Психологическая характеристика детей трёх-четырех лет.
методическая разработка (младшая группа)

Гришан Лариса Николаевна

На третьем году жизни дети становятся самостоятельнее. Продолжает развиваться предметная деятельность, ситуативно-деловое общение ребенка и взрослого; совершенствуются восприятие, речь, начальные формы произвольного поведения, игры, наглядно-действенное мышление.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pril3.docx19.83 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                 Приложение 3

                               Психологическая характеристика детей трёх-четырех лет.

   На третьем году жизни дети становятся самостоятельнее. Продолжает развиваться предметная деятельность, ситуативно-деловое общение ребенка и взрослого; совершенствуются восприятие, речь, начальные формы произвольного поведения, игры, наглядно-действенное мышление.

  Интенсивно развивается активная речь детей. К 3 годам они осваивают основные грамматические структуры, пытаются строить простые предложения. В разговоре со взрослым используют практически все части речи. Активный словарь достигает примерно 1000-1500 слов. К концу года речь становится средством общения ребенка со сверстниками. В этом возрасте у детей формируются новые виды деятельности: игра, конструирование, рисование.

  К третьему году жизни совершенствуются зрительные и слуховые ориентировки, что позволяет детям безошибочно выполнять ряд заданий: осуществлять выбор из двух-трех предметов по форме, величине и цвету; различать мелодии; петь. Совершенствуется слуховое восприятие, прежде всего фонематический слух. К 3 годам дети воспринимают все звуки родного языка, но произносят их с большими искажениями.

Завершается ранний возраст кризисом 3 лет. Ребенок осознает себя как отдельного человека, отличного от взрослого. У него формируется образ Я. Кризис может сопровождаться рядом отрицательных проявлений: негативизмом, упрямством, нарушением общения с взрослым и др. Кризис может длиться от нескольких месяцев до двух лет.

А теперь предлагаем Вам обсудить итоги анкетирования. Дети с удовольствием посещают детский сад, они делятся с Вами своими впечатлениями. Поддерживайте их, проявляйте искреннее участие в беседах. Только тогда дети будут продолжать доверять Вам. Вы указываете, что испытываете затруднения в воспитании, это естественно. Сфера человеческих взаимоотношений, вероятно, одна из труднейших в мире. Есть решение многих проблем. Необходимо не замыкаться в себе, а искать помощи у специалистов. Самое главное, что Вы должны усвоить: быть последовательными, проявлять друг к другу в семье заботу и уважение.  И обязательное условие –   единство требований, т.е. надо придерживаться со всеми членами семьи одной линии воспитания. С детьми стало интересней общаться. Но, вместе с тем, появилось и множество новых проблем. Это обусловлено, как было сказано выше, очередным кризисом: кризисом 3-х лет. У детей кризис, а как быть нам? Как вести себя? Что делать?

Как бороться с истерикой,   или Кризис трёхлеток.

Первый  возрастной кризис малыши переживают в три года. Прежде послушный ребёнок вдруг становится деспотом, злюкой и врединой. Он требует, чтобы его желания исполнялись немедленно, и не успокаивается, пока слезами и криками не достигнет желаемого.

«Это всё твоё воспитание, - упрекают друг друга родители. – Надо было строже наказывать». Поверьте, наказания тут ни при чём. Если малыш готов без остановки визжать и кидать в вас игрушки и другие, менее безобидные предметы, применение физических мер воздействия только ухудшит ситуацию.

Но родители не должны терять голову. Отключите свои эмоции, посмотрите на ситуацию глазами постороннего человека, и вы почувствуете, что гнев постепенно вас оставляет. Возможно,  сын или дочь в этот момент покажутся вам просто смешными. Не старайтесь себя сдержать – смейтесь! Хотя самое лучшее будет оставить ребёнка одного. Просто выйдете из комнаты. Вот увидите, лишённый зрителей капризуля скоро сам замолчит. Тогда-то и постарайтесь спокойно поговорить с малышом, переключив его внимание на какой-то другой предмет. Предложите вместе помыть посуду, покормить рыбок, порисовать. Как будто не было никакой истерики.

Как строить нормальные отношения с ребёнком? Как заставить его слушаться? Как избегать конфликтов? Сегодня Вы познакомитесь  с некоторыми позициями выстраивания отношений с детьми.

Ситуации «Чувства ребёнка» (чувства нужно определить и назвать).

Ребёнку сделали укол, он плачет: «Доктор плохой!»

Старший сын маме: «Ты всегда её защищаешь, говоришь «маленькая, маленькая», а меня никогда не жалеешь».

