Выступление на родительском собрании по теме: "Познавательное развитие детей 5 - 6 лет"
консультация (старшая группа)

Баскакова Людмила Витальевна

                    Уважаемые родители, сегодня мы собрались, чтобы поговорить с вами о познавательном развитии детей старшего дошкольного возраста. Познавательное развитие старших дошкольников – это развитие их познавательных интересов, потребностей и способностей, самостоятельной поисковой деятельности на базе обогащенного сознания и сформированного эмоционально-чувственного опыта, что очень важно для успешной подготовки детей к школе. Сегодня мы с вами поговорим о том, как изменились наши дети и что характерно для их возраста. Возраст 5-6 лет - это старший дошкольный возраст, который является очень важным возрастом в развитии познавательной сферы ребенка, закладываются черты личности ребенка, по которым мы можем понять, каким будет человек в будущем.  Наше сегодняшнее выступление направленно не только на, то, чтобы рассказать, какие технологии мы применяем в своей работе, но и для того, чтобы вызвать у вас желание и в домашних условиях применять дидактические пособия для игр со своими детьми. Рассмотрим с вами различные направления развития личности ребенка

Социально-коммуникативное развитие

Общение. Ребёнок 5-6 лет стремится познать себя и другого человека как представителя общества. Ребёнок стремится поделиться своими знаниями и впечатлениями с окружающими, сверстниками.

Отношения со взрослыми. В этом возрасте дети активно стремятся к общению и знаниям охотно сотрудничают со взрослыми в практических делах. Равноправное общение со взрослым поднимает ребенка в своих глазах, помогает почувствовать свое взросление и компетентность. Они готовы все время говорить, обсуждать различные вопросы.

- Как вы считаете, что необходимо делать нам взрослым, чтобы поддержать любознательность у детей?

Со стороны взрослых родителей и воспитателей необходимо проявлять доброжелательное, заинтересованное отношение к детским вопросам и проблемам, готовность обсуждать их на равных помогает, с одной стороны, поддержать и направить детскую познавательную активность в нужное русло, с другой – укрепляет доверие дошкольников к взрослому. 

Отношения со сверстниками

Общение со сверстниками занимает все большее место в жизни ребенка. Появляются первые друзья, обычно такого же пола. Свои предпочтения дети объясняют успешностью того или иного ребёнка в игре («С ним интересно играть» и т. п.) или его положительными качествами («Она хорошая»«Он не дерётся» и т. п.). Они охотно рассказывают о том, что с ними произошло: где были, что видели и т. д. Дети внимательно слушают друг друга, эмоционально сопереживают рассказам друзей. Дети часто пытаются контролировать действия друг друга - указывают, как должен себя вести тот или иной персонаж. Однако соблюдение норм: дружно играть, делиться игрушками, контролировать агрессию и т. д., как правило, в этом возрасте возможно лишь во взаимодействии с теми, кто наиболее симпатичен, с друзьями. К пяти-шести годам эти контакты завершаются образованием групп - детских игровых объединений с непостоянным составом.

- Как мы можем способствовать укреплению отношений со сверстниками?

Взрослым необходимо для налаживания дружеских связей между детьми объединять детей на основе взаимных симпатий. Устраивать совместные праздники, приглашать в гости, на дни рождения. Если выясняется, что у детей есть общие интересы, то можно посещать совместно с другой семьей секции, образовательные и культурные мероприятия в городе.

Гендерное представление

В 5-6 лет у ребёнка формируется система представлений о полах по признакам (женские и мужские качества, особенности проявления чувств, эмоций, специфика поведения, внешности, профессии). В 5 лет формируются микрогруппы по 4-6 человек, в основном одного пола. При обосновании выбора сверстников противоположного пола мальчики опираются на такие качества девочек, как красота, нежность, ласковость, а девочки - на такие, как сила, способность заступиться за другого.

- Чему могут папы научить своих сыновей? Мамы дочерей?

В этом возрасте в воспитание мальчика очень важное место отводиться отцу, а у девочек - маме. Папы или значимые мужчины учат сына быть мужественными, мамы дочек - женственными. Дочь постигает роль мужчины через поведение отца, а мальчики - роль женщины, через общение с мамой.

- Какие книги можно почитать для мальчиков и девочек?

