"Как развивать слуховое внимание дошкольников" (буклет для педагогов и родителей)
консультация

Крюкова Ольга Александровна

 "Я ему говорю-говорю, а он как будто не слышит!"

Такую фразу часто можно услышать от родителей или воспитателей в беседе с ними, когда они сетуют на проблемы с ребенком. Да, у ребенка отличный слух, он всё слышит, но... на инструкцию взрослого почему-то не реагирует (или реагирует не с первого раза). Причём не реагирует не просто на звук, а именно на речевую инструкцию. Почему? Давайте разберемся. 

Слуховое внимание - это умение сосредотачиваться на звуке, без которого невозможно слушать и понимать речь человека. Оно включает в себя понимание слов и умение различать разные качества речи: тембр, интонацию, темп. Если слуховое внимание развито хорошо, то ребенок спокойно различает и понимает в речевом потоке смысл слов и предложений. Если же речевой слух нарушен, то и речевое общение затруднено.  Причины нарушения слухового внимания достаточно разнообразны: это могут быть и повреждения нервной системы, и соматические заболевания, и эмоциональные нарушения, но часто причиной служит гиперактивность (когда нервная система ребенка перевозбуждена и он просто не в состоянии сосредоточится на каком-либо объекте или звуке). Нарушение слухового внимания, в свою очередь, может привести к снижению познавательной деятельности. Поэтому проводить своевременную работу по его развитию просто необходимо. А именно, необходимо не только успокоить нервную систему ребенка, но и "научить" ребенка прислушиваться к звукам (в том числе речевым) при  помощи специальных игр и упражнений.

Ниже предоставлен буклет по развитию слухового внимания у дошкольников, который можно использовать как рекомендации родителям или воспитателям дошкольного учреждения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл buklet_sluhovoe_vnimanie.docx105.74 КБ

Предварительный просмотр:

Слуховое внимание.                                             Почему же это так важно?

Слуховое внимание - это умение сосредотачиваться на звуке, без которого невозможно слушать и понимать речь человека.

Включает в себя: способность к пониманию слов, умение воспринимать и различать разные качества речи: тембр, выразительность, осуществление приема и оценки чужой речи, контроль своей речи.

Задания на развитие слухового внимания

 Перед тем, как предложить детям игры и упражнения для развития слухового внимания, следует провести своеобразную «настройку» слуха. С этой целью ребенку предлагается сесть в удобной позе и послушать окружающее пространство с закрытыми глазами:

1.    Звуки улицы. Внимательно послушать и отгадать, что там сейчас происходит (птицы поют, собаки лают, дети играют, машины проезжают, дождь идет и т. д.). Условно назовем это «большим кругом» внимания.

 2.    Вслушаться в звуки, которые окружают нас в данном помещении (имеется в виду все здание). Можно услышать чьи-то шаги, голоса, шум электричества и др. Это — средний круг внимания.

3.    Вслушаться в звуки, которые живут внутри нас (дыхание, биение сердца и др.).

C:\Users\Администратор\Desktop\alert-hand-drawn-symbol_318-51957.jpg

Рекомендация

В процессе проведения таких упражнений важно научить ребенка внимательно слушать и определять (понимать, расшифровывать) различные звуки. Такие задания стимулируют развитие воображения, фантазии, речи.

C:\Users\Администратор\Desktop\alert-hand-drawn-symbol_318-51957.jpg

Рекомендация

В начале работы над развитием слухового восприятия лучше прислушиваться к звукам, которые непосредственно нас окружают.

Вопросы, которые можно задать детям:

  • Чьи голоса слышны на улице? Детские или взрослые?
  • Много ли детей гуляет во дворе?
  • Какая сейчас погода на улице?
  • Какая машина проехала (уехала), легковая или грузовая?
  • Кто прошел по коридору (ребенок, женщина на высоких каблуках, группа детей, пожилой человек и др.)?
  •  Какие настроения у людей, которые разговаривают за стеной (слов не разобрать): они спокойно беседуют, либо один что-то громко рассказывает, и т. д.?
  1. Определить и рассказать, что делает человек (слышен хруст откусываемого яблока, шелест ткани, бумаги, клеенки).
  2. Определить по звуку, что находится в закрытой коробке (пуговицы, деревянные палочки, песок и т. д).

C:\Users\Администратор\Desktop\alert-hand-drawn-symbol_318-51957.jpg

Рекомендация

Однако при планировании подобных занятий нужно учитывать, что не всегда вокруг будут звучать чьи-то шаги, голоса и т. д. Поэтому удобно использовать различные шумы (например, аудиозапись).

Примерные вопросы и задания, которые можно предложить детям:

 1.    Послушать запись шумов и отгадать, что происходит:

 а)    на улице; какая погода? (дождь, гроза, ветер и т. д.);

 б)    какой автомобиль проехал? (легковой, грузовой, «Скорая помощь», пожарная или милицейская машина);

 в)    где сейчас мама: на кухне или в ванной?