«Сегодня, когда мы уходили на прогулку, Петя выбил у меня корзинку для игрушек и из неё всё высыпалось».

Ситуации «Чувства родителей» (нужно определить свои возможные переживания).

Ребёнок шалил за столом и, несмотря на предупреждение, пролил молоко.

Вы входите в комнату (9-й этаж) и видите вашего сына-дошкольника сидящим на подоконнике открытого окна.

С работы должен прийти муж, вы просите дочь сбегать за хлебом, она отказывается.

Вы ожидаете гостей. Дочь отрезала и съела кусок торта, который вы приготовили к торжеству.

      Итак: 1 этап разрешения ситуации – определить свои чувства или чувства ребёнка.

За ним последует 2 этап: «Я-сообщение». Что это такое? Оно передаёт отношение человека к происходящему, искреннее выражение его чувств в необидной для собеседника форме: «Мне не нравится, я бы не хотела» и т. п., то есть не обвиняя и не критикуя (в отличие от «Ты-сообщения»): «Ты это сделал (разбил, намусорил)». В ответ на «Ты-сообщение» ребенок обижается, защищается, дерзит, поэтому их желательно избегать.

«Я-сообщение» дает возможность детям ближе узнать взрослого. Нередко мы закрываемся от них броней «авторитета» во что бы то ни стало. Мы носим маску «воспитателя» и боимся ее приподнять хотя бы на миг. Порой дети поражаются, узнав, что взрослые могут что-то чувствовать! В ответ на нашу открытость и искренность они тоже начинают понимать: взрослые им доверяют, им тоже можно доверять. Высказывая свое отношение к происходящему без приказа или выговора, мы оставляем за детьми возможность самим принять решение. И тогда – удивительно! – они начинают учитывать наши желания и переживания.

Следует избегать ошибки: начав фразу с «Я-сообщения», не заканчивать ее «Ты-сообщением»: «Мне не нравится, что ты такая неряха». Можно использовать безличные предложения, неопределенные местоимения, обобщающие слова: «Меня раздражает, когда дети хнычут».

Теперь рассмотрим ситуации. Вам необходимо выбрать из ответов тот, который больше всего отвечает «Я-сообщению».

Ситуация 1.Вы в который раз зовете дочь обедать. Она отвечает «сейчас» и продолжает заниматься своими делами. Вы начали сердиться.  Ваши слова:

Да сколько же раз тебе надо говорить!

Я начинаю сердиться, когда приходится повторять одно и то же.

Меня сердит, когда ты не слушаешься.

        Ситуация 2.У вас важный разговор с коллегой. Ребенок то и дело его прерывает.              Ваши слова:

Мне трудно беседовать, когда меня прерывают.

Не мешай разговаривать.

Ты не можешь заняться чем-нибудь другим, пока я разговариваю?

        Ситуация 3. Вы приходите домой уставшая. У вашего сына друзья, игры и веселье. На столе – следы их чаепития. Вы испытываете смешанное чувство раздражения и обиды. («Хоть бы обо мне подумал»)

Ваши слова:

Тебе не приходит в голову, что я могу быть уставшей?

Уберите за собой посуду.

Меня обижает и сердит, когда я прихожу уставшая и застаю дома беспорядок


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей педагога - психолога Катютиной Людмилы Александровны на тему: "Психологическая характеристика детей пятого года жизни"

В материале раскрываются психологические особенности детей пятого года жизни. Раскрывается социальная ситуация развития ребенка среднего дошкольного возраста, особенности игровой деятельности. Развити...

Психологическая характеристика детей 3-4 лет. Консультация для родителей.

    Развитие самообразования и выделения образа "я" стимулирует развитие личности и индвидуальности.Малыш начинает чётко осознавать , кто он и какой он.Внутренний мир ребёнка начинает...

Консультация "ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ"

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ...

Консультация "ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ"

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕТЕЙ  5-6 ЛЕТ...

Психологические характеристики детей с общим недоразвитием речи

Данный материал может быть полезен начинающим педагогам для работы с детьми  с ОНР в коррекционных ,логопедических группах детского сада....

Психологическая характеристика детей трёх-четырех лет

 На третьем году жизни дети становятся самостоятельнее. Продолжает развиваться предметная деятельность, ситуативно-деловое общение ребенка и взрослого; совершенствуются восприятие, речь, н...

Психологическая характеристика детей с ЗПРБ особенности их обучения и воспитания

Слайд 1. Работа посвящена изучению психологических особенностей  детей с задержанным психическим развитием, особенностям их обучения и воспитания.Слайд 2. Актуальность темы работы несомненна: сущ...