Родительское собрание с элементами тренинга:"Дайте детям наиграться!!!"
методическая разработка на тему

Большакова Агнесса Александровна

Данный тренинг поможет родителям осознать важность  игровой деятельности и игрушек  в жизни ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon trening_dlya_roditeleydayte_detyam_naigratsya.doc94.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное  образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида № 1096

г.Москва г. Московский

Родительское собрание с элементами тренинга:

 «Дайте детям наиграться!».

"Дети должны жить в мире красоты,

 игры, сказки, музыки, фантазии и творчества»

В.Сухомлинский.

Подготовил:

Ст.воспитатель Большакова А.А

Цель. Знакомство родителей со значением игры в дошкольном возрасте, с видами игр, с общими правилами проведения игр, ролью взрослых в развитии игровой деятельности детей.

Ведущие: Ст.воспитатель, педагог-психолог, воспитатель.

Ход собрания.

(Звучит песня «Куда уходит детство» муз. А.Зацепина, сл. Л. Дербенёва)

  1. Знакомство.

Упр. "Здравствуйте, рад познакомиться".

Психолог. Участникам собрания предлагается оформить себе визитку, на которой они укажут свои имена или имена и отчества. Визитка закрепляется булавкой на груди так, чтобы каждый член группы мог прочитать имя. В дальнейшем на протяжении всего собрания участники должны обращаться друг к другу только по этим именам.

После того как визитки будут готовы, все сидя на местах по очереди приветствуют друг друга. Монолог начинается со слов: "Здравствуйте, я рад с вами познакомиться"... Далее следует назвать своё имя и рассказать о том. В какие игры или игрушки они  любили в детстве (одну-две). Например:

"Здравствуйте, я рада с вами познакомиться. Меня зовут Мария. Больше всего  в детстве я любила играть в прятки, самая любимая моя игрушка была: большим плюшевым медведем.."

Психолог пишет на листе ватмана названия любимых в детстве игр.

Рекомендации ведущему: Следует заранее позаботиться о карточках и булавках для визиток. Проследить, чтобы участники внимательно слушать друг друга.

Психологический комментарий: Даже простейшее приветствие и знакомство могут дать многое для понимания человека. Нужно учиться запоминать полученную о человеке информацию, проявляя внимание не только к его внешности, но и улавливая смысл его слов.

  1. Выставка различных игр, игрушек и пособий.

Ст.воспитатель.: Воспоминания нашего детства не могут идти отдельно от воспоминаний о наших любимых играх или игрушках. Поэтому, чтобы детство наших детей было счастливым, основное, главное место в их жизни должна занимать игра. В детском возрасте у ребёнка есть потребность в игре. И её нужно удовлетворить не потому, что делу – время, потехе – час, а потому, что играя, ребёнок учится и познаёт жизнь.

Обратите внимание на стеллаж с игрушками и играми. Вам предлагается разделиться на подгруппы с учетом наибольшей важности игровых пособий или игрушек и обосновать свой выбор: Что дает данная игра (ушка) ребенку. Как она помогает изучить окружающий мир. С какого возраста можно применять выбранные вами  игрушки.

        Выступление представителей групп.

Психолог  подводит итог о важности каждой из игр для разного возраста.

Что дает такая игра участвующему в ней ребенку? Какие психические свойства и способности она развивает?

Педагог: Игры для детей являются сложным, многофункциональным и познавательным процессом, а не просто развлечением или веселым времяпрепровождением.      Развивающее значение игры многообразно. В игре ребенок познает окружающий мир, развиваются его мышление, чувства, воля, формируются взаимоотношения со сверстниками, происходит становление самооценки и самосознания. В игре дети знакомятся с такими сторонами действительности, как действия и взаимоотношения взрослых. Свидетельство тому - сюжеты и содержание игр.