 г)    какое угощение мама готовит? (взбивает крем миксером или режет на доске овощи);

 д)    отгадать, кто пришел (по шагам);

 е)    рассказать, кто находится в соседней комнате (маленький ребенок, взрослый);

ж)   придумать и рассказать:

 —    почему лают собаки,

 —    почему котенок плачет,

 —    почему пищит щенок и т. д.

2.    Послушать и нарисовать, что услышали (например, по прослушанным сказкам)

 а)    где сейчас Красная Шапочка? (в лесу, в деревне, на берегу реки, дома с мамой);

 б)    кого встретил Колобок? (Волка, Петуха, Собаку, Кошку);

 в)    какая погода на улице? (дождь, солнышко, ветер);

 г)    нарисовать машину, которая проехала (разные типы автомобилей);

 д)    над каким местом пролетает «ковер-самолет» ? (над Морем, над лесом, над городом).

 3. Послушать и изобразить (пантомима) того, кого услышали: кошку, собаку, петуха, корову, лошадь, лягушку, комара и т. д.

Игры на развитие слухового вниманияC:\Users\Администратор\Desktop\img_431284.pngC:\Users\Администратор\Desktop\no-translate-detected_318-46982.jpg

                     «Что  звучало?» 

Задание:  демонстрируем  детям  звучание  бубна,  губной  гармошки,  дудки  и  т. д.  Дети  слушают  и  запоминают,  как  звучит  каждый  музыкальный  инструмент,  потом закрывают глаза и  на слух определяют, что звучало. Если нет инструментов, то можно использовать чашку, игрушки и  т. д.

«Хлопки»

Задание:  сообщаем детям, что будем называть различные  слова.  Как  только  назовем животное, дети должны хлопать.  

«Кто  заметит  больше  небылиц?»

           Это  верно  или  нет,

           Что,  как  сажа,  черен  снег?

           Сахар – горек,

           Уголь – бел,

           Ну  а  трус,  как  заяц,  смел?

           Что  комбайн  не  жнет  пшеницы?

           Что  в  упряжке  ходят  птицы?

           Что  летать  умеет  рак,

           А  медведь – плясать  мастак?

           Что  растут  на  вербе  груши?

           Что  киты  живут  на  суше?

           Что  с  зари  и  до  зари

           Сосны  валят  косари?

           Ну,  а  белки  любят  шишки,

           А  лентяи  любят  труд…

           А  девчонки  и  мальчишкиC:\Users\Администратор\Desktop\uccello-bianco-e-nero-a-03r.png

           В  рот  пирожных  не  берут?    

                          (Л.  Станчев)

«Дятел»

Задание:  взрослый отстукивает  разные  ритмы в быстром темпе, а  дети  повторяют  за  ним.

«Цепочка  слов»

Задание:  педагог  называет  слова, а  дети по порядку повторяют их.

«Будь  внимателен»

Задание: дети идут по кругу, ведущий с разными интервалами вперемежку дает  команды: «Лошадки», «Зайчики», «Цапли», «Раки», «Лягушки», «Коровки», «Птицы». Дети должны выполнять  движения  в  соответствии с командой.

🖎

Рекомендации

              для родителей

Как развивать                                  СЛУХОВОЕ ВНИМАНИЕ дошкольников?

C:\Users\Администратор\Desktop\canstockphoto18972521.jpg

  • Рекомендации
  • Игры
  • Задания


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развиваем слуховое внимание

Поможем развитию слухового внимания и фонематического слуха малыша, а так же занимательно проведем время с ним....

Консультация для родителей «Развиваем слуховое внимание»

Для нормального развития речи ребенка необходимо научить слушать - это поможет ему научиться читать. У него будет развиваться мышление, логика, внимание. До того времени, пока он н...

Консультации логопеда для родителей и воспитателей "Как развивать слуховое внимание детей"

Консультации для родителей и воспитателей "Как развивать слуховое внимание детей" содержат подборку интересных игр и упражнений на развитие слухового внимания, важной особенности человека, б...

Консультация для родителей на тему: "Развиваем слуховое внимание у ребёнка"

Нередко на прием к отоларингологу и сурдопедагогу приходят мамы с малышами 2-5 лет и примерно такими жалобами: «Он меня не слышит! Я ему сто раз говорю одно и то же, а он не понимает! Может быть...

Консультация для родителей "Развиваем слуховое внимание малыша 2-3х лет"

Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста происходит особенно быстро: быстро, как ни в каком другом возрасте пополняется словарный запас, улучшается звуковое оформление слов, более развернут...

Консультация для родителей «Развиваем слуховое внимание ребёнка»

Работа по развитию слухового внимания начинается с воспитания неречевого слуха, внимания к звукам окружающего мира. Гуляя с ребёнком, привлекайте его внимание к звукам: как поют птицы, журчит ручей, г...

Консультация для родителей дошкольников "Как развивать слуховое внимание детей"

Умение сосредотачиваться на звуке (слуховое внимание) - очень важная особенность человека, без которой невозможно слушать и понимать речь. Также важно различать и анализировать звуки. Это умение ...