Капризы и упрямство в дошкольном возрасте
консультация (младшая группа)

Меньщикова Елена Сергеевна

Круглый стол для родителей младшей группы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kaprizy_i_upryamstva.docx24.56 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Солнышко» г. Сурска

Круглый стол для родителей

1 младшей группы

«Капризы и упрямство в дошкольном возрасте. Воспитание самостоятельности и культурно – гигиенических навыков».

Подготовила и провела:                                                                                                воспитатель Меньщикова Е.С                                                                                                                                

2018г.

Цель: Обучение родителей способам преодоления детских капризов и упрямства.

Задачи:

1. Помочь родителям определить причины капризов и упрямства детей.

2. Формировать у родителей умение предупреждать и преодолевать их.

3. Развивать навыки общения родителей с ребенком.

Подготовительная работа: Изготовление приглашения родителей на заседание круглого стола, подбор игр и упражнений для проведения с родителями.

Ход проведения: Эмоциональный настрой (родители стоят в кругу) «Поменяйтесь местами те, кто…

водит в детский сад мальчиков,

девочек

у кого двое детей

кто любит с детьми гулять в парке

и так далее

у кого хоть раз капризничал ребенок.

А теперь предлагаю вам присесть и побеседовать на тему «Капризы».

Наверное, каждый взрослый, будь то мама, папа, бабушка или дедушка, чувствовали себя хотя бы раз неуютно, когда его ребенок вел себя в публичном месте, закатывая истерики. В возрасте от года до 3-5 лет в развитии ребенка происходит перестройка, в процессе которой он приобретает новый опыт, начинает больше понимать, острее переживать эмоциональные конфликты. Именно в это время малыш начинает капризничать, узнав, что кроме слова «да», есть слово «нет».

Как помочь ребёнку избавиться от капризов и упрямства? Сегодня мы постараемся разобраться в причинах появления и особенностях этих столь неприятных нарушений поведения ребёнка.

Что мы понимаем под словом «каприз»? Это когда ребёнок понимает нельзя, но настаивает. Упрямство и капризы у детей нередкое явление. Иногда встречаются жалобы только на упрямство, иногда – только на капризы, а бывает – на то и другое. Они могут чередоваться у одного и того же ребёнка в разном возрасте. Чаще всего упрямство проявляется у детей в резкой форме в 1,5-3,5 лет, в дальнейшем поведение нормализуется, и лишь иногда наблюдается «вторая волна» упрямства в среднем дошкольном возрасте около 5 лет. Капризность же обычно развивается, начиная с 4 лет и во многом, определяет поведение ребёнка в среднем и даже в старшем дошкольном возрасте.

И упрямство, и капризы – две стороны одного и того же нарушения в поведении: у детей более сильных это выражается в упрямстве, у слабых – в капризах.

Попробуем разобраться в понятии «каприз» и что мы понимаем под словом «упрямство».

Ваше мнение (обсуждение с родителями понятий) 

Мини-лекция Каприз – это форма выражения детских желаний или способ завоевания им прав и свобод.

Упрямство – один из самых распространенных видов детских капризов, непременный спутник возрастных кризисов. Упрямство используется как средство разрешения конфликтов и противоречий между родителями и детьми, своеобразный способ самоутверждения в глазах взрослых и сверстников

Капризный ребенок от упрямого отличается не только излюбленным выражением (любимые слова упрямых – «я хочу», а капризных - «я не хочу», но и тем, что для упрямца самое главное – не уступить взрослому, настоять на своем, а у «капризули» - желание всегда находиться в состоянии «готовности к капризу».

Согласны ли вы с утверждением: «Упрямство – неплохая черта характера? Во что она может перерасти при вашем грамотном подходе и любви?»

Мини-лекция Упрямство часто рассматривается как синоним настойчивости. Иногда даже родственники восхищаются упрямым ребенком. Вот, мол, захотел и обязательно добьется своего. Но упрямство и настойчивость – вещи все-таки различные.

