Моя педагогическая находка. Семинар-практикум для родителей «Дайте детям наиграться, дайте в детстве состояться»
консультация (старшая группа)

Карпенко Мария Ивановна

Цель: Создание условий творческого взаимодействия Семьи и ДОУ в развитии логического мышления детей дошкольного возраста через игровую деятельность.

Задачи:

1. Раскрыть значение логического развития детей дошкольного возраста. Повысить компетентность родителей в вопросах развития математических способностей детей.

2. Познакомить родительское сообщество с развивающими играми математического содержания, заинтересовать и вовлечь родителей в организацию развивающей среды для ребенка дома.

3. Мотивировать всех участников педагогического сообщества (родителей, педагогов, воспитанников) на повышение уровня знаний по развитию элементарных математических представлений старших дошкольников и продуктивной реализации теории в практической деятельности.

Ожидаемый результат: родители знают о важности развития логического мышления детей дошкольного возраста, родители владеют практическими навыками использования различных типов игр для развития логического мышления детей.

Материалы и оборудование: проектор, ноутбук, памятка, буклет с адресами, логические блоки Дьенеша, счётные палочки Кюизенера, кубики Никитина.

План семинара:

1. Приветствие.

1.1. Пояснительная записка.

1.2. Актуальность.

2. Теоретическая часть:

2.1. Значение математического развития детей дошкольного возраста.

2.2. Презентация настольных игр для развития логического мышления детей дошкольного возраста.

2.3. Презентация математических викторин для развития логического мышления и речевого развития детей дошкольного возраста.

3. Подведение итогов. 4. Рефлексия.

5. Литература.

Ход семинара - практикума

1. Приветствие

Ведущий: Добрый день, уважаемые родители! Нам очень приятно видеть всех вас. Сегодня, в рамках нашего семинара, мы познакомимся с математическими играми для развития логического мышления детей дошкольного возраста.

Пояснительная записка.

Дошкольное детство в жизни человека насыщено познанием окружающего мира, радостью открытия нового, неизведанного опыта, ценным приобретением «сундучка личных достижений»! Каждый день приносит ребенку что-то неизведанное; становится близким и понятным ранее недоступное.

Ребенок-дошкольник познает мир с помощью собственного чувственного опыта, осваивая сумму специальных действий (рассматривание, ощупывание, сравнение, сопоставление, выделение главного и второстепенного и т. д., влияющих на восприятие и мышление.

Спонтанно накопленный чувственный и интеллектуальный опыт может быть объемным, но неупорядоченным, неорганизованным. Цель педагогов, родителей - направить его в нужное русло, чтобы обучение было развивающим.

Умственный потенциал человека индивидуален и отличается своей особенностью. Но в развитии интеллекта каждого малыша главенствующую роль играет познавательное развитие и особенно формирование элементарных математических представлений. ФГОС ДО требует сделать процесс овладения элементарными математическими представлениями привлекательным, ненавязчивым, радостным. «Ведь от того, как заложены элементарные математические представления в значительной мере зависит дальнейший путь математического развития, успешность продвижения ребёнка в этой области знаний» (Л. А. Венгер).

В настоящее время, в эпоху компьютерной революции, встречающаяся точка зрения, выражаемая словами: “Не каждый будет математиком”, безнадежно устарела.

Математика обладает уникальным развивающим эффектом. Всем известно, что математика «приводит в порядок ум», формирует такие жизненно важные личностные качества как внимание, память, мышление, творческие способности. «Математик» лучше планирует свою деятельность, прогнозирует ситуацию, последовательнее и точнее излагает мысли, может чётко обосновать свою позицию.

Формирование математических представлений – это не столько подготовка детей к успешному овладению математикой в школе, сколько их всестороннее развитие. Черпать свои знания по математике ребенок должен не только в детском саду, но и в повседневной жизни, в семье, здесь родители играют важную роль.

Актуальность.

Математика для человечества - база научно-технического прогресса, составная часть человеческой культуры. Концепция развития математического образования в РФ предполагает вывести российское математическое образование на лидирующее положение в мире. Математика в России должна стать передовой и привлекательной областью знания и деятельности.

Математическая компетентность станет одним из основных показателей интеллектуального уровня человека, неотъемлемым элементом культуры и воспитанности.

Задача номер один - это проектирование для каждого ребенка индивидуально его «зоны ближайшего развития». Понятие «ребенок, не способный к математике» должно потерять смысл и исчезнуть из словаря воспитателей, учителей, родителей, школьников и общества в целом.

