Практикума для родителей
материал

Фомина Галина Викторовна

"Экологическая тропа"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Практикум для родителей

На тему: «Экологическая тропинка

в нашем детском саду»

Подготовила:

воспитатель Фомина Г.В.

 

Экологическая тропа – это новая и интересная форма работы по экологическому воспитанию. Представляет она собой – обучающий, специально оборудованный маршрут по природе. Основное значение экологической тропы – проведение воспитательно-образовательной работы с дошкольниками, просветительской работы с родителями и сотрудниками дошкольных учреждений. Работа на экологической тропе позволяет решить такие задачи, как:

А) на примере ближайшего природного и социального окружения познакомить дошкольников с окружающим миром, помочь осознавать им свое место в нем;

Б) развивать интеллект ребенка, формировать образно-наглядное мышление, творческие способности, элементы самостоятельности, навыки взаимоотношений с взрослыми и сверстниками;

В) нравственно воспитывать дошкольников, развивая доброе, заботливое отношение к природе и людям, своему городу, стране;

Г) способствовать физическому развитию ребенка, его оздоровлению;

Д) учить ориентироваться в природной и социальной среде обитания.

Специфика экологической тропы состоит в том, что общая протяженность ее небольшая, и основная часть объектов создается специально, что позволяет учесть возрастные возможности детей дошкольного возраста.

Создание тропы начинается с разработки маршрута на бумаге и планирования экологических объектов. На большом ватмане рисуется подробный план территории детского сада, где нанесены все постройки. На плане отмечаются те места, которые содержат интересные природные объекты. Ими могут быть небольшая лужайка, аллея, деревья с кормушками, птичьими гнездами, культурные посадки (сад, розарий, клумба) и т.д. затем выявляются места свободной территории, которые можно использовать для оборудования новых экологических объектов. Их обмеряют, обозначают на плане. От объекта к объекту прокладывают дорожку. Таким образом, создается картосхема экологической тропы, на которой все объекты обозначены схематизированными, цветными рисунками (значками) и надписями. Картосхема обязательный атрибут экологической тропы, она используется как демонстрационный материал в работе с детьми.

Вдоль тропы или вблизи от нее можно:

1. Посадить типичные для данной местности деревья и кустарники, что поможет детям показать многообразие растительного мира;

2. Возле хвойных деревьев посадить новые виды – в комплексе дети могут увидеть и сравнить обычную и голубую ели, кедр и пихту;

3. Устроить фитоогород – посадить лекарственные травы (зверобой, чистотел, мяту, подорожник, календулу, мать-и-мачеху и др.);

4. Посадить редкие исчезающие растения, занесенные в красную книгу;

5. Очень хорошо, если на участке есть экзотическое растение (каштан, туя, белая акация, пирамидальный тополь и т.д.)

6. Можно спланировать рябиновую аллею: неприхотливое, красивое во все времена года дерево полезно для зрения ребенка – пестрота дерева создает расчлененный фон, на котором глаз отдыхает, работает в экономном режиме.

Хорошо, когда на экологической тропе наряду с растениями есть еще и объекты животного мира. Необходимо выявлять и учитывать, кто, где и когда появляется на участке детского сада. Это могут быть различные объекты, например:

  • Под березой или сосной в земле может быть муравейник. Необходимо оградить это место и пометить его на картосхеме.
  • На лужайке или клумбе в теплое время года будут разнообразные насекомые (пчелы, осы, шмели и др.) – это тоже объект наблюдения детей.
  • В почве живут дождевые черви. Их норки под приподнятыми кусочками земли можно обнаружить среди посадок деревьев. Эти места можно пометить на картосхеме.
  • Хорошим объектом экологической тропы являются места, посещаемые птицами: деревья, на которых птицы свили гнезда или заселили скворечники. «Птичий столб» привлекает птиц круглый год: в зимнее время птицы подкармливаются на его кормушках, прячутся в домике от непогоды, летом посещают водопой, который сделан у его основания.

Хочется отметить, что очень важно иметь экологический паспорт, который включает в себя описание тропы и каждого объекта, а также экскурсоводов из числа педагогов и старших дошкольников, которые могут провести по тропе гостей детского сада.

Экологическая тропа – одна из современных форм воспитания и образования детей – работа в экологически значимом пространстве, на образовательном маршруте, проходящем через различные природные объекты. Знакомясь с растениями и животными, местами их обитания, особенностями природных ландшафтов и т.д., дети и взрослые расширяют свой кругозор, практикуются в ориентировании.

