Родительское собрание с элементами тренинга "Правила для родителей и детей"
методическая разработка (подготовительная группа)

Фролова Людмила Ивановна

Данная публикация составлена по всем правилам тренинга. В материале представлены игры и упражнения для родителей, так же содержится информация о стилях семейного воспитания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Родительское собрание в детском саду в форме семинара с элементами тренинга «Правила для родителей и детей»

воспитатель МАОУ «Гимназия № 93 г. Челябинска»

Фролова Людмила Ивановна

Правила тренинга. Сейчас мы разделимся на 2 группы. Я предлагаю вам выбрать карточку «игрок» или «наблюдающий». Первая группа будет показывать игру, вторая группа – проводить рефлексию. Тренинг успешен в группе 12-15 человек, а так как нас сегодня больше, то играть будет только половина состава, но группы на каждое упражнение будут меняться.

(Слайд)
Задание 1. Упражнение  «Почтальон» (Раздать каждому участнику табличку с названием города) Цель: подготовить участников к общению, познакомиться. 
Каждый участник получает листок бумаги с названием города. 
Ведущий говорит: «Почта идет из Москвы в Санкт-Петербург,

из Анапы в Геленджик,  

из Пятигорска в Сочи,

из Челябинска в Ессентуки,

из Ярославля в Нижний Новгород,

из Адлера в Туапсе,

из Мацесты в Темрюк,

из Новороссийска в Дагомыс,

Игроки, чьи города названы, должны как можно быстрее поменяться местами. По дороге нужно познакомиться, назвать, чей вы родитель.

Рефлексия: как вы думаете, с какой целью проводилось данное упражнение? Трудно ли его было выполнять? Была ли польза от данного упражнения?

(Слайд ) 

Задание 2.  Упражнение «Магазин» Я предлагаю вам обратиться к своему житейскому опыту. Представьте, что вы сейчас находитесь перед большим современным супермаркетом. В нем три этажа:

• на 1-м этаже продаются товары с заведомым браком, низкого качества;

• на 2-м этаже — обычные товары средней цены и качества;

• на 3-м этаже продаются самые лучшие, качественные, добротные, шикарные вещи.

На каком этаже вы бы хотели приобретать товар? (Родители отвечают по очереди.)

Когда у нас появляется ребенок, мы всегда хотим, чтобы он соответствовал «третьему этажу» - был умный, добрый, посещал музыкальную школу или школу с углубленным изучением иностранного языка. Может быть, воплотил наши несбывшиеся мечты.

Рефлексия: сбылись ли ваши ожидания, спустя несколько лет после рождения ребенка? Сегодня вы хотели бы оставить все как есть, или вам хотелось бы что-то изменить?

Но, к сожалению, в жизни так не бывает. Каждый ребенок уникален. В нем есть что-то от 1-го, 2-го и 3-го этажа.

И ваш ребенок не исключение, вы убедились в этом. В нем есть то, что вам нравится, и то, что вы бы хотели изменить.

Задание 3. Мозговой штурм

 Трудно переоценить влияние семьи на развитие, обучение и воспитание ребенка. Это было известно людям издавна и нашло свое отражение в крылатых фразах, афоризмах. 
Кто может вспомнить пословицы и поговорки, в которых говорится о семейном воспитании?

(Слайд)

Если ребенка не научишь в пеленках, то не научишь и в подушках.

Когда отец говорит «так», а мать - «сяк», растет ребенок, как сорняк.

Что учат дома дети, то знают и соседи.

Умел дитя родить, умей и научить.

Какой явор - такой забор, какой отец – такой и сын.

Яблоко от яблони далеко не падает.

 (Слайд – Слова Л.Толстого)  

Семья - одна из величайших ценностей, созданных человечеством за период существования. Семья, родственники - своеобразный центр формирования личности ребенка, воспитание его характера, воли, общественного сознания. Любовь и дружба, взаимная поддержка отца и матери для ребенка - пример для подражания.

Информационное сообщение «Стили воспитания».

Цель: ознакомление присутствующих со стилями общения в семье; формирование ответственного отношения родителей к воспитанию физически и психологически здорового подрастающего поколения. 