1. Теоретическая часть:

1.1. Значение математического развития детей дошкольного возраста.

Систематическая работа с детьми совершенствует общие умственные способности: логики мысли, рассуждений и действий, смекалки и сообразительности, пространственных представлений.

Игры математического содержания помогают воспитывать у детей познавательный интерес, способность к творческому поиску, желание и умение учиться, способность достичь цели (составить фигуру, найти ответ, стимулируют активность, проявление нравственно – волевых усилий, (преодоление трудностей, доведение начатого до конца, поиск ответа до получения результата).

1). Классифицировать развивающие математические игры можно по разным признакам:

- по содержанию и значению

- характеру мыслительных операций

- по направленности на развитие тех или иных умений.

2). Обязательно играйте в развивающие игры вместе с ребенком.

- Будьте разумными родителями, играя с ребенком, старайтесь не опережать его, давая подсказки, не выполнять задания за него.

- Деятельность ребенка в игре должна доставлять радость, приносить успех, награждать похвалой, но помните, что лишняя похвала может навредить, поэтому иногда нужно показать ребенку, что он не использовал все свои возможности, особенно в старшем возрасте.

- Развивающие игры всегда должны вызывать интерес, они не обыденны, встречу с ними ребенок ждет, как праздник. Пусть такая игра находится на хорошо видном, но не совсем доступном для ребенка месте.

- Создавайте условия стимулирования желания и потребности играть в развивающие игры, дающие интеллектуальную нагрузку умственным задаткам дошкольника; поощряйте напряженную мыслительную деятельность своих воспитанников.

- В рамках взаимодействия детей-сверстников, можно организовать игру с друзьями ребенка, а ещё лучше, если он сам возьмёт и объяснит друзьям, как играть. Можно и самим взрослым начать играть, ребёнок будет наблюдать и постепенно войдет в игру.

Таким образом, можно констатировать факт: развивающие игры предполагают активное и творческое участие всех участников педагогического взаимодействия (родителей, детей, воспитателей, социума).

1.2. Презентация настольных игр для развития логического мышления детей дошкольного возраста.

Ведущий: Мечта каждого родителя – видеть своего ребенка всесторонне развитым. Для ребенка дошкольного возраста эту цель можно достичь в игровой форме. Есть очень много интересных игр, которые развивают математические способности детей. Предлагаем познакомиться с современными развивающими играми, используемыми в такой возрастной группе детей.

1. Блоки Дьенеша придумал венгерский психолог, профессор, создатель авторской методики «Новая математика» - Золтан Дьенеш. Логические блоки Дьенеша представляют собой набор из 48 геометрических фигур:

а) четырех форм;

б) трех цветов;

в) двух размеров;

г) двух видов толщины

Игры с блоками доступны, на наглядной основе знакомят детей с формой, цветом, размером и толщиной объектов, с математическими представлениями и начальными знаниями по информатике. Развивают у детей мыслительные операции (анализ, сравнение, классификация, обобщение, логическое мышление, творческие способности и познавательные процессы (восприятие, память, внимание и воображение).

Игры для старшего дошкольного возраста (5-7 лет): Логические кубики, Украсим елку бусами, Архитекторы (детская площадка, Сложи «Пароход», «Мимо улья проходил косолапый ….», Логический поезд, Мозаика цифр.

2. Цветные палочки Х. Кюизенера

Игры и упражнения состоят в группировке по разным признакам, сооружении из них построек, различных изображений на плоскости. Дети осваивают состав комплекта, цвет, соотношение палочек по размеру. На начальном этапе занятий палочки Кюизенера используются как игровой материал. Дети строят «Заборы низкие и высокие», «Лесенка высокая и лесенка низкая», «Лесенка широкая и лесенка узкая», «Мосты через реку», «Плоты на реке», «Цвет и число», «Число и цвет», «Путешествие на поезде», «Подбираем ленточки к фартучкам», «Мы по лесенке шагаем». На втором этапе палочки уже выступают как пособие для маленьких математиков.

3. Методика раннего развития, созданная семьей Никитиных известна во всем мире.

Наиболее популярные игры Никитиных подобранные по степени сложности – «Сложи квадрат» (2-6, «Сложи узор» (4-8, «Дроби» (3- 7, «Кирпичики» (2-6, «Кубики Никитина для всех» (5+,» Уникуб» (6+). Игры с кубиками Никитина способствуют развитию интеллектуальных и творческих способностей ребенка. это своеобразная «умственная гимнастика». Состоит из 5-ти вариантов: Уголки, Собирай-ка, Эврика, Фантазия, Загадка являются более сложным и увлекательным занятием, чем игры с обычными кубиками. По схемам из определенного количества блоков составляются объемные фигуры.

