Главные вкладки

    Устный журнал для родителей по теме "Роль семьи в речевом развитии ребенка"
    консультация (младшая группа)

    Родительское собрание на тему:
    «Роль семьи в речевом развитии ребёнка».

    Заговори, чтобы я тебя увидел.

    (Сократ)

    Повестка встречи:

    1. Доклад о речи.
    2. Формирование словаря, игры для его развития.
    3. Грамматический строй речи, практические упражнения для его развития.
    4. Связная речь, ситуации для общения с детьми.
    5. Звуковая культура речи, практические упражнения для ее развития.
    6. Советы для родителей для быстрого овладения правильной речью.
    7. Выставка игр и пособий для развития речи у детей.
    8. Разное.

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл rodit_sobranie_rech.docx28.21 КБ

    Предварительный просмотр:

    Родительское собрание на тему:
    «Роль семьи в речевом развитии ребёнка».

    Заговори, чтобы я тебя увидел.

    (Сократ)

    Повестка встречи:

    1. Доклад о речи.
    2. Формирование словаря, игры для его развития.
    3. Грамматический строй речи, практические упражнения для его развития.
    4. Связная речь, ситуации для общения с детьми.
    5. Звуковая культура речи, практические упражнения для ее развития.
    6. Советы для родителей для быстрого овладения правильной речью.
    7. Выставка игр и пособий для развития речи у детей.
    8. Разное.

    Правильная, выразительная речь - портрет человека.

    Речь- это не прирожденный дар. Все начинается с детства…

    Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста происходит особенно быстро: быстро, как ни в каком другом возрасте пополняется словарный запас, улучшается звуковое оформление слов, более развернутыми становятся фразы. Однако не все дети имеют одинаковый уровень речевого развития: одни уже к трем годам чисто и правильно произносят слова, другие говорят все еще недостаточно отчетливо, неправильно произносят отдельные звуки. Таких детей большинство.

    Овладение речью — это сложный, многосторонний психический процесс; её появление и дальнейшее развитие зависят от многих факторов. Речь начинает формироваться лишь тогда, когда головной мозг, слух, артикуляционный аппарат ребенка достигнут определенного уровня развития. Но, имея даже достаточно развитой речевой аппарат, сформированный мозг, хороший физический слух, ребенок без речевого окружения никогда не заговорит. Чтобы у ребенка появилась, а в дальнейшем и правильно развивалась речь, нужна речевая среда. Однако и этого еще недостаточно. Важно, чтобы у ребенка появилась потребность пользоваться речью как основным способом общения со сверстниками, близкими.

    Для начала нам нужно разобраться, что же такое «Речь».

    Речь — существенный элемент человеческой деятельности, позволяющий человеку познавать окружающий мир, передавать свои знания и опыт другим людям, обрабатывать их для передачи последующим поколениям.

    В зависимости от формы общения речевая деятельность делится на:

    Устную речь (говорение и слушание);

    Письменную речь (письмо и чтение).

    Наше собрание посвящено развитию устной речи детей.

    Развитие устной речи, ее компонентов является одной из важнейших задач развития детей дошкольного возраста.

    1.Формирование словаря.

    К концу четвертого года словарный запас ребенка достигает приблизительно 1500 — 2000 слов. Разнообразней становится словарь и в качественном отношении. В речи детей этого возраста, кроме существительных и глаголов, все чаще встречаются другие части речи: местоимения, наречия, появляются числительные (один, два), прилагательные, указывающие на отвлеченные признаки и качества предметов (холодный, горячий, твердый, хороший, плохой). Ребенок начинает шире пользоваться служебными словами (предлогами, союзами). К концу года он нередко использует в своей речи притяжательные местоимения (мой, твой), притяжательные прилагательные (папин стул, мамина чашка). Однако и теперь в самостоятельной речи ребенок еще не пользуется такими собирательными существительными, как одежда, овощи, фрукты, мебель.

    И поэтому нам предстоит непростая и кропотливая работа.

