Готовность к школе
статья (старшая, подготовительная группа)

Зонова Екатерина Георгиевна

Материалы содержат информацию теоретического и практического характера, направлены на повышение уровня готовности детей к школе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_dlya_podgotovki_detey_k_shkole.docx91.67 КБ
Файл podgotovka_detey_k_shkole.docx13.95 КБ

Предварительный просмотр:

Составитель – Зонова Е.Г.,

педагог-психолог МАДОУ ЦРР –

детский сад, ул. Нефтяников

ИГРЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ

Уважаемые родители!

Представленные здесь игры помогут         вашим        детям в занимательной форме подготовиться к школе: развить внимание, память, речь, мышление, воображение. Пожалуйста, играйте с детьми каждый день в 2 -3 игры. Не сердитесь на ребенка в случае затруднений, а помогайте ему, и обязательно хвалите, если у него все получается.

«Я знаю пять названий...»

Взрослый начинает: «Я знаю пять названий фруктов (овощей, цветов, деревьев, предметов мебели, посуды и т. д.)». Далее ребенок называет пять любых фруктов (овощей и т. д.), а взрослый считает их (яблоко - раз, груша - два...). Затем взрослый и ребенок могут поменяться ролями.

«Назови    одним    словом».

Взрослый говорит: «Тарелка, кружка, чайник, сахарница - это...», ребенок находит обобщающее слово (посуда).

«Лишнее слово»

Прочитав слова (рассмотрев набор картинок), ребенок должен ответить на вопросы: «Какое слово — лишнее? Почему?»

ТАРЕЛКА, ЧАШКА, СТОЛ, ЧАЙНИК.

БЕРЕЗА, ОСИНА, СОСНА, ДУБ.

ДИВАН, СТОЛ, КРЕСЛО, ДЕРЕВО.

КАРАНДАШ, КУКЛА, МЕЛ, ПЕНАЛ.

ЗЕМЛЕТРЯСЕНИЕ, ТАЙФУН, ГОРА, СМЕРЧ.

КРУГ, ТРЕУГОЛЬНИК, ПРЯМОУГОЛЬНИК, КВАДРАТ.

«Что может быть красным (тяжелым, круглым, мягким, деревянным и т. д.)?». Например, красным может быть яблоко, солнце (на закате), цветок, нос (когда замерзнешь) и т. д..

«Что может идти?»  (свистеть, блестеть, греть и т. д.?)  Например, идти может человек, дождь, снег, время и т. д..

«Что может делать солнце (кошка, ветер, машина и т. д.?)».

Например, солнце может светить, сиять, греть, обжигать, сушить, палить.

«Кем был?» Кем (чем) был раньше:

-Цыпленок (яйцом); -Лошадь (жеребенком); -Дуб (желудем); -Рыба (икринкой); -Бабочка (гусеницей); -Хлеб (мукой); -Шкаф (доской); -Дом (кирпичом) и т. д.

«Сочини        предложение»

Взрослый предлагает два слова, ребенок придумывает предложение с этими словами. Далее ребенок и взрослый могут поменяться ролями. Если ребенок легко   справляется   с   этим   заданием, можно предложить три слова для составления предложений.

 «Назови причину и следствие»

Объясните ребенку, что у всего, что происходит, у любого явления есть причина, то есть ответ на вопрос: «Почему так бывает?» Приведите пример: лед — появляется, когда очень холодно и замерзает вода.

Попросите ребенка назвать причину явлений:

наводнение (пример ответа: таяние снега, разлив реки); гололёд, почки    распустились, птицы запели и т. д.; двойка, живот болит, мама сердится, пылесос работает и т.д.

 «Подбери        следующее»

Попросите   ребенка   (соответственно его     возрасту)     подобрать     слово, которое      должно       следовать       за предложенным: ПЕРВЫЙ – МЕТЕЛЬ -ЯНВАРЬ – ЗИМА – ИЮЛЬ – ПОЧКА - ЦЫПЛЕНОК – ЛЕТО – ДОЖДЬ –ЗАВТРАК - СЕДЬМОЙ

Если решение позволяет предложить несколько ответов (например, за словом «первый» может следовать слово «второй», а может        десятый»),     подробно обсудите их все, а потом выберите вместе с ребенком наиболее точный.

«Найди        сходство        и различия»

Ребенку для анализа предлагаются пары предметов (картинок, слов), в которых он должен отметить общее и разное.

Например: соловей—воробей, лето—зима, стул—диван, берёза—ель, самолет—автомобиль, заяц—кролик, очки—бинокль, девочка—мальчик.

«Закончи предложение»

Ребенку предлагается список незаконченных        предложений.

Инструкция:        «Продолжи предложение, выбрав  наиболее подходящее слово».

У дерева всегда есть... (листья, цветы, плоды, корень).

У сапога всегда есть... (шнурки,подошва, молния, пряжка).

У  платья  всегда  есть... (подол,карманы, рукава, пуговицы).

У     картины     всегда     есть... (художник, рама, подпись).

В младшем возрасте это упражнение, естественно, следует выполнять, стоя перед конкретным деревом или картиной, разглядывая и щупая конкретное платье (кастрюлю, куклу, ананас).

"На что это похоже"?

 

Задание: надо придумать как можно больше ассоциаций на каждую картинку. Оценивается количество и качество (оригинальность) образов. Упражнение хорошо проводить с группой детей в форме соревнования.

"Составление заданной фигуры из определенного количества палочек".

Задачи на изменение фигур, для решения которых надо убрать указанное количество палочек.
"Дана фигура из 6 квадратов. Надо убрать 2 палочки так, чтобы осталось 4 квадрата".


