Круглый стол для родителей
опыты и эксперименты (подготовительная группа)

Кирьянова Алла Николаевна

Данный материал будет интересен и полезен воспитателям детского сада, заинтересованных эксперементальной деятельностью.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dlya_rod.kruglyy_stol.docx27.9 КБ

Предварительный просмотр:

Круглый стол:  «Игра или  экспериментирование».

Цель:  Заинтересовать родителей в организации экспериментирования в домашних условиях.

Задачи:

1. Формировать умение родителей поддерживать в ребёнке желание экспериментировать в домашних условиях, общаться с детьми.
2. Приобщать родителей к жизнедеятельности ДОУ через поиск и внедрение наиболее эффективных форм сотрудничества.

Подготовка:

- Оформить памятки для каждого родителя:

 «Занимательные опыты на кухне» 

 «Детское экспериментирование: МОЖНО И НЕЛЬЗЯ»

- Анкетирование родителей «Поисково-исследовательская активность детей».

                                                  Ход:

Уважаемые родители! Мы очень рады видеть вас за нашим круглым столом. Спасибо за то, что вы нашли время, и мы надеемся, что проведем его с пользой. 

Живут на свете дети – мальчики и девочки. Все они разные – голубоглазые и черноглазые, с косичками и кудряшками, одни живут в городе, другие – в деревне, одни – на севере, другие – на юге.

Но есть качество, которое делает их похожими, – все они «почемучки». Так их называют взрослые за любознательность. Каких только вопросов не задают дети своим мамам и папам, дедушкам и бабушкам, воспитателям!

- Откуда берется снег?

- Почему птица летает, а змея ползает?

- Откуда приходит дождь?

Как удовлетворить детское любопытство? Как объяснить законы природы на доступном для детей элементарном научном уровне. Дети с удовольствием познают окружающий мир в опытно-экспериментальной деятельности, и по природе своей пытливые исследователи окружающего мира. Очень полезно не сообщать знания в готовом виде, а помочь ребенку получить их самостоятельно, поставив  небольшой опыт. В этом случае детский вопрос превращается в формулирование цели.

Возникает проблема ,  и мы превращаемся в исследователей, а может

даже и в волшебников, которые раскрывают тайны окружающего мира.

Очень важно, чтобы опыт или эксперимент был интересен всем участникам.

В своей работе я стараюсь занимать позицию старшего друга, помогаю

в проведении опыта, даю совет или рекомендации, вместе с ребенком

осуществляю экспериментальные действия, если это необходимо. При  

ознакомлении с новым материалом, стараюсь удивить, ведь это самое

сильное и стойкое эмоциональное чувство. То, что удивило то

запомнилось. Удивление влечёт за собой стремление удивлять самому

 Удивление первоначальный источник познавательного процесса.

Экспериментирование – это, наряду с игрой – ведущая деятельность дошкольника.

Экспериментирование даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, а так же, обогащает память ребёнка, активизирует его мыслительные процессы, включает в себя активные поиски решения задач

Исследовательская, поисковая активность - естественное состояние ребёнка: он настроен на открытие мира, он хочет его познать. Исследовать, открывать, изучать - значит сделать шаг в неизведанное . Получить возможность думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное само выражаться.

Старшим дошкольникам присуще наглядно—образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям.

В детском саду уделяется много внимания детскому экспериментированию. Организуется исследовательская деятельность детей, создаются специальные проблемные ситуации. Мы проводим с детьми различные опыты и ставим эксперименты.

В нашей группе созданы условия для развития детской познавательной деятельности: в ЛАБОРАТОРИИ имеются материалы для экспериментирования: бумага, ткань, специальные приборы (лупа, детский микроскоп)

 В работе со старшими дошкольниками при экспериментировании важно использовать такие педагогические позиции, как:

- партнерства и сотрудничества («Мы сделаем это вместе»);

- передачи опыта («Люди обычно это делают так»);

- обращения за помощью к детям («У меня это почему-то не получается»).

В процессе игр – экспериментов у детей развивается :
● мелкая моторика: (игры с песком, мукой, горохом, мелкими камешками и 
бусинками);
● воображение:  (что случается с льдинкой в группе?, полетит ли перышко,
если на него подуть?)
● внимание и память :  (запомню – дома расскажу маме);
● речь;
● мышление:  (вода на морозе превращается в лед, значит, лед в тепле
растает).

