Родительское собрание на тему «Развитие речи детей» старшая группа
консультация (старшая группа)

Шарахова Светлана Петровна

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл roditelskoe_sobranie.docx19.57 КБ

Предварительный просмотр:

МДОУ детский сад № 1 г. Шацка

Родительское собрание

на тему: «Развитие речи детей»

старшая группа

Воспитатель: Шарахова С. П.

Предварительная работа:

- анкета для родителей « Речь вашего ребенка»

- оформление настольно-печатных игр по развитию речи и книг для работы с детьми по   развитию речи.

Цель: привлечь родителей к вопросам и проблеме речевого развития детей в современных условиях.

Задачи:- формировать знания родителей о значении развития правильной речи детей;

              - побуждать родителей помогать ребенку в овладении нормами и правилами родного языка.

Ход собрания.

Добрый вечер, уважаемые родители! « А как речь – то говорит, словно реченька журчит», - так говорилось в известной сказке А. С. Пушкина о героине, об ее умении говорить. Не всегда взрослые, а тем более дети могут выражать свои мысли грамотно, последовательно. Многие дети на пороге школы испытывают серьезные трудности в речи: они не могут что-то объяснить доказать, правильно построить предложения. Поэтому уже сегодня мы решили обратить ваше внимание на проблему развития речи.

Итоги анкетирования.

Как видно из анкет, некоторые дети заговорили в возрасте 1 – 1,2 года, что является физиологической нормой. Некоторые – в период 2 – 3 лет, у многих детей сегодня наблюдается задержка речевого развития.

Вопрос родителям «Что, на ваш взгляд, помогает развивать речь ребенка?»

Обсуждение высказываний.

Самым важным средством развития речи, конечно же, является общение ребенка с взрослыми и сверстниками. Дети не рождаются  с уже готовой речью, а перенимают опыт речевого общения у нас, взрослых. Поэтому очень важно с момента появления ребенка наладить с ним речевой контакт. Спокойно с ним говорите, делитесь впечатлениями, спрашивайте о друзьях, делах, его интересах. Большую роль в развитии речи ребенка имеет общение его со сверстниками. Как мы, взрослые, любим порой поболтать со своими знакомыми о природе, погоде, делах. Также и дети. Им тоже хочется другу рассказать, куда они с родителями ходили в выходные, что им купили и т.д. Пусть ребенок выскажет в этой беседе свое мнение, узнает мысли и суждения своего товарища.

Речь детей в нашей группе, конечно, оставляет желать лучшего. У детей есть проблемы с речевым развитием:

- неправильное звукопроизношение или вообще отсутствие некоторых звуков;

- бедный словарный запас;

- преобладание коротких, простых предложений;

- невыразительность, несвязность речи;

- присутствие слов-паразитов (ну, вот, блин и т.д.)

Речь ребенка – это показатель его интеллектуального развития, средство общения с другими людьми.

Хорошо развитая речь – это залог успешного обучения в дальнейшем в школе. Что же делать, чтобы речь развивалась в норме? Работая в детском саду, мы уделяем большое внимание развитию речи детей. Это совместная деятельность, игры по развитию речи, логопедические упражнения, индивидуальная работа и т. д. Анкетирование показало, что дома у некоторых родителей не хватает времени, а порой и терпения поиграть, позаниматься с ребенком. Другие родители признаются, что у них нет опыта, знаний, чтобы грамотно и толково заниматься с малышами. Сегодня существует много литературы для родителей, в которой описаны игры, упражнения, задания для развития речи детей. Полки магазинов пестрят играми, дидактическими пособиями. Некоторые экземпляры книг вы увидели на нашей выставке. Они помогут вам в совместной деятельности с ребенком.

Не всегда развитие речи дошкольника зависит от изобилия пособий. Нужно задействовать всю окружающую среду: предметы, природу, людей, чтобы успешно развивать речь, память, звукопроизношение. Сейчас мы вам поможем в этом разобраться.

1.Чаще читайте ребенку. Так ребенок лучше усваивает новые слова, словосочетания, у него расширяется словарный запас. В детских книгах много иллюстраций, а они отлично развивают в целом. Прочитав книгу, неспешно рассмотрите картинки, спросите, что ребенок видит на них, что ему нравится (не нравится), почему; какие предметы похожи; что делают люди; назвать предметы, начинающиеся со звука «к» и т.д. Вопросы могут быть любые, важно, чтобы ребенок отвечал на них охотно, использовал в речи сложные предложения, сравнения. При затруднении, помогите детям. Можно попробовать составить по картинке рассказ. Сначала вместе с ним, а потом пускай он сам расскажет.