Взрослым необходимо подбирать соответствующие книги, обсуждать поступки героев как мужские, так и женские. Например сказки, героями которых являются ровесники: сестрица Аленушка и братец Иванушка, Красная шапочка, Крошечка-Хаврошечка, Мальчик-с-пальчик и прочие. Данные герои, невзирая в небольшой возраст проявляют решимость, доброту, смышленость, справедливость. В содержании всегда заложен урок, который они воспринимают и со временем усваивают.

Труд

Дети старшего дошкольного возраста в группе назначаются дежурными по столовой, подготовке к занятиям и в уголке природы. Ребенок может по собственной инициативе убирать игрушки, выполнять простые трудовые обязанности (уход за растениями, дежурство по столовой, доводить дело до конца. Становится возможным освоение детьми разных видов ручного труда.

- Как вы считаете, может ли ребенок дома принимать участие в трудовой деятельности? Что из трудовых поручений он может выполнять?

Конечно, вашему ребенку доступны трудовые действия и поручения. Важно взрослым поддерживать инициативу в ребенке, использовать просьбы, поощрять к простым действиям. Например, ребенок может регулярно самостоятельно заправлять кровать, собирать рюкзак в детский сад заранее, убрать посуду со стола, помочь нести в сумочке с магазина булку хлеба, подмести пол и т. п. Ребенок может, не отвлекаясь доводить до конца малопривлекательную работу (убирать игрушки, наводить порядок в комнате т. п.

 

Безусловно, дошкольный возраст, это именно тот возраст, когда наибольшее значение в развитии ребенка занимает игра. Выполняя любой образовательный процесс, мы, педагоги, обязательно включаем ту или иную игровую деятельность. Игра помогает лучше усвоить материал, понять его, доступным для ребенка «языком». У нас встал вопрос о том, какие можно технологии применять для формирования элементарных математических представлений у ребенка, чтобы они были эффективными. Практика показала, что цветные палочки Кюизенера, которые являются многофункциональным пособием, как нельзя лучше подходят для решения ряда образовательных задач.

Одним из путей развития интеллектуальных способностей дошкольников является активное использование дидактических игр, в частности   палочек Кюизенера.

Основные особенности этих дидактических материалов - абстрактность, универсальность, высокая эффективность. Данный дидактический материал является средством для развития произвольного внимания, памяти, формирования умения анализировать, сравнивать, объединять признаки и свойства. В играх с этим материалом развивается творческое воображение и пространственное мышление.

Уже сейчас, в старшей группе мы много говорим о будущем обучении детей в школе. Чаще всего родители считают, что важно научить ребёнка читать, считать, писать, и тогда он будет готов к школе. Между тем исследования показывают, что наибольшие трудности в начальной школе испытывают не те дети, которые имеют недостаточный объём знаний, умений и навыков, а те, которые проявляют интеллектуальную пассивность, у которых отсутствует желание и привычка думать, стремление узнать что-то новое.

Познавательное развитие детей – это мыслительная способность, умственное начало, рациональное познание ребёнка, определяющее его деятельность. Под «умственным началом» понимают умение ребёнка самостоятельно делать выводы и умозаключения (соответственно возрасту).

В старшем дошкольном возрасте у детей активно развивается наглядно - образное мышление и закладываются начала логического мышления.

Для успешного и полноценного интеллектуального развития детей необходимо создать предметно-развивающую среду дома и в детском саду. Как же организовать развивающую среду дома? Для развития мышления ребёнка обязательно нужно иметь: настольно-печатные игры с правилами, мозаики, домино и шашки, различного типа конструкторы, ребусы, головоломки, детские энциклопедии, детские журналы с картинками-заданиями. Дети очень любят исследовать, поэтому полезно собрать в отдельном ящичке нужные для детского исследования предметы: магниты, лупы, микрокалькуляторы, компасы, неработающие телефоны и т. д.

Для рисования хорошо иметь листы бумаги разного формата и цвета, мелки, краски, кисточки, цветные карандаши. Хорошо бы приобрести отдельные или в наборе репродукции (открытки) произведений живописи, графики и т. д., и приобщить к ним ребёнка. Очень важно при этом, чтобы дошкольник не только самостоятельно действовал и приобретал знания в специально организованной обстановке, но и активно общался со взрослыми, играл с ними и с другими детьми, совместно действовал для освоения различных понятий, качеств и свойств предметов. Очень важным является положительный фон при организации игр, совместной деятельности, поискового общения, так как именно он способствует возникновению познавательного интереса и уверенности ребёнка в собственных силах.