 Сегодня поговорим об экспериментировании с детьми в домашних условиях. Хотим, чтобы вы не остались в стороне, а продолжали бы эту работу в домашних условиях.

     

  

Как организовать в домашних условиях мини-лабораторию?

Несложные опыты и эксперименты можно организовать и дома. Для этого не требуется больших усилий, только желание, немного фантазии и конечно, некоторые научные знания.

При подготовке и проведении опытов и экспериментов необходимо соблюдать некоторые правила:

 1.Установите цель эксперимента (для чего мы проводим опыт)

  2.Подберите материалы (список всего необходимого для   проведения опыта)

 3.Обсудите процесс (поэтапные инструкции по проведению эксперимента)

 4.Подведите итоги (точное описание ожидаемого результата)

 5.Объясните почему? Доступными для ребёнка словами.

Эксперимент можно провести во время любой деятельности.

Например, ребёнок рисует, у него кончилась зелёная краска. Предложите ему попробовать сделать эту краску самому. Посмотрите, как он будет действовать, что будет делать. Не вмешивайтесь и не подсказывайте. Догадается ли он, что надо смешать синюю и желтую краску? Если у него ничего не получиться, подскажите, что надо смешать две краски. Путём проб и ошибок ребёнок найдёт верное решение.

Любое место в квартире может стать местом для эксперимента.

Например, ванная комната. Во время мытья ребёнок может узнать много интересного о свойствах воды, мыла, о растворимости веществ. Например: что быстрее раствориться: морская соль, пена для ванны, хвойный экстракт, кусочки мыла и т. п.

Кухня – это место, где ребёнок часто мешает родителям, особенно маме, когда она готовит еду. В конце нашей встречи мы раздадим вам памятки, где описаны некоторые опыты, которые можно провести дома с ребенком именно на кухне.

 При организации детского экспериментирования с некоторыми предметами и веществами соблюдайте правила безопасности. Перед проведением опыта обязательно напомните детям об этих правилах, объясните последствия невыполнения правил.

                                          Практическая часть.   

Показ опытов вместе с детьми.                

А пока мы хотим предложить вам поучаствовать в экспериментировании, посмотреть и провести  несколько несложных опытов.

Многие из вас, наверное, играли с ребенком в пиратов или разбойников? Что в такой игре главное? Правильно, найти клад. А чтобы игра была интереснее, можно использовать секретное послание, где указано место расположения клада. Сделать такое письмо дома можно двумя способами:

  1. Обмакните перо или кисточку в молоко и напишите послание на белой бумаге. Обязательно дайте высохнуть. Прочесть такое письмо можно, подержав его над паром (не обожгитесь!) , или прогладив утюгом.
  2. Напишите письмо лимонным соком или раствором лимонной кислоты. Чтобы его прочесть, растворите в воде несколько капель аптечного йода и слегка смочите текст.

Опыт – «Вода не проливается»

 Должна ли вода выливаться из стакана, если его перевернуть вверх дном? Мы доказали, что вода может и не выливаться из перевернутого стакана…. если прикрыть стакан сверху бумагой, а затем его перевернуть. 
Оказалось, что бумажку удерживает атмосферное давление снаружи стакана, которое больше, чем давление воды внутри.

Внутри возникает давление из – за силы земного притяжения (или гравитации, но оно меньше, чем снаружи. Поэтому бумага как бы приклеивается к краешкам стакана.

 Опыт - «Взлетающие зубочистки». Сделан, практически, аналогично предыдущему, только мы сначала закрыли горлышко бутылочки кусочком бинта, прикрепив к горлышку плотно резинкой. Затем перевернули бутылочку и увидели, что вода не проливается. Зубочистки через бинт попадали в бутылочку и взлетали на поверхность воды в бутылочке

Это происходит потому, что вода заполняет отверстия в ткани и «запечатывает» их благодаря поверхностному натяжению, а внутри – силы земного притяжения. Зубочистки же взлетают на поверхность воды, так как дерево легче воды. Второй и третий опыты дети пытались объяснить тоже довольно просто – бумага шершавая, а бинт вообще в дырочку, следовательно, они содержат тоже воздух, место которого заполняет вода и создает как бы крышечку, которая плотно держится. 

