Чтение а каппела через различные виды музыкальной деятельности
учебно-методический материал (подготовительная группа)

Пение а каппела широко используется в русском фольклоре. Встречая солнышко на Пасху, хождение ряженных на Рождество, Новый год, колядки, хороводы за околицей сопровождались пением без сопровождения. Детям дощшкольного возраста очень нарвятся песни без сопровождения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл a_kappela.docx18.88 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ЧТЕНИЕ А КАПЕЛЛА ЧЕРЕЗ РАЗЛИЧНЫЕ ВИДЫ

МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Подготовила:

Григорьян Каринэ Суреновна

Музыкальный руководитель

МДОБУ № 7 «Ласточка»

ст. Прочноокопской

        

В наше время с особой остротой стоит вопрос о формирования духовного мира человека третьего тысячелетия, возрождения и расцвета культурных традиций народов России. Важным условием развития является обогащение ребёнка впечатлениями, знакомство с различными видами искусств.

Необходимость обращения к истокам народного искусства, традициям, обычаям народа не случайна. Именно музыкальный фольклор в первых дней жизни служит средством эмоционального развития, формирования мировоззрения ребенка в целом, его эстетической и нравственной сущности, развивает ассоциативное, образное мышление.

Цель: воспитание в детях способности воспринимать и понимать (в доступном объеме) произведения искусства: словесного, изобразительного и музыкального, проникаться его настроением, мыслями, чувствами.

Задачи:

- Формировать навык эмоционального пения без а капелла, и устойчивость вокально-слуховой координации.

- Формирование умения общаться, уступать, слушать других, понимать интересы коллектива в стремлении к достижению общих целей.

- Развивать активное слуховое внимание, чувство самоконтроля.

Я, как музыкальный руководитель, считаю, что музыкальный фольклор является действенным средством развития музыкальных, творческих способностей ребёнка, а также эмоционального развития.

Особое место в моей работе занимает, а капелла. А капелла – хоровое и ансамблевое пение без музыкального сопровождения. Пение, а капелла, широко распространено в народном творчестве (русском, грузинском, болгарском).

При работе над пением без сопровождения следует постоянно уделять внимание развитию музыкального слуха. Именно пение без сопровождения как никакой другой вид музыкальных занятий способствует развитию музыкального слуха, разных его сторон. То, что поют без поддержки инструмента или голоса педагога, заставляет их постоянно контролировать свое пение, прислушиваться к звучанию голоса других. Все это обостряет слуховое внимание, вырабатывает слуховой самоконтроль. Отсутствие возможности пассивно следовать за аккомпанементом, необходимость внутренне, «про себя» попевать, затем вступать самому помогает развитии внутреннего слуха.  

Среди всех певческих навыков особое внимание надо уделять звукообразованию. Крикливое пение искажает естественный тембр, отрицательно влияет на интонацию, голос теряет необходимую легкость и приобретает неприятный горловой звук. Поэтому, обучая детей пению, надо учить их хорошо раскрывать рот, стараться привить навык плавного ведения звука, все время показывая своим голосом и губами,  как нужно спеть ту или иную фразу, тот или иной звук.

Систематическое применение этих упражнений способствует развитию естественного, легкого звучания голоса и чистоты интонации. Простота мелодий песенок – распевок помогает в работе над расширением диапазона детского голоса, так как их легко транспонировать и применять перед разучиванием основного песенного репертуара.

Песни должны быть в умеренном темпе, так как в быстрых и медленных движениях возникают дополнительные трудности для уверенного звукообразования.

Начать обучать «чистому» пению, лучше с тех простых упражнений, которые уже хорошо освоены, постепенно убирая музыкальное сопровождение. То есть, сначала аккомпанировать при пении, давая тональную опору, потом лишь местами, затем и вовсе убрать музыкальное сопровождение.

Воспитание у детей ладового чувства достигается путем различных приёмов предварительной настройки. Я пою трезвучие вверх и вниз и предлагаю детям повторить основной тон трезвучия; иногда исполняю начало какой-нибудь песенки, а дети поют «опорный звук» (тонику) этой песенки.

Звук, который предлагаю спеть при допевании тоники, лучше брать в зоне примарных тонов, удобных для исполнения. Он может быть спет с закрытым ртом, шепотом, затем на какой-либо удобный в вокальном отношении слог. Прежде чем петь, детям нужно освоить мелодию и словесный текст.

При обучении пению, а капелла нужно пропевать упражнения тихо, тогда исполнение точнее, чем увеличить силу звука, делать его максимальной. Поэтому поначалу при обучении пению без музыкального сопровождения необходимо выбрать интонации и технически более простые песни, без сложностей, чтобы петь их было комфортно для голоса ребенка.

Тональность должна быть удобной для ребенка. Звуки песни должны быть расположены по высоте соответственно диапазону голоса ребенка, в разговорной зоне звучания голоса.

