Роль семьи в воспитании ребенка.
методическая разработка (младшая группа)

Бушуева Галина Андреевна

ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ В СЕМЬЕ.

Забота о здоровье и развитии ребенка начинается прежде всего с организации здорового образа жизни в семье. 

Здоровый образ жизни - это благоприятный эмоциональный климат в семье, дружеское доброжелательное отношение родителей друг к другу и ребенку, правильно организованное рациональное питание, культивирование подвижных упражнений, игр на воздухе, достаточная трудования активность и, конечно, образцовое поведение взрослых, их отрицательное отношение к алкоголю и курению.

 

Весь быт и уклад семьи имеет большое значение для нормального развития ребенка. Отрицательно влияют на нервную систему ина личность детей расхождение в вопросах воспитания между взрослыми. Также на формирование личности ребенка деструктивно отражает не только лишняя ласка и потакание капризам, но и чрезмерная суровость, постоянные  запреты в удовлетворении естественных желаний и нужд.

 

Правильно организованный режим дня дома обеспечивает уравновешенное, бодрое состояние ребенка, защищает нервную систему от переутомления, создает благоприятные условия для физического и психического развития малыша. При несоблюдении режима можно наблюдать  отклонения в поведении, капризность, резкое повышение и снижение возбудимости, плохой сон, отсутствие аппетита и т.п.

 

ТРЕБОВАНИЕЯ ВЗРОСЛЫХ К РЕБЕНКУ.

 

Требования взрослых  должны быть целесообразными, понятными ребенку и постоянными. Не рекомендуется надоедать постоянными объяснениями, напоминаниями, почему надо выполнить то или иное правило, лучше следить  и укреплять ребенка в его правильных поступках.

 

Учитывая желания ребенка, надо все таки постепенно приучать его к установленным в семье правилам. С первых лет жизни он должен усвоить, что кроме слова "хочу" есть слово "надо", "нельзя", "можно". Систематически контролируемые, единодушно предложенные ребенку всеми членами семьи, такие правила вырабатывают привычку культуры поведения. И приучать к этому надо спокойно, ласково, но вместе с тем настойчиво и убедительно.

 

Не следует злоупотреблять слишком частыми поощрения за выполнение правил поведения, это может привести к снижению родительского авторитета. Положительный пример родителей - лучший способ воспитания положительных качеств ребенка.

 

Помните, что именно в семейном кругу закладываются и начинают развиваться моральные и этические качества ребенка.  Любовь к людям, чувство дружбы, забота и уважение к старшим, стремление помогать более слабым и меньшим, доброта, честность - все это зарождается в семье.

 

ЧТЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ И БЕСЕДЫ ПО СОДЕРЖАНИЮ ПРОЧИТАННОГО.

 

Книга не только источник знаний, но и средство художественного воспитания.

Она спутник человека на протяжении всей его жизни. Прийчайте всоего малыша с детства любить и беречь книгу.

 

Книги для детей, как правило, ярко иллюстривованны. Рассматривая вместе с ребенком иллюстрации, не торопитесь. Ставя вопрос, акцентируйте внимание на деталях, объясняйте, какой текст иллюстрирует эта картинка. Пусть ребенок припоминает, сверяет.Все это приучит внимательно, осмысленно рассматривать то,что изображенно на картинке.

 

Художественная литература обогащает жизненный опыт ребенка. В ней рассказывается о жизни и деятельности людей: об их работе, взаимоотношениях, о подвигах героев, о красоте родной природы, расказываются характеры и мотивы поведения. Все это влияет на чувства ребенка, заставляет его переживать, волноваться за судьбу персонажей - одним сочувствовать, других осуждать.

 

Книга помогает ребенку познавать мир.

Художественные произведения, которые вы читали или рассказывали, существенно влияют на ребенка, на формирование личности, оставляют в его душе глубокий след, признательность за то, что вы ввели его в мир прекрастного.

 

РОЛЬ СЕМЬИ В ВОСПИТАНИИ РЕБЕНКА

 

Обычаи жизни семье, отношения между взрослыми, вся обстановка очень влияет на детей. Воспитание - это ежемесечное и ежеминутное занятие, в котором принимают участие в основном, мать и отец.Вместе они несут ответственность за то, каким вырастет их ребенок.

 

Уже в самом раннем возрасте необходимы два условия для того, чтобы энергия ребенка и его нервная система укреплялись: спокойная жизнерадостность и чувство уверенности. Эти условия зависят от характера влияния ближайшего окружения и социальной среды.

Воспитывать вашего ребенка будут и ваш дом - пусть скромно обставленный, но аккуратный и чистый; и яркая чашка, из которой малыш пьет молоко; и ваше доброжелательное отношение к его бабушке и дедушке - вашим родителям. Но основой любой системы  в воспитании должна быть любовь.

