Как растет и развивается ребенок от 3 до 6 лет
статья

Валентина Савельевна Гаревских

Как растет и развивается ребенок от 3 до 6 лет

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_rastet_i_razvivaetsya_rebenok_ot_3_do_6_le1.docx21.48 КБ

Предварительный просмотр:

Как растет и развивается ребенок от 3 до 6 лет

Стандарт дошкольного образования предусматривает требования к кадровым условиям.

Именно поэтому педагоги должны не только знать, что такое развитие, как оно идет, каким законам подчиняется, но и уметь использовать эти знания в практике реализации программы.

Закономерности развития

Развитие ребенка в онтогенезе – непрерывный и нелинейный процесс морфофункционального созревания тканей, органов и систем организма, обеспечивающий качественное и количественное изменение его функционирования, адекватное реагирование и адаптацию.

На развитие оказывают влияние два основных взаимодействующих фактора- внутренний (генотип) и внешний (окружающая среда). Причем на разных этапах развития сила влияния каждого из факторов меняется и различна в каждом возрасте.

Процесс развития каждого ребенка подчиняется ряду закономерностей.

Наиболее важными из них являются:

- Этапность. Объективное разделение онтогенеза на этапы (возрастные периоды).

- Сенситивные периоды – этапы, характеризующиеся особой чувствительностью отдельных функций к воздействию внутренних и внешних факторов.

- Гетерохронность – неодновременное созревание структур, органов и систем организма.

- Биологическая надежность – по мере развития повышается надежность функционирования организма. Эта закономерность лежит в основе изменения нагрузок в соответствии с возрастными возможностями.

- Индивидуальность темпа развития, которая объясняет отсутствие жестких нормативных рамок развития, широкий диапазон индивидуальных вариантов развития.

Три года - переломный возраст, социально признанная граница между ясельным и дошкольным периодами. В дошкольном возрасте происходят значительные преобразования в деятельности всех физиологических систем детского организма, и к 6—7 годам ребенок приобретает тот уровень морфологического и функционального развития, который обычно называют «школьной зрелостью». С физиологических позиций возраст 6—7 лет — один из критических этапов развития, от которого во многом зависит вся последующая жизнь ребенка.

Физическое развитие

Физическое развитие происходит скачкообразно. Наиболее ярко выражены«скачки роста»  в первый год жизни (1,5-кратное увеличение длины приблизительно на 25 см  и 3–4-кратное увеличение массы тела за год до 10-11 кг, рост за счет удлинения туловища). После 3 лет темп роста снижается, но изменяются пропорции тела. Ребенок вытягивается, туловище становится более узким.

В период от 5 до 7 лет наблюдается увеличение скорости роста тела в длину (так называемый «полуростовой» скачок), в результате которого ребенок достигает примерно 70% длины тела взрослого. Полуростовой скачок и заключается в существенном удлинении рук и ног. Причем конечности в это время растут быстрее, чем туловище. На этом основан так называемый «филиппинский тест»: ребенку дают задание провести руку над головой и коснуться противоположного уха. У взрослого это не вызывает затруднений, у школьников – тоже, а вот 4–5-летний ребенок, оказывается, не может сделать такую простую вещь: руки у него пока еще слишком коротки. .  Если полуростовой скачок еще не прошел, ребенок не может дотянуться до уха. Завершение полуростового скачка проявляется в том, что ребенок свободно дотягивается до верхнего края ушной раковины или даже до ее середины на уровне козелка.

Результат Филиппинского теста достаточно точно характеризует именно биологический возраст ребенка, так как отражает не просто характеристику развития скелета, а нечто гораздо более важное – степень морфофункциональной зрелости организма. В первую очередь это связано с уровнем созревания нервной системы и способностью головного мозга воспринимать и перерабатывать информацию. Недаром Филиппинский тест нередко рассматривают как один из главных критериев «школьной зрелости», то есть готовности организма ребенка к многотрудному процессу школьного обучения. Физиологами и гигиенистами совершенно твердо установлено, что, если ребенок начинает посещать школу до того, как у него прошел полуростовой скачок, это резко отрицательно сказывается на его здоровье, в первую очередь – психическом, и крайне редко приносит успех в обучении.

В 13–15 лет – пубертатный скачок роста как за счет удлинения туловища, так и за счет удлинения конечностей.

