Играя, учим детей общаться!
методическая разработка

Мячина Нина Николаевна

«Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире.  Игра - это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности» В. А. Сухомлинский

Во все исторические времена дети разных народов играли и играют, подражая взрослым, реализуя свои желания и творческие потребности.

Игра – это способ вхождения детей в мир взрослых людей, некая репетиция взрослой жизни для ребенка, которая закладывает прочный фундамент его дальнейшей успешности, готовит к учению и труду.           

Детство - это особый мир, который сохраняется в душе человека на всю жизнь, если в нем царят счастье и радость быть самим собой. Мир фантазии, выдумки у детей связан с игрой.

 

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Играя , учимся общаться!

Слайд 2

«Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра - это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности» В. А. Сухомлинский

Слайд 3

Игра – это способ вхождения детей в мир взрослых людей, некая репетиция взрослой жизни для ребенка, которая закладывает прочный фундамент его дальнейшей успешности, готовит к учению и труду. Игра становится для них своеобразной формой общественной жизни. Игра - самый древний метод развития ребенка

Слайд 4

Игра занимает большое место в жизни ребенка. Она формирует психику ребенка, развивает его личность, влияет на его чувства и эмоции и, конечно же, игра радует ребенка Игра возникает без принуждения взрослых. Это значит, что самые важные изменения в психике ребенка, в развитии его социальных чувств, в поведении происходит в игре. Игра - ведущий вид деятельности детей

Слайд 5

Игра дает детям возможность воспроизвести взрослый мир и участвовать в воображаемой социальной жизни. Играя вместе, дети начинают учитывать желания и действия другого, отстаивать свою точку зрения, строить и реализовывать совместные планы. Игра оказывает огромное влияние на развитие общения детей в дошкольном периоде. Общение – важный элемент игры.

Слайд 6

Застенчивость Неуверенность Тревожность Агрессивность Гиперактивность Эмоциональные трудности

Слайд 7

Игра, как способ преодоления эмоциональных трудностей. Проблему формирования детских взаимоотношений невозможно рассматривать вне организации содержательной игровой деятельности, которая прививает навыки эффективного общения, развивает чувство общности, учит правильно выражать свои мысли и строить диалоги, реализует детскую потребность в общении.

Слайд 8

Предметная игра Сюжетно – ролевая игра (4- 5 лет) Игра с правилами (5- 7 лет) Театрализованная игра Подвижная игра Дидактическая игра Конструкторские игры Виды игровой деятельности

Слайд 9

Досуг - это часть социального времени личности, группы, общества, которая используется для сохранения, восстановления и развития физически и духовно здорового человека, его интеллектуального совершенствования. Досуг семьи – выполняет важную функцию социализации детей, создает прекрасную возможность привлечь детей к труду, развить их познавательные способности и творческий потенциал. Организация досуговой деятельности в семье

Слайд 10

Семейное чтение Участие детей в домашних делах Спортивные мероприятия Посещение музеев, театров, художественных выставок, зоопарка и мн.др. Музыка ( пение, танцы, прослушивание ) Настольно-печатные игры Театрализованные представления Формы организации досуга

Слайд 11

Это одно из самых приятных времяпрепровождений для детей, где они могут без ограничений фантазировать и шалить. Великий Пабло Пикассо завидовал детям: "Каждый ребенок — художник». Творчество

Слайд 12

Рисование Лепка ( пластилин, глина, тесто) Аппликация Оригами Квиллинг Бисероплетение Изготовление поделок из разнообразного материала Виды продуктивной деятельности

Слайд 13

Праздники – яркое событие в жизни ребенка. Формируют представления о будничных и праздничных днях. Знакомят с историей возникновения праздников, учат бережно, относится к народным праздникам, традициям, обычаям. Воспитывают внимание и любовь к окружающим людям, преподносить подарки, сделанные своими руками. Подготовка к празднику вызывает у детей интерес, на основе которого формируются их нравственные качества. Подготовка к празднику и сам праздник вызывают у них радостное волнение, формируют художественный вкус, сплачивают всех его участников.

Слайд 14

Праздник – яркое событие в жизни ребенка. Совместное творчество приносит радость и удовлетворение всем участникам праздничного действа, сближает взрослых и детей, создаёт нравственную основу детско-родительских отношений.

