Тренинг для родителей будущих первоклассников «От дошкольника к школьнику»
консультация (подготовительная группа)

Валентина Савельевна Гаревских

Тренинг для родителей будущих первоклассников  «От дошкольника к школьнику»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тренинг для родителей будущих первоклассников

«От дошкольника к школьнику»

                                                        Составила:

                                                                                                     Гаревских В.С.

педагог-психолог

Цель: Подготовка родителей к предстоящему обучению детей в школе.

Задачи:

Повышение компетентности родителей о формировании  у детей дошкольного возраста предпосылок  к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.

Представление родителям информации о возрастных особенностях ребенка предшкольного возраста;

 Расширение возможностей понимания своего ребенка.

Развитие умения думать о себе и ребенке в позитивном ключе.

Обучение эффективным способам общения;

Развитие навыков рефлексии у родителей.

Оборудование:

мультимедийное оборудование; счетные палочки; ручки; бумага для заметок по количеству родителей.

Ход  тренинга

1. «Игра – перекличка».

 В начале для активизации родителей  проводится игра-перекличка. Для ее организации используются сведения о детях, представленные в анкетах, которые заполняют родители. Например, ведущий спрашивает родителей:

— Есть ли у нас родители мальчика, у которого живут собака и кот? Он очень много помогает по хозяйству и любит решать примеры по математике и играть в ролевые игры?

— Есть ли у нас родители девочки, у которой есть попугай? Она любить помогать по хозяйству маме, а также мультфильм «Красавица и чудовище».

— Есть ли у нас родители девочки, которая имеет кошку и занимается фигурным катанием, любит игру в магазин?

Родители, как правило, с радостью откликаются, услышав рассказ о своем ребенке. 

                 

2. Упражнение «Серьезный момент».

Седьмой год жизни – это период завершения дошкольного возраста и перехода на новый этап жизни ребенка. Группа, в которую ходят ваши дети так и называется «подготовительная к школе группа». О том, что начало обучения ребенка в школе — один из самых серьезных моментов в его жизни, знают все. Но что значит «серьезный момент»? На этот вопрос я попрошу ответить вас.

Родители выполняют задание, передавая друг другу мяч.

Например: новый коллектив, новые знания, новая учительница, много новых впечатлений, новые обязанности, большие нагрузки.

3. Мини-лекция «Формирование  у детей дошкольного возраста предпосылок  к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования»  

Как видите, большая часть родителей оценивает начало обучения в школе как переломный этап в социально-психологическом плане. Это действительно так. Новые контакты, новые отношения, новые обязанности, новая социальная роль, иные условия.  Изменяется вся жизнь — все подчиняется школе, школьным делам и заботам. Начало обучения очень напряженный период еще и потому, что школа с первых дней ставит перед ребенком целый ряд задач, практически не связанных непосредственно с его предыдущим опытом, но требующих максимальной мобилизации физических и интеллектуальных сил. Трудно все: сам режим учебных занятий (с перерывами не «когда хочется», а через долгих 35—40 минут, и обилие новых впечатлений, которыми нельзя тут же поделиться, и эмоции, которые приходится сдерживать. Трудно не отвлекаться и следить за мыслью учительницы, трудно сидеть в определенной позе.

Итак, на ребенка в школе ложатся большие нагрузки (психологические, интеллектуальные, физические, за которые организм платит порой самой высокой ценой — здоровьем. Вполне естественно встает вопрос: «Как подготовить ребенка к школьной жизни? »

Под готовностью к школьному обучению понимают тот уровень физического и психологического развития, при котором требования системного обучения в школе не приводят к нарушению здоровья и психического развития ребенка.

Что же стоит за определением готовности ребенка к школе? Достаточно очевидный факт: современная школа может эффективно обучать не всех детей, а только тех, которые обладают вполне определенными характеристиками, несмотря на то что обучаться способны все дети. Школа предъявляет вполне определенные требования: ребенок должен быть готов начать учиться.

4. Игра-ассоциация «Школа»

Итак, к школьной жизни должны быть психологически готовы не только дети, но и родители. Ведь от отношения родителей к школе напрямую зависят особенности школьной адаптации ребенка. Давайте поиграем. Подумайте, с каким словом у вас ассоциируется слово «школа»? Например, учеба. Следующий участник должен дать свою ассоциацию на слово «учеба» и т. д. (Упражнение выполняется по кругу, участники передают мяч друг другу.)

