Тренинг для родителей будущих первоклассников "На пороге школьной жизни". Занятие №4. Тема: "Взаимодействие с детьми. Произвольная сфера"
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему

Ситникова Елена Викторовна

Подготовка родителей к предстоящему обучению их детей в школе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon treningovoe_zanyatie_no4.doc62 КБ

Предварительный просмотр:

Тренинг для родителей будущих первоклассников

"На пороге школьной жизни"

Занятие №4 "Взаимодействие с детьми. Произвольная сфера".

Цель: Подготовка родителей к предстоящему обучению детей в школе.

Задачи:

  • Повышение компетентности родителей;
  • Представление родителям информации о возрастных особенностях ребенка предшкольного возраста и  его произвольной сферы;
  • Расширение представлений родителей, дети которых посещают подготовительную группу, о готовности к школьному обучению;
  • Выработка новых навыков взаимодействия с ребенком — будущим школьником;
  • Расширение возможностей понимания своего ребенка;

Форма работы: групповая

Содержание занятия

1. Упражнение «Приветствие»

Участникам тренинга предлагается продолжить фразу, обращаясь к каждому члену группы: «Привет, (имя), сегодня замечательный день, потому, что...».

2. Разминка

Упражнение "Аплодисменты по кругу"

- Мне хочется предложить вам игру, в ходе которой аплодисменты сначала звучат тихонько, а затем становятся все сильнее и сильнее.
Ведущий начинает тихонько хлопать в ладоши, глядя и постепенно подходя к одному из участников. Затем этот участник выбирает из группы следующего, кому они аплодируют вдвоем. Третий выбирает четвертого и т.д. последнему участнику аплодирует уже вся группа.

3. Основная часть.

Упражнение “Снежинка”.

Ведущий: Сейчас мы с вами выполним интересное упражнение. Главное условие: не смотреть ни на кого и слушать мою инструкцию. Перед вами у каждого на столе лежит лист. Все листы одинаковой формы, размера, качества, цвета. Слушайте внимательно и выполняйте следующее:

1. Сложите лист пополам.
2. Оторвите правый верхний уголок.
3. Опять сложите лист пополам.
4. Снова оторвите правый верхний уголок.
5. Сложите лист пополам.
6. Оторвите правый верхний уголок

Продолжите эту процедуру, пока она будет возможна. Теперь раскройте свою красивую снежинку. Сейчас я прошу вас найти среди остальных снежинок точно такую же, как и у вас. Снежинки должны быть совершенно одинаковые.

Нашли? Участники отвечают, что не нашли.

Ведущий: А почему? Как вы думаете?

Варианты поступают самые разные и постепенно, по мере их поступления, аудитория приходит к выводу: одинаковых людей нет, поэтому и снежинки получились разные, хотя инструкция для всех была совершенно одинаковая.

Этот вывод - начало разговора о том, что дети все разные. Различны их способности, возможности и личностные качества.

4.  Мини-лекция «Произвольная сфера дошкольника»

Жизнь будущего первоклассника предъявляет большие требования к воле ребенка: надо вовремя встать, успеть в школу точно до звонка, в классе надо сидеть положенное время и только на одном месте. Нужно выполнять многие правила на уроке: вставать когда хочешь ответить или о чем-то спросить, поднимать руку и не выкрикивать ответ. А первокласснику очень хочется, чтобы спросили именно его, когда он знает ответ. Надо внимательно слушать учителя и выполнять все указания. Писать можно только то и только там, где указала учительница.

Школьная жизнь требует от ребенка соблюдения большого числа правил. Им подчинено поведение учеников на уроке (нельзя шуметь, разговаривать с соседом, заниматься посторонними делами, нужно поднимать руку, если хочешь что-то спросить, и т.д.), они служат для организации учебной работы учащихся (содержать тетради и учебники в порядке, делать записи определенным образом и т.д.), регулируют отношения учеников между собой и с учителем.
Способность подчиняться правилам и требованиям взрослого, умение работать по образцу - основные показатели сформированности произвольного поведения.

И каждое такое правило, каждое «надо» требует, чтобы ребенок подчинял им свои действия, желания, умел сдерживаться и контролировать свое поведение. Следует обратить особое внимание на эту сторону психического развития, ели ребенок отличается повышенной двигательной активностью, ели он непоседлив, ели он импульсивен и рассеян.

Сформированность произвольной сферы дошкольника поможет ему быстрее и легче адаптироваться к школе.

Развитие произвольности – является одним из основных показателей готовности к школе. У детей - дошкольников выделяют следующие показатели развития произвольности. Дети 6-7 лет способны к волевой регуляции поведения на основе внутренних побуждений и установленных правил, они способны проявить настойчивость, преодолевать трудности.

