пальцев рук  исторически, в ходе развития человечества оказа-лись тесно связаны с речевой функцией. Первой формой общения первобытных людей были жесты; особенно велика была роль руки – она  дала возможность путём указывающих, очерчивающих, оборонительных, угрожающих и других движений развить тот первичный язык, с помощью которого люди объяснялись. Позднее жесты стали сочетаться с возгласами, выкриками. Прошли тысячелетия, пока развилась словесная речь, но она долгое время оставалась связанной с жестикуляторной речью, ( эта связь даёт себя знать и у нас).

  Движения пальцев рук у людей совершенствовались из поколения в поколение, так как люди выполняли руками всё более тонкую работу и сложную работу. В связи с этим  происходило  увеличение площади двигательной проекции кисти руки человека в человеческом мозге. Таким образом, развитие функций руки и речи у людей шло параллельно.

  Примерно таков же ход развития речи ребёнка. Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов; все последующее совершенствование речевых реакций состоит в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев.

  У детей при ряде речевых нарушений отмечается выраженная в разной степени общая моторная недостаточность, а также отклонения в развитии движений пальцев рук, так как движения пальцев рук тесно связаны с речевой функцией. В связи с этим  в системе по их обучению и воспитанию предусматриваются  воспитательно – коррекционные мероприятия в данном направлении.

   Учёные, которые изучают деятельность детского мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее значение функции  руки. Сотрудники Института физиологии детей и подростков АПН установили, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформи-рованности тонких движений  пальцев рук (М.М. Кольцова).

  Так,  на основе проведённых опытов и обследования большого  количества детей была выявлена следующая закономерность: если  развитие движений пальцев соответствует возрасту, то речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстаёт, то задерживается и ре-чевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы (Л.В. Фомина).

    М.М. Кольцова пришла к заключению, что  формирование речевых облас-тей совершается под влиянием кинестетических импульсов от рук, а точнее, от пальцев.

  Этот факт должен использоваться в работе с детьми и там, где развитие речи происходит своевременно, и особенно там где имеется  отставание, задержка развития моторной стороны речи. Рекомендуется стимулировать речевое развитие детей путём тренировки движений пальцев рук.

   В связи с этим,  в логопедической группе уделяется большое внимание развитию тонкой моторики  рук: упражнения для пальцев  со словами и без речевого сопровождения, пальчиковые игры, игры со шнуровкой, игры со счётными палочками на выкладывание  различных предметов, мозаика, перекладывание мелких предметов,  лепка из пластилина, глины, пришивание  различных предметов штриховка предметов, массаж пальцев рук и ладоней  массажными шариками, карандашами и др.

Родителям рекомендуется проводить такие игры и дома ( « Растегни пуговицы и застегни Иванушке», « Пришей  листочки ёжику», « Зашнуруй ботиночек», « Заплети косичку», « Отдели фасоль от гороха», « Собери большие и маленькие пуговицы», « Потрогай дорожки», « Волшебный мешочек» и т. д.)

Список литературы:

1. Программа воспитания и обучения в детском саду « От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М.А. Васильевой, Москва. Мозаика - Синтез.2012г.

2. М.М. Кольцова. Ребёнок  учится говорить.

3. В.В. Цвынтарный. Играем пальчиками и развиваем речь. Лань. Санкт- Петербург. 1996г.

4. Т.В. Гордеева. Пальчиковая гимнастика с предметами. Москва 2017г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для родителей логопедической группы «Использование технологии ТРИЗ в развитии речи детей»

В материале изложена краткая информация для родителей об элементах технологии ТРИЗ в работе учителя-логопеда по коррекции системного нарушения речи. Представлен Мастер-класс по обучению составле...

Консультация для родителей младших дошкольников «Влияние пальчиковой гимнастики на развитие речи детей младшего дошкольного возраста»

Консультация для родителей младших дошкольников «Влияние пальчиковой гимнастики на развитие речи детей младшего дошкольного возраста»...

Консультация для родителей младшей группы. «Пальчиковая гимнастика как средство развития речи детей»

laquo;Пальчиковая гимнастика как средство развития речи детей»Развитие речи – процесс сложный, протекающий у каждого ребенка по-разному. Он заключается в овладении разговорной речью, разв...

Консультация для родителей средней группы «Игры и упражнения для развития речи детей среднего дошкольного возраста»

В консультации описана важность работы по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста; методы использования пальчиковой гимнастики, словесной игры в жизни ребёнка....

Консультация для родителей на тему «Влияние пальчиковой гимнастики на развитие речи детей»

Консультация для родителей на тему «Влияние пальчиковой гимнастики на развитие речи детей»Движения пальцев рук на всех этапах развития ребенка играют важную роль. Самый благоприятный перио...

Консультация для родителей на тему «Влияние пальчиковой гимнастики на развитие речи детей»

Движения пальцев рук на всех этапах развития ребенка играют важную роль. Самый благоприятный период для развития речи – до семи лет, когда кора больших полушарий еще окончательно не сформирована...

Консультация для родителей на тему «Влияние пальчиковой гимнастики на развитие речи детей»

Движения пальцев рук на всех этапах развития ребенка играют важную роль. Самый благоприятный период для развития речи – до семи лет, когда кора больших полушарий еще окончательно не сформирована...