Родительское собрание с элементами практикума для родителей 1-й младшей группы.
методическая разработка (младшая группа) на тему

Евстигнеева Оксана Николаевна

Родительское собрание с элементами практикума

для родителей 1-й младшей группы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rod.sobr_.1ml.doc71.5 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание с элементами практикума

для родителей 1-й младшей группы.

«Ум ребёнка – на кончиках его пальцев».

В.А. Сухомлинский

Цель:

1.Формировать представления родителей  об  особенностях развития  речи  детей  3 года жизни, с системой работы в  ДОУ  по созданию развивающей  речевой  среды.

2.Обучить  приёмам развития мелкой моторики (массаж рук, игры с пластилином,   крупой и т.д.)

Ход:

1.Вступительная часть:

Добрый вечер, уважаемые родители! Сегодня мы пригласили вас, чтобы поговорить о развитии речи детей 3-го г.ж.

      Речь не является врождённой способностью человека, она формируется постепенно вместе с развитием ребёнка. При этом очень важно заботливое, внимательное отношение к малышу близких ему взрослых.

     Речевое развитие осуществляется при активном познании ребёнком окружающего мира. Ему нужны яркие, красивые игрушки, предметы, с которыми можно действовать: катать, бросать, разбирать, собирать, складывать, слушать и т.д.

Известный русский педагог В.А. Сухомлинский говорил: «Ум ребёнка – на кончиках его пальцев».

Значит, очень важно развивать мелкую моторику рук. Существуют специальные игры и упражнения, которые родители могут самостоятельно проводить с детьми : пальчиковая гимнастика, упражнения со шнуровками, застёжками, игры с мозаикой и т.д.  Надо играть с ребёнком в различные развивающие игры: сенсорные (знакомство с цветом, формой, размером), речевые , театрализованные и др.

При этом ребёнок должен слышать чёткую, правильную, неторопливую речь взрослого без повторения детских слов.

  • Просмотр  презентации «Развивающая речевая среда в 1-й младшей группе»

      Презентация знакомит родителей с системой работы педагогов группы в данном направлении.

2.Теоретическая часть:

Воспитатель предлагает родителям поучаствовать в интеллектуальном марафоне. Для этого родители объединяются в группы по 2-3 человека.

Каждая группа получает задание: из 3-х вариантов ответов на вопрос по развитию речи детей 3-го г.ж. нужно выбрать один и прокомментировать его.

  • Показатели речи детей этого возраста:

- развитие голосовых реакций, подражания

- понимание, обогащение словаря, активная речь с использованием предложений (правильный ответ)

- понимание, подражание, пассивная речь

  • Условия для развития речи: (все ответы правильные)

- уход, выполнение режима дня, эмоционально-положительное отношение окружающих взрослых

- обучающее и воспитательное воздействие

- собственная активная речь ребёнка в различных видах деятельности

  • Показатели речевого общения ребёнка:

- понимает инструкцию взрослого и делает то, что он говорит

- слушает взрослого, активно обращается к нему, задаёт простые вопросы; речь приобретает форму диалога (правильный ответ)

-по своей инициативе вступает в контакт с детьми и взрослыми, высказывает простейшие суждения о явлениях и предметах окружающего мира.

  • Особенности словарного запаса:

- использует в речи существительные, глаголы ( словарь прилагательных ещё невелик)

- отвечает на вопросы предложениями из 2-3-х и более слов (правильный ответ)

- использует простые и сложные предложения, пользуется всеми частями речи

  • Особенности звукопроизношения:

- правильно произносит звуки, кроме свистящих, шипящих и сонорных «Л», «Р»; может заменять «Ш» на «С», «Ж» на «З», «Ч» на «ТЬ» (правильный ответ)

- правильно произносит все звуки, кроме шипящих и твёрдых «Л» и «Р»

- речь нечёткая, многие звуки не произносит совсем или произносит неверно

Важно понимать и правильно оценивать благоприятные и неблагоприятные факторы, влияющие на развитие речи.