В каждой семье свой своеобразный стиль общения. Собственно, умение взаимодействовать с детьми - очень важная вещь. Вспомните, как начинается утро в вашем доме. Утром вы даете детям наставления, напоминая, как они должны вести себя в течение дня. 
В следующий раз встречаемся с детьми уже вечером. Общий ужин, разговор создают семейный комфорт. Именно такие минуты могут сплотить и укрепить семью. Однако, опять общение ограничивается краткими фразами.

Исследователи утверждают, что родители разговаривают с детьми примерно 15-20 минут в день. Из них 10-12 приходится на раздачу указаний. Ученые определили модели общения: демократическая, авторитарная, либеральная, попечительская, попустительская.

Задание 4. Упражнение «Назовите по описанию стиль семейного воспитания» 

(Слайд) Родители, склонные к авторитарному стилю, имеют тенденцию к карательно-насильственной дисциплине; чрезмерно контролируют все поступки ребенка, требуют от него покорности, нетерпеливы к детским недостаткам.

(Слайд) Родители, которые выбирают либеральный стиль воспитания, почти не контролируют поведение ребенка. Проявлениями либерального стиля могут быть вседозволенность, выполнение всех желаний ребенка, неоправданная идеализация его родителями. 

(Слайд) Родители - сторонники демократического стиля воспитания - уважают личность ребенка, принимают его таким, каков он есть; дают понять ребенку, что его дела важны для них; доверяют, поощряют самостоятельность, осуждают не самого ребенка, а его поступок, прислушиваются к мнениям ребенка, проводят вместе с ним свободное время, помогают развивать его способности. 

(Слайд) Попустительский стиль семейного воспитания. Родители с самого раннего возраста предоставляют ребенку полную бесконтрольную свободу действий. Взрослые в таких семьях очень часто заняты собой, своими делами. Их мало волнует душевное состояние ребенка, они безразличны к его потребностям и запросам. А иногда просто не считают нужным обращать на их внимание.

 (Слайд) Гиперопека. Родители постоянно находятся рядом с ребенком, решают за него его проблемы, живут вместо него. Излишне заботятся и опекают его, боясь и тревожась за его здоровье. Даже, когда ребёнок становится взрослым, родители продолжают излишне заботиться о нем, постоянно тревожась за него, за его здоровье и благополучие.  

Задание 5. 
Упражнение «Сказки нашего детства» Цель: рассмотрение различных моделей семейного общения и проявлений различных типов общения. 

 (Слайд)  «Колобок» - попустительский стиль семейного воспитания. (Непоследовательно и неумело родители используют метод наказания и поощрения. Они могут наказать ребенка и тут же поощрить его. Главный метод воспитания в такой семье - кнут и пряник. Родители строят свои взаимоотношения с ребенком таким образом, что непроизвольно культивируют у ребенка поиск наиболее выгодных форм взаимодействия с окружающими, стимулируя проявление у детей таких качеств, как угодничество, лесть ).

(Слайд)  «Золушка» - авторитарный стиль. ( Вследствие этого у ребенка развивается неуверенность в себе, страх, мстительность, агрессивность по отношению к слабым, заниженная самооценка. Авторитарный стиль воспитания в семье вызывает у детей отчуждение от родителей, чувство своей нежелательности в семье). 
 (Слайд)  «Мэри Поппинс» – демократический стиль.   «Демос» - греч. «народ».      (Дети в таких семьях прислушиваются к советам родителей, наследуют адекватные мужские и женские черты поведения, растут уверенными в себе, хорошо социально адаптированными). 

(Слайд)   «Гадкий утенок» - либеральный стиль. «Либер» - лат. «свободный».  (Такой стиль воспитания может сформировать у ребенка чрезмерное самолюбие, задержку эмоционального развития, отчаяние, недоверие ко взрослым, озлобленность, разочарование. Могут проявляться также инфантильность, эгоизм, упрямство, капризность, завышенная самооценка). 
(Слайд)   «Похороните меня за плинтусом» - опекающий стиль. (Гиперопека подавляет инициативу, волю и свободу ребенка, его энергию и познавательную активность, лишает самостоятельности, воспитывает покорность, безволие, беспомощность. При гиперопекающем стиле воспитания родители неосознанно тормозят формирование у ребенка различных навыков и умений, развитие настойчивости в достижении цели, трудолюбия).