Слайд 15

Помогая детям преодолевать трудности, мы всякий раз сотворяем, своего рода, чудо. Это результат совместных усилий педагога, и детей, маленькое произведение искусства, в создании, которого все принимают участие подобно музыкантам одного оркестра. К. Фопель

Слайд 16

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

1 слайд  тема: «Играя, учимся общаться»

Все без исключения родители хотят видеть своего ребенка счастливым, улыбающимся, умеющим общаться с окружающими людьми. Не всегда это получается, и задача взрослых — помочь ребенку разобраться в сложном мире взаимоотношений со сверстниками и взрослыми.

Детство - это особый мир, который сохраняется в душе человека на всю жизнь, если в нем царят счастье и радость быть самим собой. Мир фантазии, выдумки у детей связан с игрой.

2 слайд

«Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире.  Игра - это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности» В. А. Сухомлинский

3 слайд

Во все исторические времена дети разных народов играли и играют, подражая взрослым, реализуя свои желания и творческие потребности.

Игра – это способ вхождения детей в мир взрослых людей, некая репетиция взрослой жизни для ребенка, которая закладывает прочный фундамент его дальнейшей успешности, готовит к учению и труду.                Игра для детей - форма общественной жизни.

4 слайд

Игра – ведущий вид деятельности детей                                                                                Игра занимает большое место в жизни ребенка. Игра является ведущей деятельностью ребенка системе физического, нравственного, трудового и эстетического воспитания дошкольников. Она активизирует ребенка, способствует повышению его жизненного тонуса, удовлетворяет личные интересы и социальные нужды.

Она формирует психику ребенка, развивает его личность, влияет на его чувства и эмоции и, конечно же, игра радует ребенка

Игра возникает без принуждения взрослых. Это значит, что самые важные изменения в психике ребенка, в развитии его социальных чувств, в поведении происходит в игре.

5 слайд

Общение  – важный элемент игры.

Общение дошкольника со сверстниками разворачивается главным образом в процессе совместной игры. Играя вместе, дети начинают учитывать желания и действия другого, отстаивать свою точку зрения, строить и реализовывать совместные планы. Поэтому игра оказывает огромное влияние на развитие общения детей в дошкольном периоде.

Игра дает детям возможность воспроизвести взрослый мир и участвовать в воображаемой социальной жизни.

6 слайд

Проанализировав психолого-педагогическую литературу, современные исследования в области развития общения, а также результаты диагностики коммуникативных качеств детей старшего дошкольного возраста мы отметили, что дети испытывают некоторые затруднения в общении с взрослыми и сверстниками:

они не проявляют инициативу в общении,

 не всегда могут поддерживать общую тему разговора,

 не выслушивают собеседника,

перебивают друг друга,

не соблюдают очередность в разговоре,

не умеют ориентироваться в ситуации общения,

 у детей отмечается недостаточное развитие диалогических высказываний, выражающееся в трудности вступления в контакт с людьми, что затруднит их дальнейшую социализацию в обществе.

Чем раньше мы обратим внимание на эту сторону жизни ребенка, тем меньше проблем у него будет в будущей жизни. Значение взаимоотношений с окружающими огромно, и их нарушение – это один из показателей отклонения в развитии. Ребенок, который мало общается со сверстниками и не принимается ими из-за неумения организовать общение, быть интересным окружающим, чувствует себя уязвленным, отвергнутым. Это приводит к пониженной самооценке, робости, замкнутости.

И мы, как педагоги, так и родители, должны вовремя увидеть эту проблему и помочь ребенку наладить отношения с окружающими, чтобы этот фактор не стал тормозом на пути развития личности.
В детском саду встречаются малыши с нарушениями в общении, с повышенной застенчивостью, тревожностью, агрессивностью, гиперактивностью, неуверенные в себе дети.   Эмоциональные трудности, отклонения могут приводить к частым конфликтам, мешают развертыванию деятельности, препятствуют общению ребенка с окружающими. Эти данные говорят о важности и необходимости проведения работы по социально-коммуникативному развитию детей не только в дошкольном образовательном учреждении, но и в семье.

7 слайд

Игра, как способ преодоления эмоциональных трудностей.

Существуют различные способы преодоления эмоциональных трудностей. В работе с дошкольниками существенное место занимает игра. И это вполне объяснимо, так как социально-коммуникативное развитие дошкольников происходит через игру как ведущую детскую деятельность.

Поэтому, проблему формирования детских взаимоотношений невозможно    рассматривать    вне    организации    содержательной    игровой  деятельности, которая прививает навыки эффективного общения, развивает чувство общности, учит правильно выражать свои мысли и строить диалоги, реализует детскую потребность в общении.

8 слайд

Виды игровой деятельности

Игра как специфическая деятельность не однородна, каждый ее вид выполняет свою функцию в развитии ребенка.