            «В родительскую копилку» (воспитатель знакомит родителей с логоматематическими играми и демонстрирует их).                                                                                                                                                                                   Игры математического содержания помогают формировать у детей познавательный интерес, способность к исследовательскому и творческому поиску, желание и умение учиться, развивают интеллектуальные способности и самостоятельность.  Игры-головоломки, или игры геометрического конструирования, известны давно. Это – «Танграм»«Волшебный круг»«Вьетнамская игра»«Колумбово яйцо»«Пифагор»«Пинтамино» и т. д.

Каждая игра представляет собой комплект геометрических фигур. Такой комплект получается в результате деления одной геометрической фигуры (например, квадрата в игре «Танграм» или круга в «Волшебном круге») на несколько частей. Сущность игры состоит в том, чтобы воссоздать на плоскости из геометрических фигур, входящих в набор, силуэты предметов по образцу, по схеме или замыслу. Данные игры вызывают у детей большой интерес, способствуют развитию аналитико-синтетической и планирующей деятельности.

«Цветные палочки Кюизенера» по другому называют «цветные числа», так как каждая палочка обозначает одно из натуральных чисел в пределах 10.

С помощью цветных чисел дети знакомятся с последовательностью чисел натурального ряда, с составом числа из единиц и двух меньших чисел, осваивают прямой и обратный счёт, сравнивают числа, могут овладеть арифметическими действиями сложения, вычитания, умножения и деления, учатся измерять объекты с помощью условной мерки.

Также одним из эффективных средств развития интеллектуальных способностей является система игр и упражнений со счётными палочками. Дети могут выкладывать заданные фигуры, предметы из определённого количества палочек, ритмический рисунок, фигуры людей, животных, машин, выполнять задания по перекладыванию палочек с целью получения нового изображения, проводить анализ изображений. Детям нравятся игры с палочками «Кто быстрее сложит три фигуры?»«Найди, что изменилось»«Используй для фигуры шесть палочек»«Из семи палочек составь два квадрата» и др.

Вопросы викторины:

1. Какой день недели перед субботой?

2. Если стул ниже стола, то стол…

3. Чем отличается гайка от винта?

4. Утром мы завтракаем, а днём …

5. У каких геометрических фигур нет углов?

6. Нас 7 братьев, летами все равные, а именем разные. Кто мы? (дни недели)

7. Ты да я, да мы с тобой. Сколько нас всего? (двое)

8. Берёза, клён, одуванчик, дуб. Что лишнее и почему?

9. Если брат старше сестры, то сестра…

10. Что общего между вентилятором и холодильником?

11. Какой год продолжается всего один день? (Новый год)

12. Как с помощью только одной палочки образовать на столе треугольник? (положить её на угол стола)

 Игра «Геометрическое дерево»

Для игры используется искусственное дерево, у которого на ветках необычные плоды – разноцветные геометрические фигуры, на обратной стороне которых записаны задачи-шутки и загадки. В игре участвует каждая семья по очереди. Ребёнок срывает фигуру, родители читают задание и вместе с ребёнком отвечают.

Задачи-шутки:

- Сколько жирафов плавает в Чёрном море?

- Это число обозначает, сколько голов было у Змея Горыныча. Назовите это число.

- В ящике 3 помидора, 2 огурца и 5 яблок. Сколько всего овощей в ящике?

- Сколько орехов в пустом стакане?

- По небу летели 2 утки, 1 гусь, 3 щуки и 4 карася. Сколько птиц летело?

- Может ли дождь идти два дня подряд?

- Много рук, а одна нога. Что это? (дерево)

- У трёх братьев по одной сестре. Сколько всего детей в семье(4)

- Иду я, вижу: из-под дуба 1 лисий хвост, 1 заячье ухо и 2 волчьих уха. Кто там и сколько их?

- 4 ноги, а ходить не может. (стол, стул)

- Чтоб не мёрзнуть, 5 ребят в печке вязаной сидят (варежка).

