"Психологическая готовность к школе"
методическая разработка (подготовительная группа)

Лубкова Наталия Леонидовна

Многие родители знают, что необходимо заранее готовить своего ребенка к школе. Но ошибочно полагают, что основное при подготовке к школе - это научить ребенка читать, писать, но этого недостаточно.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл psihologicheskaya_gotovnost_k_shkole.docx21.07 КБ
Office presentation icon gotovnost_k_shkole.ppt388 КБ

Предварительный просмотр:

24.01.2019 год

Психологическая готовность к школе

Добрый вечер, уважаемые родители! Я искренне рада видеть вас. Сегодня наша встреча связана с событием, которое скоро произойдёт в вашей семье – ваш ребенок поступит в первый класс.
Многие родители знают, что необходимо  заранее готовить своего ребёнка к школе. Но ошибочно полагают, что основное при подготовке к школе – это научить ребенка читать, считать и писать, но этого недостаточно. Успешность ребёнка зависит от его психологической готовности к школе.

Под психологической готовностью к школе имеют в виду формирование целого комплекса новообразований, позволяющих ребенку безболезненно включиться в школьную жизнь. Условно в этой готовности выделяют несколько компонентов.

Психологическая готовность к обучению в школе включает в себя несколько компонентов:

  • Физическая готовность
  • Интеллектуальная готовность
  • Личностная и социально-психологическая готовность
  • Мотивационная готовность
  • Эмоционально – волевая готовность

Физическая готовность – предполагает общее физическое развитие (рост, вес, показатели, соответствующие нормам физического развития детей 6-7 летнего возраста), состояние зрения, слуха, моторики, состояние нервной системы.

Интеллектуальная готовность  - предполагает развитие внимания, памяти, сформированные мыслительные операции анализа, обобщения, умение устанавливать связи между явлениями и событиями.   Ребёнок должен ориентироваться во времени, пространстве и своем ближайшем окружении.

Личностная и социально-психологическая готовность

Ребенок должен быть готов к изменению социальной позиции (детский сад остается в прошлом, наступает новый период получения знаний – в школе). Внутренняя позиция ребенка формирует эмоционально благополучное отношение к школе, минимальное стремление к игровым элементам деятельности. Ребенок осознает необходимость учения, понимает его важность и социальную значимость. Но помните: желание пойти в школу и желание учиться существенно отличаются друг от друга. Надо ребенку рассказывать о школе, об учителях, знаниях, чтобы вызвать устойчивый положительный познавательный интерес к школе.

Мотивационная готовность -  это наличие у детей желания учиться, мотивационная готовность к школе, связанная с формированием желания стать школьником, готовность принять новую социальную роль – ученика. Ведущей деятельностью в школе является – учеба, игра отступает на задний план. Ребенок должен осознавать, что в школе есть правила поведения, что нужно слушать и слышать учителя.

Эмоционально – волевая готовность – формирование контроля над внешними и внутренними процессами и планированием собственных действий, предполагает наличие у ребенка:

  • саморегуляции, самоконтроля.
  •  способностей ставить перед собой цель,
  • принять решение о начале деятельности,
  • наметить план действий,
  • выполнить его, проявив определенные усилия,
  • оценить результат своей деятельности.

Критерии готовности ребенка к обучению в школе: МАТЕМАТИКА (уметь ориентироваться в пространстве, сравнивать числа, знать геометрические фигуры, прямой и обратный счет до 10, предыдущие и последующие числа в пределах 10).

ЧТЕНИЕ (привитие любви к чтению, использование разных виды детской литературы: сказки, рассказы, басни, стихи).

Разговорная речь. Также необходимо уделять большое внимание развитию речи – обогащать словарь ребенка, обсуждать прочитанное, увиденное, услышанное. Играть с ребенком в словесные игры: «Скажи наоборот», «Съедобное не съедобное», «Живое-неживое», «Найди лишнее слово». Учить составлять небольшие рассказы по картине, о своей любимой игрушке и.т.д.

Уважаемые родители, сейчас мы с вами проведем небольшой экспресс-тест. Отвечать нужно утвердительными ответами: «да» или «нет».

Тест для родителей «Готов ли ваш ребенок идти в школу?»