          Уже с первых лет своей жизни ребенок должен уметь играть. Об этом сегодня забывают многие родители, которые используют современные методики раннего развития малыша. Они стараются пораньше научить читать их чадо, которое и сидеть еще толком не научилось, думая, что их ребенок вырастет умным и смышленым. Однако доказано, что речь, память, способность концентрироваться, внимание, наблюдательность и мышление развиваются именно в играх, а не в процессе обучения.

       Современные психологи призывают сохранить детям детство и возможность играть в игры. Именно игра является ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста. К сожалению, в наше время у родителей не всегда есть возможность поиграть с ребенком, даже, если в семье есть братья или сестры, то они тоже могут быть заняты, например, на учебе, и ребенок предоставлен сам себе, и даже если у него тысячи игрушек, он скоро потеряет интерес к ним. Ведь игра – это процесс, а не количество игрушек.

В зависимости от возраста, вид и характер игр для детей дошкольного возраста должны быть разными. А именно:

- для детей до 1,5 года – предметная игра. Игрушкой для детей этого возраста может служить любой предмет, попавший в руки. Ходьба, бег и бросание являются основными игровыми операциями.

- для детей от 1,5 до 3 лет – сенсорно-моторные игры. В этом возрасте малыш становиться более самостоятельным, у него появляется возможность самостоятельно передвигаться. Но радость малышу - проблемы родителю! Чтобы ваши любимые вазы, сервизы и книги и дальше продолжали служить вам, уберите их с глаз ребёнка, не провоцируйте его на «подвиги». Малыш дотрагивается до предметов, перемещает их, учится производить разные операции, получает тактильные ощущения. За частую, в три года малыш уже играет в прятки и догоняли, умеет кататься на качелях, велосипеде. В этот период уже можно купить ребёнку меховую игрушку, с которой он будет замечательно засыпать. А большая коробка и ваша помощь помогут малышу запомнить, что игрушки надо убирать.

- К 3-м годам малыш начинает усваивать функциональное назначение предметов. А где, как не в игре, он может наиболее чутко усвоить, что на стуле сидят, а едят с тарелки? Поэтому необходимо расширять набор детских игрушек посудой и мебелью. Она должна по размеру приближаться к детской, но быть более лёгкой. Ребёнок стремиться жить взрослой жизнью, так помогите ему. Игрушечное отображение реальной жизни позволит ребёнку легко освоиться далее в коллективе сверстников и полноценно развиваться как эмоционально, так и интеллектуально. К 3-м годам игрушки, живущие у ребёнка, должны увеличиваться в размерах: большая кукла, большая машина, большой игрушечный зверь. В набор игрушек необходимо включать и всевозможные пирамидки, конструкторы. Эти игрушки сами подсказывают ребёнку, как с ними действовать. Например, пирамидка с конусообразным стержнем не позволит ребёнку хаотично нанизать колечки, он должен будет понять принцип сбора пирамидки. Или всем нам известные матрёшки. Если хотя бы одну из них ребёнок поместит не правильно - матрёшки не будут неразлучными сёстрами. Также в этот период нужно вводить в жизнь ребёнка различные настольно-печатные игры.

         Существует ещё одна, не менее важная группа - предметы-заместители. Она включает в себя, с точки зрения взрослого, совершенно ненужные вещи, а точнее - мусор, но для ребёнка это наиценнейший материал для развития фантазии и творчества. Это всевозможные лоскутки, тряпочки, коробочки, обрубки дощечек или палочек, кружочки, обломки чего-нибудь и т. д.

      Введение этих предметов целесообразно с 2-3-х лет, так как именно в этот период происходит развитие активной речи, а предметы-заместители ставят малыша перед необходимостью называния их реально существующим и принятым по отношению к тому или иному предмету словом. Кроме того, они способствуют расширению жизненного пространства за счёт введения воображаемой ситуации (это замечательное «как будто»!).

