Консультация для родителей "Развитие математических способностей у детей подготовительной к школе группы"
консультация (подготовительная группа)

Малышева Татьяна Игоревна

Математическое развитие детей дошкольного возраста осуществляется как в результате приобретения ребенком знаний в повседневной жизни (прежде всего в результате общения со взрослым), так и путем целенаправленного обучения на занятиях по формированию элементарных математических знаний.

Почему же многим детям так трудно дается математика не только в начальной школе, но уже сейчас, в период подготовки к учебной деятельности?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ksr_14_papka-peredvizhka.odt25.99 КБ

Предварительный просмотр:

 «Развитие математических способностей у детей подготовительной к школе группы».

 

        Математическое развитие детей дошкольного возраста осуществляется как в результате приобретения ребенком знаний в повседневной жизни (прежде всего в результате общения со взрослым), так и путем целенаправленного обучения на занятиях по формированию элементарных математических знаний.

В процессе обучения у детей развивается:

  • способность точнее и полнее воспринимать окружающий мир,
  • выделять признаки предметов и явлений,
  • раскрывать их связи,
  • замечать свойства,
  • интерпретировать наблюдаемое;
  • формируются мыслительные действия, приемы умственной  деятельности,
  • создаются внутренние условия для перехода к новым формам памяти, мышления и воображения.

        Между обучением и развитием существует взаимная связь. Обучение активно содействует развитию ребенка, но и само значительно опирается на его уровень развития. Известно, что математика-это мощный фактор интеллектуального развития ребенка, формирования его познавательных и творческих способностей. От эффективности математического развития ребенка в дошкольном возрасте зависит успешность обучения математике в начальной школе.

        Почему же многим детям так трудно дается математика не только в начальной школе, но уже сейчас, в период подготовки к учебной деятельности?

        В современных обучающих программах начальной школы важное значение придается логической составляющей.         Развитие логического мышления ребенка подразумевает формирование логических приемов мыслительной деятельности, а также умения понимать и прослеживать причинно-следственные связи явлений и умения выстраивать простейшие умозаключения на основе причинно-следственной связи.

        Многие родители полагают, что главное при подготовке к школе -это познакомить ребенка с цифрами и научить его писать, считать, складывать и вычитать (на деле это обычно выливается в попытку выучить наизусть результаты сложения и вычитания в пределах 10). Однако при обучении математике эти умения очень недолго выручают ребенка на уроках математики.

        Запас заученных знаний заканчивается очень быстро (через месяц-два), и несформированность собственного умения продуктивно мыслить (то есть самостоятельно выполнять указанные выше мыслительные действия на математическом содержании) очень быстро приводит к появлению «проблем с математикой».

        В то же время ребенок с развитым логическим мышлением всегда имеет больше шансов быть успешным в математике, даже если он не был заранее научен элементам школьной программы (счету, вычислениям и т. п.). Школьная программа построена таким образом, что уже на первых уроках ребенок должен использовать умения сравнивать, классифицировать, анализировать и обобщать результаты своей деятельности.

ТРЕНИРОВКА ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ

        Логическое мышление формируется на основе образного является высшей стадией развития детского мышления. Достижение этой стадии –деятельный и сложный процесс, так как полноценное развитие логического мышления требует не только высокой активности умственной деятельности, но и обобщенных знаний об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности, которые закреплены в словах.

        Приблизительно к 14 годам ребенок достигает стадии формально-логических операций, когда его мышление приобретает черты, характерные для мыслительной деятельности взрослых. Однако, начинать развитие логического мышления следует в дошкольном детстве. Так, например, в 5-7 лет ребенок уже в состоянии овладеть на элементарном уровне такими приемами логического мышления, как сравнение, обобщение, классификация, систематизация и смысловое соотнесение. На первых этапах формирование этих приемов должно осуществляться с опорой на наглядный, конкретный материал и как бы с участием наглядно-образного мышления.

        Однако не следует думать, что развитое логическое мышление -это природный дар, с наличием или отсутствием которого следует смириться. Существует большое количество исследований, подтверждающих, что развитием логического мышления можно и нужно заниматься (даже в тех случаях,  когда природные задатки ребенка в этой области весьма скромны). Прежде всего разберемся в том, из чего складывается логическое мышление.

КАК НАУЧИТЬ РЕБЕНКА СРАВНИВАТЬ?