    Расширять и активизировать словарь мы должны на основе обогащения представлений о ближайшем окружении. Название и назначение предметов одежды, обуви, головных уборов, посуды, мебели, видов транспорта; детали и части предметов - у платья -рукава, воротник, карманы, пуговицы; качества (цвет, форма, размер), особенности поверхности (пушистая, шороховатая).

    Обогатить словарь названиями частей суток, домашних и диких животных, овощей и фруктов.

    Практическое задание

    «ЧУДЕСНЫЙ МЕШОЧЕК»

    ЦЕЛЬ: закреплять в словаре ребенка слова по теме: «Игрушки», «Фрукты», «Овощи» и т.д., учить различать предметы на ощупь, совершенствовать тактильное восприятие.

    ОБОРУДОВАНИЕ: мешочек, предметы по теме.

    Предложите ребенку достать из «чудесного мешочка» определенный предмет. Малыш должен найти его на ощупь, не заглядывая в мешочек. Усложнить задание можно, положив в мешочек предметы разного размера (большие, маленькие). В этом случае ребенку предлагается найти в мешочке указанный взрослым предмет.

    2.Грамматический строй речи

    Одновременно с обогащением словаря ребенок интенсивнее овладевает грамматическим строем языка.

    Наша задача: совершенствовать умение согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже.

    Практическое упражнение:

    Жёлтое…. (солнце)

    Пушистые…(котята)

    Машина…какая? (большая)

    научить употреблять существительные с предлогами.

    Практическое упражнение:

    Игра с грибом и бабочкой.

    Учим детей употреблять в речи существительные в форме единственного и множественного числа, обозначающих животных и их детенышей

    Практическое упражнение:

    Утка- утенок- утята.

    Кошка- котенок- котята

    Собака-щенок- щенята и т.д.

    В возрасте 3,5-4 лет ребенок все чаще отвечает развернутыми фразами, состоящими из четырех и более слов. В его речи преобладают простые распространенные предложения, но появляются и сложные (сложносочиненные и сложноподчиненные). В предложениях используются однородные члены («Тут сидят Таня и Света»), существительные и глаголы во множественном числе («Чашки стоят на столе»). В этом возрасте дети осваивают сравнительную степень прилагательных и наречий, в речи появляются краткие причастия.

    3.Связная речь

    Задачи: развитие диалогической речи. Вовлечение детей в разговор во время рассматриваний предметов, иллюстраций; наблюдений за живой и неживой природой; после просмотра мультфильмов и спектаклей.

    Развитие инициативной речи во взаимодействии со взрослыми и сверстниками.         

    Практическое задание.

    Телефон. Разговоры по телефону (настоящему с бабушкой или игрушечному) способствуют развитию активной устной речи детей.

    Ситуация общения «Научи меня». 

    Персонаж (игрушка) беседует с ребенком, спрашивает, что интересного произошло сегодня, чему он научился. Взрослый с помощью наводящих вопросов побуждает ребенка делиться своими впечатлениями, опытом.

    (…А меня научишь???)

    Необходимо создавать ситуацию успеха. Похвалить ребенка за интересный рассказ или за то, чему он вас научил.  У ребенка постепенно будет складываться понимание того, что делиться чем-то, рассказывать - это интересно и здорово!

    4.Звуковая культура речи

    У многих детей наблюдается смазанная, неясная речь. Это следствие вялых, неэнергичных движений губ и языка, малой подвижности нижней челюсти. Необходимы специальные упражнения (артикуляционная гимнастика) для мышц речевого аппарата. По своим результатам артикуляционная гимнастика подобна утренней зарядке, она усиливает кровообращение, укрепляет мышцы лица, гибкость частей речевого аппарата.

    Задачи для детей 3-4 лет: совершенствовать умение детей внятно произносить в словах гласные (а,у,и,о,э) и некоторые согласные звуки ( п-б-т-д-к-г-ф-в-т-с-з-ц)

    Практическое упражнение.

    Упражнения для губ и щек
    1. Покусывание, похлопывание и растирание щек. 
    2. Сытый хомячок. Надуть обе щеки, потом надувать щеки поочередно. 
    3. Голодный хомячок. Втянуть щеки. 
    4. Рот закрыт. Бить кулачком по надутым щекам, в результате чего воздух выходит с силой и шумом.