Малыш моет куклу. Необходимо мыло, а его нет. Куском мыла может стать кубик, катушка, камешек. Чем покормить мишку? Опять же годится камешек, костяное колечко, деталь из строительного набора. Палочкой, карандашом измеряют температуру (это «заместители» градусника)... Главное — чтобы предметом - «дублером» можно было действовать так же, как реальным, а сходства в цвете, форме, величине пока не требуется.
Примерно в то же время, когда появляются предметы-«дублеры», дети начинают изображать в своих играх действия конкретного взрослого человека. Конечно, до развернутого исполнения роли взрослого в игре еще далеко, и все-таки это уже не просто изображение отдельного действия, которое наблюдал малыш (на это он был способен и раньше, когда «варил кашу», «читал»). Вот мальчик усаживает плюшевого зайца на газету, прикрывает ему грудь другим куском газеты, как салфеткой, и берет в руки прутик от метелки. На вопрос: «Что ты делаешь?» — отвечает: «Боя пиикмахел» (Боря — парикмахер) — и водит прутиком по голове и ушам зайца — стрижет его... Вот девочка моет дверь тряпочкой и кубиком (это у нее мыло), потом объявляет: «Аня — Маруся». Марусей зовут уборщицу, и маленькая Аня называет себя ее именем, потому что, начав играть, узнает в своих действиях действие взрослого человека.
Игры малышей становятся все более самостоятельными.

- для детей от 3 до 5 лет – игры с перевоплощением. К этому возрасту ребенок должен научиться переносить различные свойства предметов друг на друга. К 4-5-ти годам живейший интерес у ребёнка начинают вызывать всевозможные наборы семей, солдатиков, зверушек. Ребёнок начинает придумывать с ними различные варианты игр. Вообще, в этом возрасте ребёнку начинают быть доступными все виды игрушек: и кукла, и строительный материал, и головоломки, и атрибуты профессиональной деятельности, и различные технические игрушки. Игровые предпочтения начинают делиться по половому признаку: мальчики выбирают машинки и оружие, а девочки кукол и всё, что с ними связано. Но и у тех, и у других продолжает развиваться интерес к различным видам мозаики и лото. Ребенок может представить себя любым предметом, взяв две игрушки, может распределить им роли, например, одна будет мамой, а вторая – папой. В этом возрасте также проявляется и такая разновидность игры как "имитация", когда малыши подражают и передразнивают тех, кто их окружает. Это порой вызывает злость у родителей, однако этот процесс является неизбежным этапом в развитии любого ребенка, при этом игры с перевоплощением сменяются социальными.

           - для детей старше 5 лет – многозначные и всесторонние игры, которые должны включать элементы фантазии, творчества, воображения, носить структурный и организованный характер. К 6-ти годам у ребёнка просыпается интерес к моделированию, конструированию, т. е. к тем играм, которые позволяют ему что-нибудь смастерить своими руками.

III. Роль взрослых в развитии игровой деятельности детей.

Дискуссия «Нужно ли руководить играми детей?»

  1. Вопросы родителям: Как вы считаете, нужно ли  руководить игрой ребёнка? И всегда ли это уместно?
  2. Обобщение психологом:

          Вмешательство взрослого в детскую игру положительно влияет в том случае, если он пользуется авторитетом, доверием и уважением у детей, обладает необходимыми знаниями и умениями. Без знаний внутренних законов игры попытки управлять ею могут только навредить.

          Психолог: Я прошу вас составить Правила игры с ребенком. В чем они заключаются.   Например, Игра должна приносить радость и ребенку, и взрослому.

Сложность руководства игрой связана с тем, что она является свободной деятельностью детей. Важно сохранить эту свободу и ненавязчивость. Продуктивное общение взрослых с детьми в условиях игры возникает чаще всего в случае принятия взрослым на себя одной из ролей, обращение к детям через свою роль.

Кроме того, совместная игра с малышом имеет еще один важный аспект: только через общение с ребенком взрослый проникает в его душу, способствует возникновению доверия и взаимопонимания.

  1. Игры-развлечения с родителями:

Психолог: Сейчас предлагаю вам поиграть. Вспомнить наше золотое детство.

  • Упр. «Инструкция»
  • Упр. «Зеркало»
  •  «Странный зверек».

