Секреты эффективного взаимодействия с родителями
статья

Биккузина Сабиля Ташбулатовна

Цель:  передача профессионального  опыта по развитию коммуникативных умений  молодого педагога при взаимодействии с родителями.

 

Задачи:

1.       Актуализировать  знания педагогов о правилах выстраивания эффективного общения.

2.       Отработать  на практике  приемы конструктивного взаимодействия с родителями (законными представителями) воспитанников.

 

Материалы: мольберт, мел, карточки с именами, карточка с монологом агрессивного родителя, буклеты, ТСО.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ход мастер-класса

Слайд 1

  1. Организационная часть.

Воспитатель:

Добрый день, уважаемые коллеги и члены жюри! Представляю вашему вниманию мастер-класс «Секреты взаимодействия с родителями».

Предлагаю начать его с игры «Мы тоже».

Я говорю вам предложение, а вы отвечаете: «Мы тоже!»

-Я рада встрече с вами! (Мы тоже!)

-Я делюсь с вами хорошим настроением!

-Я надеюсь, что наша встреча будет полезной!

-Я желаю вам успехов!

Слайд 2

  1. Теоретическая часть.

Воспитатель: одной из основных целей ФГОС ДО – установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами, объединение в одну команду.

Наша цель (педагогов) – сделать родителей полноценными участниками воспитательного процесса. Полностью удовлетворить интересы родителей и детей.

Наладить эффективные отношения с родителями воспитанников — бывает сложно  даже для опытных педагогов.  А  для молодого воспитателя  является наиболее сложным, в силу ряда обстоятельств: это и в отдельных случаях заранее негативный настрой некоторых мам и пап, тотальная занятость современных родителей, следовательно,  отсутствие свободного времени, повышенные требования к педагогам ДОУ.

Для молодых педагогов первый неудачный опыт налаживания взаимоотношений с родителями, может стать не только причиной конфликтных ситуаций, но и причиной увольнения.  

Именно поэтому особенно важен для молодого, начинающего педагога момент первоначального выстраивания отношений с родителями.

Работа воспитателя детского сада отличается от работы педагогов других уровней образования высокой степенью интенсивности взаимодействия с родителями. Поэтому при наставничестве  молодого воспитателя, важное значение имеет обучение выстраиванию  эффективного взаимодействия с ними.

Сегодня на мастер-классе я поделюсь с вами некоторыми секретами эффективного общения с мамами, папами наших воспитанников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Практическая часть. Правило трех плюсов.

Воспитатель: для того чтобы родители  хотели с нами общаться, мы сами должны демонстрировать свою готовность общаться с ними. И собеседник должен это видеть.

Важно помнить, что в общении существуют свои закономерности. Основа отношения к нам человека закладывается в первые 15 секунд! Для тог чтобы благополучно пройти через «минное поле» этих первых секунд, необходимо применить «Правило трех плюсов».  Самые универсальные – это:

  • Улыбка,       Имя собеседника,        Комплимент.

          Не  редко при знакомстве мы не запоминаем имени собеседника.

Имя человека – это самый сладостный и самый важный для него звук на любом языке. Важно использовать имя-отчество при приветствии. Не просто кивнуть или сказать: «Здрась-те!», а «Здравствуйте, Анна Ивановна!».

  1. Упражнение «Шушаника Минична»

Воспитатель: сейчас в упражнении «Шушаника Минична» мы попробуем отработать  одну из техник запоминания имен.

Инструкция: пожалуйста, встаньте все в круг. Каждый из вас получает карточку, на которой написано имя и отчество. Прочитайте, но вслух пока не называйте. Затем один из участников спрашивает своего соседа слева: «Скажите, пожалуйста, как вас зовут?» Тот читает вслух имя на карточке, например: «Марья Ивановна». В ответ на это первый участник должен ответить любой фразой, при этом обязательно повторить услышанное имя собеседника. На­пример: «Очень приятно, Марья Ивановна, с вами познако­миться». После ответа «Марья Ивановна» задает вопрос своему соседу слева: «Представьтесь, пожалуйста» и т. д. до тех пор, пока очередь не дойдет до первого участника.