После выполнения упражнения анализируются предъявленные ассоциации. Делается вывод: получена многообразная палитра ощущений, связанных с представлениями о школе. Они определяются опытом школьного обучения родителей.

5.  Практическая работа с родителями.

Готовность к школе включает в себя несколько компонентов:

Физическая готовность

Психологическая готовность

Специальная готовность (чтение, счет, учебные умения).

Наиболее важной является психологическая готовность, которая тоже включает в себя разные компоненты.

Далее ведущий предлагает родителям самим выделить и  сформулировать компоненты психологической готовности.

5.1. Волевая готовность.

Ситуация первая. Сережа был довольно развитым мальчиком. К моменту поступления в школу он мог читать, знал много стихов. Но, несмотря на то, что Сережа пошел в школу с большой радостью, с первых дней учебы он стал нарушать школьную дисциплину: вертелся на уроках, не слушал объяснений учителя. Вопрос: что послужило причиной неуспехов в школе? Какие качества не сформированы у ребенка?

Родители отвечают на вопросы.

Ведущий делает вывод: Волевая готовность предполагает:

- умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу;

- умение работать по инструкции взрослого;

- умение удерживать задачу на протяжении всего времени выполнения задания, сохранять заданную цель;

- умение видеть указанную ошибку и исправлять ее по указанию взрослого;

- умение контролировать свою деятельность по результату;

-  умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника.

- умение поставить цель, принять решение, наметить план действий, исполнить его, проявить определенное усилие, оценить результат своего волевого усилия.

     Игровые упражнения для развития волевой готовности:

- «Выложи из счетных палочек»

- «Графический диктант» 

Ребенку дается образец геометрического узора, выполненный на бумаге в клетку (на отдельной карточке) или на расчерченной доске: он должен воспроизвести предложенный образец и самостоятельно продолжить точно такой же рисунок.

Аналогичная работа предлагается для выполнения на слух, когда взрослый диктует последовательность действий с указанием числа клеточек и их направления (вправо-влево, вверх-вниз).

- «Инструкция»

Хорошо, если ребенок в трудный первый год учебы будет ощущать вашу поддержку. «Давай еще раз попробуй; еще чуть-чуть постараешься, и будет намного лучше». Ваша вера в успех, спокойное ровное отношение помогут ребенку справиться со всеми трудностями. Одной из этих трудностей может стать выполнение домашних заданий. И как важно найти правильные точные слова, чтобы объяснить первокласснику непонятную задачу или правило по русскому языку? Данное упражнение поможет осознать это.

Из группы выбирается, ведущий. Ему дается лист с заранее нарисованными фигурами. Задача ведущего — в течение одной минуты дать четкие словесные характеристики фигуры, в результате каждый участник должен воспроизвести описанную фигуру с листа ведущего. Затем ведущий просит всех участников поднять листы с выполненным заданием и, пройдя по кругу, сверяет их с эталоном. После выполнения упражнения участники обсуждают, точно ли ими была выполнена инструкция ведущего. Далее группа выявляет причины неточного выполнения задания и совместно формулирует точную инструкцию.

5.2. Мотивационная готовность.

Ситуация  вторая. Мама Вани считает, что ее сын имеет необходимый запас знаний, умений и навыков для обучения в школе. Но в беседе с ним она узнала, что у него нет желания идти в школу.
Вопросы. Будет ли успешным обучение ребенка в школе? Что не сформировано у ребенка ?
 

Родители отвечают на вопросы.

Ведущий делает вывод: Мотивационная готовность предполагает у школьника желание принять новую социальную роль. Для этого важно, чтобы школа привлекала своей главной деятельностью — учебой.

Мотивационная готовность;

-  сформированность «внутренней позиции школьника», как готовности ребенка принять новую социальную позицию и роль ученика;

 - доминирование учебно-познавательных мотивов;

- сформированность Я - концепции и  адекватной самооценки;

- эмоциональная зрелость (освоение ребенком социальных норм выражения чувств и нравственных  ориентиров (любовь к близким, малой родине, уважение к старшим, бережное отношение ко всему живому и.т.п.).