    Формируются группы из 4 родителей. Каждая группа получает бумагу, сложенную вчетверо. Первый участник рисует голову зверушки и передает второму, который не видя первого рисунка, рисует туловище, третий игрок рисует ноги, четвертый – хвост. Затем лист разворачивают и получается странное животное. Здесь каждый игрок обнаруживает свою фантазию, рисуя различные части зверушки.

   

V. Беседа с родителями  «Что такое хорошая игрушка?»

Ст.воспитатель. Одним из педагогических средств, стимулирующих самостоятельную игру детей, конечно же, являются игрушки. Особенно большое значение игрушки имеют на этапах раннего и младшего дошкольного детства, где предметно-игровая обстановка выступает в качестве пускового момента самостоятельной игры детей.

Хотелось бы остановиться ещё на одном моменте - выборе игрушек.

Если вы хотите купить своему ребёнку новую игрушку, чем вы руководствуетесь?

На что вы, в первую очередь, обращаете внимание при выборе игрушки?

 Игрушка должна быть:

1.        Безопасной (просмотрите качество изготовления, материал из которого она сделана)

2.        Эстетичной на вид

3.        Соответствовать возрасту

4.        Многофункциональной (чем больше действий ребёнок сможет выполнить с игрушкой, тем лучше; естественно это не касается погремушек для малышей)

           5.        Технические качества игрушки: ее прочность и качество изготовления. Если у машинки, скажем, отваливаются колеса, а у куклы вылезают волосы или болтается голова, это сделает невозможной нормальную игру с ней и принесет малышу серьезные переживания.

Действительно, в настоящее время выбрать игрушку малышу чрезвычайно трудно.  Как сориентироваться в этом море игрушечной продукции. В большинстве случаев игрушки выбираются и покупаются стихийно, в силу сложившихся обстоятельств или внешних, поверхностных признаков игрушки (привлекательности, величины, стоимости, желания угодить малышу), либо целиком доверяются прилагаемой аннотации, в которой производитель пишет все, что хочет. В результате детские комнаты нередко завалены однотипными и, как правило, бесполезными (а иногда и вредными!) игрушками, а нужных и важных для детского развития - нигде нет.   Как выбрать то, что нужно вашему ребенку? При существующей стихии рынка разобраться в этом непросто.  При выборе игрушек чрезвычайно важно учитывать не только их красоту и санитарно-гигиенические свойства, но и возможное психологическое влияние на развитие ребенка.
         

  • Как вы думаете, в чем заключается главная функция игрушки?
  • Она заключается в активизации детской деятельности. Игрушка должна стимулировать осмысленную активность ребенка (как внешнюю, так и внутреннюю). Развивающий и образовательный ее эффект определяется прежде всего характером игрового действия. Этот аспект должен отчетливо осознаваться при покупке игрушек: выбирая ту или иную игрушку, нужно сразу представить, что ваш ребенок будет с ней делать.
  • Вполне очевидно, что с игрушкой дети играют. Лучше всего для игры дошкольника подходят игрушки, стимулирующие ролевую и режиссерскую игру. Для ролевой игры хорошо иметь наборы для игры в доктора, парикмахера, в магазин, а также детали костюмов и атрибуты, помогающие принять и удерживать игровую роль (халат и повязка врача, руль для машины, милицейская фуражка, красная шапочка и т. п.). В эту же группу можно отнести транспортные игрушки (грузовики, поезда, машинки, позволяющие что-то перевозить).
             Для
    режиссерской игры нужны небольшие и, по возможности, симпатичные игрушки, предполагающие общение или обращение с ними как с живыми персонажами, - мишки, зайчики, собачки – и, конечно же, куклы со всевозможной кукольной утварью.
  • Большим разнообразием отличаются современные конструкторы. Различные варианты замечательного конструктора "Лего", гибкий конструктор "Такеши", разные виды "строительного материала" - от мелких наборов до крупногабаритных конструкций, - все они, безусловно, полезны для дошкольников, в том, конечно, случае, если позволяют самостоятельно создавать разные постройки и конструкции - домики, мебель, замки, парки и т. п. Особенно важно при этом, если созданные малышом постройки будут впоследствии включены в игры - с куклами или с друзьями.
  •  Однако "полезность" игрушки далеко не единственный критерий ее оценки. Игрушка обязательно должна приносить малышу радость и удовольствие. Она должна быть увлекательной и привлекательной, что, собственно, и делает ее игрушкой, а не дидактическим пособием. Интересы и предпочтения детей и взрослых зачастую не совпадают. Однако главное достоинство игрушки, привлекающее малыша, - это возможность что-либо с ней делать. Только в том случае, если игрушка вызывает желание действовать с ней (разбирать и собирать, передвигать различные части, возить, извлекать новые звуки и т. п.), ребенок захочет скорее взять ее в руки и начать игру.

