Особенности развития речи детей трёх лет.
статья

Если ваш малыш в 2,5 – 3 года не говорит, не использует в общении с вами слова или его словарь значительно мал, то необходимо обратиться к логопеду, чтобы получить рекомендации и при необходимости направление к другим специалистам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osobennosti_razvitiya_rechi_detey_tryoh_let._.docx14.43 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности развития речи детей трёх лет.

В традиционной логопедии речевое развитие условно разделено на несколько этапов. Сравните эти данные с тем, как развивалась речь вашего ребёнка и насколько она соответствует норме:

От 1,5 до 3 мес.   «гуление», когда малыш издаёт звуки: а-а-а, гууу-гууу. 

От 3 до 6 мес.   так называемая «свирель», тянет малыш звуки, как на свирельке играет, поёт их: е-лл-и, агу-ааа, алль-ле. 

От 6 до 9 мес «лепет», не слова, а именно лепет: ба-ба-ба, ма-ма-ма, па-па-па. 

От 9 мес. до 1 г. первые слова и звукоподражания: мама, папа, дай, ав-ав, муу. (Назовите первые слова вашего ребёнка) 

В 1,5 года первые предложения, состоящие из повторения одного и того же слова «Ням, ням» или двух аморфных слов «Няня бух». 

С 1 года 9 мес. до 2 лет  период стремительного развития речи, когда малыш усваивает 350 слов и более. (Какое слово вашего ребёнка рассмешило вас больше всего?) 

От 2 до 3 лет  идёт совершенствование речи. 

Словарный запас трёхлетнего ребёнка достигает 800-1000 слов, в речи присутствуют уже почти все части речи.

 В три года развитие понимания речи опережает развитие произносительных возможностей ребёнка. Нарушения произношения и замены звуков разнообразны. Некоторые искажения являются физиологическими, то есть естественными, проходящими. Они свойственны всем детям раннего возраста.

Например:
· Замена звуков Ш, Ж, Ч, Щ другими звуками («лосядка» - вместо «лошадка»); 
· Отсутствие звука Р («коова») или его замена на звуки Л, ЛЬ, В, Й («йыба»);
· Смягчение звука Л («ляпатка») или его замена на Й («стуй»); 
· Замена звуков К и Г на звуки Т и Д («дусь» → «гусь»). 
В этом возрасте малышам с трудом даются длинные слова, а также слова, в которых встречаются стечения согласных («чедоман» - вместо «чемодан»). 

При нормальном развитии речи ребёнка к 4-5 годам большинство из перечисленных нарушений исчезает полностью либо их число значительно уменьшается. 

 Беспокойство обосновано, если речь малыша формируется с явной задержкой. Если ваш малыш в 2,5 – 3 года не говорит, не использует в общении с вами слова или его словарь значительно мал, то необходимо обратиться к логопеду, чтобы получить рекомендации и при необходимости направление к другим специалистам.

Даже малоговорящий ребёнок, при соответствующем внимании со стороны взрослых, способен добиться значительного прогресса в развитии своей речи в течение достаточно короткого периода времени. 

 Внимательно следите за ходом речевого развития своего малыша.

 Разговаривайте с ним, пойте ему. Все ваши действия сопровождайте речью. 

 Умывая ребёнка, проговаривайте ласковым, добрым голосом какой-нибудь маленький стишок, например: «Водичка, водичка, умой наше личико» и др.

Создавайте ситуации, когда ребёнку нужно что-то сказать. Спрашивая (задавая вопрос), не торопитесь помочь ребёнку и ответить за него, дайте время ему самому сказать, поощряйте любые попытки речевой активности ребёнка. 

С малышом, нужно говорить, не сюсюкая. Не искажая слова, не подражая детской речи.

Как показали серьёзные психо-лингвистические исследования, обращённая к ребёнку неправильная речь малопонятна и вредна для его речевого развития. Ведь сначала неправильно воспринял, затем также неправильно сказал и, наконец, так привык к происшедшей замене, что разницы между тем, как слышит и как произносит, не видит. А в будущем мы имеем такую неприятность, как аграмматизм у школьника – «как слышится, так и пишется», а пишется неграмотно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности развития речи детей раннего возраста. Упражнения активизирующие речь.

Материал вмещает в себя консультацию для родителей, практический материал (конспект занятия для детей 1-1,6), памятку для родителей....

Методическая разработка по развитию речи в старшей группе. Особенности развития речи детей старшего возраста

Речь – инструмент развития высших отделов психики дошкольника. Обучая ребенка речи, мы, взрослые, одновременно способствуем развитию его интеллекта. А это – центральная задача в обучении и воспитании ...

ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ 0-7 лет Развитие речи в онтогенезе.

(индивидуальное развитие организма от момента зарождения до конца жизни-онтогенез)Речь развивается параллельно с физическим и умственным развитием ребенка.Усвоение родной речи происходит в строгой зак...

Методическая разработка по развитию речи в старшей группе. Особенности развития речи детей старшего возраста

Речь – инструмент развития высших отделов психики дошкольника. Обучая ребенка речи, мы, взрослые, одновременно способствуем развитию его интеллекта. А это – центральная задача в обучении и...

Консультация для родителей по развитию речи "Особенности развития речи детей."

Форма проведения: традиционное собрание Цель: раскрытие значения речи во всестороннем развитии личности ребенка Задачи: · Познакомить родителей с особенностями развития речи ребенка раннего воз...