    Статические упражнения для языка
    1. Птенчики.
    Рот широко открыт, язык спокойно лежит в ротовой полости. 
    2. Лопаточка. 
    Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе. 
    3. Чашечка.
    Рот широко открыт. Передний и боковой края широкого языка подняты, но не касаются зубов. 
    4. Иголочка (Стрелочка. Жало). 
    Рот открыт. Узкий напряженный язык выдвинут вперед.

    Упражнения для губ
    1. Улыбка. Удерживание губ в улыбке. Зубы не видны.
    2. Хоботок (Трубочка). Вытягивание губ вперед длинной трубочкой. 
    3. Заборчик. Губы в улыбке, зубы сомкнуты в естественном прикусе и видны.
    4. Бублик (Рупор). Зубы сомкнуты. Губы округлены и чуть вытянуты вперед. Верхние и нижние резцы видны.

    Упражнения для развития подвижности губ
    1. Покусывание и почесывание сначала верхней, а потом нижней губы зубами. 
    2. Улыбка - Трубочка. Вытянуть вперед губы трубочкой, затем растянуть губы в улыбку. 
    3. Пятачок. Вытянутые трубочкой губы двигать вправо-влево, вращать по кругу.

    Помимо развития моторики речедвигательного аппарата, необходимо развивать слуховое восприятие, речевой слух и речевое дыхание, вырабатывать правильный темп речи, интонационную выразительность.

    Учим ребенка отчетливо произносить слова и короткие фразы, говорить спокойно, с естественными интонациями.

    Практические упражнения:

    - Развитие интонационной выразительности: говорить голосом мышки, медведя, волка;

    - Рассказывать стихи с разной интонацией (как робот, принцесса и пр.)

    - Разучивание скороговорок.

    - Развитие слухового внимания: Игры «Угадай, кто позвал?», «Угадай звук», «Послушаем тишину», «Чей голос?» (аудиозаписи голосов животных или голосовая импровизация).

    - Развитие речевого дыхания: Игры: «Снежинка», «Прожорливые фрукты», «Бабочки» и пр.

    Чтобы научиться четко и правильно произносить звуки, слова, ребенок должен, прежде всего, слышать их. Слуху принадлежит важная роль в овладении ребенком речью, в правильном и своевременном усвоении звуков. Слыша слова, а в словах одни и те же звуки, малыш начинает и сам произносить их. Однако даже при незначительном снижении слуха он лишается возможности нормально воспринимать речь. Поэтому важно обращать внимание родителей на слух своего ребенка. Необходимо оберегать его от постоянных сильных звуковых воздействий (включенных на полную громкость радио, телевизор), а при заболеваниях органов слуха – на своевременное лечение.

    Следует беречь еще не окрепший голосовой аппарат ребенка: не допускать чрезмерно громкой речи, особенно в холодную погоду, приучать дышать через нос, предупреждать хронический насморк.

    Речь не передается по наследству, ребенок перенимает опыт речевого общения от окружающих, то есть овладение речью находится в прямой зависимости от окружающей речевой среды. Поэтому так важно, чтобы взрослые в разговоре с малышом следили за своим произношением, говорили с ними не торопясь, четко произносили все звуки и слова. Нечеткая, торопливая речь взрослого отрицательно скажется на речи ребенка. Ребенок может начать также торопливо и недостаточно четко произносить слова, в результате начать пропускать звуки, «проглатывать» окончания.

    Важно чтобы в общении с ребенком, особенно в раннем и младшем дошкольном возрасте, речь взрослых не «подделывалась» под детскую речь. Не стоит произносить слова искаженно, употреблять вместо общепринятых слов усеченные слова или звукоподражания («Где бибика?», «Ляля хочет бай-бай»). Это только задерживает своевременное овладение словарем.

    Если ребенок неправильно произносит какие-либо звуки, слова, не следует передразнивать его, смеяться или, наоборот, хвалить. Нельзя требовать от ребенка, чтобы он немедленно и верно повторил трудное для него слово. Исправлять ошибки надо в тактичной форме, доброжелательным тоном. По возможности не надо повторять неправильно произнесенное ребенком слово. Лучше дать образец его произношения, попросить повторить, выделив правильный звук.