Настойчивость – это когда ребенок (человек) чего-то очень-очень хочет и добивается этого: просит, обещает что-то взамен, делает шаги навстречу и готов чем-то поступиться. Упрямый ребенок не слышит доводов и уговоров, его не соблазнишь конфеткой, прогулкой, добрыми словами. Эмоции застилают все доводы разума – «рогами в пол», «упертый как баран» - и ребенок тупо добивается своего.

Всё в этом мире неслучайно, и упрямство ребенка – это тоже один из важных шагов в его развитии. Для чего необходимо упрямство? Из упрямства и рождается настойчивость, через упрямство развивается воля ребенка, умение говорить «нет» и добиваться своей поставленной цели. На почве упрямства взращивается воля ребенка!

- Почему возникают капризы? Каковы причины их возникновения?

Игра-упражнение «Продолжи фразу» - «Я капризничаю тогда, когда….»(передавая мяч, родители от лица ребенка продолжаю фразу)

Капризы могут быть случайными, а бывают и постоянными, однако они могут превратиться в привычную форму поведения.

Опасность капризов в том, что они тормозят развитие ребенка. Причем это правило не имеет исключений. Даже самые легкие, самые послушные, самые спокойные дети иногда капризничают и делают это в любом возрасте. Мотивом таких поступков являются желания. Важно помнить, отрицательное поведение редко носит преднамеренный характер. Капризы могут проявляться по-разному: иногда ребенок выражает недовольство всем на свете – он все время хнычет, ноет, а сам не знает, что он хочет. Или же отвечает вспышками гнева на любые требования взрослого не зависимо от того, разрешают ему или запрещают что-либо сделать.

Будет ли ребенок капризничать наедине с собой?

Как вы думаете, с какого возраста надо бороться с капризами?

Правильно, с самого первого его проявления, чем старше дети, тем больше вам понадобиться усилий, чтобы избавить ребенка от капризов.

Как бороться с капризами и упрямством? 1 шаг – знать, как могут проявляться капризы и упрямство;                                  2 шаг - выявить причины капризов и причины упрямства;                                       3 шаг – научиться преодолевать капризы и упрямство у детей.

(Можно родителям предложить решить проблемные ситуации (работа в группах)).

Затем предложить родителям проиграть возможные ситуации капризов и непослушания детей, найти оптимальные пути их разрешения. Одна группа родителей – исполняет роль детей, другая группа – роль родителей.

Ситуации:

1. В магазине ваш 3-летний сын закатывает скандал, выпрашивая дорогую игрушку, которую на данный момент вы не можете купить. Как поступить в данной ситуации?

2. Мама и ребенок гуляют на детской площадке уже около 1,5 часов. Время идти домой. Ребенок начинает капризничать и уговаривать маму еще погулять. Как поступит мама?

3. Девочка отказывается обедать, хотя в течение дня она ничего не ела. Мама несколько раз обращается к ребенку и уговаривает поесть. Дочка не слушает ее, продолжает смотреть мультфильмы. Что вы предпримете в такой ситуации?

4. Семья в гостях. Время идти домой. Дети заигрались и не хотят прекращать игру, несмотря на просьбы родителей. Что Вы предпримите?

Закончить работу круглого стола:  Предложить родителям выработать рекомендации «Как справиться с детскими капризами и упрямством»

Записать их на приготовленных листах бумаги и зачитать.

Тема: «Привитие и воспитание культурно – гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста».                                                   Цель:-формирование у детей привычки к здоровому образу жизни, воспитание у детей КГН (а именно: культурно-гигиенических навыков – опрятности, аккуратности в быту, навыков культуры еды как неотъемлемой части культуры поведения и т. д.);                                 -воспитание самостоятельности у детей младшего возраста;                       -педагогическое просвещение родителей по теме собрания.

Чтобы облегчить ребенку освоение новых навыков (перечислить), необходимо сделать этот процесс доступным, интересным и увлекательным. При этом обязательно учитывается возрастная особенность детей – стремление к самостоятельности.

Стихотворение «Я сама

- Давай будем одеваться…

- Я сама! Я сама! –

-Пойдём, будем умываться…

- Я сама! Я сама!

- Ну, идём хоть причешу, я…

- Я сама! Я сама!