        Сравнение–это прием, направленный на установление признаков сходства и различия между предметами и явлениями. К 5-6 годам ребенок обычно уже умеет сравнивать различные предметы между собой, но делает это, как правило, на основе всего нескольких признаков (например, цвета, формы, величины и некоторых других). Кроме того, выделение этих признаков час-то носит случайный характер и не оперируется на разносторонний анализ объекта. В ходе обучения приему сравнивания ребенок должен овладеть следующими умениями:

  • Дети 6 лет обычно выделяют в предмете всего два-три свойства, в то время как их бесконечное множество.
  • Чтобы ребенок смог увидеть это множество свойств, он должен на учиться анализировать предмет с разных сторон, сопоставлять этот предмет с другим предметом, обладающим иными свойствами.
  • Заранее подбирая предметы для сравнения можно постепенно научить ребенка видеть в них такие качества, которые ранее были от него скрыты.
  • Вместе с тем, хорошо овладеть этим умением – значит научиться, не только выделять свойства предмета, но и называть их. Когда ребенок научился выделять свойства, сравнения один предмет с другим, следует начать формирование умения определять общие и отличительные признаки предметов. В первую очередь нужно обучить умению проводить сравнительный анализ выделенных свойств и находить их отличия. Затем следует перейти к общим свойствам. При этом сначала важно научить ребенка видеть общие свойства у двух предметов, а потом у нескольких.

        Можно попробовать показать на простых примерах, как соотносятся между собой понятия «общий» признак и «существенный» признак. Важно обратить внимание ребенка на то, что «общий» признак не всегда является «существенным», но «существенный» – всегда «общим».  Например: покажите ребенку два предмета, где «общим», но «несущественным» признаком у них является цвет, а «общим» и «существенным»– форма.

        Умение находить существенные признаки объекта является одной из важных предпосылок овладения приемом обобщения.

ЧТО ЗНАЧИТ «БЫТЬ ВНИМАТЕЛЬНЫМ»

        Чтобы «быть внимательным», нужно иметь хорошо развитые свойства внимания:

  • концентрированность,
  • устойчивость,
  • объем внимания,
  • распределяемость,
  • переключаемость внимания.

        Концентрированность–это степень сосредоточенности на одном и том же предмете, объекте деятельности.

        Устойчивость–это характеристика внимания во времени. Она определяется длительностью сохранения внимания на одном и том же объекте или одной и той же задаче.

        Объем внимания–это количество объектов, которое человек способен воспринять, охватить при одномоментном предъявлении. К 6-7 годам ребенок может с достаточной деализацией воспринимать одновременно до 3 предметов.

        

        Распределяемость–это свойство внимания, проявляющееся в процессе деятельности, требующей выполнения не одного, а, по крайней мере, двух разных действий одновременно, например, слушать учителя и одновременно письменно фиксировать какие-то фрагменты объяснения.

        Переключаемость внимания–это скорость перемещения фокуса внимания с одного объекта на другой, перехода от одного вида деятельности к другому. Такой переход всегда связан с волевым усилием. Чем выше степень концентрации внимания на одной деятельности, тем труднее переключиться на другую.

СТРЕМИТЕСЬ ЛИ ВЫ РАЗВИВАТЬ ИНТЕЛЛЕКТ СВОЕГО РЕБЕНКА

        Интеллект–это своеобразный способ мышления, уникальный и исключительный для каждого человека. Он определяется способностью:

  • сосредоточиваться на познавательном задании,
  • умением гибко переключаться, сравнивать,
  • быстро устанавливать причинно-следственные связи,
  • делать умозаключения и т.д.

        Развитие интеллекта, психологический комфорт, в процессе умственной деятельности, и чувство счастья у ребенка очень тесно связаны между собой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

педагогический опыт«Развитие мыслительных способностей у детей подготовительной к школе группе посредством логико-математических игр и упражнений».

Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста - одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более ув...

Консультация для родителей Тема: «Развитие математических способностей у детей подготовительной к школе группы». Воспитатель: Гладкова Л.И.

Консультация для родителейТема: «Развитие математических способностей у детей подготовительной к школе группы». Воспитатель: Гладкова Л.И.  ...

Консультация для родителей Тема: «Развитие математических способностей у детей подготовительной к школе группы».

Консультация для родителейТема: «Развитие математических способностей у детей подготовительной к школе группы». Математическое развитие детей дошкольного возраста осуществляется как в...

Математическая викторина для детей подготовительной к школе группы «ЗВЁЗДОЧКИ И ПЛЮСИКИ». Подготовительная к школе групп.

Цели: Обучающие: 1. Закрепить навыки количественного и порядкового счета в пределах 10; 2. Закрепить знания детей о геометрических фигурах; 3. Закрепить умение отгадывать математич...

Консультация «Формирование элементарных математических представлений у детей подготовительной к школе группы»

В дошкольном возрасте закладываются основы знаний, необходимых ребенку в школе. Математика представляет собой сложную науку, которая может вызвать определенные трудности во время школьного обучения....