5.3. Коммуникативная готовность.

Ситуация третья.  Мама рассказывает: «С двух лет Маша находится в обществе детей, но все равно очень робкая, несмелая, застенчивая. На занятиях активности не проявляет. От сверстников старается держаться подальше. Думаю, в школьном коллективе ей может быть нелегко». Вопросы: Права ли мама в своих волнениях? Что может помешать ребенку?

Родители отвечают на вопросы.

Ведущий делает вывод: Коммуникативная готовность предполагает умение войти в детское общество, действовать совместно с другими, уступать, подчиняться, то есть качества, обеспечивающие безболезненную адаптацию ребенка, способствующие его благоприятному развитию.

Это умение ребенка строить свои взаимоотношение с другими людьми:

играть и общаться с другими ребятами;

быть включенным в детский коллектив и уметь жить по его законам;

общаться со взрослыми людьми, соблюдая правила культурного обращения;

доброжелательность и отсутствие агрессивности.

5.4. Интеллектуальная готовность.

Ситуация четвертая. Бабушка говорит о своей внучке: «Она у нас тихая, спокойная, не бегает, как другие, сидит с куклой и что-то шепчет ей. Прямо «золотой» ребенок».
Вопросы. Нужно ли активизировать интерес ребенка к окружающему миру? Чем должен обладать ребенок?

Родители отвечают на вопросы.

 Ведущий подводит итог:  Интеллектуальная готовность предполагает сформированность внимания, развитую память, сформированные мыслительные операции анализа, синтеза, обобщения.

Тест для родителей «Познавательная потребность ребёнка»(самоанализ)

  1. Часто ли ребёнок задаёт вам вопросы? часто (5 баллов) иногда (3 балла) редко (1 балл)

2. Часто ли ребёнок просит, чтобы ему почитали? часто (5 баллов) иногда (3 балла) редко (1 балл

 3. Занимается ли ваш ребёнок умственным трудом? часто (5 баллов) иногда (3 балла) редко (1 балл)

4. Как поступает, ребёнок услышав занимательный вопрос? сам пытается ответить (5 баллов) по-разному (3 балла) просит, чтобы вы сами ответили на свой вопрос (1 балл)

5. Привлекают ли ребёнка занимательные виды деятельности? часто (5 баллов) иногда (3 балла) редко (1 балл)

Этот простой тест может помочь вам определить, насколько у вашего ребёнка развита познавательная потребность: узнавать что-то новое, делать что-либо занимательное, что требует усилий, но получается не сразу то, что требуется для обучения в школе. Если при подсчёте баллов у вас получится сумма от 17 до 25 - познавательная потребность развита достаточно сильно, это будет основательным подспорьем в школе. Сумма 12-16 баллов означает умеренно выраженную познавательную потребность, 12 баллов говорят о том, что вам обязательно нужно уделить внимание развитию познавательной потребности, потому что при такой степени сформированности её в школе у ребёнка возникнут проблемы.

6. Игровое упражнение «Найди клад».

Родители по схеме находят «клад» - памятки для родителей.

7. Рефлексия.

Тест для родителей

 «Познавательная потребность ребёнка» (самоанализ)

1.Часто ли ребёнок задаёт вам вопросы?

часто (5 баллов) иногда (3 балла) редко (1 балл)

2. Часто ли ребёнок просит, чтобы ему почитали?

 часто (5 баллов) иногда (3 балла) редко (1 балл)

 3. Занимается ли ваш ребёнок умственным трудом?

часто (5 баллов) иногда (3 балла) редко (1 балл)

4. Как поступает  ребёнок услышав занимательный вопрос?

 сам пытается ответить (5 баллов) по-разному (3 балла) просит, чтобы вы сами ответили на свой вопрос (1 балл)

5. Привлекают ли ребёнка занимательные виды деятельности?

часто (5 баллов) иногда (3 балла) редко (1 балл)

ИТОГО БАЛЛОВ   ________________

Этот простой тест может помочь вам определить, насколько у вашего ребёнка развита познавательная потребность: узнавать что-то новое, делать что-либо занимательное, что требует усилий, но получается не сразу то, что требуется для обучения в школе.

