Статья "Речевое развитие ребенка дошкольного возраста"
статья

Cуслова Марина Михайловна

Информация для родителей о развитие речи ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл речевое развитие ребенка20.35 КБ

Предварительный просмотр:

       Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 67 комбинированного вида Выборгского района Санкт - Петербурга

Статья «Развитие речи ребенка дошкольного возраста»

Подготовила:        

            Суслова М.М.

 

Санкт – Петербург

2019

 Речевое развитие ребёнка.

Что такое речь?

С самого раннего детства и до глубокой старости вся жизнь человека неразрывно связана с языком. Через слово он узнает о том, чего ещё не видели его глаза. Речь нужна нам, чтобы общаться, понимать друг друга, передавать друг другу свои мысли, знания, мнения. Без понятной всем речи нельзя работать согласованно, помогая друг другу.

И в, радости и в грусти-

 Он всякий час со мной.

Родной язык, мной русский,

Как Родина - родной!

(А. Шибаев)

 Без речи нельзя мыслить. Мы думаем словами, а точнее, словами и образами, обозначенными словами. Мысль - это всегда какое-то слово, смысл которого понятен. Способность человека думать напрямую зависит от количества слов, значение которых он понимает.

Речь - это звуки

Звуки родного языка связаны между собой в слова, фразы, предложения. Чтобы речь была красивой, надо научиться произносить звуки правильно. Если какой-то звук не получается, надо потренироваться, поиграть в речевые игры на этот звук.

Чётко произносить чистоговорку:

Жа-жа-жа - мы увидели ежа;

Жу-жу-жу - мы грибок дадим ежу;

Жи-жи-жи - где грибы берут ежи.

Повторить скороговорку:

Архип осип, Осип охрип.

Веселей, Савелий, сено пошевеливай.

От топота копыт пыль по полю летит.

А  сказать складно:

  • Рыжая белочка вымыла ... (тарелочки)
  • Из зелёной чашечки чай пила ... (букашечка)

Произнести эти фразы тихо, громко, шёпотом и с улыбкой.

Узнаём новые слова.

Речь - это слова

Чем больше слов мы знаем и употребляем в речи, тем она богаче. Поэтому надо постоянно узнавать названия окружающих нас предметов, читать книги, учить стихи, играть в речевые игры. Важно не только знать слова русского языка, но и уметь их изменять.

Например:  Скажем ласково:

Заяц - зайчик,

карман - ...(карманчик),

сестра - ... (сестричка),

лиса - ...(лисичка),

сын - ...(сыночек),

звонок - ...(звоночек)

Не только дети любят прятки,

Играть умеют и слова:

Заря - упрятана в ЗАРЯдке,

А в риСОВАльщик.

 (А. Ерошин)

Попробуйте сравнить их.

  • Мишка большой, а мышка ...(маленькая)
  • Ещё какой мишка? (Толстый, толстопятый, косолапый)
  • А мышка какая? (Маленькая, серенькая, быстрая, ловкая)
  • Мишка кричит громким, грубым голосом, а мышка ...(тоненьким)
  • Лапы у мишки толстые, а у мышки ...(тоненькие)
  • У мышки хвост длинный, а у мишки ...(короткий)

Учимся говорить связно.

Речь - это предложения.

Из слов получаются предложения. В них слова соединяются по смыслу, для этого мы их изменяем.

 Например: Я читаю интересную книгу. Я хочу прочитать интереснейшую книжку. Я прочитал интересную книгу. Они читают интересную книгу.

 Продолжим предложения:

  • Зайчик уколол лапку и не просто шёл, а ... (плёлся, ковылял, хромал)
  • Если зайчик уколол лапку, мы ... (перевяжем её, полечим, утешим зайку)

Речь - это тексты.

С помощью речи передаем свои мысли, рассказываем о себе и окружающем мире. Для этого надо научиться рассказывать, говорить связано.

Послушайте стихотворение и расскажите, кто где живёт:

Воробей живёт под крышей,

В теплой норке - домик мышки,

У лягушки дом в пруду,

Домик пеночки в саду.

Эй, цыплёнок, где твой дом?

Он у мамы под крылом.  (Т. Волжина)

Объясните словосочетания:

  • дверной косяк - косяк журавлей;
  • клин для колки дров - журавлиный клин

  Послушайте пословицы о языке:

  • Недоброе слово больней огня жжёт.
  • На чужой роток не накинешь платок.
  • Ласковым словом и камень растопишь.
  • Не торопись отвечать, торопись слушать.
  • Не всегда говорить красиво.
  • говори, что знаешь, но всегда знай, что говоришь.
  • Без углов дом не строится - без пословицы речь не молвится.

Учимся говорить красиво.

Речь - это общение.

С помощью речи мы общаемся с близкими, друзьями. Устно и письменно. Умение общаться - это умение правильно подбирать слова и выражения, вежливо разговаривать со взрослыми и друзьями.

 Вы идёте в гости.

Каким должен быть хозяин? (Приветливым, предупредительным, щедрым);

Какие слова он скажет гостю? (Здравствуйте, проходите, пожалуйста, присаживайтесь). А каким должен быть гость? (Скромным, тактичным, вежливым);

Что он ответит хозяину? Как поведет себя, когда ему предложат угощение?

Позвоните по телефону, чтобы пригласить друга в гости.

Что нужно сказать? Представиться, поздороваться, попросить позвать к телефону. Разыграйте эту сценку вдвоём с другом.

 Я люблю свой родной язык!

 Он понятен для всех, он певуч,

 Он, как русский народ, многолик,

 Как держава наша, могуч.

 (А. Яшин)

 Как сделать свою речь красивой?

  •  Говорить громко и чётко, так, чтобы все тебя слышали.
  • Не торопиться, в словах не проглатывать окончания, не пропускать гласные, не тянуть отдельные звуки.
  • Менять силу голоса, не тянуть отдельные звуки.
  • Менять силу голоса, темп речи для придания ей выразительности.
  • Больше читать, узнавать из книг точные, меткие, образные слова и выражения и правильно использовать их в своей речи.
  • Всегда стараться быть вежливым, культурным, учтивым.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Значение компьютера в развитии ребенка дошкольного возраста

 Значение компьютера в развитии ребенка дошкольного возраста.   Мы живем в век научно- технической революции, которая расширила понятие «грамотность»: теперь грамотным считается человек, который не т...

Роль семьи в развитии ребенка дошкольного возраста

Для формирования полноценного члена общества, способного регулировать свою эмоциональную жизнь, для развития у него адекватной самооценки, необходимой для воспитания в будущем своих собственных детей,...

Роль семьи в развитии ребенка дошкольного возраста

Семья -  первоисточник и образец формирования межличностных отношений ребенка, а мама и папа – образцы для подражания. Не существует другого такого института, кроме института семьи, так точно пре...

Роль семьи в развитии ребенка дошкольного возраста

Развитие ребенка, его социализация......

Журнал динамики развития ребенка дошкольного возраста по показателям развития личности ребенка в образовательных областях.

ФГОС ДО п.3.2.3. При реализации Программы может проводится оценка индивидуального развития детей. Такая оценка проводится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики(оценки индивидуа...

Мастер-класс «Дидактическая игра как средство развития тактильных ощущений для познавательного развития ребенка дошкольного возраста»

Цель мастер-класса: познакомить воспитателей с методикой развития тактильных ощущений посредством дидактических игр; закрепить полученные знания на практике. Задачи: познакомить с дидактическими играм...