Условно выделяют три вида игр:

1) игры по инициативе ребенка (творческие)

2) игры по инициативе взрослого с готовыми правилами (дидактические, подвижные игры)

3) народные игры (созданные народом).

  1. Предметную игру, в которой ребенок воспроизводит действия с предметами, подражая взрослым (1- 3 года)

  1.  Сюжетно – ролевая игра (4- 5 лет)

Сюжетно–ролевые игры  являются источником формирования социального сознания ребенка и возможности развития коммуникативных умений. Ребенок может развить не только речевые умения, но и научиться играть не рядом с другими детьми, а вместе с ними. 

Сюжетно-ролевая игра – наиболее сложный вид деятельности, который ребенок осваивает на протяжении всего дошкольного возраста. В сюжетно-ролевой игре дети выполняют различные функции взрослых людей, моделируют их деятельность и отношения между ними. Поэтому именно игровая роль удовлетворяет потребность ребенка быть как взрослый и воплощает в себе его связь с обществом. В игре ребенка больше всего привлекает возможность изображать другого человека (особенно взрослого). Поэтому, когда ребенку, например, предлагают играть самого себя, он отказывается: это для него не игра.

Творческие игры составляют наиболее насыщенную типичную группу игр дошкольников. Творческими их называют потому, что дети сами определяют цель, содержание и правила игры, отражая в основном окружающую жизнь, деятельность человека и отношения между людьми.

Значительная часть творческих игр - это сюжетно-ролевые игры «в кого-то» или «в нечто». Дети изображают людей, животных, работу врача, строителя и т.д. Осознавая, что игра - не настоящая жизнь, малыши тем временем по-настоящему переживают свои роли, откровенно выявляют свое отношение к жизни, свои мысли и чувства, воспринимают игру как важное дело. Насыщенная яркими эмоциональными переживаниями, сюжетно-ролевая игра оставляет в сознании ребенка глубокий след, который сказывается на его отношении к людям, их труда, вообще к жизни. К сюжетно-ролевым играм относятся также игры с элементами труда и художественно-творческой деятельностью.

Разновидность творческой игровой деятельности - театрализованная деятельность. Она связана с восприятием произведений театрального искусства и воспроизведением в игровой форме приобретенных представлений, впечатлений, чувств. Ключевые понятия театрализованной деятельности: сюжет, сценарий, игра по сюжетам литературного произведения, театрализация, сказка-перевод.  Театрализованные игры разделяются в зависимости от их вида и специфического сюжетно-ролевого содержания на две основные группы: режиссерские игры и игры-драматизации.

В режиссерской игре ребенок, как режиссер и одновременно «голос за кадром» организует театрально-игровое поле, актерами и исполнителями в котором являются куклы. В противном случае актерами, сценаристами, режиссерами выступают сами дети, которые во время игры договариваются о том, кто какую роль будет играть, что делать.

Игры-драматизации создаются по готовому сюжету из литературного произведения или театрального представления. План игры и последовательность действий определяют заранее. Такая игра тяжелее для детей, чем подражание тому, что они видят в жизни, поскольку надо хорошо понять и почувствовать образы героев, их поведение, помнить текст произведения (последовательность развертывания действий, реплики персонажей). В этом и заключается особое значение игр-драматизаций - они помогают детям глубже понять идею произведения, почувствовать его художественную целостность, способствуют развитию выразительности речи и движений.

При всем разнообразии творческих игр они имеют общие черты: дети сами или с помощью взрослого (особенно в играх-драматизациях) выбирают тему игры, развивают ее сюжет, распределяют между собой роли, подбирают нужные игрушки. Все это должно происходить в условиях тактичного руководства взрослого, направленного на активизацию инициативы детей, развитие их творческой фантазии.

4. Народные игры - это игры, которые происходят с древности, они построены с учетом этнических особенностей (хороводы, забавы, игры с народной игрушкой и т.д.). Они - неотъемлемая составляющая жизни ребенка в современном дошкольном учреждении, важный источник усвоения общечеловеческих ценностей. Развивающий потенциал этих игр обеспечивается не только наличием соответствующих игрушек, но и особой творческой аурой, которую должен создавать взрослый.
5. Игра с правилами (5- 7 лет)

Эти игры дают возможность систематически тренировать детей в выработке определенных навыков, они очень важны для физического и умственного развития, воспитания характера и воли. Без таких игр в детском саду трудно было бы проводить учебно-воспитательную работу. Игры с правилами дети усваивают от взрослых, друг от друга.

По содержанию и способам ведения игры с правилами разделяют на две группы: дидактические и подвижные.