Тест для родителей

 «Познавательная потребность ребёнка» (самоанализ)

1.Часто ли ребёнок задаёт вам вопросы?

часто (5 баллов) иногда (3 балла) редко (1 балл)

2. Часто ли ребёнок просит, чтобы ему почитали?

 часто (5 баллов) иногда (3 балла) редко (1 балл)

 3. Занимается ли ваш ребёнок умственным трудом?

часто (5 баллов) иногда (3 балла) редко (1 балл)

4. Как поступает  ребёнок услышав занимательный вопрос?

 сам пытается ответить (5 баллов) по-разному (3 балла) просит, чтобы вы сами ответили на свой вопрос (1 балл)

5. Привлекают ли ребёнка занимательные виды деятельности?

часто (5 баллов) иногда (3 балла) редко (1 балл)

ИТОГО БАЛЛОВ   ________________

Этот простой тест может помочь вам определить, насколько у вашего ребёнка развита познавательная потребность: узнавать что-то новое, делать что-либо занимательное, что требует усилий, но получается не сразу то, что требуется для обучения в школе.

G:\СОБРАНИЕ гр.10 2016\маршак\DSC09411.JPG

G:\СОБРАНИЕ гр.10 2016\РМО психологов\DSC00057.JPG

Приложение №1

Памятка родителям будущих первоклассников

  • Поощряйте инициативу ребенка.
  • Эмоциональный настрой ребенка должен быть положительным.
  • Не ругайте за ошибки, не насмехайтесь.
  • Не забывайте хвалить.
  • Форма оценки (то есть указание на недостатки) должна быть в мягкой форме: «Ты действительно очень хорошо действовал, но пока получилось не совсем правильно».
  • Необходима общая положительная оценка.
  • Подробно вместе разбирайте ошибки.
  • Обучение дошкольников следует проводить в игровой форме.
  • Избегайте принуждения, которое сопровождается личными оскорблениями, например: «Садись занимайся, балбес». Это порождает неуверенность в себе и приводит к личным неудачам.
  • Не старайтесь «натаскать» ребенка на выполнение отдельных заданий, не забегайте вперед и не начинайте проходить школьную программу.
  • Учите ребенка думать, рассуждать, приучайте к пониманию, что достигнуть определенных результатов можно только затратив усилия.
  • Закаляйте ребенка, укрепляйте его здоровье.
  • Перед школой обязательно проконсультируйтесь с врачами- специалистами, педагогами, логопедом, психологом.
  • Не перегружайте ребенка! Не требуйте невыполнимого! Утраченное здоровье ребенка вам никто не вернет.
  • Помните «Нет плохих учеников, а есть плохие учителя».

КАК НЕ НАДО

вести себя родителям, когда ребенок готовится к поступлению в школу

  • Не заниматься подготовкой к школе, пуская это все на самотек.
  • Не выявлять заранее незрелость и, даже выявив ее, не принимать ни каких мер.
  • Не проводить незрелому ребенку назначенные корригирующие мероприятия.
  • Пытаться записать его в обычный класс, прекрасно зная, что он в нем не справится с нагрузкой.
  • Поддерживать в нем низкую самооценку,  комплексы неполноценности. Показывать, что он отверженный в  семье и школа — это только его дело.
  • Все время инфантилизировать ребенка, пытаться, чтобы он был зависимым от Вас.
  • Сверхопекать  или  недостаточно опекать Вашего ребенка.
  • Быть равнодушным к будущему малыша.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Готовность к школе Гаревских Валентина Савельевна педагог-психолог МАДОУ д/сад № 10 «Чебурашка»

Слайд 2

Адаптация ребенка к школе – серьезный момент Возникновение специфических реакций: страхи, срывы, повышенная слезливость, заторможенность. Меняется социальная позиция ребенка: он становится учеником. Происходит смена ведущей деятельности. Меняется его социальное окружение. Успешность зависит от позиции среди сверстников. Проблема сдерживания двигательной активности.

