"Что делать, если ваш ребёнок не говорит?"
консультация (младшая группа)

Фролкина Светлана Александровна

советы родителям неговорящих детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon chto_delat.doc69.5 КБ

Предварительный просмотр:

ЧТО ДЕЛАТЬ,

ЕСЛИ ВАШ РЕБЁНОК

НЕ ГОВОРИТ?

СОВЕТЫ ЛОГОПЕДА

ВНИМАТЕЛЬНЫМ РОДИТЕЛЯМ.

      В семье родился малыш. Сколько радости доставляют родителям первая улыбка, первое агуканье, первые лепетные слова. Но вдруг родители начинают замечать что-то неладное. Сверстники ребёнка начали говорить словами и фразами, а ваш малыш по-прежнему лепечет что-то непонятное. Вернее, вы его можете понять, но с трудом. Что делать? Конечно, не слушать советов доброхотов подождать, пока само собой наладится. Попробуйте следовать советам логопеда.

     В последнее время резко возросло количество детей с речевыми проблемами. Очень важно выявить неблагополучие речевого развития ребёнка и преодолеть его как можно раньше. Наиболее чувствительный период для развития речи – от 1 года до 5 лет. Чем раньше нормализована речь ребёнка, тем более благоприятным будет прогноз его дальнейшего развития.

     Задержка темпов речевого развития может быть вызвана различными факторами.

     Задержка темпов речевого развития функционального характера, как правило, обусловлена неправильным воспитанием или частыми заболеваниями ребёнка. Устранение причины, вызывающей отклонения в развитии ребёнка, изменение условий его воспитания определяют успешность дальнейшего развития ребёнка в дошкольном и школьном возрасте. Если вовремя не обратить внимания на речевые проблемы, они могут принять необратимый характер и исказить дальнейшее становление речи и личности ребёнка. Успешность развития ребёнка зависит от активной позиции родителей, которые играют ведущую роль в коррекции любых отклонений в становлении психической деятельности ребёнка. Родители могут организовать правильное общение со своим ребёнком, изменить условия его воспитания, стимулировать желательные поведенческие проявления и «затормаживать» нежелательные.

     Задержка темпов речевого развития органического характера обусловлена недостатками строения и работы речевого аппарата. Преодоление их требует специально организованной коррекционной работы. Ранняя коррекция является наиболее эффективной. Однако это не значит, что при выявлении речевого недоразвития в 6 или 7 лет нужно опустить руки. В любом случае специальные занятия окажут положительное влияние на речь и личность ребёнка, если будут носить систематический и направленный характер.

КАК   ФОРМИРУЕТСЯ   РЕЧЬ

     Своевременное и полноценное овладение речью является важным условием развития личности ребёнка. Особенно продуктивным и важным в этом плане является период раннего и младшего дошкольного возраста от 1 года до 3-4 лет. В течение этого короткого отрезка времени ребёнок овладевает основными закономерностями языка. К 3-4 годам его словарь состоит примерно из 800 – 1000 слов, при этом ребёнок практически не использует звукоподражаний и облегчённых вариантов слов. Он умеет строить основные виды предложений с соблюдением норм грамматического оформления. Четырёхлетний ребёнок может пересказать содержание простой сказки, рассказать о своих действиях, проанализировать бытовую ситуацию. Речевое развитие мальчиков и девочек отличается некоторым своеобразием. Для девочек характерно более раннее начало речи. У них быстро растёт словарь слов, обозначающих предметы. Девочки сравнительно поздно осваивают фразовую речь, зато стараются говорить правильно, «как взрослые». Речь мальчиков характеризуется более поздним началом. У них, прежде всего, формируется словарь названий действий, относительно рано формируется грамматический строй, но говорят мальчики при этом часто «на своём языке». Одна и та же ситуация оречевляется мальчиками и девочками по-разному. Например, ребёнок хочет мячик. Скорей всего, мальчик будет громко кричать: «ДАЙ!», а девочка тихо канючить: «МЯЧИК!».