Обсуждение:

- Легко ли было запомнить имена? (ответы участников)

- Сейчас у нас многонациональные детские сады, и действительно бывает очень сложно запомнить имена родителей. И в этом случае не нужно стесняться, а корректно переспросить «Извините, пожалуйста, я не расслышала…»

Но обращаться к родителям по имени, отчеству – это важный момент в выстраивании доверительного отношения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.  Что касается Комплимента.  

Воспитатель: в общении наиболее применим косвенный комплимент: мы хвалим не самого человека, а то, что ему дорого: охотнику – ружье, родителю его ребенка.

Загруженные, усталые после работы родители особенно уязвимы в отношении ребенка. Поэтому не стоит акцентировать внимание на плохом. Сначала нужно рассказать об успехах и только в конце тактично можно поведать о проблемных сторонах ребенка.

Как в анекдоте:

Приходит лиса к зайцу и просит написать характеристику на осла.

Тот недолго думает и пишет: «туп и упрям». Справедливо?

На это лиса ему говорит: «Справедливо, но так нельзя, это же характеристика на повышение».  Заяц спрашивает «А что писать?»

«Напиши: устойчив в своих убеждениях и упорен в их достижениях».

 

Воспитатель: Можно сказать о ребенке в негативе, а можно сказать в позитиве « Ваш мальчик сильно шумел и всем мешал»       или «Коля сегодня превзошёл самого себя, и в этот раз его слышали не только мы, но еще и соседи». У мамы реакция будет другая?

4. Упражнении «Негатив-позитив». 

А сейчас мы с вами поучимся изменять точку зрения на ситуацию для придания ей положительного значения.

Инструкция: я скажу фразу, а вы должны продолжить ее, придавая ей положительное значение, например,

- он слишком вспыльчивый, зато быстро отходчивый.

- он слишком грубый зато …

- она очень обидчивая, зато….

- он очень неусидчивый, зато…

-она очень медлительна, но зато…

- он совсем безинициативный…

Вот такой навык находить плюсы облегчает нашу коммуникацию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Основы построения беседы с «трудным» родителем.

Воспитатель: любой педагог знает, как нелегко беседовать с так называемыми «трудными» родителями.

- Каких родителей можно назвать «трудными»?

Агрессивные, конфликтные, они стремятся оправдать собственное родительское бессилие в воспитании своего ребенка: «Мы заняты на работе!»; «Ваша обязанность учить и воспитывать детей!». Бывают разговаривают грубо, колкости могут сказать. А нам – воспитателям важно не поддаться на провокации.

Упражнение «Достойный ответ»

 Сейчас мы с вами потренируемся как конструктивно выйти  из конфликтных ситуаций.

Инструкция: встаньте в круг.  Каждый получает  карточку, на которой содержится какое-либо замечание по поводу  внешности или поведения.

Вы по кругу (по очереди) произносите  записанную на карточку фразу, глядя в глаза соседу справа, задача которого  — достойно ответить на этот ≪выпад≫.

Затем ответивший участник поворачивается к своему соседу справа и зачитывает фразу со своей карточки. И так,  каждый, выполнит задание, то есть побывает и в качестве ≪нападающего≫, и в качестве ≪жертвы≫.

 

Вопросы:

- принимали ли вы близко к сердцу нелестное замечание о себе?

- было ли обидно? Что вы чувствовали?

- хотелось ли ответить грубостью, т.е. поставить на место?

- что может помочь выйти из такой ситуации? (юмор, терпение….)

       

Садитесь

Воспитатель: действительно, в общении с трудными родителями, необходимо дать им «выпустить пар», при этом сохраняя эмоциональную отстраненность, т.е. не позволить себе зарядится отрицательными эмоциями этого родителя. Почувствовав нашу нейтральную позицию, родитель начнёт «остывать», он успокоится и будет готов  к разговору.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sekrety_effektivnogo_vzaimodeystviya_s_roditelyami.docx284.44 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

города Когалыма «Сказка»

Мастер - класс для педагогов

«Секреты эффективного взаимодействия с родителями»

https://sun9-49.userapi.com/c858216/v858216232/1072fa/Zb5cpZcKhjs.jpg

                                                                                 Воспитатель: Биккузина С.Т.                                                                          

г. Когалым, 2022 г.