1. Хочет ли ваш ребенок идти в школу?
2. Привлекает ли вашего ребенка в школе то, что он там много узнает и в ней будет интересно учиться?

3. Может ли ваш ребенок заниматься самостоятельно каким-либо делом, требующим сосредоточенности в течение 30 минут (например, собирать конструктор)?

4. Верно ли, что ваш ребенок в присутствии незнакомых нисколько не стесняется?

5. Умеет ли ваш ребенок составлять рассказы по картинке не короче, чем из пяти предложений?

6. Может ли ваш ребенок рассказать наизусть несколько стихотворений?

7. Умеет ли он изменять существительные по числам?

8. Умеет ли ваш ребенок читать по слогам или, что еще лучше, целыми словами?

9. Умеет ли ваш ребенок считать до 10 и обратно?

10. Может ли он решать простые задачи на вычитание или прибавление единицы?

11. Верно ли, что ваш ребенок имеет твердую руку?

12. Любит ли он рисовать и раскрашивать картинки?

13. Может ли ваш ребенок пользоваться ножницами и клеем (например, делать аппликации)?

14. Может ли он собрать разрезную картинку из пяти частей за одну минуту?

15. Знает ли ребенок названия диких и домашних животных?

16. Может ли он обобщать понятия (например, назвать одним словом "овощи" помидоры, морковь, лук)?

17. Любит ли ваш ребенок заниматься самостоятельно - рисовать, собирать мозаику и т.д.?

18. Может ли он понимать и точно выполнять словесные инструкции?

   Возможные результаты тестирования зависят от количества утвердительных ответов (ДА) на вопросы теста. Если оно составляет:

    * 15-18 баллов - можно считать, что ребенок вполне готов к тому, чтобы идти в школу. Вы не напрасно с ним занимались, а школьные трудности, если и возникнут, будут легкопреодолимы;

    * 10-14 баллов - вы на правильном пути, ребенок многому научился, а содержание вопросов, на которые вы ответили отрицанием, подскажет вам точки приложения дальнейших усилий;

    * 9 и меньше - почитайте специальную литературу, постарайтесь уделять больше времени занятиям с ребенком и обратите особое внимание на то, чего он не умеет. Получите консультацию у воспитателя, педагога-психолога.

 Результаты могут вас разочаровать. Но помните, что все мы - ученики в школе жизни. Ребенок не рождается первоклассником, готовность к школе - это комплекс способностей, поддающихся упражнению. Упражнения, задания, игры, выбранные вами для развития ребенка, легко и весело можно выполнять с мамой, папой, бабушкой, старшим братом - со всеми, кто располагает свободным временем и желанием заниматься. При подборе заданий обратите внимание на слабые места своего ребенка. Полезно, чтобы он все-таки умел читать и немного писать, считать - если ребенок опережает требования программы, он будет лучше себя чувствовать в школе.

Желаю Вам успехов и удачи!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Для родителей будущих первоклассников Психологическая готовность к школе

Слайд 2

Компоненты готовности к обучению в школе Физическая готовность Интеллектуальная готовность Личностная и социально-психологическая готовность Мотивационная готовность Эмоционально – волевая готовность

Слайд 3

Физическая готовность Общее физическое развитие: нормальный рост, вес, объем груди, мышечный тонус, пропорции тела, кожный покров и показатели, соответствующие нормам физического развития мальчиков и девочек 6-7-летнего возраста. Состояние зрения, слуха, моторики (особенно мелких движений кистей рук и пальцев). Состояние нервной системы ребенка: степень ее возбудимости и уравновешенности, силы и подвижности. Общее состояние здоровья.

Слайд 4

Интеллектуальная готовность дифференцированное восприятие; аналитическое мышление (способность постижения основных признаков и связей между явлениями, способность воспроизвести образец); логическое запоминание; интерес к знаниям, процессу их получения за счет дополнительных усилий; овладение на слух разговорной речью и способность к пониманию и применению символов; развитие тонких движений руки и зрительно-двигательных координаций.

Слайд 5

Личностная и социально-психологическая готовность Она включает формирование у ребенка готовности к принятию новой «социальной позиции», формирование которой обуславливается новым отношением окружающих к ребенку. Взрослые изменяют требования к ребенку: от него теперь настойчиво ждут большей серьезности, внимательности, усидчивости, ответственного отношения к самообслуживанию и т. д. У старшего дошкольника впервые появляется представление о себе как члене общества.