Каждая игра Никитина представляет собой набор задач, которые ребенок решает с помощью кубиков, кирпичиков, квадратов из дерева или пластика, деталей конструктора-механика и т. д.

Весь разработанный дидактический материал для развития у детей математических способностей - универсален. При помощи этих многофункциональных математических пособий, «через руки», можно формировать у ребёнка понятие числовой последовательности, состава числа, отношений «больше – меньше», «право – лево», «между» и многое другое; развивать мелкую моторику рук, пространственное мышление, сенсорные способности, мыслительные процессы, умение конструировать, творчество.

1.3. Презентация математических викторин для развития логического мышления и речевого развития детей дошкольного возраста.

Ведущий: Есть очень много интересных игр, которые развивают математические способности детей.

Об играх, в которые любят играть в семье Шарифбаевой Гульселем, нам расскажет Шарифбаева Белла Рагимовна.

Выступление Шарифбаевой Беллы Рагимовны: Наша Гульселем – живой подвижный ребенок, в меру послушный, в меру своенравный. Наверное, будущий строитель! Мастерит буквально везде и со всего: старые баночки, крыжечки с пластиковых бутылок, самые обыкновенные кубики, детали разного лего. Для своих маленьких Феечек, из подсобного материала, наша дочь возводит целые дворцы. Мы заметили эту особенность ребенка и стали покупать ей головоломки, типа «Танграм», «Колумбово яйцо». Гульселем очень быстро поняла особенность деления квадрата на 7 геометрических фигур на несколько частей. С помощью этой головоломки мы выучили с ней геометрические фигуры. Научились придумывать и выкладывать, опираясь на схемы из Интернета, различные силуэты, или же придумывали свои схемы. Часто устраиваем соревнования между всеми членами нашей семьи, побеждает дружба!

Ведущий: Давайте мы с вами попробуем сейчас для наших детей изготовить игру. Возьмём цветной картон, перенесём на него чертёж, и будем аккуратно вырезать, соблюдая все пропорции.

Игра «Колумбово яйцо» по принципу такая, как и игра «Танграм», только состоит из 10 фигур: треугольника и 6 фигур округлой формы.

Ведущий: Предлагаю всем вам поиграть в эти головоломки, разделившись на пары. Один будет воспитатель, другой - воспитанник. Очень важно поддерживать ребенка в игре, особенно в интеллектуальной. Во-первых, ребенок всегда чувствует Вашу поддержку, от этого малыш становится более самоуверенным и не боится ошибиться. Во-вторых, при затруднении «маленький ученый» может обратиться за помощью, а Вы имеете возможность подбодрить его, похвалить за выполненное задание. В-третьих, ребенок ощущает свою нужность взрослым (родителям, педагогам, эмоционально-психологический контакт выходит на более высокий уровень, тем самым укрепляются детско-взрослые партнерские отношения. Итак, приступайте.

Ведущий: О том, как развивают логику своего ребенка в семье Ивановой Софьи, расскажет Иванова Ирина Николаевна.

Выступление Ивановой И. Н.

- А у нас в семье есть особенное занятие: мы очень любим разгадывать кроссворды, головоломки, играть в шашки, домино, участвовать всей семьей в занимательных викторинах.

- Задания для викторин могут быть разными. Я их беру и из книг и из интернета, часть заданий придумываю сама. Чтобы ребёнку показать наглядно вопрос, я либо ищу нужные картинки, они могут быть скачены с Интернета, или вырезаны из журнала, иногда сама их рисую или в этом мне помогает старший сын – студент.