Песни, которые имеют плавный мелодический рисунок, когда одна нота расположена близко от другой, когда одна нота как бы перетекает в другую, без резких скачков наиболее полезны. Ещё интересны в данном смысле интервалы терция, кварта и квинта, что построены от устойчивых ступеней.

При обучении интонированию, а капелла очень важно фиксировать внимание ребёнка на точности подачи звука. При этом нужный вариант звуковых высот легче находить, если эмоции песни, её подтекст понятен. Если петь о понятном, научиться вливаться в песню, чувствовать её, то это, несомненно, принесёт плоды не только на начальном, но и на последующих этапах обучения.

В своей работе я использую заклички, попевки; «Солнышко покажись!», «Дождик», «Осень, осень», «Соловей соловушка».

Детям очень нравятся хороводы. Хоровод – это жанр, в котором поэтико-музыкальное искусство тесно связано с элементами театрализованного действия и хореографии. Отличает их высокая художественность напевов и поэтических текстов, красота и сценичность хороводных гуляний. В сюжетах хороводных песен отражен народный быт, красота родной природы, особенно в ее весеннем цветении. Любовно воспеваются в песнях широкие луга, места хороводных гуляний; покрывающая их «травушка-муравушка», кудрявая березка.

Хороводы водятся без музыкального сопровождения. Дети украшают себя венками из цветов и зелени. Участвуя в хороводе – маленьком театрализованном представлении, - ребенок будто переносится в иной мир, становится царевичем и царевной и т.д. Здесь все зависит от воображения, от того, как хорошо малыш сможет представить и сыграть то, или иное действующее лицо.

Хороши для начального обучения такие народные хороводные песни как: «На горе то калина», «Во поле береза стояла», «Как на тоненький ледок», «Ходит матушка весна».

Широко использую в своей работе игры с пением. Игры – образно яркие, напевные, поэтичные. Исполняя с детьми эти песни, можно устраивать импровизации, выделяя, прежде всего, ярко выраженное игровое начало. Стремление к игре, к актерству присуще детям. Игра доставляет им радость. Поэтому элементы игры в той или иной мере могут быть внесены почти в любую песню. Тогда пение может сопровождаться разыгрыванием действия по сюжету песни. Иначе говоря, происходит разыгрывание элементов народной драмы, заложенных во многих игровых песнях.

Детям очень нравятся музыкальные игры «Теремок», «Ворон», «Гори, гори ясно», «Дрёма», «Катись, катись яичко».

На протяжении многих лет веду целенаправленную и систематическую работу в направлении изучения народного творчества (как одно из направлений в работе с детьми по музыкальному воспитанию), воспитывая в детях бережное, любовное отношение к русской культуре и народным традициям. Все это происходит в интересной форме, с малышами учим народные прибаутки, колыбельные песенки. Ежегодно принимаю участие в организации, подготовке и проведению праздников Рождественских святок, Масленицы, Пасхи, Ярмарках.

В результате моей работы:

Дети, с которыми я начала работу по углубленному обучению пению три года назад, уже выпустились из детского сада. Но за эти годы мною накоплен большой опыт в области пения, а капелла, с детьми и достигнуты определенные результаты.

  • Дети с огромным желанием поют,
  • Проявляют интерес к песням, услышанным не только на занятиях, но и дома, по радио, телевизору и т.д.
  • Во время пения дети прислушиваются друг к другу, чувствуют «локоть друга», стали увереннее.

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие эмоциональной сферы дошкольников через различные виды музыкальной деятельности

Музыка, как действенное средство художественно-эстетического воспитания, развивает эмоциональную отзывчивость ребёнка, его культуру чувств, формирует чувственно-эмоциональную способность человек...

Выступление на городском семинаре музыкальных руководителей "Формирование музыкального кругозора дошкольников через различные виды музыкальной деятельности (из опыта работы)"

По ряду причин, музыкальные руководители, как правило,  уделяют большее внимание исполнительской деятельности дошкольников. Результаты этой деятельности демонстрируются  на праздниках, конку...

План по самообразованию музыкального руководителя Тема: «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста и эмоционально-познавательной сферы через различные виды музыкальной деятельности».

Цель: Углубить и систематизировать знания о формировании творческих навыков во всех видах музыкальной деятельности, развитии положительной эмоциональной отзывчивости на музыку....

ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ на 5 лет на тему: «Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста через различные виды музыкальной деятельности».

Музыкальность – это комплекс способностей, развиваемых на основе врождённых задатков в музыкальной деятельности, необходимых для успешного её осуществления» (О.П. Радынова «Музыкальн...

Отчет о проделанной работе по плану самообразования за 2021-2022год на тему «Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста через различные виды музыкальной деятельности».

Добрый день, уважаемые коллеги! Тема моего самообразования «Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста через различные виды музыкальной деятельности»....