Слайд 6

Мотивационная готовность Ребенок стремится к функции ученика . Выделяются внешние и внутренние мотивы, привлекающие детей к школе. К внешним относятся особенности школьной жизни ,привлекающие детей внешней стороной – это красивая форма, школьные принадлежности и т. д. К внутренним мотивам относится желание учится (учиться, «чтобы быть как папа» и др.).

Слайд 7

Эмоционально-волевая готовность умение ребенка сознательно подчинять свои действия правилу, обобщенно определяющему способ действия; умение ориентироваться на заданную систему требований; умение внимательно слушать говорящего и точно выполнять задания, предлагаемые в устной форме; умение самостоятельно выполнять требуемое задание по зрительно воспринимаемому образцу.

Слайд 8

Критерии готовности ребенка к обучению в школе МАТЕМАТИКА знать прямой и обратный счет до 10 называть предыдущие и последующие числа в пределах 10 знать геометрические фигуры (треугольник, круг, овал, квадрат, прямоугольник) – называть, изображать, отличать от других уметь по части узнавать целое, находить недостающие элементы, видеть предмет через зашумленное восприятие; уметь сравнивать числа (понимать какое больше, какое меньше) уметь хорошо ориентировался в пространстве: вверху, внизу, слева, справа, между, впереди, сзади и т. д.

Слайд 9

Чтение Не забывайте читать. Выбирайте книжку с увлекательным сюжетом, чтобы ребёнку хотелось узнать, что там дальше. Пусть он и сам прочтёт несложные фразы. Можно поиграть с дошкольником в слова: пусть он назовёт окружающие предметы, начинающиеся на определённый звук, или придумает слова, в которых должна встречаться заданная буква.

Слайд 10

Разговорная речь Учите ребёнка ясно выражать свои мысли . Не довольствуйтесь ответом «да» или «нет», уточняйте, почему он так думает, помогайте довести свою мысль до конца. Приучайте последовательно рассказывать о произошедших событиях и анализировать их. Учите грамотно отвечать на поставленные вопросы (простыми и сложными предложениями).

Слайд 11

Результаты теста: 15-18 баллов - ребенок вполне готов к тому, чтобы идти в школу. Вы не напрасно с ним занимались, а школьные трудности, если и возникнут, будут легкопреодолимы; 10-14 баллов - ребенок многому научился, а содержание вопросов, на которые вы ответили отрицанием, подскажет вам точки приложения дальнейших усилий; 9 и меньше - постарайтесь уделять больше времени занятиям с ребенком и обратите особое внимание на то, чего он не умеет.

Слайд 12

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологическая готовность к школе как важное условие успешной школьной готовности.

Психологическая готовность к школе как важное условие успешной   школьной готовности.    Психологическая готовность ребёнка к обучению в школе является важнейшим итогом воспитания...

Психологическая готовность к школе как важное условие успешной школьной готовности.

Психологическая готовность к школе как важное условие успешной   школьной готовности.    Психологическая готовность ребёнка к обучению в школе является важнейшим итогом воспитания...

Педагогический проект «Мотивационная готовность как один их основных компонентов психологической готовности к школе»

Педагогический проект для старших дошкольников по формированию мотивационной готовности к школе посредством проектной деятельности....

Конспект выступления на родительском собрании в подготовительной к школе группе «Бабочки» «Психологическая готовность к школе»

В конспекте раскрывается значение термина "готовность к школьному обучению", описываются критерии, по которым она определяется....

Семинар-практикум с родителями детей подготовительной к школе группы на тему: "Проблемы предшкольной подготовки. Психологическая готовность к школе."

Данную методическую разработку можно использовать в работе с родителями будущих выпускников детского сада. Материал будет полезен педагогам ДОУ: воспитателям подготовительной к школе группы, педагогам...

"Психологическая готовность к школе. Работа педагога-психолога по подготовке детей к школе"

Выступление на родительском собрании (подготовительные группы)...

Родительское собрание "Готовность к школе" выступление педагога-психолога на тему: "Психологическая готовность к школе"

Время летит очень быстро, совсем скоро ребята пойдут в школу.Разные эмоции вызывает у нас мысль, о том, что ребятам скоро в школу....