Мастер-класс для родителей логопедической группы «Использование технологии ТРИЗ в развитии речи детей»
консультация (подготовительная группа) на тему

Бызова Екатерина Николаевна

 В материале изложена краткая информация для родителей об элементах технологии ТРИЗ в работе учителя-логопеда по коррекции системного нарушения речи. Представлен Мастер-класс по обучению составления рассказа по картинкам, и определенному подбору слов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Мастер-класс159.13 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс для родителей логопедической группы

«Использование технологии ТРИЗ в развитии речи детей»

Цель: Познакомить родителей с элементами технологии ТРИЗ.

Оборудование: Мультимедийный проектор, экран.

План:

  1. Введение.
  2. Что такое ТРИЗ?
  3. Мастер-класс  д\и «Горки».
  4. Заключение.

Введение

В логопедической группе у детей с Общим недоразвитием речи имеются системные нарушения речи: нарушение фонематического восприятия, нарушение грамматического строя, связной речи, нарушение слоговой структуры слова, недостаточен лексический словарь.  Но, хочется отметить, что родители не обращают на это особого внимания. Их больше волнует  звуко-произносительная сторона речи.

Да, очень важно, чтоб ребенок к 7-ми годам научился различать на слух и произносить правильно все звуки родного языка. Но именно как  ребенок научился пользоваться оборотами речи, употреблять как простые, так и сложные предлоги, подбирать слова –антонимы, синонимы, согласовывать прилагательные с существительными, употреблять их во множественном числе родительного падежа, составлять связные тексты зависит его обучение в школе.

Что такое ТРИЗ?

Если лет 20-ть назад, когда Вы были детьми, Вам достаточно было показать красочные иллюстрации к художественным произведениям, это привлекало Ваше внимание. То теперь мы вступили в стремительно меняющийся мир. И перед нами, педагогами, встала проблема, как же научить детей жить в динамичном, быстро развивающемся мире. Мы должны научить детей жить в мире, которого не знаем сами – в мире будущего.

С воспитателями  нашей группы мы решили применить в своей педагогической деятельности технологию ТРИЗ. Конечно это не новинка, но мы ее используем не так давно. При использовании ТРИЗ активизируется творческая и мыслительная активность у детей. ТРИЗ учит мыслить широко, находить решение проблемы.  Дословно ТРИЗ – теория решения изобретательных задач, основателем, которой является Генрих Саулович  Альтшуллер.

Под воздействием данной технологии дети учатся мыслить не стандартно, а творчески, у них развивается инженерное мышление. Они знакомятся с такими моделями как объект – признак – значение признака, научаются выстраивать эти модели в виде морфологической таблицы. В результате чего у детей активно включаются мыслительные операции по созданию творческого продукта, они успешно адаптируются к школе вне зависимости от системы обучения. Дети, занимающиеся по технологии ТРИЗ, отличаются высоким  познавательным уровнем активности, у них ярко выраженное творческое мышление.

Таким образом технология ТРИЗ формирует мышление, воображение, способствует развитию речи на основе теории сильного мышления.

Мастер-класс д\и «Горки»

Одним из показателей уровня развития умственных способностей ребенка можно считать богатство его речи. Мы с детьми научились сочинять лимерики – это 5-ти стишие, и довольно не плохо. Но сегодня я хочу представить Вашему вниманию д\и «Горки», направленную на развитие словесно - логического мышления через нахождение общей надсистемы. А Вам предлагаю побыть детьми и поиграть вместе со мной.

Цель: Развивать словесно-логическое мышление через нахождение общей надсистемы.

Задачи:

1.        Упражнять детей в отборе слов на заданный звук.

2.        Развивать фонематическое представление.

3.        Развивать связную речь, умение находить причинно-следственные связи между словами.

Ход игры

При помощи картинок детям предлагается отобрать слова на заданный звук. (Например: кошка, бабушка, шкаф, окошко). Отобранные слова-картинки расставляются на доске. Каждые рядом стоящие слова объединяются горкой. Далее обсуждаем с детьми, где мы можем встретить два этих слова вместе. В результате чего добавляются  новые картинки. Таким образом, выстраивается горка из слов, и дети составляют рассказ.

        

Позже, когда дети научатся читать, картинки заменяются карточками-словами. Из слов также выстраиваем горку и составляем рассказ.

                                                              ВНУК

                                           

                                     СВИТЕР                         КРЕСЛО

                                   

                КЛУБОК                             ТАПКИ                                   ДОМ

                 

 КОШКА                      БАБУШКА                         ШКАФ                        ОКОШКО

Слова мы с вами выстроили, а теперь начинаем составлять рассказ.

Заключение

Надеюсь, что Вам было интересно. И пусть Вас не смущает название ТРИЗ. Думаю, что убедила Вас в том, что эта технология помогает развивать у детей не  стандартное, творческое  мышление, фантазию, внимание, наблюдательность, стремление к новизне, развитие речи и творческое воображение.

Одним из эффективных методов развития, пока маленькой личности, в современном  и быстро меняющемся мире можно считать развитие творчества. А этого можно достичь, используя технологию ТРИЗ.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс «Что за прелесть эти сказки» - использование элементов сказкотерапии в развитии речи детей младшего дошкольного возраста, имеющих ОНР.

Сказка входит в нашу жизнь с самого раннего детства. Она умеет завладеть вниманием ребёнка, возбудить его любознательность, обогатить жизнь, стимулировать его воображение, помочь понять самого себя, с...

Использование технологии ТРИЗ в развитии речи детей.

Использование технологии ТРИЗ в развитии речи детей. Среди новых педагогических технологий, методик, используемых в дошкольных учреждениях, ТРИЗ занимает особое место. Самая главная цель, которую...

Консультация для родителей логопедической группы " Влияние пальцев рук на развитие речи детей".

Влияние пальцев рук на развитие речи детей велико. Это давно доказано. Речь - это, прежде всего, результат согласованной деятельности многих областей головного мозга. Движения пальцев рук у люде...

Использование технологии ТРИЗ в развитии речи детей.

Среди новых педагогических технологий, методик, используемых в дошкольных учреждениях, ТРИЗ занимает особое место...

Использование технологии ТРИЗ в развитии речи детей младшего дошкольного возраста Консультация для воспитателей

Использование технологии ТРИЗ в развитии речи детеймладшего дошкольного возрастаВ современном образовании основной задачей является воспитание творческой личности, подготовленной к стабильному решению...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ТРИЗ В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

Статья помогает познакомиться с применением технологии "Триз" на занятиях и в свободной деятельности у детей старшей группы....