Статья "Влияние родительских взаимоотношений на ребёнка"
статья

Статья

Скачать:


Предварительный просмотр:

ВЛИЯНИЕ РОДИТЕЛЬСКИХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ

НА РЕБЁНКА

Если члены семьи люди отзывчивые, чуткие, если у них широкие общественные интересы, если труд соединяет семью в дружный союз, семья будет иметь хорошее влияние на ребёнка.

Н. К. Крупская

Уклад  жизни в семье, взаимоотношения между взрослыми, вся обстановка решающим образом влияет на детей.

Воспитание детей – это ежечасное и ежеминутное занятие, в котором участвуют в  основном  два  человека: отец и мать. Вместе они несут ответственность за то, каким вырастет их ребёнок.

Два условия уже с самых ранних лет необходимы для того, чтобы энергия ребёнка и его нервная система укреплялись: спокойная жизнерадостность и чувство уверенности. Эти условия зависят от характера окружающей  обстановки и социальной среды.

Что такое воспитание в семье? Беседы и наставления? Нет, нет и еще раз нет. Воспитание ребёнка в семье – это образ жизни всей семьи в целом, взаимоотношения между членами семьи и, прежде всего, между родителями.

Трудно, пожалуй, найти родителя, который не замечал в детях  стремления подражать. Вся жизнь ребёнка – это стремление быть похожим на взрослых и прежде всего на тех, кто всегда рядом: на  папу и маму. 

Именно в семье начинают формироваться те качества, чувства, привычки  и навыки общественного поведения, от которых зависит, каким вырастет человек. И. М. Сеченов писал: «Уклад жизни в семье отражается на  детях с поразительной яркостью на долгие годы».

Каким же должен быть уклад жизни в семье? Это, прежде всего, нормальные, доброжелательные взаимоотношения родителей между собой.  Родители всегда должны помнить о том, что за их действиями, словами следят внимательные и всё чутко воспринимающие ребячьи глаза.

В хорошей семье ребёнок воспринимает бережное отношение друг к другу  отца и матери,  взаимопомощь в хозяйственных делах, заботах  по уходу за ребёнком,  о его воспитании, спокойный, приветливый тон в обращении друг  с другом – без  злости и раздражения, без крика. Крик – это вообще самый яркий признак отсутствия культуры человеческих отношений. Грубый, крикливый тон роняет взрослого в глазах  ребёнка, который видит в этом беспомощность взрослого.

Разумные, любящие и наблюдательные родители убеждаются на собственном опыте, что семейное воспитание для родителей есть прежде всего самовоспитание. У таких родителей требования к ребёнку согласованы, едины, предусмотрены и разумны.

Ярким примером взаимоотношений взрослых может стать выход матери на работу после отпуска по уходу за ребёнком. Ей приходится тратить много сил, чтобы  совместить свои обязанности на работе с многочисленными заботами по дому. Очень много значит в этот период отношение к ней мужа. Обилие забот утомляет, жена порой может быть раздражительна. Как важно умно погасить это, снять её нервозность шуткой, облегчить её усталость улыбкой. Это необходимо не только для неё, но и для ребёнка. Душевное состояние матери, её бодрый и спокойный настрой создают ту общую атмосферу в семье, в которой нуждается ребёнок, в которой хорошо всем. Папа в глазах ребёнка становится примером для подражания: малыш тоже начинает жалеть маму, стремится по-своему ей помочь. Так закрепляется чувство нежной заботы друг о друге, и это чувство ребёнок пронесет через всю свою жизнь.

У детей и родителей должна быть общая радость, а такая радость может возникнуть тогда, когда они совместно просмотрят и прочувствуют содержание фильма или спектакля, побывают вместе на прогулках, и по поводу всего совместно виденного и слышанного делятся впечатлениями. В дружной семье, где родители понимают всю ответственность за воспитание своих детей, отец и мать находят достаточно времени, чтобы все семейные вопросы решать коллективно, находят время для любимых занятий, считаются с ребячьими запросами. В такой семье дети научены уважать и понимать занятость родителей – там нет места капризам, царит хороший настрой, взаимное уважение и доверие. Мир и лад в семье – залог детского спокойствия, жизнерадостности. Стоит отношениям измениться, и ребёнка не узнать. А взрослым порой и невдомёк, что виною тому они сами. Наблюдая за детьми, слушая их разговоры во время игр, можно сделать вывод, какую роль как воспитатель играет в семье каждый из родителей.

Первые, кого малыш видит в своей жизни, кому отдаёт свою любовь и привязанность, кого считает наилучшими и, главное, без кого не может обойтись – это родители. Мать и отец. Они для ребёнка – всё. Они нужны ему оба. Когда родители дополняют один другого, тогда то, что дано самой природой, любовь к ребёнку, маленький человек чувствует на себе постоянно, в полной мере.

Именно об этом мы обязательно говорим на каждом родительском собрании, при личных беседах с родителями, организуем совместную творческую деятельность родителей с детьми, проводим мастер-классы, объединяющие детей и родителей. Так, например, конкурс рисунков «Прогулки зимой», «Отдыхаем все вместе», конкурсы поделок «Лучшая кормушка», «Новогодняя игрушка», мастер-классы «Изготовление открытки», «Роспись по зеркалу». А также предлагаем консультации «Как организовать праздник дома?», «Чем заняться всей семье в выходной день?», «Сказка в доме».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Определение стиля своего взаимоотношения с ребёнком в семье

Тесты для родителей (гендерное воспитание)...

Влияние совместной деятельности на формирование позитивных детско-родительских взаимоотношений

Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга. Непони...

Правила взаимоотношений с ребёнком

Несколько правил для того, чтобы отношения с ребёнком не вызывали никаких проблем....

Тренинг гармоничных детско-родительских взаимоотношений

Тренинг гармоничных детско-родительских взаимоотношений  Цель психологической коррекции:·        изменение неадекватности родительских позиций,·...

Программа коррекции детско-родительских взаимоотношений

содержатся упражнения для работы совместно родителей и детей. используются методы арт-терапии, музыкотерапии и упражнения для налаживания телесного контакта в диаде "родитель-ребенок"....

КОНСПЕКТ РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ «Основы детско-родительских взаимоотношений»

Цель: привлечение родителей в образовательное пространство детского сада, расширить знания о взаимоотношениях ребёнка и взрослых в условиях ДОУ и семьи. Задачи: • познакомиться с родителями вновь...

Родительский практикум. Тренинг гармоничных детско-родительских взаимоотношений.

Цель психологической коррекции• изменение неадекватности родительских позиций.• гармонизация стиля воспитания.• расширение осознанности мотивов воспитания в семье.• оптимизация фор...