Гиперактивный ребёнок: секреты эффективного взаимодействия
консультация (средняя, старшая, подготовительная группа)

Ключникова Ольга Васильевна

Консультация для педагогов и родителей с конкретными советами по конструктивному взаимодействию с непоседливыми и импульсивными детьми

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБДОУ г. Иркутска детский сад № 173

Консультация для педагогов и родителей

«Гиперактивный ребенок: секреты эффективного взаимодействия»

Педгог-психолог:

Ключникова О.В.

Нам бывает трудно с гиперактивными и агрессивными детьми, т.к. они невнимательны и неусидчивы, с нарушениями эмоциональной сферы. Как помочь таким ребятам адаптироваться в  коллективе, найти свое место в социуме?

Необходим комплексный подход к воспитанию, обучению и коррекции поведения детей с гиперактивностью, объединение усилий педагогов, врачей и родителей для оказания детям реальной помощи.

Синдром дефицита внимания и гиперактивности (сокращенно СДВГ) – это особое неврологическое и психическое состояние ребенка, выражающееся в гиперактивности, импульсивности и невнимательности. Этот синдром ярко проявляеся уже в раннем детстве и может влиять на поведение всю жизнь. Мальчики примерно в три раза чаще страдают синдромом гиперактивности по сравнению с девочками. В каждом классе или группе есть такие дети. Среди взрослых правонарушителей достаточно высок процент людей, которые в детстве страдали синдромом дефицита внимания и гиперактивности. У разных детей симптомы могут различаться, однако большинство из них имеет трудности с контролем активности, страдают от неустойчивости внимания. Бывают случаи, когда ведущим симптомом выступает дефицит внимания, без проявлений гиперактивности. По мере взросления импульсивность постепенно уменьшается.  Важна своевременная коррекция.

Специалисты отмечают, что синдром гиперактивности и дефицита внимания является наследственным, хотя бы один из родственников имеет такие проявления. Если один из близнецов страдает синдромом дефицита внимания и гиперактивности, то и у второго, обнаруживается данный синдром. В современном мире СДВГ у детей диагностируется гораздо чаще, поскольку врачи, педагоги и родители хорошо осведомлены о синдроме гиперактивности и распознают это нарушение у ребенка.

Симптомы синдрома дефицита внимания и гиперактивности: невнимательность, гиперактивность и импульсивность.

Невнимательность: ребенок с трудом концентрирует внимание на одном предмете, сразу начинает скучать, если выполняет какое-либо действие на протяжении длительного времени. Целенаправленное сосредоточение на чем-то вызывает затруднения, дети становятся неугомонными и с трудом выполняют необходимую деятельность. Все свои дела они откладывают напоследок, никогда не стремятся выполнять свои обязанности, не могут усидеть спокойно на месте. Часто такие дети начинают много дел одновременно и ни одно не доводят до логического завершения.

Гиперактивность: не могут усидеть на месте, находятся в постоянном движении и все время о чем-нибудь разговаривают. Такой ребенок сразу заметен: он либо ёрзает на месте, либо качает ногой, стучит по столу ручкой, иногда даже ходит по кабинету во время занятий. При этом ребенок ещё испытывает сильное волнение.

Импульсивность: может показаться, что ребенок, прежде чем что-то сделать, не думает вообще. На вопрос он отвечает первое, что приходит в голову. Легко может сделать неуместное замечание, выйти из класса на уроке, переходит улицу, не глядя по сторонам.

Помимо этого, дети с гиперактивностью могут страдать от тревоги и даже депрессии, демонстрировать различные нарушения поведения.

Диагностические критерии синдрома дефицита внимания и гиперактивности

можно разделить на две группы.

  • Нарушения внимания:
  • Импульсивность и гиперактивность:

- ребенок плохо организует свою деятельность;

- часто забывает, что ему нужно сделать;

- совершает много ошибок из-за невнимательности, ему трудно сосредоточиться;

- ребенок постоянно теряет вещи;

- ребенок слушает взрослого, но не может сказать затем, о чем с ним говорили;

- посторонние раздражители очень легко отвлекают его внимание;

- ребенок не желает выполнять задания, требующие концентрации внимания;

- во время игры и при выполнении задания ребенок с трудом удерживает внимание.

- ребенок постоянно разговаривает;

- не может усидеть на одном месте;

- он не играет тихо и спокойно;

- очень много бегает, ерзает, крутится;

- вмешивается в разговор окружающих без приглашения;

- с трудом может дождаться своей очереди, чтобы сделать что-то;

- начинает отвечать, не дослушав вопрос.