    В семье для ребенка необходимо создавать такие условия, чтобы он испытывал удовлетворение от общения со взрослыми, старшими братьями и сестрами, получал от них не только новые знания, но и обогащал свой словарный запас, учился верно строить предложения, правильно и четко произносить слова, интересно рассказывать.

    Овладение речью ребенком находиться в тесной взаимосвязи с его умственным и психическим развитием. Расширяя круг представлений ребенка об окружающих предметах и явлениях, знакомя его с художественными произведениями, беседуя с ними на различные бытовые темы, близкие и доступные пониманию малыша, родители тем самым не только расширяют кругозор малыша, но и способствуют быстрейшему овладению правильной речью.

    И напоследок хотелось бы дать вам несколько советов:

    • Вы должны обращать внимание и на собственную речь, так как ребёнок подражает взрослому. Поэтому говорите с ребёнком неторопливо, короткими фразами; пользуйтесь правильным русским языком, не переходите на «детский язык», т.к. это нередко тормозит развитие речи ребёнка. Взрослые должны предъявлять ребёнку образец правильной речи;
    • Каждый день читайте ребёнку стихи и сказки по возрасту, не сердитесь, если придётся много раз читать одну и ту же книгу, поддерживайте познавательный интерес; рассматривайте картинки в книгах, задавайте вопросы о прочитанном;
    • Поощряйте любопытство, стремление задавать вопросы;
    • Обязательно поправляйте речевые ошибки, допущенные ребёнком (согласование слов в предложении, употребление предлогов…)
    • Во время общения приучайте ребёнка смотреть прямо на говорящего, тогда он легче перенимает правильную артикуляцию звуков;
    • Называйте всё, что видит или делает ребёнок;
    • Не забывайте развивать и мелкую моторику - то есть малыш как можно больше должен работать своими непослушными пальчиками.

    Как бы ни казалось вам это утомительным, пусть малыш сам застегивает пуговицы, шнурует ботинки, засучивает рукава. Причем начинать тренироваться ребенку лучше не на своей одежде, а сперва "помогать" одеться куклам и даже родителям. 

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    Родителям предлагается принять во внимание продемонстрированные игры, активно их применять в домашних условиях с детьми. Принимать активное участие в любых играх с детьми. Устраивать экскурсии по интересам детей, что так же поможет расширению и обогащению словаря и кругозора детей. Помните!!!: только игровая форма изложения всегда позволит сделать серьезное обучение радостным, желанным и главное -  успешным.

    Игрушки и игры для развития речи детей 3-4 лет:

    • Наборы игрушек (животных, птиц…)    

    -  для уточнения произношения в звукоподражаниях: Му-у-у, Иго-го, Бее-е, Мяу-мяу, Гав-гав и т.д.

        («Угадай, кто кричит?», «Большой - маленький» - произношение звукоподражаний голосом различной высоты, силы и тембра, например, как мяукает кошка, а как котёнок?);

    - для организации сюжетно-ролевых игр («Зоопарк», «Ферма»)

    • Кубики– развивают мышление, умение работать по образцу, зрительную память.

    Родителям раздаются наборы кубиков, они собирают любое изображение.

    -  К изображённым на кубиках предметам можно задать ряд вопросов (вопросы адресуются родителям):

    -  Что это? Где растёт? Какого цвета? Какой формы? Что из этого можно   приготовить?

          -   Кто это?  Какие части тела у него есть?  Где живёт?   Как зовут детёныша, его маму и папу? Чем питается?

    • Пластилин и паста для лепки -  развивают моторику, цветовое восприятие, воображение.

    -  Учите ребёнка катать шарики и колбаски, делать из них лепёшечки и колечки – игра «Угощение для Мишки» (шарики - «ягодки», «яблочки», лепёшки – «печенье»); размазывание пластилина по основе и  вдавливание в него зёрен гороха, фасоли, макарон, бусин в виде различных фигур и предметов.