    Чтобы игрушка несла свою развивающую роль, она должна быть не просто привлекательной, но и открытой для проявления разнообразных форм активности ребенка. Предметы, предполагающие пусть и полезные, но стереотипные однообразные действия, могут стать материалом для упражнений, тренировок, только не игры
  •  Чем более определенной по способу употребления и завершенной по своей конструкции является игрушка, тем меньше она оставляет простора для детского творчества. Соответственно, материал игры должен быть достаточно простым и вместе с тем гибким, допускающим усложнение, вариативность и упрощение поставленных задач. Игрушка должна быть максимально открытой для преобразований. Такие универсальные и популярные во все времена игрушки, как мячи, кубики, вкладыши, обычные куколки и т. п., не могут наскучить ребенку, так как благодаря своей простоте они чрезвычайно пластичны, допускают бесконечные усложнения и тысячи новых комбинаций с ними. Например, прекрасной игрушкой для малыша может стать пустая картонная коробка, в которую можно забраться. Она может быть и кораблём, и крепостью, и ракетой. Такая игрушка стимулирует и фантазию и воображение. Её можно использовать такой, какая она есть. А можно прорезать в ней дырки – иллюминаторы, разрисовать. Игрушки-самоделки имеют большое воспитательное значение.Таким образом, открытость для разнообразных действий, гибкость и простота - важнейшие требования для хорошей игрушки.
  •  Оптимальное сочетание новизны и узнаваемости, наличие задачи и ориентиров для ее решения - важное качество игрушки, стимулирующее детскую активность.

И наконец, самое главное. Ни одна игрушка сама по себе не научит ребенка играть и не разовьет его способности. Игрушка может только помогать настоящей детской игре или мешать ей, превращать игру в автоматические манипуляции. Но если ребенок не умеет играть, если у него отсутствует воображение, желание думать, преобразовывать и создавать новые образы и сюжеты, - никакие игрушки не помогут. Только в руках старшего и умеющего играть партнера игрушка станет живой, нужной, стимулирующей воображение, а значит, полезной.
 

   5. Игра-задание

Психолог. Я предлагаю необычное задание: вспомните ваши семейные вечера и дайте им самооценку. Если вы поступаете, так, как сказано, то выставляете фишку красного цвета, не всегда – жёлтого, никогда – синего.

  1. Каждый вечер уделяю время на игры с детьми
  2. Рассказываю о своих играх в детстве
  3. Если сломалась игрушка, ремонтирую вместе с ребёнком
  4. Купив ребёнку игрушку, объясняю, как с ней играть, показываю разные варианты игры
  5. Слушаю рассказы ребёнка об играх и игрушках в детском саду
  6. Не наказываю ребёнка игрой, игрушкой, т.е. не лишаю его на время игры или игрушки
  7. Часто дарю ребёнку игру, игрушку

Обобщение:
Если на вашем столе больше красных фишек, значит, игра в вашем доме присутствует всегда. Играете с ребёнком на равных. Ваш малыш активен, любознателен, любит играть с вами, ведь игра – это самое интересное в жизни ребёнка.

V. Итог тренинга:

Все участники встают в круг. Произносят то, что им больше всего понравилось. А что нет.