Воспитатель предлагает определить, какие факторы препятствуют полноценному развитию речи, а какие способствуют её формированию.

Проводится игра «Цветные зонтики».

Чёрный зонт будет символизировать неблагоприятные факторы, а цветной – благоприятные. Родители берут карточку и встают около зонта, цвет которого, по их мнению, соответствует написанному на карточке фактору. Комментируют свой выбор.

Неблагоприятные факторы:

  1. Нежелание родителей общаться с ребёнком (мало времени, перекладывание общения на бабушек и т.д.);
  2. Замена общения просмотром телевизора;
  3. Отсутствие/ малое количество игрушек, книг, соответствующих возрасту ребёнка;
  4. Дефекты строения артикуляционного аппарата;
  5. Быстрая, нечёткая речь взрослого, «сюсюканье»;
  6. Отсутствие у родителей знаний по данному вопросу;

  Благоприятные факторы:

  1. Эмоционально-положительное общение с ребёнком;
  2. Достаточное количество игрушек и игр, соответствующих возрасту;
  3. При выявлении дефектов речи своевременное обращение  к логопеду и др. специалистам;
  4. Общение ребёнка со сверстниками и взрослыми, способствующее развитию коммуникативных навыков;
  5. Правильная речь взрослого без имитации речи ребёнка;
  6. Чтение и рассказывание сказок, заучивание стихов;

- Учёные считают: чем активнее и точнее движения пальцев рук ребёнка, тем быстрее развивается его речь. Речевое развитие идёт параллельно развитию тонкой мускулатуры пальцев рук. Если пальчики ребёнка напряжены, сгибаются и разгибаются все вместе или, наоборот,  вялые, и ребёнок не может произвести изолированные движения, то чаще всего это дети, у которых есть и проблемы с речью.

        Полезно делать ребёнку массаж кистей и пальцев рук. Воспитатель предлагает родителям выполнить приёмы  массажа  на себе:

  • Поглаживание кисти руки с внешней и внутренней стороны лёгкими  круговыми движениями;
  • Взрослый  надавливает большим пальцем своей руки на основание большого пальца ребёнка,  на середину ладони, основания других  пальцев.
  • Растирание ладоней движениями вверх-вниз – «Погреем ладошки»;
  • Массаж подушечек пальцев:

Большой палец ставится на ноготь массируемого пальца, а остальные пальцы прижимают его подушечку снизу, разминая её.

  • Массаж фаланг пальцев: на каждую строку разминается один палец, начиная от ногтевой фаланги к основанию пальца.

«Встали пальчики»

Этот пальчик хочет спать, (поочередно пригибать пальцы к ладошке, начиная с мизинца)

Этот пальчик – прыг в кровать,

Этот пальчик прикорнул,

Этот пальчик уж заснул.

Тише, тише, не шуми,(Затем большим пальцем касаться всех остальных –«будить»)

Пальчики не разбуди.

Встали пальчики – «Ура!» (С восклицанием «Ура!» — кулачки разжать, широко

В детский сад идти пора! расставив пальцы.)

  • Массаж подушечек пальцев:

Рука ребёнка лежит на столе ладонью вниз, пальцы разведены. Взрослый указательным пальцем по очереди прижимает каждый ноготь, «катая» на подушечке его вправо-влево.

Шёл медведь к своей берлоге,      (мизинец)

Да споткнулся на дороге.              (безымянный)

«Видно очень мало сил                  (средний)

Я на зиму накопил»,-                     (указательный)

Так подумал и пошёл                     (большой)

Он на поиск диких пчёл.                (большой)

Все медведи – сладкоежки,            (указательный)

Любят есть медок без спешки.      (средний)

А наевшись, без тревоги                (безымянный)

До весны сопят в берлоге.             (мизинец)

 

  • Массаж «Щелчки»: Рука ребёнка лежит на столе ладонью вниз, пальцы разведены. Взрослый поднимает пальцы ребёнка по одному, затем отпускает. Палец со стуком падает на стол, издавая щелчок. На каждую строчку поднимают один палец, после 5-й строки - смена рук.