Учитывая особенности возраста, а также специфику этой развивающей среды, при организации работы на экологической тропе можно использовать разнообразные формы: экскурсии, занятия-опыты, занятия-наблюдения, экологические игры, конкурсы, викторины, праздники. Экологическая тропа – это средство нравственного, эстетического, трудового воспитания. Она выполняет познавательную, развивающую, эстетическую, оздоровительную функции.

Основными целями работы являются:

Воспитание осознанного отношения ребенка через общение с природой.

Формирование системы экологических знаний и представлений.

Развитие эстетических чувств (умение видеть и почувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить ее).

Участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы.

Общие рекомендации по работе с детьми на экологической тропе детского сада:

– Использовать прогулки для общения детей с природой ближайшего окружения и оздоровления детей на свежем воздухе.

– Использовать наблюдения за живой природой для развития сенсорных качеств каждого ребенка.

– Познакомить с разными объектами живой природы и показать ее взаимосвязь с окружающим миром.

– Сделать общение ребенка с природой безопасным для ребенка и самой природы.

– Формировать чувства близости к природе и сопереживанию всему живому, заботы и бережного отношения к природе.

– Формировать умение передавать свои впечатления от общения с природой в рисунках, поделках, рассказах и других творческих работах.

– Проводить на тропе наблюдения в разные времена года, игры, экскурсии, исследования, театрализованные занятия и другие виды деятельности.

По экологической тропе дети проходят по видовым точкам в виде красивых указателей. В состав экологической тропинки входят видовые точки, такие как:

1. Станция «Цветочная»

Цель: Уточнить представления о цветниках, о разнообразии цветущих растений, их названия, строение, способы ухода, условия роста.

2.Станция «У бабушки Загадушки»

Цель: Развивать образное мышление детей, отгадывать загадки о природе, закреплять знания о ней.

3.Станция «В гостях у сказки»

Цель: Развивать интерес к сказкам, воспитывать чуткость к художественному слову, эмоциональное отношение, желание участвовать в инсценировках знакомых сказок, играх – драматизациях по мотивам знакомых сказок.

4. Станция «Вишенка»

Цель: Закрепить названия деревьев, их строение и внешние признаки. Учить различать деревья по внешним признакам, воспитывать бережное отношение

5. Станция «Пчелиный домик»

Цель: Расширять и уточнять представления о насекомых, их разнообразии, особенностях жизни. Формировать экологическое сознание, бережное отношение к насекомым

6. Станция «Песочный дворик»

Цель: Закреплять представления о свойствах песка, развивать умение создавать из него постройки и обыгрывать их, развивать воображение, конструкторские умения.

7. Станция «Зеленая аптека»

Цель: Расширять и закреплять знания о лекарственных растениях. Развивать умение рационально использовать лекарственные растения для здорового образа жизни. Учить собирать и сушить их.

8.Станция «Спортивная»

Цель: Формировать первичные ценностные представления о здоровье и здоровом образе жизни, о человеческом организме, влиянии на него солнечного света, воздуха, воды, движения. Способствовать развитию основных движений и двигательной активности детей.

9. Станция «У болотца»

Цель: Знакомить с миром водоема, учить определять растения, животных, птиц, живущих у водоема, воспитывать бережное отношение к ним

10. Станция «Музыкальная»

Цель: Закреплять умения детей импровизировать и показывать инсценировки на экологическую тему, различать звуки музыкальных инструментов. Имитирующих пение птиц.

11. Станция «Исследовательская»

Цель: Закреплять умения пользоваться оборудованием для опытническо- экспериментальной деятельности. Определять свойства природных материалов. Уметь наблюдать за погодой. Знать названия приборов: флюгер – для измерения направления ветра, термометр – для измерения температуры, компас – для определения сторон света, Солнечные и песочные часы – для определения времени.

12. Станция «Подворье»

Цель: Познакомить с обитателями деревенского дворика: корова, козлик, домашние птицы, собака, кот. Воспитывать бережное отношение к ним.

13.Станция «Деревенька»

Цель: Дать первоначальное представление об основах национальной культуры, вызвать интерес к познанию культуры русского народ, знакомить с деревенским укладом жизни, старинными предметами обихода

14.Станция «Лесовичок»

Цель: Закреплять названия деревьев, их строение и внешние признаки. Учить различать деревья по внешним признакам, воспитывать бережное отношение. Систематизировать представления о хвойных и лиственных деревьях.