- Ну, давай хоть накормлю я…

- Я сама! Я сама! (И. Муравейко)

Самостоятельность – это ценное качество, необходимое человеку в жизни, воспитывать его необходимо с раннего детства. Очень часто дети стремятся выполнять различные действия самостоятельно. И нам, взрослым, важно поддержать их в этом. Часто, по разным причинам – из-за отсутствия времени, неуверенности в силах ребенка – мы стремимся сделать все за него сами. Но действительно ли мы оказываем ребенку помощь? Как вы считаете? Может ли маленький ребенок быть самостоятельным? Вы совершенно правы. Стремясь сделать все за ребенка, взрослый причиняет ему большой вред, лишает его самостоятельности. Уже к трем годам у ребенка резко возрастает стремление к самостоятельности. У него появляется устойчивое желание самоутвердиться. Подавлять эти порывы детей ни в коем случае нельзя, это может привести к негативизму, упрямству, может наблюдаться строптивость, своеволие. То есть, не просто непослушание, а стремление сделать все наоборот, ребенок начинает отрицать все, что он делал раньше, ребенок все хочет делать сам, отказываясь от помощи взрослого и добиваться самостоятельности даже в том, что еще мало умеет. Таким образом, подавление детской самостоятельности способно оказать серьезное негативное влияние на развитие личности ребенка.

-Итак, дети стремятся к самостоятельности. Но возникает вопрос: «Что же они умеют выполнять самостоятельно?» Давайте попробуем определить это по критериям:

-Следит за собой (опрятность)

-Старается быть аккуратным в быту

-Может кушать самостоятельно

-Может пользоваться носовым платком

-Может раздеваться

-Может одеться

-Складывает свои вещи

-Может убрать за собой игрушки

-Моет и вытирает руки

-Ходит в туалет

-Просит ли помощи, если что-то не получается?

Проанализировав их, мы получили следующие результаты, что многие действия дети выполняют самостоятельно, с помощью взрослого устраняют непорядок в одежде, складывают одежду.

Предлагаю вам составить перечень действий, доступных для выполнения детям младшей группы:

- Мыть руки, засучивая рукава; мыть лицо, не разбрызгивая воду; правильно пользоваться мылом; не мочить одежду; сухо вытираться полотенцем, без напоминания вешать его на отведенное место.

- Одеваться и раздеваться в определенной последовательности: одежду складывать, вешать, расстегивать, застегивать пуговицы.

- Замечать непорядок в одежде и самостоятельно устранять его или обращаться за помощью к взрослому.

- Своевременно пользоваться носовым платком, туалетом.

- Пить из чашки, есть, хорошо пережевывая пищу закрытым ртом.

- Правильно пользоваться ложкой, вилкой, салфеткой.

- Убирать игрушки, строительный материал в определенное место.

- Выполнять небольшие поручение взрослых.

Для того чтобы приобрести эти навыки, требуется помощь взрослого. Надо создать необходимые условия для проявления самостоятельности:

- приспособить к росту ребенка вешалку для одевания,

- выделить место для хранения предметов туалета,

- постоянное и удобное место для полотенца, обуви и т.д.

Но создание условий еще недостаточно для формирования навыков самообслуживания и воспитания самостоятельности у детей. Необходимо правильно руководить действиями детей. Прежде, чем ожидать от ребенка самостоятельности, его нужно научить действиям, необходимым в процессе одевания, умывания, приема пищи.

При формировании навыков самостоятельности у детей, мы часто сталкиваемся с тем, что ребенок не может справиться с предложенным заданием. Как действовать в подобных ситуациях?

Ситуация:

- Ребёнок с усердием натягивает колготки. Трудное задание! Наконец, после долгих усилий, колготки почти надеты, но…наизнанку. Малыш этого не замечает и продолжает их натягивать. Мать прекращает эту «бесцельную возню», быстрым движением старается натянуть ребенку колготки. Малыш кричит: «Я сам!».мама отвечает: «Сиди спокойно и не капризничай! Не умеешь, а кричишь «сам».

Правильно ли поступила мама? (ответ родителей)

В. В детском «Я сам!» проявляется стремление к самостоятельности. Оно появляется очень рано, надо поддерживать это стремление. «Я сам!» - это стремление к самоутверждению, осмысливанию окружающего. Если постоянно тормозить это желание, то дети могут расти пассивными, не умеющими преодолевать трудности, они ждут, что за них все сделают взрослые.