Цель:  передача профессионального  опыта по развитию коммуникативных умений  молодого педагога при взаимодействии с родителями.

Задачи:

1.        Актуализировать  знания педагогов о правилах выстраивания эффективного общения.

2.        Отработать  на практике  приемы конструктивного взаимодействия с родителями (законными представителями) воспитанников.

Материалы: мольберт, мел, карточки с именами, карточка с монологом агрессивного родителя, буклеты, ТСО.

Ход мастер-класса

Слайд 1

  1. Организационная часть.

Воспитатель:

Добрый день, уважаемые коллеги и члены жюри! Представляю вашему вниманию мастер-класс «Секреты взаимодействия с родителями».

Предлагаю начать его с игры «Мы тоже».

Я говорю вам предложение, а вы отвечаете: «Мы тоже!»

-Я рада встрече с вами! (Мы тоже!)

-Я делюсь с вами хорошим настроением!

-Я надеюсь, что наша встреча будет полезной!

-Я желаю вам успехов!

Слайд 2

  1. Теоретическая часть.

Воспитатель: одной из основных целей ФГОС ДО – установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами, объединение в одну команду.

Наша цель (педагогов) – сделать родителей полноценными участниками воспитательного процесса. Полностью удовлетворить интересы родителей и детей.

Наладить эффективные отношения с родителями воспитанников — бывает сложно  даже для опытных педагогов.  А  для молодого воспитателя  является наиболее сложным, в силу ряда обстоятельств: это и в отдельных случаях заранее негативный настрой некоторых мам и пап, тотальная занятость современных родителей, следовательно,  отсутствие свободного времени, повышенные требования к педагогам ДОУ.

Для молодых педагогов первый неудачный опыт налаживания взаимоотношений с родителями, может стать не только причиной конфликтных ситуаций, но и причиной увольнения.  

Именно поэтому особенно важен для молодого, начинающего педагога момент первоначального выстраивания отношений с родителями.

Работа воспитателя детского сада отличается от работы педагогов других уровней образования высокой степенью интенсивности взаимодействия с родителями. Поэтому при наставничестве  молодого воспитателя, важное значение имеет обучение выстраиванию  эффективного взаимодействия с ними.

Сегодня на мастер-классе я поделюсь с вами некоторыми секретами эффективного общения с мамами, папами наших воспитанников.

  1. Практическая часть. Правило трех плюсов.

Воспитатель: для того чтобы родители  хотели с нами общаться, мы сами должны демонстрировать свою готовность общаться с ними. И собеседник должен это видеть.

Важно помнить, что в общении существуют свои закономерности. Основа отношения к нам человека закладывается в первые 15 секунд! Для тог чтобы благополучно пройти через «минное поле» этих первых секунд, необходимо применить «Правило трех плюсов».  Самые универсальные – это: 

  • Улыбка,       Имя собеседника,        Комплимент.

         Не  редко при знакомстве мы не запоминаем имени собеседника.

Имя человека – это самый сладостный и самый важный для него звук на любом языке. Важно использовать имя-отчество при приветствии. Не просто кивнуть или сказать: «Здрась-те!», а «Здравствуйте, Анна Ивановна!».

  1. Упражнение «Шушаника Минична»

Воспитатель: сейчас в упражнении «Шушаника Минична» мы попробуем отработать  одну из техник запоминания имен.

Инструкция: пожалуйста, встаньте все в круг. Каждый из вас получает карточку, на которой написано имя и отчество. Прочитайте, но вслух пока не называйте. Затем один из участников спрашивает своего соседа слева: «Скажите, пожалуйста, как вас зовут?» Тот читает вслух имя на карточке, например: «Марья Ивановна». В ответ на это первый участник должен ответить любой фразой, при этом обязательно повторить услышанное имя собеседника. Например: «Очень приятно, Марья Ивановна, с вами познакомиться». После ответа «Марья Ивановна» задает вопрос своему соседу слева: «Представьтесь, пожалуйста» и т. д. до тех пор, пока очередь не дойдет до первого участника.