При этом диагноз ставится специалистом, и только тогда, когда отмечается проявление не менее чем пяти критериев, из приведенных выше.

Как педагог, родитель может помочь ребенку?

Многие полагают, что такое поведение это просто-напросто невоспитанность. Часто каждого неусидчивого ребенка относят в разряд гиперактивных детей. Однако синдром дефицита внимания и гиперактивности- это медицинский диагноз, поставить его может только специалист. Решить, что ребенок действительно страдает данным синдромом, доктор может лишь после проведения специальных диагностических мероприятий. При этом излишняя двигательная активность является далеко не главным критерием. Специалисты отмечают, что причинами гиперактивности ребенка являются патология беременности, родов, а также инфекционные заболевания, которыми ребенок болел в раннем возрасте. Так, асфиксия во время родов, внутриутробное кислородное голодание, нейроиммунный конфликт между матерью и ребенком являются факторами, провоцирующими в последующем развитие синдрома гиперактивности.

Свою работу с гиперактивным ребенком можно выстроить по трем направлениям:

1. Стимулирование развития функций, дефицит которых наблюдается (внимание, контроль поведения, двигательный контроль).

2. Отработка конкретных способов взаимодействия с окружающими людьми.

3. Работа с негативными эмоциями, в частности с гневом.

Коррекционная деятельность может идти параллельно сразу по всем направлениям, или по одному конкретному.

Развитие дефицитарных функций стоит проводить работу поэтапно, начиная с развития какой-либо одной функции, т.к. таким детям трудно быть и внимательными, и спокойными одновременно. Поэтому если важно, чтобы ребенок был спокоен, то не стоит ждать от него больших результатов и аккуратности в тетрадях. Если же главное получить значимый результат работы, то не обращайте внимания на двигательную активность ребенка. И только лишь когда в процессе коррекции удалось добиться устойчивых и положительных результатов по тренировке какой-то одной функции, можно перейти к тренировке одновременно двух. Как правило, начинать стоит с тренировки внимания. Затем следует работать над снижением импульсивности и контролем над поведением.

Игры на развитие внимания (их много):

- «Последний из могикан», предлагается поиграть в индейца и быть очень внимательным к звукам, окружающим его. Пусть малыш закроет глаза и постарается услышать все звуки в помещении и за его пределами. Взрослый может специально создавать шумы и звуки.

- «Корректор», эта игра дает ребёнку возможность почувствовать себя взрослым. Сначала поговорить о работе корректора, о том, как важно, чтобы в тексте не было ошибок. Затем выбрать страницу из книги, или ненужный листок календаря, договориться, какая буква или цифра будет считаться «ошибкой» и пусть малыш последовательно вычеркивает эту букву или цифру в каждой строчке. Главное, чтобы эта игра длилась не более 10 минут. Если ребенок хорошо справился с заданием, обязательно нужно его похвалить.

Игры на расслабление

Причиной повышенной импульсивности и двигательной активности детей является неумение расслабляться, нужно учить приемам релаксации, используя игры:

- «Прикосновение». Взрослый раскладывает на столе перед ребенком: кусочки ткани и меха, деревянные вещи, вату, мятую бумагу и пр. (чтобы тот мог их хорошо рассмотреть). Затем малыш должен закрыть глаза и попробовать догадаться, каким из этих предметов взрослый до него дотронулся. Касания должны быть приятными и ласковыми.

- «Солдат и тряпичная кукла» ("лёд - вода" и т.п.). Суть данной игры заключается в попеременном сильном напряжении мышц и последующем расслаблении. На слово «солдат» ребенок должен вытянуться в струнку. На фразу «тряпичная кукла», ребёнок должен наклониться вперед, так чтобы руки висели как тряпичные, и постараться максимально расслабиться. Чередовать команды несколько раз, завершая игру фазой расслабления.

Игры для развития волевой регуляции поведения

С целью развития контроля над собственным поведением можно предложить поиграть в:

- «Молчу – шепчу – кричу». Дети, страдающие синдромом дефицита внимания и гиперактивности, с трудом могут контролировать свою речь. Эта игра позволяет научить ребенка осознанно регулировать громкость своей речи. Взрослый показывает ребенку специальный знак, ориентируясь на который, он должен говорить (пропевать определённый звук) то громко )например, поднятие руки вверх), то тихо (например, указательный палец на губах), то молчать (например ладонь на губах). Необходимо заранее оговорить, какой знак, что означает. Лучше всего заканчивать игру на молчании, чтобы избежать излишнего возбуждения нервной системы.