Поднял уши бурундук.

Он в лесу услышал звук:

- Это что за громкий стук,

Тук да тук, тук да тук?

- А пойдём, - сказал барсук

Сам увидишь этот трюк.

Это дятел сел на сук

И без крыльев, и без рук

Ищет он, где спрятан жук,-

Вот и слышен перестук!

  • Массаж мячиком- «ёжиком»:

- массаж ладоней круговыми движениями мяча

«Гладила мама – ежиха ежат:
«Что за пригожие детки лежат!
 

- Прокатывание мяча между растопыренными пальцами от большого пальца к мизинцу и обратно сначала одной, потом другой руки.

  • Массаж с прищепками: взрослый поочерёдно бельевой прищепкой «кусает» ногтевые фаланги ребёнка.

Кусается сильно котёнок-глупыш,

Он думает- это не палец, а мышь.

Но я же с тобою играю, малыш,

А будешь кусаться - скажу тебе  «Кыш!»

- Кроме массажа, можно ещё использовать и другие приёмы развития мелкой моторики. Это работа с пластилином, крупой, пуговицами, счётными палочками. Все эти предметы доступны и есть в каждой семье.

Далее воспитатель предлагает родителям разбиться на группы и поработать с разными материалами для развития мелкой моторики по сюжету любой сказки :

Курочка Ряба

(пальчиковая игра по мотивам русской народной сказки)

Дед и баба жили — были,

(«Дед» — покажите воображаемую бороду,

 «баба» — «наденьте»

 воображаемый платочек на голову и

«завяжите» его под подбородком.)

Поначалу не тужили,

Но состарились однажды,

Что же было с ними дальше?

«Ох — ох — ох, дожили, дед,

Ничего нет на обед,

(Разведите руками в стороны.)

В подвале нашем пусто,

Закончилась капуста,

Пусто и в кладовке,

Ни свеклы, ни морковки.

(Загните указательным пальцем

одной руки указательный и

средний пальцы другой руки.)

Опустел давно сундук,

Там живет большой паук.

(Пальчиковое упражнение „Паучок“.)

Что же делать?

Как же быть?

Из чего обед варить?»

Дед ответил ей устало:

«Что с тобою, бабка, стало?

Видно, памяти не стало —

Я вчера на рынке был,

И курочку там купил,

(Пальчиковое упражнение „Курочка“.)

За нее пятак отдал,

(Соедините большой и указательный

пальцы одной руки и

округлите их, изображая „пятак“.)

Что на черный день лежал.

Цып—цып-цып, сюда иди,

Ты яичко нам снеси!»

(Положите большой палец одной руки

 на большой палец другой руки,

остальные пальцы округлите и

приставьте соединенные кончики пальцев

одной руки под кончики пальцев другой руки,

чтобы у вас получилось «яичко».)

«Хорошо! Давай-ка, дед,

Приготовлю я омлет!»

( «Омлет»:сложите ладони,

немного округлив их.)

Что такое? Почему?

Ничего я не пойму!

(Руки сожмите в кулаки,

постучите одним кулаком по другому.)

Дед, яичко-то не бьется,

Даже в руки не дается!«

«Дай-ка, бабка, посмотрю,

Его враз я разобью!

(Руки сожмите в кулаки,

 постучите одним кулаком по другому.)

Что такое? Почему?

Ничего я не пойму!»

«Говорю тебе: не бьется,

Даже в руки не дается!

(Разведите руки в стороны.)

Да, пропал опять обед,

Не поели мы омлет.

(Покачайте головой из стороны в сторону.)

Дед, за курицей сходи,

В дом ее ты приведи.

Цыпленочка из яйца

(Выполните пальчиковое

упражнение „Цыпленок“.)

