Главные вкладки

    Роль семьи в формировании самостоятельности детей 2-3 лет.
    статья

    Смирнова Ирина Николаевна

    Статья сообщает о том, как действия родителей помогают или вредят  воспитанию самостоятельности детей.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл rol_semi_v_formirovanii_samostoyatelnosti.docx18.06 КБ

    Предварительный просмотр:

    «Роль семьи в формировании навыков самообслуживания ребёнка»

    Самостоятельность - ценное качество, необходимое человеку в жизни. Самостоятельность воспитывается с раннего возраста.

    Дети по своей природе активны.
    Задача взрослых – развивать эту активность , а не глушить назойливой опекой. Кому из вас не знакомо стремление ребёнка к самостоятельности. "Я сам", - говорит он каждый раз, когда взрослые начинают натягивать на него рубашку, колготы, кормить его.

    Взрослые торопятся прийти на помощь ребёнку, спешат сделать за него сами. Им кажется, что ребёнок не может выполнить это самостоятельно: порвёт, упадёт, уколется, а взрослый сделает это быстрее и лучше.

    Но оказывают ли взрослые действительную помощь детям, приносят ли им пользу? Разумеется, такие действия взрослых членов семьи причиняют большой вред. Ребёнка лишают возможности действовать самостоятельно, подрывают у него веру в свои силы, приучают надеяться на других. На просьбу ребёнка "я сам" не следует отвечать: "Мне некогда", а лучше дать ему возможность испробовать свои силы. И родители скоро убедятся, что ребёнок стал более ловким, умелым, меньше обливается при умывании, может сам раздеться и т. п.

    Обучая детей, учитывайте их опыт. Нельзя, например, начинать учить ребёнка пользоваться вилкой, если он ещё не научился правильно есть ложкой. Так, действия, связанные с раздеванием, быстрее осваиваются детьми, чем действия с одеванием; ребёнку легче сначала научиться мыть руки, а потом и лицо.

    В труде по самообслуживанию ребёнка важно учить доводить начатое дело до конца, выполнять работу качественно. Например, учат не только снимать одежду в определённой последовательности, но и выворачивать каждую вещь на лицевую сторону, аккуратно складывать, вешать её.

    Воспитывая самостоятельность, больше опирайтесь на поощрения и похвалу. Как отмечают психологи, чувство стыда ребёнок переживает менее остро, чем чувство гордости. Положительная оценка укрепляет у детей интерес, стремление улучшить свой результат, даёт им возможность увидеть, чему они научились, чему ещё нужно научиться.

    Значение самообслуживания в воспитании детей

    • Дети, свободные от опеки взрослых, более самостоятельны и уверены в своих силах.
    • Приучение детей одеваться, умываться, есть, убирать за собой игрушки воспитывает у них самостоятельность, желание и умение прилагать усилия, достигать положительного результата.

    Дети 2-3 лет учатся

    • Мыть руки, засучивая рукава; мыть лицо не разбрызгивая воду; не мочить одежду; сухо вытираться полотенцем.
    • Одеваться и раздеваться в определённой последовательности: одежду снимать надевать,   вешать, вывёртывать на лицевую сторону.
    • Своевременно пользоваться носовым платком, туалетом.
    • Пить из чашки, есть, хорошо пережёвывая пищу с закрытым ртом.
    • Правильно пользоваться ложкой, салфеткой.

    Главное условие при формировании навыков самообслуживания – это постоянное подбадривание и поощрение. Не забывайте давать положительную оценку действиям ребенка – они дают ребенку чувство радости и подкрепляют его уверенность в том, что он может, и умет сам что-то делать. Но важно и не перехваливать ребенка. Хвалите ребенка за правильно выполненное дело. Воспитание навыков самообслуживания у детей – это длительный процесс, требующий от взрослых, в первую очередь, терпения.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    ДОКЛАД по теме: «РОЛЬ СЕМЬИ В ФОРМИРОВАНИИ У ДЕТЕЙ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ».

    Современная жизнь выдвигает повышенные требования к здоровью детей, которое является данной от природы и абсолютной ценностью трех уровней :биологического, социального и психологического. Здоровье, и ...

    Консультация для педагогов "Роль семьи в формировании у детей эмоциональной отзывчивости на произведения искусства"

    Роль семьи в формировании у детей эмоциональной отзывчивости на произведения искусства...

    Методические рекомендации для родителей «Роль семьи в формировании речи детей старшего дошкольного возраста»

    Очевидно, что для успешного обучения ребёнка  в школе необходима хорошо развитая речь. Однако родители не всегда знают, как же эту речь развивать. Как избежать возможных проблем и помочь своему р...

    Родительское собрание "«Роль семьи в формировании интересов детей и выборе будущей профессии».

    Выбор профессии — важное и ответственное дело! Выбирая профессию, нужно учитывать в первую очередь интересы ребенка, его склонности, способности, желания и только потом семейные традиции и интер...

    Конспект родительского собрания Тема: «Роль семьи в формировании интересов детей и выборе будущей профессии».

    Конспект родительского собрания по ранней профориентации дошкольников....

    КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Роль семьи в формировании речи детей 5 -7 лет. Игры и игровые задания для развития речи детей дома».

    Неполноценная речь отрицательно сказывается на развитии ребёнка, сдерживает формирование познавательных процессов, порождает отрицательные черты характера. Возникают проблемы с адаптацией к школьной ж...