6. Конструкторские игры

 Еще один вид - конструкторские игры. Эти творческие игры направляют внимание ребенка на различные виды строительства, способствуют приобретению конструкторских навыков организации и сближению детей, приобщению их к трудовой деятельности. В конструкторских играх ярко проявляется интерес детей к свойствам предмета и желание, научиться с ними работать. Материалом для этих игр могут быть конструкторы разных видов и размеров, природный материал (песок, глина, шишки), с которого дети создают разные вещи по собственному замыслу или по заданию воспитателя. Важно, чтобы педагог помогал воспитанникам осуществить переход от бесцельного накопления материала к созданию продуманной идеи.

7. Подвижная игра

Подвижные игры важны для физического воспитания дошкольников, поскольку способствуют их гармоничному развитию, удовлетворяют потребность малышей в движении, способствуют обогащению их двигательного опыта. С детьми дошкольного возраста проводят две разновидности подвижных игр - сюжетные игры и игровые упражнения (несюжетные игры).

Важное место в старшем дошкольном возрасте занимают спортивные игры: городки, настольный теннис, бадминтон, баскетбол, хоккей, футбол и т.д.

8. Дидактическая игра (основная форма организованного обучения в дошкольном возрасте)

Дидактические игры способствуют, главным образом, развитию умственных способностей ребенка, поскольку содержат умственные задачи, именно в решении которых и заключается смысл игры. Они также способствуют развитию органов чувств ребенка, внимания, памяти, логического мышления. Заметим: что дидактическая игра - эффективный метод закрепления знаний, она отнюдь не должна превращаться в учебное занятие. Игра захватывает ребенка только в том случае, если дает радость и удовольствие.

Умело сочетая все типы игр: познавательные, подвижные, творческие, сюжетные, ролевые, режиссерские – можно сделать жизнь детей гораздо интереснее. Ребенок должен «доиграть» в детстве, чтобы не стать слишком рано взрослым. Это увлекательная и важная задача.

  Работа, направленная на преодоление ребенком различного рода эмоциональных трудностей это длительный процесс. Но необходимо ее продолжать, проявляя терпение и настойчивость в поисках направленных воздействий, в поисках тех игровых методов, которые наилучшим образом способствуют целям коррекции. Широкое использование методик, где игра выступает своеобразной сферой, в которой происходит налаживание отношений ребенка с окружающим миром и людьми позволяет ребенку активно изучать и осваивать окружающий мир и является непременным условием разностороннего развития личности. Осуществляя эту работу, можно добиться высоких результатов в развитии личности детей, их самосознания, самоуважения, самолюбия, самоутверждения, развития собственного «Я».

Игра в детской, еще только начинающейся жизни, способна повлиять на всю будущую жизнь человека. Интересная, занимательная игра сделает ребенка веселым, жизнерадостным, а значит, и счастливым.

Ожидаемый результат:

1) желание вступать в контакт с окружающими («Я хочу!»);

2) умение организовать общение («Я умею!»), включающее умение слушать собеседника, умение эмоционально сопереживать, умение решать конфликтные ситуации;

3) знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими («Я знаю!»).

9 слайд

Организация досуговой деятельности в семье

  Родители играют важную роль в организации досуговой деятельности своих детей. С помощью родителей ребенок познает окружающий мир, моральные, этические, социальные нормы и правила, осваивает культуру общения, культуру игры со сверстниками.

Досуг - это часть социального времени личности, группы, общества, которая  используется для сохранения, восстановления и развития физически и духовно здорового человека, его интеллектуального совершенствования.

Досуг  семьи – выполняет важную функцию социализации детей,  создает прекрасную возможность привлечь детей к труду, развить их познавательные способности и творческий потенциал.

Досуговая деятельность семьи имеет своей целью организацию рационального и благотворного для членов семьи проведения свободного времени, оказание им поддержки в развитии своих способностей и талантов, в удовлетворении потребностей в совместном ведении досуга, взаимообогащении интересов.

10 слайд

В каждой семье, где растут дети, необходимо создавать условия для их достаточной активности - оборудовать спортивный уголок, приобрести пособия и атрибуты для физических упражнений и подвижных игр. Внедрить физкультуру в повседневную жизнь детей можно разными путями, однако многое зависит от отношения к физкультуре в семье и личного примера родителей. Их регулярные занятия физкультурой и приверженность к активному отдыху лучше любых слов убеждают ребенка в пользе физических упражнений и делают внутренне необходимым.

Для активации мышления ребенка родители могут вовлекать его в разнообразную поисковую деятельность и экспериментирование. Это побуждает малыша к высказыванию предположений и их проверке, развивает наблюдательность, любознательность, способность сравнивать, сопоставлять, делать выводы.