(Слайд) Задание 6. Разминка «Запрещенная цифра 3». Цель: снять эмоциональное напряжение. Родители встают в круг. Инструкция: Давайте вспомним счет. Каждый из вас по очереди называет числа по порядку от 1. При проговаривании числа «3», вы не должны называть эту цифру, а так же все, кратные числу «3». Вместо этого вы хлопаете в ладоши и присаживаетесь.

Задание 7. Упражнение «Правила для ребенка»
Цель: установление ограничений для детей. 
- Часто общение с ребенком ограничивается указаниями и запретами. Конечно, есть много ситуаций, когда родители вынуждены устанавливать определенные ограничения для своих детей. Особенно, если дети маленькие, и их действия могут повредить здоровью и жизни. Давайте попробуем изменить ограничения и запреты на правила поведения. 
Ваша задача: назвать правила для ребенка, не употребляя слово «НЕ».  
(Слайд)

- Нельзя переходить улицу на красный свет / Нужно переходить улицу только тогда, когда светит зеленый огонек светофора. 
- Не спеши во время еды / Будем есть не торопясь. 
- Не кричи так громко / Будем разговаривать тише.

- Не рисуй на стене / Рисуй на бумаге. 
Рефлексия:  была ли польза от этого упражнения? Трудно ли в повседневной жизни менять запреты и ограничения на правила поведения?

(Слайд)  КНУТ ИЛИ ПРЯНИК?

Правила должны быть в каждой семье. Чтобы сохранить мир в семье и не провоцировать конфликты с детьми, необходимо придерживаться определенных правил.

Далее приглашаю вас к размышлению о том, как родители влияют на воспитание своего ребенка и как формируется его самооценка.

Следует сказать, что любая оценка – это некий стандарт, который мы навязываем другому человеку. То есть у нас есть определенные представления о том, как должен вести себя человек в разных типичных обстоятельствах. Но расхождения между требованиями родителей и индивидуальностью ребенка приводят к конфликтам, а позже – и к деформации самооценки..

Существует 3 принципа реагирования на поступки ребенка, и я хочу вас сегодня с ними познакомить.

Для того, чтобы раскрыть 1 принцип, давайте поиграем.

Задание 8. Игра «Круг»

Вам нужно распределиться по парам. Один человек из пары садится на стул, а второй встает сзади. Те родители, которые стоят, будут по очереди высказывать негативные установки партнеру своей пары. ( Раздать участникам № 1 карточки с фразами)

1. И на кого ты только похож?

2. Лентяй! Опять разбросал все игрушки! 

 3. Растяпа! О чем ты только думаешь! 

 4. У всех дети, как дети, а ты… 

 5. Меня вообще не интересует, что ты хочешь! 

 6. Руки-крюки, откуда только они у тебя растут? 

 7. Сколько раз тебе можно повторять? 

 8. Грязнуля, ты что по земле катался? 

Теперь хочется спросить у тех родителей, которые выслушивали негативные высказывания, что вы почувствовали, какие ощущения испытывали? (Родители высказываются: было очень неприятно слушать, мне хотелось выйти, закрыть уши, я чуть от стыда не сгорела, я вообще не стала слушать, хотелось убежать, мне хотелось втянуть голову в плечи, вызвало злость, обиду, чувство стыда).

Точно такие же ощущения возникают и у наших детей. А зачастую бывает так, что им приходится слышать это и не один раз в течение дня.

Поэтому 1 принцип реагирования на поступки детей гласит: «Говорить нужно о ситуации, а не о личности».

Рефлексия: Говорите ли вы детям такие или подобные фразы? Испытываете ли вы после этого угрызения совести или это обычная ваша манера общаться? Почему говорить следует о ситуации, а не о личности?

 (Слайд)

Как вы думаете, говоря о ситуации, нужно ли скрывать свои чувства от ребенка? Нужно ли скрывать от ребенка свою досаду, притворяться спокойным? Возможно ли взаимопонимание без искренности? (Родители высказываются.)

Задание 9. Игра «Хорошие – плохие поступки»

Те родители, которые сидят справа от меня, придумывают хороший поступок ребенка (сам собрал игрушки, заправил постель после сна, не измарался на прогулке, помогал накрывать на стол, принес по просьбе взрослого какой-либо предмет, сам сходил на горшок, аккуратно рисовал, лепил, не замарав стол, помог одеться другому ребенку) то, за что его можно похвалить.