    • Мягкие игрушки, игрушки, надевающиеся на руку (варежка) и на палец (пальчиковые игрушки):  

    -   развивают моторику, интонацию голоса, звукоподражательные навыки.

    -   используются для проигрывания знакомых сказок.

    • Звучащие игрушки - погремушки, пищалки, игрушечные музыкальные инструменты:  

    -  развивают слуховое внимание ребёнка, заставляют его прислушиваться к звукам.

         -  Игры: «Угадай, на чём играю?», «Что за звук?», «Угадай, что делаю?»

    • Мелкий конструктор, заводные игрушки, шнуровки, мозаика, пазлы, наборы бижутерии для девочек -  

    -  Развивают мелкую моторику, помогают формировать представление о «целом» и «части», развивают у ребёнка воображение, вырабатывают усидчивость.

    • Игрушки и предметы из различных материалов (деревянные, пластмассовые, меховые, тканевые, вязаные, металлические и т.д.)  

    -   Обогащают словарный запас (активный и пассивный) словами-названиями предметов и их частей, признаков.

    -   Игры: «Чудесный мешочек», «Узнай игрушку по описанию» ("Это мягкая игрушка. Она серая. Хвостик короткий, а уши длинные. Любит морковку, прыгает ловко» -

    зайчик); «Назови части целого» (кот - туловище, голова, лапы, когти, хвост, нос, уши, глаза, усы).

    • Детское лото и другие настольно-печатные игры - закрывая картинки на листе маленькими карточками, можно одновременно преследовать несколько дидактических целей. Итак,

    Несколько способов использования детского лото для развития речи и усвоения звуков:

    • Проговаривание названий картинок четко и внятно.
    • Когда все картинки уже закрыты – вспомните их и назовите: развитие памяти 
    • Назовите каждое слово на картинке ласково: мячик, белочка
    • Назови два-три действия, связанных с картинкой: прыгает, скачет, катится

         Назовите 2-3 признака предмета, изображенного на картинке: круглый, красный, резиновый.

    Пусть игры будут простыми и совсем короткими. Даже 5 минут достаточно! Но всегда стремитесь, чтобы ребёнок доводил начатое дело до конца. Каждая игра – это общение с ребёнком, это школа сотрудничества, в которой ребёнок учится радоваться успеху, переносить неудачи. Доброжелательность, поддержка, радостная обстановка – только в этом случае игры принесут пользу для развития ребёнка. Играйте всей семьёй, хоть на несколько минут откладывая свои дела.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Консультация для родителей "Роль семьи в речевом развитии ребенка"

    Консультация для родителей "Роль семьи в речевом развитии ребенка"...

    Создание условий в семье для речевого развития ребенка (консультация для родителей)

    Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста происходит особенно быстро: быстро, как ни в каком другом возрасте пополняется словарный запас, улучшается звуковое оформление слов, более развернут...

    Консультация для родителей УЧАСТИЕ СЕМЬИ В РЕЧЕВОМ РАЗВИТИИ РЕБЕНКА

    Основные закономерности речевого развития ребенка....

    Консультация для родителей «Создание условий в семье для речевого развития ребенка 3-4 лет»

    «Создание условий в семье для речевого развития ребенка 3-4 лет»      Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста происходит особенно быстро: быстро, как ни в как...

    Консультация для родителей "Роль семьи в речевом развитии ребенка 4-5 лет"

    Познакомить родителей с содержанием работы по развитию речи детей среднего дошкольного возраста; привлечь родителей к обмену опытом речевого развития детей в семье....

    Консультация учителя-логопеда для родителей на родительском собрании на тему: «РОЛЬ СЕМЬИ В РЕЧЕВОМ РАЗВИТИИ РЕБЕНКА»

    Ребёнок не рождается со сложившейся речью. Овладение речью это сложный, многосторонний психический процесс. Бытует глубокое неправильное мнение о том, что звукопроизносительная сторона речи ребёнка ра...

    Семинар-практикум для родителей "Роль семьи в речевом развитии ребенка 4-5 лет"

    В результате взаимодействия педагогов и родителей достигается наибольший положительный эффект в развитии речи детей....