ПРИЗНАКИ  БЛАГОПОЛУЧНОГО  РАЗВИТИЯ  РЕЧИ  У  РЕБЁНКА

- Физическое развитие ребёнка соответствует возрасту.

- У ребёнка нет никаких неврологических заболеваний.

- Ребёнок активно общается со знакомыми и родными и стесняется разговаривать с незнакомыми людьми.

- Ребёнок охотно повторяет за вами всё, что слышит.

- Ребёнок активно решает свои проблемы с помощью речи.

- Ребёнок вслушивается в свою речь и старается исправить свои ошибки сам.

ПРИЗНАКИ  НЕБЛАГОПОЛУЧНОГО  РАЗВИТИЯ  РЕЧИ

  У  РЕБЁНКА

- Ребёнок развивается с задержкой.

- Ребёнок перенёс тяжёлые заболевания.

- У ребёнка есть неврологические заболевания.

- Ребёнок неохотно повторяет за вами слова и предложения, которые он слышит.

- Когда ребёнок слышит просьбу «Повтори» или «Скажи это ещё раз», он молчит, стиснув зубы, или уходит, как будто вас не слышал.

- Ребёнок предпочитает решать свои проблемы самостоятельно, не обращаясь к вам за помощью.

- Ребёнок одинаково активно общается со знакомыми и незнакомыми людьми.

- Ребёнку безразлично, понимает ли его кто-то. Он говорит на одному ему понятном языке. На замечания «Скажи ещё раз лучше» он не реагирует.

- Речь ребёнка значительно отстаёт от уровня развития речи его сверстников.

ЕСЛИ  ВЫ  ОБНАРУЖИЛИ  ХОТЯ  БЫ  ОДИН  ПРИЗНАК  НЕБЛАГОПОЛУЧНОГО  РАЗВИТИЯ  РЕЧИ  РЕБЁНКА, ЗНАЧИТ  ВАШЕМУ  РЕБЁНКУ  НЕОБХОДИМА  ПОМОЩЬ!

ПОЧЕМУ  У  РЕБЁНКА  РЕЧЬ  ФОРМИРУЕТСЯ  С  ЗАДЕРЖКОЙ?

    Младенец, появившись на свет, не обладает врождённым знанием законов языка, на котором он будет говорить. У него есть способность в определённый период своего развития усвоить нормы и правила языка, на котором разговаривают окружающие его люди. Это так называемая языковая способность, которая реализуется в ходе общения со взрослыми через имитацию ребёнком слышимой им речи. При этом большую роль играет языко-речемыслительная деятельность ребёнка, которая обеспечивает формирование неосознанных языковых обобщений. В результате он осваивает основные единицы языка и законы их функционирования. Речь ребёнка оказывается не простым повторением образцов, которые он слышит от взрослых, а творчеством, в котором речь рождается как средство общения, средство познания и средство регуляции деятельности своей и окружающих.

     Если в силу каких либо причин имитационная и языко-речемыслительная деятельности не формируются вовремя, то в дальнейшем у ребёнка отмечается недоразвитие речи той или иной степени тяжести.

     Можно выделить две основные группы факторов, обусловливающих задержку в темпах формирования речи:

а) несовершенство социальных условий воспитания и педагогические ошибки;

б) недостаточность сенсомоторной или неврологической базы речи ребёнка.

К первой группе можно отнести неправильные методы воспитания в семье или детском учреждении, заключающихся в недостаточном внимании к ребёнку со стороны взрослых, либо, наоборот, в гиперопеке. И в том, и в другом случае у ребёнка не формируется мотивация речевого общения. В первом случае не к кому обращаться, во втором – незачем, всё и так будет сделано вовремя. Часто проявления недоразвития усугубляются личностными особенностями ребёнка, склонного к упрямству, своеволию, истерическим реакциям. Задержка темпов речевого развития, обусловленная снижением мотивации общения, при своевременно начатой работе и при изменении условий воспитания обнаруживает тенденцию к быстрой и полной коррекции.

