Главные вкладки

    Консультация для родителей "Пальчиковые игры - это развитие"
    консультация (младшая группа)

    Егорова Елена Вячеславовна

    Консультация для родителей "Пальчиковые игры - это развитие"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon palchikovye_igry_eto_razvitie.doc53 КБ

    Предварительный просмотр:

    Консультация для родителей

                Часто слышу от родителей упрек в адрес педагогов: «Чем   они   занимаются? Как ни посмотришь - все играют. Дети уже в старшей группе, а взрослые их все пальчиками да ручками развлекают. Когда же будут учить писать и читать?».

                Как же многие родители ошибаются! Детский сад - только первая ступень к развитию полноценного члена общества - умного, доброго, а главное, здорового человека. Разве развитие мелкой моторики не готовит детей к овладению письменными знаками!? А ребенок, у которого нарушено звукопроизношение, неадекватное восприятие происходящих событий, недостаточный уровень концентрации внимания, плохая переключаемость с одного вида деятельности на другой, в результате чего изменяются некоторые формы поведения, возможна резкая смена настроения, депрессии, - разве нужно ребенка с таким «букетом» обучать чтению? Нет, начать нужно совсем с другого.

                Все люди разные: у кого-то очень хорошая память и он любит учить стихи, кто-то прекрасно рисует, но не любит заниматься точными науками, кто-то увлечен классической музыкой, а кто-то просто любит смотреть на дождь и бегущие по небу облака. И когда мы говорим о воспитании и обучении ребенка, то почему-то забываем о психических, физиологических и речевых его возможностях. А ведь ребенок, как и взрослый, тоже что-то любит делать, а что-то нет.

                Раскрытие природы маленького человека требует совместных усилий педагогов, медиков, а главное, самых близких ему людей - родителей.

               Давайте поговорим о пальчиковых играх. Именно о них многие взрослые думают только как о развлекательном моменте в воспитании.

               Очень важное значение в процессе развития ребенка имеет развитие мелкой моторики рук: у него улучшается двигательная координация, преодолеваются зажатость, скованность. Движение рук построено на занимательно-игровой основе. У дошкольников цепкая автоматическая память, запомнить двух-четырехстрочный специально для конкретного случая предназначенный текст для них не представляет особого труда. Зато потом услышанные слова могут вызвать нужные двигательные ассоциации, и наоборот -жест побуждает к самостоятельному произнесению ребенком соответствующих стихов. Помните, как в детстве мы играли «Сорока, сорока кашку варила, деток кормила...»? Попробуйте напомнить уже подросшему ребенку эту потешку и он обязательно начнет выполнять движения руками. Одно условие необходимо соблюдать - пальчиковые игры должны выполняться ребенком без затруднения и приносить ему только радость.

               Выдающиеся ученые Л.С. Выготский, Л.С. Волкова, Е.И. Исенина, М.И. Кольцова считали, что развитие мелкой моторики пальцев рук положительно сказывается на становлении детской речи. А неумение ребенком распознавать пальцы - прогностический признак будущих трудностей с чтением и письмом. Да, это именно так.

               Предлагаемый кандидатом педагогических наук М.А. Поваляевой тест на распознавание пальцев можно провести со своим ребенком дома. Он поможет оценить функционирование теменно-затылочных отделов коры головного мозга.

               Сядьте за стол напротив ребенка. Попросите его протянуть руку, закройте ладонь и пальцы своей рукой. Другой рукой дотрагивайтесь до пальцев его протянутой руки. Попросите вытянуть на другой руке тот палец, который вы трогаете. Какой результат?

               В норме: трехлетние дети правильно определяют большой палец; пятилетние - большой и мизинец; шестилетние - большой, мизинец, указательный.

               Для развития ручного праксиса очень полезны такие упражнения:

    • перебирая пальцами, крутить бруски или карандаш;

    • застегивать и расстегивать пуговицы разного размера;

    • плести косички из жестких ниток;

    • рисовать и штриховать карандашами.

               Для развития зрительно-моторных координаций эффективно задание: «Дорисуй недостающие детали вначале к рисункам, затем к буквам».