Физиологические последствия полуростового скачка очень просты: организм становится надежнее в биологическом смысле, а стало быть – работоспособнее. С точки зрения физиологии о работоспособности вообще можно говорить только после завершения полуростового скачка. До этого истинной работоспособности (ни умственной, ни физической) у ребенка еще нет. Ведь основой работоспособности является такая организация нервных, энергетических и других процессов, которая способна обеспечить работу в «устойчивом режиме». Ни о каком устойчивом режиме до полуростового скачка говорить не приходится – клетки детского организма до 6 лет просто не годятся для этого. Зато после того как полуростовой скачок завершен, у ребенка появляются реальные функциональные возможности к усидчивой, достаточно длительной работе в ровном темпе (разумеется, еще небольшие – они будут быстро, но неравномерно увеличиваться по мере взросления).

Смена зубов.

Изменения в пропорциях и темпах роста затрагивают и кости черепа. Черепная коробка достигает к этому возрасту уже 4/5 своего окончательного размера и затем растет крайне медленно. Сильно начинают изменяться кости, составляющие каркас лица. Увеличиваются челюсти, молочные зубы перестают соответствовать по своим размерам новым пропорциям, поэтому становится неизбежной их замена на постоянные. Начало смены зубов, очередность и темп — важнейшие показатели биологического созревания организма (зубной возраст). Начавшись в этом периоде, смена зубов продолжается в течение 4—5 лет, а полностью зубная система формируется к 18—20 годам, когда появляются последние коренные зубы («зубы мудрости»).

Скелетно-мышечная система

Возраст 3—4 года особенно важен для формирования правильной осанки. В этом возрасте продолжается окостенение многих элементов скелета, что может служить для оценки так называемого «костного возраста». По-прежнему важно следить за правильной осанкой и обеспечивать профилактику плоскостопия.

Упражнения и массаж с использованием жестких и игольчатых покрытий и спортивных снарядов способствует активации рефлексогенной зоны стоп, которая оказывает мощнейшее влияние на развитие скелетных мышц, проходящих в этом возрасте один из важнейших этапов своего развития.

К моменту завершения полуростового скачка созревают нервные центры, управляющие мышечной координацией. Степень развития скелетных мышц и уровень скоординированности движений во многом определяют облик ребенка в этом возрасте.

Работоспособность и устойчивость к нагрузкам.

Работоспособность и устойчивость к нагрузкам еще невелики.

Иными словами, в организме нет функциональных возможностей для длительного поддерживания устойчивых (стационарных) состояний, возникающих при разного рода деятельности. Это проявляется в быстром утомлении при физических и умственных нагрузках.

Нетренированный ребенок в 6—7 лет способен выдерживать не более 5—7 мин сравнительно небольшую физическую нагрузку,. Для взрослого здорового человека такая нагрузка нетяжела и может выдерживаться без перерыва в течение часа и более. Еще менее устойчивы дети этого возраста к статическим физическим нагрузкам. Это, в частности, накладывает большие ограничения на форму учебных занятий: необходимость неподвижно сидеть за партой, долго сохранять одно и то же положение тела предъявляет к организму ребенка неадекватные требования. ребенок очень быстро устает, и это хорошо заметно по резкому нарушению позы уже через 3-5 мин.

Обменные процессы.

Для данного возраста характерен высокий уровень обменных процессов во всех тканях организма. В покое расход энергии организмом ребенка 6 лет достигает 2 Вт в расчете на каждый килограмм массы тела (у взрослого 1 Вт/кг). Этот сравнительно высокий уровень энергозатрат обеспечивается у детей более интенсивной работой сердца и дыхания. Так, в этом возрасте частота дыхания составляет 24—27 дыхательных циклов в минуту (у взрослых 12—18), частота сокращений сердца 94—98 ударов в минуту (у взрослых около 70). Это обусловливает низкую выносливость детей к длительным физическим и интеллектуальным нагрузкам.

Терморегуляция.

С 6-летнего возраста начинается быстрое совершенствование сосудодвигательных реакций периферических, в том числе кожных сосудов. Поэтому именно в этом возрасте особенно эффективны разнообразные закаливающие процедуры. Смысл подобных процедур заключается в том, чтобы холодовой нагрузкой на организм приучить его реагировать наиболее экономичным образом на снижение температуры окружающей среды. Это достигается благодаря тренировке сосудодвигательных реакций периферических (кожных) сосудов. Наиболее интенсивно происходит теплоотдача с конечностей, поэтому закаливающие процедуры обычно начинают с тренировки именно сосудов рук и ног (мытье ног холодной водой) и лишь постепенно переходят к обливанию всего тела. Смысл подобных процедур заключается в том, чтобы посредством холодовой нагрузки приучить организм наиболее экономичным образом реагировать на снижение температуры окружающей среды.