- «Говори по сигналу». Общаясь с ребенком, взрослый задаёт ему вопросы. Однако отвечать малыш может только тогда, когда увидит специальный знак, например, когда взрослый примет определенную позу, или скажет слово «пожалуйста». Если же вопрос задан, но условного знака нет, ребенок должен молчать, как будто ничего не слышал.

Отработка конкретных способов взаимодействия с окружающими людьми

На первом этапе заниматься с ребенком индивидуально. Взрослый должен сначала научить ребенка слушать инструкции, понимать их. Для этого может потребоваться, чтобы малыш проговаривал их вслух. Кроме того, важно сформулировать систему правил поведения во время общения с другими людьми и во время выполнения задания. Важно добиться, чтобы ребенок усвоил эти правила. Затем скажите ему, за выполнение каких правил он получит поощрение. Система поощрения может быть следующей: ребенок получает жетоны за соблюдение правил каждые 15 – 20 минут. Полученные жетоны затем можно обменять на какие-либо награды. Инструкции, которые взрослый даёт ребенку с синдромом дефицита внимания и гиперактивности, должны быть предельно понятными и короткими, не более 10 слов. Должны быть готовы к тому, что такие дети могут попытаться манипулировать вами, и сохранять спокойствие. Большое число людей вокруг может привести к перевозбуждению таких детей, поэтому желательно, чтобы они сидели на первой парте, видели перед собой только учителя, воспитателя, родителя.

После того, как первый этап преодолен, можно вовлекать ребенка в групповые виды деятельности. Для начала подойдут малые группы детей по 2 – 4 человека. Освоившись в малой группе, отработав правила поведения в коллективе, малыш способен участвовать в общих групповых играх. Если такую последовательность не соблюдать, то ребенок перевозбудится и переутомится, в конечном итоге потеряет контроль над собственным поведением.

Работа с негативными эмоциями

У детей ведущим является эмоциональный компонент. И поскольку эмоции стимулируют деятельность, то волевой компонент уходит на второй план. Получается, что именно эмоции определяют поведение гиперактивного ребенка. Малыш может переживать целый спектр неприятных переживаний, и задача взрослого научить его справляться с ними. Для начала обсудите с малышом такие вопросы:

- Что тебя может разозлить?

- Как ты ведешь себя, когда злишься?

- Что ты переживаешь в состоянии гнева?

- Какие слова ты говоришь, когда ты злишься?

Чтобы преодолеть злость или гнев, взрослый может предложить ребенку использовать специальные психологические методики:

- Нарисуйте вместе знак «СТОП» и скажите ребенку, что как только он начнет сердиться, пусть достает знак и сам себе вслух говорит «Стоп!». Тренироваться нужно в течение нескольких дней, чтобы закрепить навык.

- Чтобы научить ребенка спокойно общаться с другими людьми, можно поиграть в такую игру: взрослый берет интересный для ребенка предмет в руки. Задача ребенка спокойно уговорить взрослого отдать ему вещь. При этом взрослый это сделает тогда, когда захочет, а не по первому требованию. Ребенок может просить шепотом, одними жестами, ласковыми словами.

- Важно научить ребенка выражать гнев в приемлемой форме. Для этого научите его выражать гнев в словесной форме, используя такие фразы, как «Я расстроен, это меня обижает и т.д.». Для того, чтобы выплеснуть негативные эмоции, научите ребенка конструктивным приёмам: «побубнить» в кулачок и опустить его, резко разжав; сжать кулачки и расслабить;  лепить из пластилина неприятные переживания и расплющивать их, рисовать «неприятности», комкать и выбрасывать; вдыхать воздух через нос, а выдыхать ртом, как бы выдыхая неприятности в воздушный шарик и мысленно отправляя его в полёт; вдыхать воздух одной ноздрёй (прикрыв вторую пальчиком) а выдыхать через вторую; попить спокойно воды, умыться и др.

Что нужно знать родителям гиперактивного ребенка

Борьба с непослушанием беспокойного ребенка при помощи строгих наказаний, увеличения запретов, игнорирования, лишает его поддержки.  Такие дети страдают от:

- Недостатка родительского внимания.

- Отсутствия достаточного контроля над поведением со стороны родителей. Взрослые должны составить список запретов и строго следовать ему.

- Отсутствия навыков управления гневом.  Ужесточение дисциплины не даст положительных результатов. С такими детьми необходимо спокойно и мягко общаться.

Не стоит кричать на такого ребенка и приказывать ему или использовать восторженный тон. Ребенок с синдромом дефицита внимания и гиперактивности очень чувствителен к эмоциям окружающих его людей и быстро присоединяется к ним.