     Если же у ребёнка отмечается несформированность или недостаточность сенсомоторной сферы (способность к слуховому восприятию и различению звуков речи, что является основой понимания звучащей речи и обучения письму и чтению; артикуляционная моторика, т.е. движения губ, языка, мягкого нёба в полном объёме, с достаточной силой и скоростью; возможность воспринимать и опознавать окружающий мир с помощью зрения) или неврологические заболевания, то такое недоразвитие требует не только изменений условий воспитания, но и помощи специалиста в форме консультаций или регулярных занятий. Коррекция этой формы речевой патологии занимает более продолжительное время и требует больших сил и внимания.

     Если у ребёнка отмечаются проблемы с развитием речи, а родители постоянно просят его: «Скажи», «Повтори», то картина недоразвития речи, как правило, усугубляется наличием у ребёнка стойкого речевого негативизма. Речевой негативизм, или отказ от речи, может выражаться активно и пассивно, но в любом случае ребёнок отказывается говорить не только по приказу родителей, но и в любых ситуациях. Иногда дело доходит чуть ли не до драки. Родители сначала просят повторить за ними слово, потом умоляют, потом требуют, в конце концов, ребёнка наказывают – ставят в угол. Но это приводит только к одному: со временем все задания, требующие от ребёнка словесных реакций, активно им игнорируются или отвергаются. Ребёнок молчит или отворачивается в ответ на любой вопрос: «Как тебя зовут?», «Сколько тебе лет?», «Какая игрушка у тебя в руках?» и пр.

     Он мычит и показывает пальцем, если просит что-либо, а чаще старается сам удовлетворить собственные потребности. Такая «самостоятельность» ребёнка, когда он без посторонней помощи, сам достаёт нужную вещь со шкафа, включает телевизор и пр., радует родителей, хотя чаще говорит о несформированности навыков речевого общения и о наличии стойкого речевого негативизма.

ЕСЛИ  ВЫ  ХОТИТЕ  ПОМОЧЬ  СВОЕМУ  РЕБЁНКУ, ЗАБУДЬТЕ  СЛОВА « СКАЖИ»  И  « ПОВТОРИ»

ХОТЯ  БЫ  НА  ПЕРВОЕ  ВРЕМЯ!

     Если ребёнок, имеющий сохранный слух, к 3 годам владеет только десятком лепетных слов, то в этом случае процесс овладения речью не просто задерживается по времени, но принимает искажённый характер. Ожидания, что ребёнок скоро заговорит сам, очень редко оправдываются. Упущенное можно наверстать позже, но сделать это несколько сложнее. Как правило, отсутствие речи или её недоразвитие сказываются в школьном возрасте, когда недостатки речевого развития не могут быть преодолены без специальной логопедической помощи. Отсутствие помощи в раннем дошкольном возрасте приводит к появлению целого ряда последствий недоразвития речи. Это нарушение процесса общения и обусловленные им трудности адаптации в детском коллективе и речевой негативизм, своеобразие эмоционально-волевой сферы, вторичная задержка познавательной деятельности, трудности в овладении всей школьной программой, особенно по русскому языку.

      Влияние речевого дефекта на процесс формирования личности можно значительно ослабить или свести к нулю, если начать раннюю коррекцию. Эффективна коррекционная помощь, оказываемая в возрасте от 2,5 до 5 лет, т.е. в период, когда идёт активное становление речевой функции. Мы не столько исправляем речь, сколько формируем её, направляя в нужное русло, стимулируя положительные проявления и затормаживая отрицательные. В результате можно добиться полной компенсации речевого недоразвития ещё до поступления ребёнка в школу.