Игра для активизации родителей «Список прилагательных»:

Предлагается каждому родителю назвать прилагательные или определения культурно-гигиенических навыков. Родителям задается вопрос: « Каким вы видите ребенка, владеющего навыками самообслуживания?» Родители предлагают качества и характеристики соответствующие их представлениям (чистым, аккуратным, ухоженным и т.д.). Воспитатель знакомит родителей с приемами и методами, используемыми в детском саду для воспитания культурно-гигиенических навыков:

-Игровая мотивация.

-Эмоциональный настрой.

-Возрастные особенности.

-Многократное повторение действий

Спасибо! До новых встреч!

Рекомендации для родителей:

«Как справиться с детскими капризами и упрямством»

1. Помните, «ребенок – это зеркало нравственной жизни родителей» (В. А. Сухомлинский)

2. Не завышайте требований к своему ребенку.

3. Давайте ребенку самостоятельность и свободу, но будьте всегда рядом.

4. Хвалите ребенка, похвала никогда не бывает лишней.

5. Перед походом в магазин обговорите с ребенком предполагаемые покупки.

6. Если ребенок капризничает, не слушается Вас – оставьте его на некоторое время одного, ребенок подумает и успокоится.

7. Для самых маленьких детей можно использовать прием отвлечения и переключения.

8. Взрослым необходимо давать ребенку право выбора («Ты хочешь съесть суп или второе?»).

9. Используйте прием авансирования – сначала дайте положительную оценку ребенку, а затем укажите на его негативное поведение.

10. Оцените ситуацию, в которой возник конфликт. Может быть, Вы можете уступить ребенку.

11. Если Вы о чем-то попросили ребенка, он должен выполнить Вашу просьбу, но Вы должны это проконтролировать. Если просьба не выполнена. Ребенок может быть лишен чего-либо.

12. Требования к ребенку должны быть едиными и постоянными со стороны всех взрослых.

13. Не пропускайте упрямство и непослушание ребенка мимо своих глаз. Отрицательное поведение при этом может закрепиться.

14. Детские капризы – это результат неправильного воспитания. Чаще всего они являются достоянием избалованных детей.

Памятка для родителей:

-Старайтесь поддерживать стремление к самостоятельности ребенка.

-Поощряйте, хвалите, своего ребенка даже за небольшие достижения.

-Навыки самообслуживания прививаются быстрее, если взрослый покажет и прокомментирует на примере, как, что и в каком порядке делать.

-Нельзя торопить ребенка с выполнением какого-либо действия, надо дать ему возможность выполнять все спокойно, самостоятельно.

-Если у малыша что- то не получается не спешите ему на помощь, пока он этого не попросит.

-Старайтесь всегда поддерживать активность и эмоциональный настрой ребенка.

-В процессе воспитания используйте потешки, стишки, личный пример.

-Старайтесь использовать игровую ситуацию.

-Всегда придерживайтесь доброжелательного эмоционального настроя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация на тему: "Капризы и упрямство в дошкольном возрасте".

Презентация будет полезна при подготовке к родительскому собранию....

о капризах и упрямстве детей дошкольного возраста

Как справиться с капризами ребёнка...

«Капризы и упрямства детей дошкольного возраста»

Конспект родительского собрания для средней группы на тему «Капризы и упрямства детей дошкольного возраста» (круглый стол)....

Памятка для родителей "Капризы и упрямство детей дошкольного возраста"

   Дорогие родители прежде чем приступить к рассмотрению темы "Капризы, упрямство и способы их преодоления", необходимо определить область этой темы, т.е. поставить её в определённые ...

Капризы и упрямство детей дошкольного возраста

Данный материал раскрывает психологические аспекты проявления упрямства у детей....

Круглый стол для родителей "Капризы и упрямства детей дошкольного возраста"

Данное мероприятие помогло родителям разобраться в причинам детских капризов и упрямства, как надо вести себя с таким ребенком и чего не стоит предпринимать....