Слайд 3

Готовность к школе Физическая готовность Здоровье, моторика рук, движения, возраст Психологическая готовность Специальная готовность Чтение, счет, учебные умения

Слайд 4

Ситуация первая. Сережа был довольно развитым мальчиком. К моменту поступления в школу он мог читать, знал много стихов. Но, несмотря на то, что Сережа пошел в школу с большой радостью, с первых дней учебы он стал нарушать школьную дисциплину: вертелся на уроках, не слушал объяснений учителя. Вопросы: что послужило причиной неуспехов в школе?

Слайд 5

Волевая готовность умение сдерживать и контролировать поведение, а так же: Умение сознательно подчинять свои действия правилу, обобщенно определяющему способ действия. Умение ориентироваться на заданную систему требований. Умение внимательно слушать говорящего и точно выполнять задания.

Слайд 6

Упражнение «Выложи из счетных палочек» Упражнение «Графический диктант» Упражнение «Инструкция»

Слайд 7

Ситуация вторая. Мама Вани считает, что ее сын имеет необходимый запас знаний, умений и навыков для обучения в школе. Но в беседе с ним она узнала, что у него нет желания идти в школу. Вопросы. Будет ли успешным обучение ребенка в школе?

Слайд 8

Мотивационная готовность сформированность «внутренней позиции школьника», как готовности ребенка принять новую социальную позицию и роль ученика; доминирование учебно-познавательных мотивов; сформированность Я - концепции и адекватной самооценки; эмоциональная зрелость (освоение ребенком социальных норм выражения чувств и нравственных ориентиров (любовь к близким, малой родине, уважение к старшим, бережное отношение ко всему живому и.т.п.).

Слайд 9

Ситуация третья. Мама рассказывает: «С двух лет Маша находится в обществе детей, но все равно очень робкая, несмелая, застенчивая. На занятиях активности не проявляет. От сверстников старается держаться подальше. Думаю, в школьном коллективе ей может быть нелегко». Вопрос: права ли мама в своих волнениях?

Слайд 10

Коммуникативная готовность Это умение ребенка строить свои взаимоотношение с другими людьми: играть и общаться с другими ребятами; быть включенным в детский коллектив и уметь жить по его законам; общаться со взрослыми людьми, соблюдая правила культурного обращения; доброжелательность и отсутствие агрессивности.

Слайд 11

Ситуация четвертая. Бабушка говорит о своей внучке: «Она у нас тихая, спокойная, не бегает, как другие, сидит с куклой и что-то шепчет ей. Прямо «золотой» ребенок». Вопросы: Встретится ли девочка с трудностями в школе? Нужно ли активизировать интерес ребенка к окружающему миру?

Слайд 12

Интеллектуальная готовность Сформированность логических операций : умение осуществлять анализ и синтез; умение сравнивать (выделение признака из ряда предметов) -обобщение (выделение общего признака из ряда объектов); операция классификации (объединение по группам); установление причинно-следственных связей; -операция сериации (установление последовательных взаимосвязей, Информационн ые умения: - умение ориентироваться в книге; - умение листать книгу вперёд-назад с определённой целью; - умение находить нужную страницу; - умение ориентироваться по условным обозначениям в книге; - умение работать но иллюстрации (рассмотрение иллюстрации с разными задачами: оценка смысла всей иллюстрации или её части, поиск нужных частей иллюстрации,

Слайд 13

Компоненты психологической готовности Интеллектуальная готовность Коммуникативная готовность Мотивационная готовность Волевая готовность

Слайд 14

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематическое планирование тренингов для родителей будущих первоклассников

В рамках семейного клуба "Доверие" был разработан цикл тренингов для родителей будущих первоклассников....

Тренинг для родителей будущих первоклассников "На пороге школьной жизни". Занятие №1

Организация совместной работы детского сада и семьи по формированию готовности ребенка к школе....

Тренинг для родителей будущих первоклассников "На пороге школьной жизни". Занятие №2. Тема: "Мотивационная готовность"

Психологическое просвещение родителей по вопросу формирования и развития мотивационной сферы дошкольника...

«Тренинг для родителей будущих первоклассников». Тема: «От дошкольника к школьнику»

laquo;Тренинг для родителей будущих первоклассников».Тема: «От дошкольника к школьнику»Пояснительная запискаЦель: Подготовка родителей к предстоящему обучению детей в школе.Зад...