Игра «Мой ребенок в 5 лет». - Какие изменения заметили вы в своих детях? Родители пишут фломастером на осеннем листочке какое-либо качество или умение своего ребёнка (н-р-моя дочь Маша лучше всех завязывает шнурки). Высказывания, обсуждения.

Познавательное развитие

К 5-6 годам они обладают довольно большим запасом представлений об окружающем, которые получают благодаря своей активности, стремлению задавать вопросы и экспериментировать. Этот период называют благоприятным для развития всех познавательных процессов.

Воображение

Возраст 5-6 лет можно охарактеризовать как возраст овладения ребёнком активным воображением. Развивается способность воспринимать и воображать себе на основе словесного описания различные миры: космос, космические путешествия, пришельцев, замок принцессы, волшебников и т. д. Эти достижения находят воплощение в детских играх, театральной деятельности, в рисунках, детских рассказах. Развитие воображения позволяет детям этого возраста сочинять сказки, оригинальные и последовательно разворачивающиеся истории.

Восприятие

Восприятие. В 5-6 лет продолжает развиваться, совершенствуется восприятие цвета, формы, величины. Ребенок рисует в тетради в клетку геометрические фигуры; выделяет в предметах детали, похожие на эти фигуры; ориентируется на листе бумаги. Осваивают приемы активного познания свойств предметов: измерение, сравнение путем наложения, прикладывания предметов друг к другу и т. п. Количество одновременно воспринимаемых объектов – не более двух.

Внимание

Внимание детей становится более устойчивым. Они могут заниматься не очень привлекательным, но нужным делом в течение 15 мин вместе со взрослым. Ребёнок способен действовать по правилу, которое задаётся взрослым (отобрать несколько фигур определённой формы и цвета, найти на картинке изображения предметов и заштриховать их определённым образом).

- Как вы считаете, что необходимо делать для поддержания внимания у детей?

Ребенку лучше всего сосредотачиваться на чем-либо в увлекательном разговоре или занимательной игре. Ребенка надо просить больше рассуждать вслух. Помочь планировать и достигать цели.

Память

Объём памяти изменяется не существенно. Улучшается её устойчивость. При этом для запоминания дети уже могут использовать несложные приёмы и средства (в качестве подсказки могут выступать схемы, карточки или рисунки). Дети запоминают до 10 названий предметов.

- Что необходимо делать для развития памяти у ребенка?

При запоминании важно, чтобы ребенок с помощью взрослого осмысливал то, что заучивает. Осмысленный материал запоминается даже тогда, когда не ставится цель его запомнить.

Мышление

В 5-6 лет ведущее значение приобретает наглядно-образное мышление с использованием обобщённых наглядных средств (схем, чертежей и пр.). Развивается способность планировать собственную деятельность, умение работать по схеме (в конструировании, в рассказывании). К наглядно-действенному мышлению дети прибегают в тех случаях, когда сложно без практических проб выявить необходимые связи (экспериментирование).

Способность ребенка к обобщениям становится основой для развития словесно-логического мышления. Ребенок данного возраста способен анализировать объекты одновременно по двум признакам: цвету и форме, цвету и материалу и т. п. Он может сравнивать предметы по цвету, форме, величине, запаху, вкусу и другим свойствам, находя различия и сходство.                                                                                                                                                       - Как, по вашему мнению, можно способствовать познавательному развитию ребенка?                                                                                                                                                                                                                  Лучшим способом получить именно научную информацию является чтение детской энциклопедии, в которой описывается любая информация об окружающем мире (человеческом теле, животных и растениях, странах, изобретениях). Конструктор хорошо развивает логическое мышление. Здесь важным моментом является складывание по схеме – образцу, начиная с простых узоров. Кубики, различные головоломки, мозаику необходимо выкладывать по картинке, ориентируясь на цвет, форму, величину.

Речевое развитие

Для детей становится нормой правильное произношение звуков. Развивается интонационная выразительность при чтении стихов в сюжетно-ролевой игре и в повседневной жизни. Дети учатся самостоятельно строить игровые и деловые диалоги, осваивая правила речевого этикета, в описательном и повествовательном монологах способны передать состояние героя, его настроение, отношение к событию, используя эпитеты и сравнения.

- Что, по вашему мнению может способствовать развитию и обогащению речи детей?

В первую очередь через общение и чтение, а также речевые игры «С какого звука слово»«Закончи предложение»«Продолжи историю».