Развитие двигательных функций

Развитие движений у детей 3-7 лет связано с созреванием мозга и всех его структур, а также с изменением структуры и функциональных возможностей скелетных мышц. В период с 3 до 6-7 лет совершенствуется и становится более устойчивой структура локомоций и перемещений рук при игровых и бытовых ситуациях. Однако вплоть до 7 лет биодинамика движений верхних и нижних

конечностей у детей отличается наличием лишних колебаний и неравномерностью изменении скорости и ускорения. Даже такой, формирующийся раньше других вид локомоций, как ходьба, по своим биомеханическим показателям и биоэлектрической

активности мышц еще несовершенен: отсутствует зависимость между темпом ходьбы и длиной шага, длина шагов

непостоянна, содружественные движения рук и ног еще только формируются. Перечисленные особенности процесса

совершенствования двигательных функций не мешают детям овладевать многими сложными двигательными навыками:

плаванием, ездой на велосипеде, катанием на коньках, лыжах, лазанием.

С 4 лет дети сравнительно легко и без ошибок выполняют попеременные движения ногами. В то же время им пока еще с трудом даются прыжки, предполагающие синхронную
работу обеих ног.

Как правило, двигательная активность ребенка является его внутренней потребностью, он пробует, испытывает себя, проверяет свои возможности и очень радуется, добиваясь чего-то нового.

Период с 4 до 6 лет характеризуется активным освоением и совершенствованием новых инструментальных движений, в т. ч. действий с карандашом и ручкой. В 3,5-4 года ребенок уже может держать карандаш и достаточно свободно манипулировать им. К этому возрасту совершенствуются координация  движении и зрительно- пространственное восприятие, что позволяет детям хорошо копировать. Они умеют передавать пропорции фигур, ограничивать протяженность линий и рисовать их относительно параллельными. Рисунки разнообразны по сюжетам.

Именно в этом возрасте необходимо определить, какая рука является ведущей -правая или левая.

В 5 лет дети уже хорошо выполняют горизонтальные и вертикальные штрихи, способны ограничивать их длину, линии становятся более ровными и четкими, этому помогает изменение способа захвата ручки. Рисунки 5-летних детей показывают их способность выполнять вертикальные, горизонтальные и циклические движения. Они все чаще пытаются писать буквы.

В 6 лет дети хорошо копируют простейшие геометрические фигуры, соблюдая их размер, пропорции. Штрихи становятся более четкими и ровными, овалы - завершенными. Фактически в этом возрасте детям доступны любые графические движения, любые штрихи и линии. Регулярные занятия рисованием совершенствуют движения, тренируют зрительную память и пространственное восприятие, создают основу для успешного обучения письму. Специальная работа по выполнению графических движений создает «предпосылки» письма.

В это же время происходит дальнейшее развитие мышц рук. К возрасту 5—6 лет формируются весьма тонкие координационные способности, позволяющие переходить к графическим движениям с использованием ручки и к подготовке к письму.

Практика показывает, что 6-летние дети, с которыми специально не занимаются, пишут многие буквы зеркально, не соблюдают размерность и соотношение штрихов, что свидетельствует о недостаточной сформированности зрительного восприятия и координации движений. Попытки писать письменными буквами часто закрепляют неправильную конфигурацию, неверную траекторию движений.

Для того чтобы ребенок правильно усвоил способ движения, недостаточно подражания или показа, необходима специальная организация деятельности ребенка под руководством взрослого.

Наиболее  эффективный результат дает сочетание словесной инструкции и наглядного показа.

В 3 года ребенку требуется полное сопровождение с показом, объяснениями и контролем стороны взрослого. В 3-5 лет дети уже концентрируют свое внимание на определенном действии

и активно повторяют то, что им показывают и объясняют. В 6-7 лет они способны самостоятельно действовать по словесной инструкции, сопровождаемой показом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развиваем ребенка дома

Каждый родитель хочет видеть своего ребенка успешным. И каждый ребенок может добиться успеха, если регулярно развивать его способности. Причем это самое развитие – вовсе не скучные занятия по те...

Статья "Как развивать ребенка на прогулке"

Статья для родителей и воспитателей, как интересно и занимательно организовать прогулку детей....

Консультация для родителей «Развиваем ребенку память»

       Родители часто недоумевают, почему их ребенок с трудом разучивает стишок, который задали к празднику, а полюбившиеся песенки или стихи запоминает легко и может повтор...

Развиваем ребенка

Нет ничего более радостного, трогательного и волнующего для родителей, чем успехи их детей. Два года - возраст, когда вы пребываете на седьмом небе от счастья: ваше чадо развивается такими темпами, ка...

"Что нового в развитии ребенка с 9 месяцев? Как и с помощью чего развивать ребенка?"

В данной консультации радитель может ознакомиться с изменениями в развитии ребенка и с играми, которые могут  поспособствовать развитию ребенка....

В семье растет и воспитывается ребенок с особенностями развития…

В семье растет и воспитывается ребенок с особенностями развития&helli...