15. Станция «Рябинка»

Цель: Закреплять названия деревьев, их строение и внешние признаки. Учить детей различать деревья по внешним признакам, воспитывать бережное отношение.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Цель создания экологической тропы: развитие экологического сознания дошкольников. Задачи создания экологической тропы: развить познавательный интерес ребенка к миру природы, привить чувство ответственности за ее сохранность, сформировать его самоидентификацию в качестве части природы; сформировать познавательную активность дошкольников в процессе деятельности в зоне экологической тропы; привлекать детей к участию в деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы.

Слайд 2

Правила поведения на экологической тропе: Поздоровайтесь с хозяином тропы! Не мешайте жить обитателям тропы – проходите без лишнего шума. Шум не помощник в познании природы. Наслаждайся пением птиц и другими звуками природы. Запрещается срывать растения, ломать ветки, ловить насекомых, бросать мусор. На тропе разрешается рассматривать, любоваться, размышлять. С тропы нельзя выносить сувениры природы: красивые камни и т.п. С тропы можно «выносить» только знания, впечатления и хорошее настроение!

Слайд 3

Формы и методы работы с родителями на экологической тропе: Взросло-детские проекты; Изготовление рисунков, поделок; Субботники по облагораживанию территории Учреждения; Участие в конкурсах Участие в совместных экологических развлечениях, праздниках, досугах; Фотовыставки; Изготовление книжек-малышек (экологические сказки).

Слайд 4

Объекты экологической тропы

Слайд 5

Березовая роща Береза - символ красоты русской природы, символ России. О ней сложено много стихов, песен, сказок. На Руси всегда любили белоствольную красавицу-березку. Ее называли деревом счастья. Считали символом девичьей нежности и красоты. На “Троицу” украшали дома и храмы березовыми ветками. Издавна люди плели из березы лапти, лукошки и туески для ягод и грибов, делали берестяные ложки. В медицине используют почки березы, листья и сок. Если надрезать ствол, из него заструится прозрачная жидкость, сладковатая – березовый сок.

Слайд 6

Хвойный уголок Ель и сосна – верные помощницы человеку. Они дарят нам свою красоту, чистый воздух, древесину, даже лекарства.

Слайд 7

Цветочная клумба Полевые цветы Садовые цветы

Слайд 8

Насекомые Насекомые имеют общие черты: шесть лапок, усики и крылышки. Их тело как бы разделено на части тоненькими линиями – насечками. Отсюда и название – «насекомые. Живут насекомые везде, кроме тех мест, где очень холодно.

Слайд 9

Плодовые деревья и кустарники

Слайд 11

Наши пожелания Огород « Витаминка » Фито уголок

Слайд 12

Спасибо за внимание


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практикум для родителей. Тема практикума: «Игры направленные на развитие фантазии и словесного творчества, способствующие развитию связной речи у дошкольников»

Практикум для родителей. Тема практикума: «Игры направленные на развитие фантазии и словесного творчества, способствующие развитию связной речи у дошкольников» Цель: Оказание помощи родителям ...

Практикум для родителей. Тема практикума: «Игры направленные на развитие фантазии и словесного творчества, способствующие развитию связной речи у дошкольников»

Оказание помощи родителям в овладении основными приемами развития фантазии и словесного творчества, способствующими совершенствованию связной речи....

Практикум для родителей младшей группы «Экологическое воспитание в семье». Тема практикума: «Роль игры в ознакомлении детей с природой»

Целесообразность проведения мероприятия:       Ещё великие русские педагоги прошлого Константин Дмитриевич Ушинский, Елизавета Николаевна Водовозова, Лев Николаевич...

Практикум для родителей. Тема практикума: «Игры направленные на развитие фантазии и словесного творчества, способствующие развитию связной речи у дошкольников»

Оказание помощи родителям в овладении основными приемами развития фантазии и словесного творчества, способствующими совершенствованию связной речи....

Практикум для родителей. «Играем вместе» практикум

Одной из важнейших задач физического воспитания детей является развитие основных движений. Это жизненно важные движения, без которых нельзя обойтись ни в одном виде деятельности (бытовой, игровой, тру...

Конспект занятия "Моя семья" Практикум для родителей (в рамках семинара-практикума «Играя, развиваем» с родителями, воспитывающими детей с нарушением в развитии)

     Семья для ребенка – первый и важнейший социально-педагогический институт, зона его ближайшего развития. Семья закладывает систему его отношений с близкими взрослыми, о...