Физическое развитие

С пяти до шести лет у вашего ребенка еще значительнее сдвиги в усовершенствование движений, заметно улучшается их координация. Теперь он уже может выполнять 2-3 вида двигательных навыков одновременно: бежать, ловить мяч, пританцовывать. Ребенок любит бегать, соревноваться. Он учится кататься на коньках, лыжах, роликах, может освоить плавание. Однако повышенная физическая активность, эмоциональная возбудимость и импульсивность детей этого возраста зачастую приводят к тому, что ребенок быстро утомляется.

Поэтому важно соблюдать разумный двигательный режим, наполняя жизнь детей разнообразными подвижными играми, игровыми заданиями, танцевальными движениями под музыку, хороводными играми.

КГН

К шести годам он осваивает большинство необходимых навыков, становится более аккуратным, следит за своим внешним видом - прической, одеждой. Дети практически не нуждаются в помощи взрослого, когда одеваются и обуваются. Некоторые из них могут обращаться со шнурками — продевать их в ботинок и завязывать бантиком.

- Что может способствовать развитию самостоятельности ребенка в самообслуживании?

Уделяя внимание развитию детской самостоятельности взрослые должны следовать правилу: не делать за ребенка то, что он в состоянии сделать самостоятельно.

Важно отметить в заключении, с одной стороны дети повзрослели, стали более самостоятельными и любознательными, но они нуждаются в поддержке и направлении взрослого. Нам педагогам и родителям осуществлять взаимодействие друг с другом, стремясь к выполнению главной задачи - созданию благоприятных условий для образования детей в сложившемся коллективе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uvazhaemye_roditeli.docx13.93 КБ

Предварительный просмотр:

                    Уважаемые родители, сегодня мы собрались, чтобы поговорить с вами о познавательном развитии детей старшего дошкольного возраста. Познавательное развитие старших дошкольников – это развитие их познавательных интересов, потребностей и способностей, самостоятельной поисковой деятельности на базе обогащенного сознания и сформированного эмоционально-чувственного опыта, что очень важно для успешной подготовки детей к школе. Сегодня мы с вами поговорим о том, как изменились наши дети и что характерно для их возраста. Возраст 5-6 лет - это старший дошкольный возраст, который является очень важным возрастом в развитии познавательной сферы ребенка, закладываются черты личности ребенка, по которым мы можем понять, каким будет человек в будущем.  Наше сегодняшнее выступление направленно не только на, то, чтобы рассказать, какие технологии мы применяем в своей работе, но и для того, чтобы вызвать у вас желание и в домашних условиях применять дидактические пособия для игр со своими детьми. Рассмотрим с вами различные направления развития личности ребенка


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание на тему: «Познавательное развитие старших дошкольников в зимние время»

Родительское собрание на тему:«Познавательное развитие старших дошкольников в зимние время»  Повестка дня:Ознакомление родителей с Новым Законом об образовании.Консультация для родителей «Че...

Родительское собрание на тему: «Познавательно – речевое развитие детей дошкольного возраста»

Цель: привлечь родителей к вопросу и проблеме речевого развития детей в современных условиях....

Родительское собрание по теме ""Познавательно-речевое развитие детей старшего дошкольного возраста"

Данное собрание проводилось в форме игрового практикума для детей и их родителей....

Выступление на родительском собрание "Влияние плавания на развитие, оздоровление и закаливания детей дошкольного возраста"

Консультация для родителей. про закаливания, оздоровление для детей. как плавание полезно детям...

Выступление на родительском собрании № 2 по теме «Развитие эмоций у детей 2-3 лет». Тема: «Организация детского экспериментирования дома»

Маленький ребёнок охвачен жаждой познания и освоения огромного нового мира. Но среди родителей часто распространена ошибка – ограничения на пути детского познания....

Родительское собрание в старшей группе на тему «Познавательно-речевое развитие детей в условиях семьи и детского сада»

Родительское собрание в старшей группе на тему «Познавательно-речевое развитие детей в условиях семьи и детского сада»Цель: активизировать взаимодействие родителей и воспитателей...

Выступление на родительском собрании на тему «Познавательные процессы у дошкольников с ЗПР, их особенности и развитие»

Выступление на родительском собрании на тему «Познавательные процессы у дошкольников с ЗПР, их особенности и развитие»...