В заключении необходимо напомнить вам, дорогие родители, что никакая, даже самая лучшая игрушка, не может заменить живого общения с любимыми папой и мамой!

ПРАВИЛА для играющих

  •   Игра должна приносить радость и ребенку, и взрослому.
  • Заинтересуйте ребенка, не заставляйте его играть, не вызывайте переутомления игрой.
  • Все задания дети должны выполнять самостоятельно.
  • Задачи должны быть посильными для детей.
  • Больше хвалите за успехи.
  • Не сдерживайте двигательную активность ребенка, создавайте в игре непринужденную обстановку.
  • Устраивайте соревнования на скорость решения игровых задач
  • Играя с дочерью или сыном, помните, что подавлять инициативу малыша нельзя.
  • Играйте с ним на равных.
  • Играя, следите за своей речью: ровный, спокойный тон равного партнёра по игре вселяет в ребёнка уверенность в том, что его понимают, его мысли разделяют, с ним хотят играть. Потому, надо взять себе за правило: несколько раз в день включаться в игру малыша, это побуждает ребёнка к новым действиям. Время от времени спрашивайте: «Покажи, пожалуйста, что ты сделал?», «А куда же ты едешь?»  
  • Если малыш хочет вас посвятить в свою игру — откликнетесь обязательно. Не только одобрите или похвалите его, но и задайте вопрос, который побудил бы малыша усложнить игру, сделать ее более длительной, интересной.
  • Время от времени и сами принимайте участие в игре ребенка, чтобы поддержать интерес к ней, подсказать, как еще можно поиграть той или иной игрушкой. Например, вы напомните, что куклу, прежде чем укладывать спать, надо умыть, что молоко пьют из чашки, а не из тарелки, что в чай кукле надо положить сахар (разумеется, воображаемый). При этом вы не будете навязывать малышу готовую игру — это отобьет у него охоту играть. Вы постараетесь лишь усложнить ее, разнообразить, сделать более сосредоточенной, последовательной.
  • Пусть малыш учится доводить начатую игру до конца, преодолевать небольшие препятствия, которые по ходу игры могут возникнуть. И мы уж не говорим о том, что нельзя чрезмерно опекать ребенка и засыпать его постоянными указаниями: «Нельзя так, сделай вот так». «Ты не умеешь, давай я тебе сделаю».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание с элементами тренинга "Влияние родительских директив на формирование личности ребенка"

В ходе родительского собрания дается понятие директив, их внешнее выражение и глубинный смысл, а также освещается негативное влияние родительской директивы.В ходе мини-тренинга родители, проигрывая пр...

Родительское собрание с элементами тренинга "Психологические особенности ребенка 4-5 лет.Сплочение родительского коллектива".

Данный материал может быть интересен воспитателям и психологам ДОУ для успещной работы с детьми и родителями средней группы....

Родительское собрание с элементами тренинга «Домашние обязанности ребёнка: формирование положительных личностных качеств» (для родителей детей 6-7 лет)

Цель: совместно с родителями найти способы формирования положительных личностных качеств ребёнка через привлечение его к работе по дому. Задачи:1.     создать доброжелательную...

Родительское собрание с элементами тренинга "Правила для родителей и детей"

Данная публикация составлена по всем правилам тренинга. В материале представлены игры и упражнения для родителей, так же содержится информация о стилях семейного воспитания....

Родительское собрание с элементами тренинга «Дети и родители» Бондаренко Т,А,

способствовать формированию доверительных и доброжелательных отношений между родителями и детьми....

Родительское собрание с элементами тренинга «Возраст упрямства и строптивости» для родителей детей 3–4 лет

Родительское собрание с элементами тренинга «Возраст упрямства и строптивости» для родителей детей 3–4 лет...

Родительское собрание с элементами тренинга для вновь прибывших детей. «Давайте познакомимся»

Родительское собрание с элементами тренинга для вновь прибывших детей.«Давайте познакомимся»Цель:Создать условия для знакомства родителей друг с другом. Информировать родителей о содержани...