Выведет нам курица»

Мимо пробегала мышь.

(Покажите пальчиковое

упражнение «Мышка».)

«Прочь пошла, воровка! Кыш!

Ой-ой-ой, яйцо разбилось!

(Положите ладони на щеки и

 покачайте головой из стороны в сторону.)

Дед! Сюда!

Беда случилась!

Мышь по печке пробегала.

Я ее уже прогнала,

Но она своим хвостом

Яйцо задела, а потом…

Покатилось, покатилось…

И упало…

И разбилось…»

В это время курочка

(Пальчиковое упражнение «Курочка».)

Вышла из-за уголочка:

«Почему ты плачешь, дед?

Вкусный вышел ли омлет?»

«Ой, беда у нас случилась,

Горе, горе, приключилось.

Мышь по печке пробегала,

Бабушка ее прогнала,

Но она своим хвостом

Яйцо задела, а потом…

Покатилось, покатилось…

И упало…

И разбилось…»

Отвечала курочка:

«хватит плакать, дедушка!

Хватит слезы вытирать,

Охать и вздыхать.

Я снесла для вас яйцо,

Новое, хорошее!

(Покажите «яичко»,

как описывалось выше.)

Не обычное оно-

Вот какое — золотое!

Вы с ним на базар идите,

Все, что надо, там купите:

(Загибайте пальцы в такт стихотворению.)

Лука, перца и капусты,

На столе не будет пусто!

Мяса, хлеба, молока,

Чтоб бабка блинов спекла,

Да еще яиц мешок,

И все будет хорошо!

 

  «Курочка ряба», «Мышка», «яичко» - выложить горохом на пластилине (размазать по картону)

«Бабка и дед» - выложить домик из пуговиц

Очень полезно сочетать работу по развитию руки с развитием речи. В этом нам помогут сказки, которые можно рассказывать и показывать руками.

3.Заключительная часть:

Подводится итог – чем занимались на собрании и что можно использовать в работе с детьми дома. Затем родителям раздаются памятки

 «Слово на ладошке»  (развитие мелкой моторики детей 2-3 лет).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание на тему: "Кризис трех лет" (вторая младшая группа)

Как известно, природа не терпит статичности, неподвижности, поэтому сообразно Природе все должно развиваться и быть в непрестанном движении. Кризис трех лет у детей тоже является знаком развития...

Родительское собрание в форме мастер-класса во II младшей группе « Привитие и воспитание культурно-гигиенических навыков у детей младшего возраста»

Родительское собрание  в  форме мастер-класса во II младшей группе « Привитие и воспитание культурно-гигиенических навыков  у детей младшего возраста»...

Родительское собрание в начале учебного года во 2 младшей группе

Каждому из нас бывает необходима помощь или совет в той или иной проблеме... Может данный конспект данного родительского собрания будет полезен кому нибудь в своей педагогической деятельности!...

Родительское собрание совместно с музыкальным руководителем в 1 младшей группе на тему "Театрализованная деятельность в 1 младшей группе"

В данной разработке представлен материал для проведения родительского собрания, проведенного совместно с музыкальным руководителем и активным участием родителей. Дети также участвуют в собрании и пока...

«Семейные традиции. Украшаем дом своими руками в канун Нового года и Рождества» (сценарий родительского собрания с элементами мастер – класса во второй младшей группе)

Традиция - это то, что перешло от одного поколения к другому, что унаследовано от предшествующих поколений. Культура каждой семьи отражается через ее традициях. В первую очередь "Семейные традици...

Родительское собрание в форме мастер-класса во второй младшей группе «Формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста.»

Родительское собрание в форме мастер-класса во второй младшей группе «Формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста.»...

Родительское собрание в форме мастер-класса во второй младшей группе «Формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста.»

воспитание самостоятельности у детей младшего возраста; -педагогическое просвещение  родителей по теме собрания....