Обсуждение: 

- Легко ли было запомнить имена? (ответы участников)

- Сейчас у нас многонациональные детские сады, и действительно бывает очень сложно запомнить имена родителей. И в этом случае не нужно стесняться, а корректно переспросить «Извините, пожалуйста, я не расслышала…»

Но обращаться к родителям по имени, отчеству – это важный момент в выстраивании доверительного отношения.

3.  Что касается Комплимента.  

Воспитатель: в общении наиболее применим косвенный комплимент: мы хвалим не самого человека, а то, что ему дорого: охотнику – ружье, родителю его ребенка.

Загруженные, усталые после работы родители особенно уязвимы в отношении ребенка. Поэтому не стоит акцентировать внимание на плохом. Сначала нужно рассказать об успехах и только в конце тактично можно поведать о проблемных сторонах ребенка.

Как в анекдоте:

Приходит лиса к зайцу и просит написать характеристику на осла.

Тот недолго думает и пишет: «туп и упрям». Справедливо?

На это лиса ему говорит: «Справедливо, но так нельзя, это же характеристика на повышение».  Заяц спрашивает «А что писать?»

«Напиши: устойчив в своих убеждениях и упорен в их достижениях».

Воспитатель: Можно сказать о ребенке в негативе, а можно сказать в позитиве « Ваш мальчик сильно шумел и всем мешал»         или «Коля сегодня превзошёл самого себя, и в этот раз его слышали не только мы, но еще и соседи». У мамы реакция будет другая?

4. Упражнении «Негатив-позитив».  

А сейчас мы с вами поучимся изменять точку зрения на ситуацию для придания ей положительного значения.

Инструкция: я скажу фразу, а вы должны продолжить ее, придавая ей положительное значение, например,

- он слишком вспыльчивый, зато быстро отходчивый.

- он слишком грубый зато …

- она очень обидчивая, зато….

- он очень неусидчивый, зато…

-она очень медлительна, но зато…

- он совсем безинициативный…

Вот такой навык находить плюсы облегчает нашу коммуникацию.

5. Основы построения беседы с «трудным» родителем.

Воспитатель: любой педагог знает, как нелегко беседовать с так называемыми «трудными» родителями.

- Каких родителей можно назвать «трудными»?

Агрессивные, конфликтные, они стремятся оправдать собственное родительское бессилие в воспитании своего ребенка: «Мы заняты на работе!»; «Ваша обязанность учить и воспитывать детей!». Бывают разговаривают грубо, колкости могут сказать. А нам – воспитателям важно не поддаться на провокации.

Упражнение «Достойный ответ» 

 Сейчас мы с вами потренируемся как конструктивно выйти  из конфликтных ситуаций.

Инструкция: встаньте в круг.  Каждый получает  карточку, на которой содержится какое-либо замечание по поводу  внешности или поведения.

Вы по кругу (по очереди) произносите  записанную на карточку фразу, глядя в глаза соседу справа, задача которого  — достойно ответить на этот выпад.

Затем ответивший участник поворачивается к своему соседу справа и зачитывает фразу со своей карточки. И так,  каждый, выполнит задание, то есть побывает и в качестве нападающего, и в качестве жертвы.

Вопросы: 

- принимали ли вы близко к сердцу нелестное замечание о себе?

- было ли обидно? Что вы чувствовали?

- хотелось ли ответить грубостью, т.е. поставить на место?

- что может помочь выйти из такой ситуации? (юмор, терпение….)

       

Садитесь

Воспитатель: действительно, в общении с трудными родителями, необходимо дать им «выпустить пар», при этом сохраняя эмоциональную отстраненность, т.е. не позволить себе зарядится отрицательными эмоциями этого родителя. Почувствовав нашу нейтральную позицию, родитель начнёт «остывать», он успокоится и будет готов  к разговору.