 

Уважение к ребенку в семье, родительское тепло и доброжелательность воспитывают в нем откровенность, нежность и признательность.

Уважение к ребенку проявляется в доверии к его возможностям (я сам!), его относительной независимости от взрослых, к его праву на самостоятельную жизнь( например, в разнообразных играх с друзьями), к признанию его человеческого достоинства.

 

Именно в семье начинают формироваться те качества, чувства, привычки и навыки общественного поведения, от которых зависит, каким вырастет человек: будет он трусливым, безвольным, озлобленным или духовно богатым, физически красивым, высоконравственным и добрым.

 

ДЕТСКИЙ УГОЛОК  В КВАРТИРЕ.

 

Большое значение для правильного воспитания имеет организация обстановки в семье, которая предусматривает обеспечение определенных условий для активной деятельности ребенка. Если нет детской комнаты, нужно выделить хотябы детский уголок, где был бы столик, стул, цветок на окне, ящик с полочками , отведенными для книжек, рисунков, карандашей, там могут быть краски, клей для аппликации, пластилин, настольные игры, словом все для трудовой деятельсноти. Все должно отвечать возрасту ребенка.

 

Наличие своего уголка воспитывает элементы самостоятельности. Ребенок приучается поддерживать порядок, класть все на место. Родителям не стоит забывать  о важности похвалы, следует сопоставлять порядок в комнате и детском уголке. Ребенок получает положительные эмоции от воспитания окружающей чистотой и аккуратности.

 

ЧУВСТВА И ЭМОЦИИ.

Следует помнить, что у детей дошкольного возраста неразвита нервная система, они не умеют управлять своими эмоциями. Ребенок может проявлять агрессию вследствии обиды или из боязни быть оскорбленным.

 

Агрессивные дети требуют больше внимания со стороны взрослых. Необходимо использовать отвлекающие факторы в виде различных игр, развлечений, поощрений, привлекать к самостоятельной художественной деятельности и т.д.

 

ТРУД - ЕСТЕСТВЕННАЯ ФОРМА АКТИВНОСТИ РЕБЕНКА.

Трудовое воспитание дошкольника имеет большое значение для всестороннего развития.Постепенно все большее значение в его жизни приобретает трудовая деятельность, оттесняя приорететность игры.

Основным принципом трудового воспитания ребенка уже в младшем возрасте должен быть такой: не делать за него то, что он может сделать сам.При этом начинает развиваться настойчивость, формируются важные привычки, обогащается речь. Более взрослым детям необходимы самостоятельность, умственная и волевая активность.

Самообслуживание - это начало трудового воспитания дошкольника. Ребенок 4-7 лет уже умеет ухаживать за собой, но необходимо учить его делать это хорошо. В пятилетнем возрасте без напоминаний заправляет постель, расстилает и застилает ее, поддерживает в порядке свою одежду, обувь, прическу.

 

Одна их форм организации трудовой деятельности ребенка - поручение. С помощью взрослых ребенок может покормить рыбок в аквариуме, полить цветы, посадить лук, собрать овощи. У ребенка постепенно воспитывается одно из важнейших человеческих качеств - чувство долга.

Наблюдая за работой родных, слушая рассказы о работе, малыш должен усвоить, что все люди работают: стороят дома, делают машины, продают хлеб, молоко в магазнах. Для эмоционального воспитания и более глубокого осмысления почитайте ребенку стихи, которые побуждают его к труду.

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль семьи в воспитании ребенка с нарушенным звукопроизношением.

В статье предлагаются рекомендации родителям о правильном воспитании ребенка во время развития самостоятельной речи.Семейное воспитание-ответственная основа формирования личности.Семья-институт для це...

Роль семьи в воспитании ребенка

C того момента, как ребенок родился, и начал обживаться в мире, он начал обучаться. Обучаясь, ребенок постоянно воспитывается. Процесс воспитания направлен на формирование социальных качеств личн...

Роль семьи в воспитании ребенка

Воспитание детей, формирование личности ребенка с первых лет его жизни – основная обязанность родителей. Семья влияет на ребенка, приобщает его к окружающей жизни....

Роль семьи в воспитании ребенка

Семья – это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важнейшую роль. У тревожных матерей часто вырастают тревожные дети; честолюбивые родители нередко так подавляют сво...

Роль семьи в воспитании ребенка.

памятка для родителей...

Родительское собрание "Роль семьи в воспитании ребенка"

Уважаемые родители! Мы сегодня собрались, чтобы  поговорить о семье, о семейных традициях, и их значении в воспитании и развитии ребенка.   Но перед началом разговора я предлагаю ...

Консультация для родителей "Роль семьи в воспитании ребенка"

Семья имеет несколько функций:Обеспечение эмоциональных связей и привязанностей, то есть это те отношения, которые ребенок получает в первые 3 года жизни, когда он научается различать то, как к ...