развитие мышления у детей дошкольного возраста

"Дана фигура, похожая на стрелу. Надо переложить 4 палочки так, чтобы получилось 4 треугольника".

развитие мышления у детей дошкольного возраста

"Составить два разных квадрата из 7 палочек".

развитие мышления у детей дошкольного возраста

"В фигуре переложить 3 палочки так, чтобы получилось 4 равных треугольника".


развитие мышления у детей дошкольного возраста


"В фигуре, состоящей из 4 квадратов, переложить 3 палочки так, чтобы получилось 3 таких же квадрата".

развитие мышления у детей дошкольного возраста

"Составь фигуру".

Это упражнение, так же, как и предыдущее, направлено на развитие образного мышления, геометрических представлений, конструктивных пространственных способностей практического плана.
а) "На каждой полоске отметь крестиком (х) две такие части, из которых можно составить круг".

развитие мышления у детей


 "Найди закономерность".

Упражнение направлено на формирование умения понимать и устанавливать закономерности в линейном ряду.

Инструкция: "Внимательно рассмотри картинки и заполни пустую клетку, не нарушая закономерности".

развитие мышления у детей

"Светофор"

"Нарисуй в клеточках красные, желтые и зеленые кружки так, чтобы в каждой строке и в каждом столбце не было одинаковых кружков".

развитие мышления у детей

Источник: Гаврина С.Е., Кутявшина Н.Л. Тетрадь с заданиями для развития детей,  г. Киров, 2014



Предварительный просмотр:

Составитель – Зонова Е.Г.,

педагог-психолог МАДОУ ЦРР –

детский сад, ул. Нефтяников

Рекомендации для родителей по подготовке детей к школе

1. Подготовка к школе должна быть разносторонней.

Занятия по подготовке к школе должны включать задания, упражнения, игры на развитие физических и интеллектуальных способностей, эмоционально – волевых качеств (понимание ребенком важности обучения; наличие интереса к учению и получению новых знаний; способность ребенка выполнять задание, которое ему не совсем по душе, но этого требует учебная программа; усидчивость) и социально – психологической компетентности (ребенок должен быть коммуникабельным, то есть уметь общаться со сверстниками и взрослыми, в общении не должно проявляться агрессии; ребенок должен понимать и признавать авторитет взрослых; ребенок должен понимать, что хорошо, а что – плохо; ребенок должен принимать поставленную педагогом задачу, признавать свои ошибки, если таковые имеются). Заострение внимания только на чем-то одном, например, на интеллектуальном развитии, не даст должного результата.

2. Сделайте занятия с ребенком интересными для него. Помните, Ваш ребенок еще дошкольник, ему больше нравится играть, чем «заниматься». Если ребенку интересно, он будет заниматься прилежнее. Интерес – лучшая мотивация, он делает детей по-настоящему творческими личностями и дает им возможность испытывать удовлетворение от интеллектуальных занятий.

3. Повторяйте упражнения.

Если какое-то упражнение не получается, сделайте перерыв, вернитесь к нему позже или предложите ребенку более легкий вариант задания.

4. Не проявляйте излишнюю тревогу по поводу недостаточных успехов и медленного продвижения вперед.

Впереди целый год – этого времени вполне достаточно, чтобы подготовить ребенка к школе. Помните, дети дошкольного возраста обладают поистине огромными возможностями и способностями к познанию.

5. Будьте терпеливы.

Не спешите, не давайте ребенку задания, выходящие за пределы его возможностей.

6. В занятиях с ребенком нужна мера.

Не превращайте «последний» год детства в мини-школу. Не заставляйте ребенка выполнять упражнение, если он устал, постоянно вертится, расстроен. Постарайтесь определить пределы выносливости ребенка и увеличивайте длительность занятий каждый раз на очень небольшой отрезок времени. Тем не менее, не забывайте о том, что лучшие занятия – это занятия систематические.

7. Развивайте в ребенке навыки общения.

Научите ребенка сотрудничать и дружить с другими людьми, делить с ними успехи и неудачи – все это пригодится ему в школе не меньше, чем хорошая память и внимание.

Помните: вы для своего ребенка - самый лучший друг. Находите малейшие поводы, чтобы похвалить его; терпеливо, день за днем, помогайте ему преодолевать ошибки!

УСПЕХОВ ВАМ И - БОЛЬШЕ ВЕРЫ В СЕБЯ И ВОЗМОЖНОСТИ СВОЕГО РЕБЕНКА!

Интернет-источник: www.psychologia-prosto.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологическая готовность к школе как важное условие успешной школьной готовности.

Психологическая готовность к школе как важное условие успешной   школьной готовности.    Психологическая готовность ребёнка к обучению в школе является важнейшим итогом воспитания...

Психологическая готовность к школе как важное условие успешной школьной готовности.

Психологическая готовность к школе как важное условие успешной   школьной готовности.    Психологическая готовность ребёнка к обучению в школе является важнейшим итогом воспитания...

Родительское собрание "Готовность к школе" выступление педагога-психолога на тему: "Психологическая готовность к школе"

Время летит очень быстро, совсем скоро ребята пойдут в школу.Разные эмоции вызывает у нас мысль, о том, что ребятам скоро в школу....

Речевая готовность ребёнка к школе. Роль родителей в формировании мотивационной сферы готовности к школе.

Наша речь – процесс общения, поэтому готовность или неготовность к обучению в школе во многом определяется уровнем речевого развития. Сегодня мы поговорим о том, как должны быть развиты компонен...

Выступление педагога - психолога на родительском собрании в подготовительной группе по итогам диагностики готовности к школе. "Готовность ребёнка к школе"

Цель: повышение психолого-педагогической грамотности родителей в вопросах готовности ребёнка к школьному обучению; информирование родителей о результатах диагностики готовности к школе....