* Увеличение нагрузок ведет к переутомлению и капризам.

* Гиперактивные дети, как и любые другие, нуждаются в похвале и одобрении. Но похвала должна быть искренней.

*Ребенку нужно давать простые и четкие инструкции. Не стоит поручать ему несколько дел одновременно.

* Если есть система запретов, то их должно быть не очень много. При этом ребенок чётко должен понимать, что будет в случае нарушения запрета. А взрослые не должны закрывать глаза на нарушения правил, оговоренных заранее. Не стоит начинать запрет со слов «Нет» или «Нельзя». Из-за своей импульсивности такой ребенок, скорее всего сразу отреагирует на него негативно. Лучше предлагать ему альтернативные варианты деятельности взамен той, которая нежелательна (время просмотра мультфильма закончилось, пойдём купаться или порисуем?)

- Если ребенку предстоит переключиться с одного вида деятельности на другой, то стоит предупредить его об этом заранее.

- Ограничить пребывание ребенка в местах скопления большого количества людей, чтобы не допускать его перевозбуждения.

- Должен быть четкий режим дня.

- Стоит ограничить занятия на компьютере и просмотр телевизионных передач, заменив их совместным времяпрепровождением, например предложив ребёнку на выбор для раскрашивания несколько мандал и не менее 12 цветов акварельных карандашей или восковых мелков.

Грамотный и здравый подход к коррекции поведения поможет свести к минимуму негативные проявления синдрома дефицита внимания и гиперактивности и успешно социализировать наших детей.

Mandala 642, Creative Haven Groovy Mandalas Coloring Book, Dover Publications

Список литературы

1. Лютова Е. К., Монина Г. Б. Шпаргалка для взрослых: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. СПб., 2000.

2. Монина Г. Б., Лютова-Робертс Е. К. Чутко Л. С. Гиперактивные дети: психолого-педагогическая помощь. Монография. СПб.,2007.

3. Ольшанская Е. В. Развитие мышления, внимания, памяти, восприятия, воображения, речи. Игровые задания. М., 2004.

4. Сиротюк А. Л. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью. Диагностика, коррекция и практические рекомендации родителям и педагогам. М., 2002.

5. Шевченко Ю. С. Коррекция поведения детей с гиперактивностью и психопато-подобным синдромом. СПб., 1997.

6. Широкова Г. А. Практикум для детского психолога: коррекционные игры, детская конфликтология, развивающие занятия. Ростов-на-Дону, 2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

родительская гостиная "Эффективное взаимодействие взрослого и ребенка" доклад по теме "Активный или гиперактивный. В чем разница?"

Согласитесь спокойные, тихие и послушные дети пугают! Сразу начинаешь думать: «Ой, что это с ним не так?» Но нормально ли это, если ребенок 24 часа в сутки скачет по головам своих измученных  род...

Занятие с элементами тренинга для родителей "Как эффективно взаимодействовать с гиперактивным ребенком"

В рамках занятия рассматриваются вопросы:1.  понятие «гиперактивность» и основными проявлениями2.  портрет гиперактивного ребенка3. эффективные способы взаимодействия с сыном или дочерью...

Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. Гиперактивные дети.

Тренинг эффективного взаимодействия с детьми  знакомит педагогов со следующей категорией детей - это  гиперактивные дети.  Материал тренинга  позволит каждому педагогу  ознако...

Статья "Эффективное взаимодействие воспитателей и родителей: главный секрет успеха в вопросах воспитания детей дошкольного возраста"

Из опыта работы воспитателя детского сада. В котором представлены наиболее удачные пути взаимодействия с родителями детей, способы повышения мотивации к совместному творчеству с детьми, жизни детского...

Особенности эффективного взаимодействия с детьми с агрессивностью, тревожностью, гиперактивностью и с расстройствами аутистического спектра

Лютова К.К., Монина Г.Б. ТРЕНИНГ ЭФФЕКТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С ДЕТЬМИ. Главная  идея  книги — показать важность необходимость комплексного подхода к воспитанию, обучению и коррекции по...

Секреты эффективного взаимодействия с родителями

Цель:  передача профессионального  опыта по развитию коммуникативных умений  молодого педагога при взаимодействии с родителями. Задачи:1.       Актуал...

Семинар-практикум для педагогов "Секреты эффективного взаимодействия с родителями"

Народная педагогическая мудрость гласит: "Не так сложно работать с детьми, как  их родителями". На данном семинаре мы с коллегами попытались найти конструктивные решения конкретных педа...