А теперь предлагаю вам ответить на вопросы викторины:

-Сколько хвостов у трёх пауков? (0)

-Сколько орехов в пустом стакане? (0)

-Ты да я, да мы с тобой. Сколько нас всего? (Двое)

- Сколько концов у палки? (2 конца)

- У паука 4 пары ног. Сколько ног у паука? (8 ног)

- В вазе стояло 3 розы и 4 гиацинта. Сколько тюльпанов стояло в вазе? (0)

- У Толи 2 пары варежек. Сколько варежек на левую руку? (Двое варежек)

- У животного 2 правые ноги, 2 левые, 2 ноги спереди, 2 сзади. Сколько у него ног? (4 ноги)

- У бабушки Дуняши внучка Глаша, кот Пушок, собака Дружок. Сколько у бабушки внуков(1 внучка)

- Курица, стоящая на одной ноге, весит 2 кг. Сколько весит курица, стоящая на двух ногах? (2 кг)

- На столе стоят три стакана с клубникой. Костя съел клубнику из одного стакана. Сколько стаканов осталось? (3 стакана)

- Таня просыпается утром, а Маша просыпается на рассвете. Кто просыпается раньше? (Маша)

В процессе выступления родители отвечают на вопросы логической викторины.

3. Подведение итогов

Ведущий: Наша с вами сегодняшняя встреча оказалась продуктивной, увлекательной, творческой. Таким всегда должен быть процесс развития детей – интересным, познавательным, разнообразным!

Дайте возможность ребенку: думать по – новому, пробовать новое; экспериментировать, исследовать и ошибаться. Поддерживайте его во всем, чтобы он не боялся опробовать действие или незнакомую ему идею, которая кажется необычной. Ведь открытия могут делаться ежедневно и на каждом шагу! Мы познакомились с некоторыми техниками математического развития детей, с другими техниками Вы можете познакомиться на развивающих и образовательных сайтах

Развивающие и образовательные сайты

1. http://fusionpiter.ru/articles/puzzles

2. http://www.happy-giraffe.ru/community/14/forum/pos...

3. http://nikitiny.ru/Kubiki-dla-vseh

4.https://sites.google.com/site/nskteremok163/metodi...)

Не забывайте, что первые педагоги – это родители. Поэтому, развивайте своих ребятишек с раннего детства, не забывая о первом и главном праве дошкольника на счастливое ДЕТСТВО.

4. Рефлексия.

Педагог: - «Спасибо за внимание и активное участие!»

- Скажите, какие игры Вам наиболее понравились?

- Какие Вы решили сделать дома?

- С какими играми Вы хотели бы познакомиться во время нашей следующей встречи? Ваши пожелания нам? Спасибо! До новых встреч!

ЛИТЕРАТУРА:

Л. Генденштейн «Энциклопедия развивающих игр»

А. В. Басов, Л. Ф. Тихомирова «Развитие логического мышления»

Коллектив авторов «Давайте поиграем»

«Математика уже в детском саду». Авт. : М. Фидлер. Изд. «Просвещение»1981г.

«Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера». Авт. : Новикова В. П., Тихонова Л. И. Изд. «Мозаика- Синтез» 2010г. «Энциклопедия методов раннего развития». Авт. : А. Рапопорт «Развивающие игры Воскобовича». Изд. РИВ. 2009г.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Деловая игра "Дайте детям наиграться!"

Методическое мероприятие для воспитателей с использованием активных методов работы по теме "Игровая деятельность дошкольников", которое проводилось в конце учебного года для подведения итогов работы п...

Семинар – практикум для родителей и детей подготовительной группы «Роль семьи в сохранении психологического здоровья детей»

В данной работе представлен материал семинара-практикума для детей и родителей подготовительной группы в рамках поекта "Неделя психологии"...

Представление педагогического опыта. Семинар-практикум для воспитателей логопедических групп:«Театрализованная деятельность – как метод преодоления речевых нарушений».

Театр - самый доступный вид искусства для детей-дошкольников.Театрализованная деятельность способствует развитию многих сторон личности дошкольника. Это психофизические способности (мимика, пантомимик...

Семинар – практикум для родителей на тему: «Береги здоровье с детства»

Формирование у детей  и родителей устойчивой мотивации к сохранению и укреплению здоровья....

Родительское собрание с элементами тренинга:"Дайте детям наиграться!!!"

Данный тренинг поможет родителям осознать важность  игровой деятельности и игрушек  в жизни ребенка....

СЕМИНАР ПРАКТИКУМ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ И ДЕТЕЙ «Движение и речь для детей раннего возраста»

Развитие речи идет с помощью синтеза слова, движения и музыки. Движение помогает осмыслить слово. Слово и музыка организуют и регулируют двигательную сферу детей, что активизирует их познавательную де...

Семинар-практикум для родителей «Введение детей в мир труда и экономики в семье» (для родителей детей старшей группы).

Цель: совместно с родителями определить способы введение детей в мир труда и экономики. Задачи: 1)      Создать доброжелательную атмосферу в коллективе родителей, установ...