ЧЕМ  РАНЬШЕ  ВЫ  ОБРАТИТЕ  ВНИМАНИЕ

НА  УРОВЕНЬ  РАЗВИТИЯ  РЕЧИ  ВАШЕГО  РЕБЁНКА, ЧЕМ  РАНЬШЕ  ВЫ  ОКАЖЕТЕ  ЕМУ  ПОМОЩЬ,

ТЕМ  ЭФФЕКТИВНЕЕ  ОНА  БУДЕТ.

КАК  ПОМОЧЬ  РЕБЁНКУ

     Основными задачами коррекционной работы с ребёнком, имеющим лепетную речь, являются:

- развитие мотивационной основы речевой деятельности;

- формирование имитационных способностей.

(Мотивация – побудительная причина, повод к какому-либо действию, поступку.

Имитация – подражание, способность воспроизводить речь.)

Прежде всего, необходимо добиться, чтобы у ребёнка появилась потребность в общении.

Попробуйте сделать следующее:

- Расположитесь с ребёнком где-нибудь в уютном уголке, например, на диване или на полу. Создайте интимную, доверительную обстановку: говорите негромко, ласково, не отдавайте приказаний, не отвлекайтесь.

- Возьмите любимую игрушку вашего ребёнка. Организуйте с ней простейшую игру. Сопровождайте манипуляции с игрушкой звуками, звукоподражаниями. Очень важно, чтобы ваше участие не было слишком навязчивым, но, с другой стороны, вы должны сделать так, чтобы эта игра была совместной. Например, у вас сын. Вы играете с ним в машинки. При этом вы катаете с сыном машинку, изображая её бибиканье: «би – би».

- Попытайтесь установить словесный контакт с ребёнком. В ходе игры спросите ребёнка: «Как гудит машина?»  И сами отвечаете на этот вопрос: «Би – би», с удовольствием растягивая гласные. И если после двадцатого или тридцатого раза, когда у вас уже устали губы и язык произносить это «би – би», вы услышали робкое «би» от воего ребёнка, знайте, что это маленькая победа! Похвалите его! Порадуйтесь вместе с ним! Разумеется, что вопрос можно несколько изменять, например: «Как гудит эта машина?», «А сейчас поедет синяя машина, как она гудит?» и пр.

     Можно переходить к реализации следующей задачи – формированию имитационных способностей, отражённой речи, эхолалии (т.е. повтора за вами)

- для имитации отберите простые по звукослоговому составу 5 – 10 слов, названий окружающих предметов, например, одежды, игрушек, посуды, еды.

Взрослый во время проведения режимных моментов многократно проговаривает эти названия, разворачивая перед ребёнком диалог – образец, в процессе которого исполняет  роли спрашивающего и отвечающего. Названия предметов произносятся в замедленном темпе, чётко, т.е. утрированно. Сначала многократно повторяется название одного предмета, затем другого, по мере смены действий.

Например, достаём и надеваем на ребёнка шубу.

Взрослый: Что мы достали? – Шубу.

                   Что это такое? – Шуба.

                   Что сейчас мы надели? – Шубу.

Потом стали надевать на ребёнка шапку.

                    Что мы достали? – Шапку.

                     Что это такое? – Шапка.

                     Что сейчас мы надели? – Шапку   и т.д.

И так проговаривается каждое слово по десять, пятнадцать, двадцать раз на дню. Чем чаще, тем лучше, но всегда в процессе действий с этим предметом. Просто так слова повторять бесполезно. Так может продолжаться много дней, даже если на языке у вас медленно, но верно образуется мозоль.

- Постепенно ребёнка косвенно поощряют к вступлению в диалог – после вопросов взрослый делает всё более и более длинные паузы (до 5 – 10 сек.), давая ребёнку возможность повторить слово.

     Взрослый фиксирует внимание ребёнка не только на звучании слова, но и на артикуляционных укладах. Взрослый добивается того, чтобы ребёнок одновременно слушал слово и всматривался в артикуляцию: - Где у меня рот? Где губы? Слушай и смотри на губы: шу – ба. Давай вместе: шу – ба. Молодец!