Новой и перспективной формой детской досуговой деятельности является посещение музеев. Музей для дошкольника  это, прежде всего, встреча с чудом, удивление, восхищение, восторг, увлекательное путешествие в страну уникальных вещей. В детях пробудить интерес к этим вещам, исследовательскую активность, жажду открытий и творчества.

Организация родителями посещение театров и выставок с целью воспитания у дошкольников положительных эмоций, эстетических чувств, формирования адекватных форм поведения в общественных местах. Театр - один из любимых детьми видов искусства. Они заворожено наблюдают за происходящим на ширме или сцене, а потом ещё долго вспоминают о спектакле. Сначала удивляются увиденному, понимая и воспринимая ровно столько, сколько доступно их возрасту; но уже скоро, приобретя зрительный опыт и знания, становится полноценным театральным зрителем.

11, 12 слайд

 В досуг  дошкольника включаются различные виды изобразительной деятельности, развивающей интересы ребенка. Например, рисование, лепка, аппликации, раскрашивание и др. Основное значение изобразительной деятельности заключается в том, что она является средством эстетического воспитания. В процессе изобразительной деятельности создаются благоприятные условия для развития эстетического восприятия и эмоций, которые постепенно переходят в эстетические чувства, содействующие формированию эстетического отношения к действительности.

13, 14 слайд

Однако самым популярным и востребованным видом досуга детей до сих пор остаются праздники. Они формируют представления о будничных и праздничных днях. Знакомят с историей возникновения праздников, учат бережно, относится к народным праздникам, традициям, обычаям. Воспитывают внимание и любовь к окружающим людям, преподносить подарки, сделанные своими руками. Подготовка к празднику вызывает у детей интерес, на основе которого формируются их нравственные качества. Подготовка к празднику и сам праздник вызывают у них радостное волнение, формируют художественный вкус, сплачивают всех его участников. Дети должны быть не только созерцателями, наблюдателями и слушателями. Родители поют, танцуют вместе со своими детьми, соревнуются, изготовляют поделки. Совместное творчество приносит радость и удовлетворение всем участникам праздничного действа, сближает взрослых и детей, создаёт нравственную основу детско-родительских отношений.

Все виды досуговой деятельности дошкольников решают воспитательные задачи.

Задачей родителей становится грамотная организация досуговой деятельности детей, включающая в себя выбор формы проведения досуга, исходя из возрастных, психологических, физических особенностей ребенка. Родитель должен понимать, что в дошкольном возрасте ребенок не всегда может удержать внимание на одном предмете или деятельности на долгое время, поэтому необходимо контролировать происходящее и вовремя сменять одну деятельность другой так, чтобы это не ущемляло интересы  дошкольника, и не лишало его права выбора. Лучшей формой контроля является принятие непосредственного участия в деятельности. Это не только позволяет лучше понять ребенка, но и сплачивает всю семью.

Таким образом, роль семьи является ведущей в организации досуговой деятельности дошкольников. Знание особенностей организации, форм и видов досуга, а так же возрастных особенностей ребенка, определяющих всю досуговую деятельность, поможет родителям правильно организовывать семейный досуг, тем самым избежав проблемы, связанные с семейным воспитанием.

Каждый ребенок должен как можно больше играть. Счастливое детство должно быть наполнено всевозможными веселыми и беззаботными играми. Во многом именно в игре ребенок может научиться искусству общения, избавиться от робости, излишней стеснительности или, наоборот, эгоизма, которые делают общение мучительным, а часто и невозможным. Только в игре он учится идти навстречу желаниям других, понимать, что он не один на свете, что в общем деле нужна слаженность, важно уважение к другим, такт, умение сходиться с людьми. Именно в игре ребенок сможет научиться принимать решение, проявлять инициативу, играя, снимать нервное напряжение и многому тому, что потребует от него взрослая жизнь.
Ребенку нужна активная деятельность, способствующая повышению его жизненного тонуса, удовлетворяющая его интересы, социальные потребности. Игры необходимы для здоровья ребенка, они делают его жизнь содержательной, полной, создают уверенность в своих силах. Недаром известный советский педагог и врач Е. А. Аркин называл их психическим витамином.

15 слайд

Помогая детям преодолевать трудности,

мы всякий раз сотворяем, своего рода, чудо.

Это результат совместных усилий педагога

и детей, маленькое произведение искусства,

в создании, которого все принимают участие подобно

музыкантам одного оркестра.

                                                К. Фопель