Итак, описав показатели развития детей 6-7 лет, мы знаем, каким может быть «возрастной портрет» ребенка перед поступлением в школу. Однако, каждый ребенок индивидуален. Он имеет свои темпы биологического развития и, кроме того, на его развитие влияют как внешние (социокультурные, экологические, педагогические), так и внутренние (генетические, биологические и т.п.) условия. Если условия благоприятны, то ребенок развивается, и имеет показатели развития, описанные выше. Если условия для развития ребенка неблагоприятны, то они могут нарушить или затормозить развитие и сформированность отдельных показателей.

Уже на этапе подготовки к школе, организуемых в старших группах детских садов, учебная деятельность построена на основе произвольных усилий ребёнка. Он (ребёнок) становится обязанным делать то, что ему не всегда хочется делать, он должен произвольно контролировать своё поведение, стабильно держать активное внимание на занятиях. Словом, учебная деятельность уже в детском саду основана на развитых навыках произвольного поведения ребёнка. В период подготовки детей к обучению в школе происходит интенсивное накопление и наращивание тех необходимых психологических новообразований, которые обеспечивают скачок от одной качественной формы жизни ребёнка к другой, от в основном непроизвольного поведения к произвольному. Естественно, что этот скачок не может произойти мгновенно, и его подготовка должна проходить в «недрах» дошкольной жизни.

Возможные проблемы

В познавательной деятельности.

Одним из существенных отличий в познавательной деятельности является различие в умении осуществлять самоконтроль и регуляцию своих действий. Дети с неразвитым самоконтролем даже при знании и понимании правила, по которому нужно действовать, затрудняются в самостоятельном выполнении заданий, где требуется в определённой последовательности выполнить ряд умственных операций, и им необходима постоянная помощь взрослого. Дети с недостаточно сформированной произвольностью хуже включаются в процесс обучения, и даже при нормальном уровне интеллектуального развития такие ребята могут попасть в группу неуспевающих.

В общении.

Детям с неразвитым самоконтролем трудно освоить ряд навыков коммуникативного развития:

  1. Быть вежливым в общении со сверстниками и взрослыми.
  2. Вступать в контакт.
  3. Соблюдать нормы и обычаи, принятые в коллективе.
  4. Быть дисциплинированным.

Поведение.
Дети с неразвитым самоконтролем во время коллективных занятий часто вскакивают с места, не понимают, чего от них хочет взрослый, не могут выполнить задания до конца. Эти дети мешают другим, не умеют подчинить своё поведение правилам или уступать другим и, как следствие, вызывают многочисленные конфликты в детском коллективе.

Гиперактивные дети.

С гиперактивными детьми трудно наладить контакт уже потому, что они находятся в постоянном движении: они не ходят, а бегают, не сидят, а ёрзают, не стоят, а крутятся или залезают куда- нибудь, не смеются, хохочут, принимаются за дело или убегают, не дослушав задание до конца. Внимание их рассеяно, глаза блуждают, взгляд трудно поймать.

Дети с признаками агрессивного поведения.

С трудом контролируют свои агрессивные импульсы, не могут выражать их в приемлемых рамках, ссорятся и конфликтуют с ровесниками.

Тревожные дети.

Высокая тревожность оказывает в основном отрицательное, дезорганизующее действие на результаты деятельности детей. У таких детей можно заметить разницу в поведении на занятиях и вне их. Вне занятий это живые, общительные дети, на занятиях они зажаты и напряжены. Внутреннее беспокойство, боязнь неудачи  не даёт сосредоточиться, сконцентрировать внимание, ребёнок теряет нить объяснения взрослого, не может выполнить задание.

Условия развития волевых качеств: 

  1. Не делайте за ребенка то, с чем он уже в состоянии справиться сам. Ребенок испытает больше радости, если сам достигнет цели. Самостоятельное преодоление препятствий станет источником активных действий. Конечно, возможности ребенка во многом ограничены, и очень часто он не может добиться результата. Если он не справляется сам, ему необходимо помочь. Возможно, поначалу не все будет удаваться правильно, потребует вашей переделки и большего количества времени. Необходимо проявить терпение, не стоит нервничать или торопиться, иначе интерес к этим действиям у ребенка может пропасть. Зато ваше терпение и затраченное время полностью окупятся: ребенок будет развиваться правильно, и значительно облегчится уход за ним.

  1. Формированию организованности и волевых черт характера ребенка способствует продуманный режим и распорядок дня.

  1. Очень важно установить единый подход к ребенку, согласовать воспитательные усилия всех членов семьи. Разногласия между родителями в методах воспитания вырабатывают двойственность поведения ребенка, хитрость.