      Хвалите ребёнка даже в том случае, если он не повторил, а только внимательно следил глазами за движениями ваших губ.

      Такое проговаривание должно проводиться ежедневно столько раз, сколько проводятся оречевляемые действия.

     Этот этап, пожалуй, один из сложнейших. Обратите внимание на то, что вся работа строится в процессе реальных бытовых или игровых действий. Важное условие – ребёнок не должен даже догадываться, что вы с ним занимаетесь развитием речи.

НЕ  БОЙТЕСЬ  ПЕРЕХВАЛИТЬ  РЕБЁНКА.

ЕСЛИ  У  РЕБЁНКА  НЕ  ПОЛУЧАЕТСЯ, НИКОГДА  НЕ  РУГАЙТЕ  ЕГО.

- Через какое-то время ребёнок начинает повторять за взрослым отдельные слоги. Эти попытки всемерно поощряются, в то же время взрослый учит ребёнка вслушиваться в образец и подражать ему, хотя на первых порах ребёнок не может улучшить качество речи самостоятельно. На первых порах ребёнка не заставляют, не принуждают повторить слово точно, поскольку он ещё к этому не способен. Наоборот, поощряется любая речевая реакция нашего молчащего подопечного.

- Требования ужесточаются постепенно, незаметно для ребёнка. Одновременно даются упражнения для развития артикуляционной моторики в ходе повседневной жизни или режимных моментов (умывания, еды).      Например, во время умывания ребёнка учат полоскать рот водой с сомкнутыми губами, полоскать горло, выпускать тонкую струйку воды через плотно сомкнутые губы, язычком проверять, чисто ли вычищены зубы и др.

Во время еды можно попросить ребёнка облизать ложку, вылизать блюдце, показать, как кошка лакает языком молоко, и проч. Оказался ребёнок у зеркала – хороший повод сделать с ним артикуляционную гимнастику: мы – клоуны и будем корчить смешные рожицы. Поиграли в лошадок – поцокали язычком, поиграли в слона – вытянули губы вперёд как хобот, поиграли в тигра – показали все зубы в оскале. Ваша фантазия подскажет вам массу других вариантов.

- По мере наращивания словаря у ребёнка формируется потребность в речевом общении. На этом этапе важно поощрять желание ребёнка говорить. Его надо внимательно выслушать, похвалить, не стремиться исправить сразу же все ошибки. Не скупитесь на хорошие слова и радостные восклицания. Очень полезно рассказать о достижениях ребёнка в его присутствии другим членам семьи. Если ребёнок общается с удовольствием, можете попытаться продемонстрировать его достижения, побуждая его к высказыванию:

« Папа, послушай, как мы пели песенку для мишки. Баю-бай, мишка. Как Дима пел песенку?»  Если же ребёнок стеснительный по характеру, то публично похвалить его нужно, а вот демонстрацию достижений можно отложить на более поздний период работы, когда он сам начнёт проявлять активность в общении.

- В этот период полезно начать формирование пространственного понимания предложно – падежных конструкций на бытовом уровне с предлогами  В, НА, ПОД.

Занятия проводят в виде игры или в процессе игры, после того, как у ребёнка сформирован достаточный словарный запас, и он активно общается со взрослыми.

СЛЕДИТЕ, ЧТОБЫ  ИГРА  И  ОБЩЕНИЕ  С  ВАМИ  ДОСТАВЛЯЛИ  РЕБЁНКУ УДОВОЛЬСТВИЕ!

    Ребёнку даются задания: - Положи пирамидку в стол. – Положи пирамидку на стол.

- Поставь машинку под стул. – Поставь машинку на стул   и т.п. Взрослый голосом выделяет предлоги, произнося их громче и в несколько замедленном темпе, тем самым фиксируя внимание ребёнка на них. Если ребёнок не понимает, что от него требуется, взрослый сам выполняет это действие, оречевляя его и повторяя предлог несколько раз подряд. После этого взрослый опять просит выполнить ту же инструкцию. Чтобы малышу эта игра была интересна, привлекаются различные игрушки или сказочные персонажи, которые и выполняют поручения.