2. Для развития и обогащения словаря используйте игры, игровые упражнения.

Например, «Подбери слова»

- Какой бывает дом? (высокий, низкий, деревянный, красивый и др.)

- Что делает повар? (варит, кушает, солит и др.)

- Что бывает голубым? (море, небо, платье и др.

Или подбери к данным словам одно.

-Идут, спешат, показывают время…(часы)

- Зеленая, кудрявая, стройная…(береза)

«Доскажи словечко». Ребенок добавляет к задуманному слогу другие, чтобы получилось слово. Например, СА- (пог), (хар)

«Доскажи предложение». Ребенок заканчивает предложение, начатое взрослым.

«Скажи наоборот». Широкий – (узкий), горячий –(холодный).

«Словесная цепочка» Взрослый называет исходное слово, например, кошка и спрашивает, какая она? (ласковая, пушистая)

Что еще бывает ласковым? (ветер)

Каким он еще бывает? (теплый, сильный)

Кто еще бывает сильным? И т.д.

«Что из чего сделано?» Ребенок учится преобразовывать прилагательные из существительного. Как сказать про стакан, который сделан из стекла? (стеклянный)

Сок из яблок? (яблочный) и др.

3. Большинство детей недостаточно хорошо владеют связной речью, не умеют последовательно описать увиденное, пересказать прочитанное. Этому нужно учить. Составляйте вместе с детьми загадки, сочиняйте сказки, рассказы и не забывайте о скороговорках. Скороговорка и чистоговорка не только занятная игра, но и полезное упражнение для выработки хорошей дикции.

Уважаемые родители, хотелось бы вот о чем еще с вами побеседовать. В последние десятилетия мы наблюдаем увлечение ранним обучением детей чтению. Ребенок, рано научившийся читать, обычно для родителей предмет гордости. Однако, в дальнейшем от учителей да и самих родителей слышать приходится , что ребенок не хочет читать. Число детей, у которых нет интереса к чтению, растет. В чем же дело? Некоторые винят телевизор и компьютер. Однако, главная причина – неготовность детей к раннему обучению. Настаивая на раннем обучении грамоте, родители часто ссылаются на то, что дети сами проявляют интерес к чтению. Но ведь они такой же интерес проявляют и ко многому другому их окружающему. Более того, начинать обучение грамоте с букв, все равно, что давать в руки любой опасный предмет. Знакомству и работе с буквами должен предшествовать добуквенный, чисто звуковой период обучения. Буква – это знак звука. Точно также цифра – знак числа. Этап звукового обучения требует много времени и сил. Систему знаний ребенок постепенно усвоит при помощи речи. Поэтому, обратите внимание в речи на:

- правильное произношение звуков;

- умение различать звуки на слух;

 - владение звукового анализа слова;

- грамматически правильный строй речи;

- умение отвечать на вопросы и задавать их;

- умение пересказывать текст.

Пусть ваш ребенок больше общается с детьми, играет в игры с правилами, больше рисует, конструирует из любого материала, складывает кубики, лепит, вырезает.

Развивайте мышление, мелкую моторику, задавайте больше вопросов. Любите детей, помогайте им в становлении их личности.

Не жалейте время для детей,

Разглядите взрослых в них людей.

Перестаньте ссориться и злиться,

Попытайтесь с ними подружиться.

Постарайтесь их не упрекать,

Научитесь слушать, понимать.

Обогрейте их своих теплом,

Крепостью для них пусть станет дом.

Вместе с ними пробуйте, ищите,

Обо всем на свете говорите.

Их всегда незримо направляйте

И во всех делах им помогайте.

Научитесь детям доверять –

Каждый шаг не нужно проверять.

Мнение и совет их уважайте,

Дети – мудрецы, не забывайте!

                                    А. Лопатина.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к родительскому собранию по теме "Развитие речи детей старшего дошкольного возраста".

Предлагаемый материал раскрывает основные компоненты речевого развития детей 5-6 лет....

План- конспект родительского собрания на тему "Развитие речи в семье и детском саду" 2 младшая группа

Прекрасна речь, когда она, как ручеек, Бежит среди камней чиста, нетороплива, И ты готов внимать её поток И восклицать: - О! как же ты красива! ...

Родительское собрание в подготовительной к школе группе по теме: «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста»

Привлечь родителей к вопросу и проблеме речевого развития детей в современных условиях....

Родительское собрание в подготовительной к школе группе по теме: «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста»

Привлечь родителей к вопросу и проблеме речевого развития детей в современных условиях....

Родительское собрание в подготовительной к школе группе по теме: «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста»

Привлечь родителей к вопросу и проблеме речевого развития детей в современных условиях....