4. Не менее важно соблюдать принцип последовательности, т. е. нельзя разрешать ребенку то, что вчера было запрещено. Надо постепенно воспитывать в ребенке умение овладевать своими желаниями, приучать его сдерживаться, побеждать в себе чувства боли, обиды, страха. Все это укрепляет, тренирует его волю.

5. Побольше играйте со своими детьми в любые игры с правилами: подвижные игры, настольно-печатные, сюжетно-ролевые, так как именно игра помогает развивать произвольное поведение старших дошкольников: игры с мячом (на попадание в цель, ритмическое отбивание мяча от земли), классики, прыгалки, прыгание через веревку.

  1. Формировать умение работать в соответствии с образцом (воспринимаемым зрительно или на слух)
  • Создать такие условия, при которых осуществляется развитие у ребенка способности произвольно воспроизводить образец: построй ки из кубиков по образцу, работа с различными конструкторами по образцу, лепка по образцу, складывание мозаики по образцу, сюжетно- ролевые игры, игры с правилами, дидактические игры, игры-соревнования на точное воспроизведение различных образцов (в продуктивной деятельности, поведенческих образцов).
  • Научить детей сверять полученный результат работы с образцом поэлементно.
  • Научить детей самостоятельно выполнять требуемое задание по воспринимаемому образцу.

7. Формировать умение работать по правилу

  • Формировать у ребенка умение сознательно подчинять свои действия правилу, обобщенно определяющему способ действия (разнообразные игры: сюжетно-ролевые, режиссерские, с правилами, дидактические).
  • Формировать умение ориентироваться на заданную систему требований (игры с правилами, сюжетно-ролевые игры).
  • Формировать умение внимательно слушать говорящего и точно выполнять задания, предлагаемые в устной форме (работа по словес ной инструкции) (игры с правилами, дидактические игры, дидактические игры в форме сюжетно-ролевых).
  1. Упражнение «Кокон»

Цель: Показать родителям ситуацию которая происходит во многих семьях.

Ход упражнения:

Вы приходите домой и ребенок хочет с вами поделиться о прошедшем дне. Вы говорите - не сейчас (Завязывается рот). Ребенок хочет вам помочь, вы отказываетесь (Завязываются руки). Не зная чем заняться, ребенок начинает бегать по комнате. Вы ругаете его за топот (Завязываются ноги). Ребенку ничего не остается делать, как сидеть и слушать разговор взрослых. Вы опять его ругаете (Завязываются уши). Ребенок сидит и тупо смотрит телевизор. Вы заходите и говорите, что уже пора спать (Завязываются глаза) .

Анализ: Посмотрите на что поход ребенок - на «кокон». Гусеница в коконе развивается, превращается в красивую бабочку, а ваш малыш развивается? Как часто вы говорите слово «Нет» своему ребенку?

6. Упражнение “Последняя встреча” (10 мин.)

Оборудование: магнитофон, кассета с записью спокойной музыки, свеча, зажигалка.

Инструкция: встаньте, пожалуйста, в большой круг. Я включу музыку, а вы закройте глаза, сделайте три спокойных вдоха и выдоха. Представьте себе, что наши встречи в группе закончились, вы идете домой. Вспомните, какими вы пришли на первое занятие, чего ожидали от группы. Вспомните самые неожиданные, самые смешные, самые трогательные моменты. Подумайте о том, что вы не сказали группе, но хотели бы сказать. Через минуту у вас будет возможность это сделать (пауза). Сделайте глубокий вдох, откройте глаза и скажите это.

Примечание ведущему: к этому моменту нужно зажечь свечу. Ведущий говорит слова благодарности кому-то из участников и передает ему горящую свечу. Когда выскажутся все желающие, и свеча побывает в руках у каждого члена группы, ведущий произносит заключительные слова, протягивает свечу на ладони в центр круга, жестами просит группу подойти ближе и единым выдохом задуть свечу.

4. Обратная связь.

5. Прощание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар - практикум для родителей "Семья на пороге школьной жизни"

Семинар - практикум для родителей "Семья на пороге школьной жизни" направлен на активное вовлечение семьи в воспитательно-образовательный процесс, повышение педагогической компетентности родителей при...

Консультация для родителей "Ребёнок на пороге школьной жизни".

Скоро в школу. О чём следует подумать?  Поступление в школу- не только важная ступенька в жизни ребёнка, но и событие для всей семьи. К которому, как правило, заранее готовятся, думают. Обсу...

Тренинг для родителей будущих первоклассников "На пороге школьной жизни". Занятие №1

Организация совместной работы детского сада и семьи по формированию готовности ребенка к школе....

Тренинг для родителей будущих первоклассников "На пороге школьной жизни". Занятие №2. Тема: "Мотивационная готовность"

Психологическое просвещение родителей по вопросу формирования и развития мотивационной сферы дошкольника...