6. Формы работы

Воспитатель: Ведь умение выслушать, сдержаться, там где очень хочется, а иногда даже и кажется что нужно высказаться, улыбаться, даже если не хочется, находить позитивные моменты…. Вот эти все мелочи, они приводят к большим результатам. Родители становятся более контактными, уходит напряженность, ершистость, высокомерность. Они становятся более открытыми и принимают активное участие в жизни своих детей.

Мы убедились в этом, придя к такой   интересной  форме сотрудничества  как «Театральная гостиная». Родители  не только нам помогают изготавливать костюмы, игрушки, маски, куклы для театра, но и вместе с детьми участвуют в постановках. Такая форма сближает не только родителей с детьми, но и родителей с воспитателями. Тут мы становимся одной дружной труппой актеров.

Не менее эффективная форма взаимодействия  это «Встречи с интересными людьми», где и родители выступают в роли интересного гостя, проводят экскурсии, знакомят со своим местом работы, проводят мастер-классы, онлайн-экскурсии.

 IV Заключительная часть.

Подводя итоги  нашего мастер-класса, назовем  критерии эффективного общения с родителями, используя буквы данного словосочетания, начиная с первой, но через одну. Инструкцию поняли?

«общение с родителем». 

Например: «о» — обаяние педагога

Используйте все перечисленные критерии и ваше общение с родителями воспитанников будет эффективным!!!

 2. Буклеты

Предлагаю вам буклеты с секретами работы с родителями и ссылкой на мой сайт, где можете для себя почеркнуть полезную информацию по взаимодействию с родителями наших воспитанников.

Литература:
Капустина, Н. Н. Профессиональная компетентность молодых педагогов ДОО в сфере партнерского взаимодействия с родителями воспитанников (из опыта работы) / Н. Н. Капустина. — Текст : непосредственный // Аспекты и тенденции педагогической науки : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2017 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2017. — С. 47-48. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/273/13379/ (дата обращения: 07.10.2022).

Материал к упражнению «Достойный ответ»

Ты слишком высокого мнения о себе. Ты ведешь себя так, как будто ты самый главный здесь.

Ты совсем не умеешь красиво одеваться.

Почему ты на всех смотришь волком?

С тобой бесполезно договариваться о чем-либо. Ты все равно все

забудешь.

У тебя полностью отсутствует чувство юмора.

Ты никогда никому не помогаешь.

Когда я тебя встречаю, мне хочется перейти на другую сторону улицы.

С тобой нельзя иметь никаких деловых отношений.

Ты как не от мира сего.

У тебя такой страшный взгляд.

У тебя такой скрипучий голос, он действует мне на нервы.

Посмотри, на кого ты похожа!

Ты слишком много болтаешь ерунды.

Что ты вечно на всех кричишь?

Ты слишком плохо воспитана


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей:"Эффективное взаимодействие с родителями при проведении родительских собраний и встреч с родителями

Консультация для воспитателей " Эффективное взаимодействие с родителями при проведении родительских собраний и встреч с родителями: формы работы с семьей, 10 правил проведения родительского собрания, ...

Гиперактивный ребёнок: секреты эффективного взаимодействия

Консультация для педагогов и родителей с конкретными советами по конструктивному взаимодействию с непоседливыми и импульсивными детьми...

Секрет эффективного взаимоотношения с родителями

Признание приоритета семейного воспитания на современном этапе требует совершенно иных взаимоотношений семьи и ДОО. Новизна этих отношений определяется понятиями «сотрудничество», «в...

Доклад на педсовет «Активные занятия с родителями - как средство построения эффективного взаимодействия с родителями»

Реализуя программу «Истоковедение. Воспитание на социокультурном опыте» мы проводим активные занятия с родителями и с детьми, которые направлены на приобщение их к ценностям, идеалам и тра...

Секреты эффективного сотрудничества с родителями

Коммуникация — это влияние, следовательно, в случае успешной коммуникации должно произойти какое-то изменение в представлениях о мире у того человека, кому она адресована.Эти изменения могут тре...

Семинар-практикум для педагогов "Секреты эффективного взаимодействия с родителями"

Народная педагогическая мудрость гласит: "Не так сложно работать с детьми, как  их родителями". На данном семинаре мы с коллегами попытались найти конструктивные решения конкретных педа...