- Взрослый активизирует изученную лексику, а также стимулирует использование речевых средств, задавая ребёнку вопросы во время выполнения задания или после его окончания: «Что ты принёс?», «Что у тебя?» и т.п.

    На этом этапе не проводится целенаправленной работы по исправлению недостатков звукопроизношения и слоговой структуры. Основная задача родителя – научить ребёнка вслушиваться в речь и соотносить свою речь с образцом. Поэтому допускаются и поощряются любые речевые реакции ребёнка. Взрослый должен категорически избегать оценок и указаний типа: «Неправильно!», «Скажи ещё раз», «Повтори» и т.п.

- Очень полезными видами работы может быть чтение сказок и рассматривание иллюстраций к ним. Для детей с лепетной речью отбираются простейшие сказки с циклическим сюжетом (несколько раз повторяется схожая ситуация с небольшими вариациями): «Репка», «Колобок», «Теремок» и т.д. Каждая из этих сказок прочитывается многократно, с рассматриванием картинок. Читайте сказку в медленном темпе, помогая ребёнку соотнести текст с иллюстрациями. Если ребёнок вдруг «застрянет» на какой-нибудь картинке, не торопите его, рассмотрите её подробно вместе, прокомментируйте нарисованное. После того, как сказка будет прочитана несколько раз, и ребёнок научится уверенно называть действующих лиц, можно переходить к совместному рассказыванию. Рассказывая сказку, взрослый не называет некоторых персонажей, заменяя слова показом соответствующей картинки.

Через некоторое время дети начинают повторять целые фразы из сказок, хотя пока эти фразы грамматически не оформлены и носят заученный характер.

- Появление фраз в отражённой речи является показателем перехода ребёнка на новый качественный уровень развития речи. Можно переходить к формированию навыка владения некоторыми элементарными бытовыми синтаксическими конструкциями:

«Дай что-либо», «На что-либо», «Хочу что-либо сделать» и т.п.

    Например, ребёнок просит какую-либо игрушку жестом, сопровождающим голосовые реакции. Взрослый выясняет, чего хочет ребёнок, и спрашивает: «Как надо попросить? Дай куклу! Дай куклу!» при этом родитель приближает игрушку к ребёнку, но в руки ему не даёт. Только после попытки воспроизвести фразу ребёнок получает игрушку. И родитель его хвалит.

    Не забывайте хвалить вашего ребёнка, когда он пользуется речью. Подчёркивайте, что вам очень приятно разговаривать с ним. Все эти нехитрые правила помогают стимулировать речевую активность ребёнка. Если ваша помощь была эффективна, вы заметите положительную динамику в течение 2-3 месяцев.

                                 УСПЕХОВ  ВАМ  И  ВАШИМ  ДЕТЯМ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Чего нельзя делать, если заболел ребёнок!!!

Наши малыши – нежные создания, которые требуют бережного отношения, особенно во время болезни. Чтобы в своем стремлении помочь маленькому, не навредить ему, изучите список малышовых хворей и связанных...

Что делать, если Ваш ребёнок заикается?

Заикание относится к одному из самых распространенных расстройств речи. Обычно оно возникает в раннем детстве и при отсутствии необходимой помощи может сохраняться многие годы, явл...

Консультация для родителей "Что делать, если у ребёнка плоскостопие"

Что делать, если у ребенка плоскостопие. Консультация для родителей....

Консультация логопеда: что делать, если у ребёнка укороченная подъязычная связка?

Рекомендации логопеда по поводу укороченной подъязычной связки....

Консультация для родителей «Что делать, если у ребёнка речевая патология»

Речевое общение, если учесть все виды речи (говорение, слушание, письмо) является постоянным состоянием человека. Естественно, что нарушения речи приводят к перестройке личности. В некоторых случаях у...