А те, кто сидит слева от  меня, придумывают плохие поступки, за которые чаще всего детей наказывают, ругают (разбил кружку, порвал книгу, стукнул другого ребенка, укусил другого ребенка, отобрал игрушку, показал язык, разбросал игрушки, обзывался).

Поступки называются вслух.

И на хорошие и на плохие поступки ребенка, действует единый принцип общения. Он звучит так

(Слайд) 2 принцип: «Для того, чтобы выразить свои чувства и не унизить достоинство вашего ребенка, используйте Я-сообщения. Они не унизят достоинство ребенка».

Когда вы говорите о своих чувствах ребенку, то говорите от 1-го лица, о своих чувствах и переживаниях. А не о нем, не о его поведении. То есть реакция и на хороший и на плохой поступок ребенка должна начинаться с местоимения Я, например: Я радуюсь твоим успехам. Ты очень многое можешь.

Или: Когда ты не кладешь вещи на место, я расстраиваюсь, потому что у меня нет возможности их убрать. Мне бы хотелось, чтобы ты убирал за собой как взрослый.

Рефлексия: Понятен ли вам принцип Я-сообщения? Захотелось ли вам применять его в действии?

Мы переходим к 3 принципу правильного реагирования на поступки детей. И сейчас я предлагаю вспомнить те негативные высказывания, которые вы говорили своему партнеру в паре (1 принцип) и подобрать к ним позитивные. (Слайд)

1. И на кого ты только похож? Как же ты похож на своего отца! Я горжусь тобой! Не знаю, что бы я без тебя делала!

2. Лентяй! Опять разбросал все игрушки! Давай устроим соревнование, кто быстрее соберет и расставит все игрушки на свои места.

3. Растяпа! О чем ты только думаешь! Ты очень способный, у тебя все получится!

4. У всех дети, как дети, а ты… Ты моя опора и помощник.

5. Меня вообще не интересует, что ты хочешь! Иди ко мне, давай вместе разберемся в этом вопросе.

6. Руки-крюки, откуда только они у тебя растут? Я тебе обязательно помогу, не переживай!

7. Сколько раз тебе можно повторять? А ты, как считаешь, сынок (дочка)?

8. Грязнуля, ты что по земле катался? Ничего страшного, у нас ведь есть стиральная машинка.

3 принцип:  «Хвалить следует поступки, а не характер».(Слайд)

Рефлексия: Стали ли вам более понятными правила общения с ребенком? Какая польза была от этого упражнения для вас?

  • поощряйте его в процессе самой деятельности одобрениями;
  • создавайте условия для выполнения совместных действий в паре с другими детьми или взрослыми;
  • как можно чаще демонстрируйте достижения ребенка;
  • реально оценивайте вклад его действий в общее дело.

Упражнение «Лупа» (Слайд)  

И в заключение нашего семинара мы хотели бы представить вам презентацию, цель которой показать, сколько бы лет не было нашим детям, они на протяжении всей жизни останутся для нас маленькими.

Презентация Р. Мунш «Я буду любить тебя вечно».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Итоговое родительское собрание с элементами практикума «О летнем отдыхе детей»

Подведение итогов работы с родителями за год;Обобщение семейного опыта по организации летнего отдыха;Заинтересовать и побудить родителей к творческой художественной и игровой деятельности....

Родительское собрание: "Рисуем вместе. Совместное творчество родителей и детей".

Цель данного родительского собрания: вызвать интерес родителей к творческим занятиям детей; формировать умение получать удовлетворение от совместной деятельности....

Родительское собрание с элементами практикума для родителей 1-й младшей группы.

Родительское собрание с элементами практикумадля родителей 1-й младшей группы....

Родительское собрание с элементами тренинга «Домашние обязанности ребёнка: формирование положительных личностных качеств» (для родителей детей 6-7 лет)

Цель: совместно с родителями найти способы формирования положительных личностных качеств ребёнка через привлечение его к работе по дому. Задачи:1.     создать доброжелательную...

Родительское собрание с элементами тренинга «Дети и родители» Бондаренко Т,А,

способствовать формированию доверительных и доброжелательных отношений между родителями и детьми....

Родительское собрание с элементами тренинга для вновь прибывших детей. «Давайте познакомимся»

Родительское собрание с элементами тренинга для вновь прибывших детей.«Давайте познакомимся»Цель:Создать условия для знакомства родителей друг с другом. Информировать родителей о содержани...