              Прежде чем обучать ребенка чтению, важно сформировать  психологическую  готовность. Существенное внимание надо уделить психотерапевтической работе, которая помогает формированию адекватной самооценки, повышению уверенности, нормализации отношений сверстниками и т.д. Пальчиковые игры вырабатывают у детей эти качества, а также способность    мобилизовываться, сосредотачиваться и расслабляться. Игры оригинальны и интересны тем, что представляют собой маленький театр, где  актеры - это пальчики ребят, Пальчиковые игры развивают мышечный   аппарат,   мелкую моторику, тактильную чувствительность. Повышается общий уровень организации мышления ребенка. С помощью пальчиковых игр можно одновременно готовить ребенка и к письму, и к чтению (но в том случае, если нет нарушения звукопроизношения).

               Например: рассказывая и показывая потешку «Кот Мурлыка, вы выкладываете на стол картинку, на которой изображены кот и мышки.

             

              «Вот кот Мурлыка ходит,

              Он все за мышкой бродит.

              (Мягкими кистями рук дети выполняют движение «кошечка».)

              Мышка, мышка, берегись,

              Смотри, коту не попадись.

              (Грозят указательным пальцем одной руки, затем другой.)

              Ам! (Одновременно двумя руками резко сжимают кулачки.)

               

               Эта игра доставит детям удовольствие. А если после игры вы выложите на столе под картинками буквы К и М, а после повторного исполнения это сделает сам ребенок, то буквы он запомнит быстрее. Такие задания стимулируют обучение, способствуют его успешности. Ведь для дошкольника учение всегда должно быть игрой.

               Еще один немаловажный момент. Прежде чем выполнять игру с пальчиками, включите музыку, которая нравится ребенку. Она должна быть знакомой, чтобы не привлекать своей новизной. Если ребенок возбужден, то включите ласковый плеск волн, пение птиц -это снимет психическое напряжение, успокоит. Излишне громкая музыка с подчеркнутыми ритмами ударных вредна не только для слуха, но и для нервной системы. Серьезные исследования по данному вопросу были проведены В.М. Бехтеревым. Он писал: «Бесшумная обстановка отрицательно влияет на психику человека, поскольку абсолютная тишина не является для него привычным окружающим фоном». Слушая музыку, сделайте ребенку массаж рук. Это очень приятная для него процедура. Во время игры требуйте от ребенка выразительной передачи образа.

               Если дома каждый день родители будут заниматься по 7-10 минут массажем рук ребенка, пальчиковыми играми, то положительный результат будет обязательно.

               Стимуляция речевых зон коры головного мозга положительно скажется на исправлении несложных речевых искажений (если ко всему сказанному добавить артикуляционную гимнастику). Будет совершенствоваться память.

               Легче будет проходить усвоение будущими школьниками навыков письма.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Консультация для родителей "Игра - обучение - развитие"

    Известно, что в дошкольном возрасте усвоение новых знаний в игре происходит значительно успешнее.чем на учебных занятиях. Обучающая задача, поставленная в игровой форме, имеет то преимущество, что в с...

    консультация для родителей "Игра и развитие речи"

    И для ребенка, и для мамы важно играть вместе. Давайте играть с пользой!...

    консультация для воспитателей "Игры на развитие фонематического слуха и коррекцию звукопроизношения"

    Овладение произношением фонем предполагает сопряжённую деятельность сенсорно-перцептивного и моторного уровней речи. Для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием характерны несформированнос...

    Консультация для родителей "Игры для развития ребёнка".

    Не смотря на занятость родителей, всё равно многих из них интерисует как развивается их малыш. В какие игры можно поиграть, чтобы ребёнок рос не толькоздоровым, но развитым? В этой консультации и пред...

    консультация для воспитателей "игры для развития речи"

    консультация для воспитателей "игры для развитие речи"...

    Консультация для педагогов:«Игры для развития фонематического восприятия у дошкольников»

    В данной консультации раскрыты основные понятия фонематической системы: фонематический слух, фонематическое врсприятие, фонематический анализ, синтез, фонематические представления, показана взаим...

    Консультация для педагогов. Игра - средство развития творческой личности дошкольника. Игры на развития воображения ребенка.

    Развивая воображение ребенка педагоги часто делают упор на образовательную область "Художественное развитие". Данный материал содержит несколько игр, которые развивая воображение, способствуют также р...