Опыт –« Водолазный колокол».

Написать или нарисовать что-нибудь на листе бумаги.

Сворачиваем листок, убираем его в стакан, чтобы он упирался в его стенки и не скользил вниз. Погружаем листок в перевернутом стакане на дно резервуара. Бумага остается сухой — вода не может до нее добраться! После того как вытащите листок — дайте ребёнку удостовериться, что он действительно сухой.

Вывод: Когда мы переворачиваем стакан вверх «ногами» и опускаем в воду, воздух не дает воде подобраться к бумаге, вот почему она остается сухой.

Опыт – «Переливаем воду». 

Можно ли воду перелить из одного стакана в другой, не поднимая стаканы? Оказалось, возможно. Надо только воспользоваться жгутом, скрученным из бумажных салфеток. Жгут поместили в два стакана, в одном из которых находится вода, и оставили на некоторое время. После этого увидели, что воды в первом стакане стало меньше, а во втором она появилась – перетекла по жгуту. 
  Этот процесс происходит и в растениях, когда вода поднимается от корней к листьям. Объяснения опыта были таковы – салфетка не гладкая, значит, имеет отверстия, в которых накапливается воздух. Вода заполняет эти «пустые» места, таким образом, поднимаясь по салфетке вверх. 

"Яйцо-субмарина".

Приготовим соль, большую емкость, сырое яйцо и воду. Заполним посудину до половины водой, аккуратно опустим туда яйцо. Яйцо, конечно же, утонет. Затем достать яйцо, насыпать в воду побольше соли, в зависимости от объема воды. Размешать воду до полного растворения соли, снова погрузите яйцо в воду. На этот раз яйцо должно всплыть на поверхность. Если вдруг оно не всплывает, досыпьте соли.

Объяснить, что соленая вода держит предметы, потому что ее плотность выше.

 Шарик и апельсин. 
Понадобится один апельсин, надутые шарики .
Опыт: Отрежьте от апельсина кусочек кожуры, как если бы вы чистили апельсин для еды. Надавив на кожуру, брызните соком цедры на надутый шарик. Шарик лопнет. 
Объяснение: В цедре апельсина много такого вещества, как лимонен. Он активно растворяет резину, поэтому тонкий шарик не может ему противостоять.

После таких веселых экспериментов ребёнок будет учиться с удовольствием и радостью.

Закончить нашу встречу хочется китайским изречением:

«То, что я услышал, я забыл.

То, что я делал, я знаю! » 

Хотелось бы, чтобы родители следовали мудрому совету В.А Сухомлинского: «Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратиться к тому, что он узнал».

 Благодарим вас за внимание!

  • Домашнее задание: подобрать и провести дома совместно с детьми опыты .

 Предоставления фотомонтажа с проведением опыта для создания фотоальбома «Страничка юного исследователя»

 

                                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Круглый стол для родителей "Каков он успешный родитель?"

Активизация детско-родительских отношений...

«Круглый стол» с родителями по теме: «Роль родителей в трудовом воспитании детей», (старшая группа).

laquo;Круглый стол» с родителями по теме: «Роль родителей в трудовом воспитании детей», (старшая группа)....

Работа с родителями Круглый стол для родителей: «Ваш ребенок идет в школу: Интеллектуальная готовность»

Интеллектуальная готовность к школеРодители не правы, когда думают, что их малыш готов к учебе, так как умеет читать и писать. Ребенку, несмотря на это, может тяжело даваться школьная программа. Причи...

«Круглый стол» с родителями по теме: «Роль родителей в трудовом воспитании детей», (средняя группа)

Цель: познакомить родителей с особой ролью семьи в воспитании у детей трудолюбия Задачи:• познакомить родителей с особенностями трудового воспитания детей в семье и детском саду;&bull...

«Круглый стол» с родителями по теме: «Роль родителей в трудовом воспитании детей», (старшая группа).

Цель: познакомить родителей с особой ролью семьи в воспитании у детей трудолюбия Задачи:• познакомить родителей с особенностями трудового воспитания детей в семье и детском саду;&bull...

«Круглый стол» с родителями по теме «Роль родителей в трудовом воспитании детей», (старшая группа).

laquo;Круглый стол» с родителями по теме: «Роль родителей в трудовом воспитании детей», (старшая группа)....