Нетрадиционное рисование дошкольников с интеллектуальной недостаточностью.
методическая разработка

Сусорова Надежда Ивановна
Консультация для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley.docx21.32 КБ

Предварительный просмотр:

Нетрадиционное рисование дошкольников с интеллектуальной недостаточностью.

Нетрадиционное рисование – это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Каждая техника – это маленькая игра, доставляющая ребенку радость, положительные эмоции. Она не утомляет малыша, у ребенка сохраняется высокая активность и работоспособность на протяжении всего времени рисования.

Нестандартные подходы к организации изобразительной деятельности удивляют и восхищают детей, тем самым, вызывая стремление заниматься таким интересным делом. Оригинальное рисование раскрывает творческие возможности ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер и настроение.

Нетрадиционное рисование имеет огромное значение в формировании личности ребенка. От рисования ребенок получает лишь пользу. Нетрадиционное рисование развивает интеллектуальные способности детей, память, внимание, мелкую моторику, учит ребенка думать и анализировать, соизмерять и сравнивать, сочинять и воображать. Именно поэтому, нетрадиционные методики очень привлекательны для детей с интеллектуальной недостаточностью.

Главное в работе любого педагога, чтобы занятия приносили детям только положительные эмоции.

Не надо вкладывать в еще неумелую и слабую руку ребенка карандаш или кисточку и мучить его. Первые неудачи вызовут разочарование, и даже раздражение. Нетрадиционные техники рисования как средство коррекции психики позволяют преодолеть чувство страха. Можно сказать, позволяет маленькому художнику, отойти от предметного изображения, выразить в рисунке свои чувства и эмоции, дают свободу, вселяют уверенность в своих силах. Нетрадиционные способы изобразительной техники, доступные детям дошкольного возраста.

Проведение занятий с использованием нетрадиционных техник:

  • способствует снятию детских страхов; развивает уверенность в своих силах,
  • развивает пространственное мышление,
  • учит детей свободно выражать свой замысел,
  • побуждает детей к творческим поискам и решениям,
  • учит детей работать с разнообразным материалом,
  • развивает чувство композиции, ритма, колорита, цветовосприятия, чувство фактурности и объёмности,
  • развивает мелкую моторику рук,
  • развивает творческие способности, воображение и  полёт фантазии.

Во время работы дети получают эстетическое удовольствие.

Обучение детей рисованию с использованием нетрадиционных техник - это интересно и увлекательно! Рисование нетрадиционными техниками раскрепощает детей, позволяет им не бояться сделать что-то не так. Рисование необычными материалами и оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Эмоции - это и процесс, и результат практической деятельности - художественного творчества. Рисование с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляет дошкольников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания. Нетрадиционные техники позволяют осуществлять индивидуальный подход к детям, учитывать их желание, интерес.

Опыт работы с детьми в детском саду показал: рисовать необычными способами и использовать при этом материалы, которые окружают нас в повседневной жизни, вызывают у детей огромные положительные эмоции.  Рисовать можно чем угодно и где угодно и как угодно! Разнообразие материалов ставит новые задачи и заставляет все время, что-нибудь придумывать. А из этих наивных и незамысловатых  детских рисунках в итоге вырисовывается узнаваемый объект – Я.  Ничем не замутненная радость удовлетворения оттого, что и «это сделал  Я – все это мое!».

Печатание.

Печатать можно чем угодно. Это и ладошка, и пальчик, и листья, и смятая бумага, и различные силуэты, печатки, как фабричные, так и выполненные из различных материалов: овощи, пенопласт, пробки, бутылки.

Во время работы «печать» опускается в краску или красится кисточкой и плотно прижимается к бумаге. Тогда у ребёнка всё получается. Эта техника позволяет многократно изображать один и тот же предмет, составляя из его отпечатков самые разнообразные композиции.

Из ладошки – рыбки, осьминожки, цветы, деревья, лучи от солнышка, разные птицы, бабочки, варежки.

При работе с печатками – грядка с овощами, узоры на одежде, венок, фрукты и овощи на тарелке, деревья.

След от смятой бумаги похож на облака, цветы, снег, различных птиц и животных.

От пробок на бумаге остаются ягодки, мячи, пуговки, колечки, можно украсить одежду горошком.

След от донышка пластиковой бутылки очень похож на то, как цветёт вишня. Там ровно 5 лепестков.

Печатая алюминевой вилкой можно увидеть оструе иголки ежа.

Рисование методом тычка.

Для этого метода достаточно взять любой подходящий предмет, например ватную палочку, жёсткую кисточку, палочку с губкой разной величины. Опускаем «тычок» в краску  делаем тычки по альбомному листу. «Тычок» будет оставлять четкий отпечаток. Форма отпечатка будет зависеть от того, какой формы и размера был выбран предмет для тычка.

Этим методом можно нарисовать капель, дождь, листья на дереве, падающий снег, следы на негу, снеговика, котёнка, ягоды, цветы, украсить предмет орнаментом.

 

Монотипия.

Существует предметная и сюжетная. Предметная выполняется поэтапно. Даётся лист бумаги, сложенный пополам. Дети рисуют только на одной стороне листа линию, пятно, потом складывается лист по линии сгиба и проглаживают. Разворачивают лист и рисуют дальше. Не надо забывать каждый раз складывать лист и проглаживать, пока краска не засохла.

Сюжетная монотипия используется для изображения зеркального отражения объектов на водной глади (пруда, озера, реки и т.д.). Лист бумаги складывается пополам, на одной половинке рисуются объекты будущего пейзажа и раскрашиваются красками, а после лист складывается пополам и проглаживается. Так как дети рисуют медленно, то необходимо через короткие промежутки времени складывать лист бумаги по сгибу и проглаживать его.

Фотокопия – рисование свечой. 

Для основного рисунка используется любой водоотталкивающий материал: свеча, кусок сухого мыла, белый восковый мелок.  Невидимые контуры не будут окрашиваться при нанесении поверх них акварельной краски, а будут проявляться, как это происходит при проявлении фотопленки. До непосредственной образовательной деятельности воспитатель рисует на листе бумаги изображение, предлагает детям раскрасить весь лист бумаги, чтобы увидеть «Что подарил Дед Мороз?», что лежит в «Коробке сюрпризов», какие цветы расцвели на клумбе и т. д. Результат обычно очень эффективный, сюрпризный и почти не зависит от умелости и способностей.

 

Набрызг.

Способ получения изображения: ребенок набирает краску на кисть и ударяет кистью о картон, который держит над бумагой, проводит по кисточке расчёской. Это позволяет сделать интересный фон, помогает понять, как смешиваются краски.

Можно разложить на бумаге силуэты рыбок, самолётов, кораблей, выполнить набрызг. Когда капли высохнут, убрать силуэты и прорисовать их красками.

Таким способом можно рисовать пушистых животных. Для этого выполняется трафарет по размеру всего листа бумаги. Трафарет крепится к листу бумаги скрепками. Ребёнок выполняет работу способом набрызга. Тогда капли краски остаются только на свободных местах. После того, как капли высохли, можно наложить другой трафарет и выполнить набрызг другим цветом. После того как набрызгом нарисовали всё, что планировали, можно дорисовать кисточкой недостающие детали.

Кляксография.

Этот способ рисования позволяет развивать воображение. На лист бумаги наносится краска. Потом эта клякса прижимается другим листом бумаги. Потом нужно отгадать, на что это похоже и дорисовать недостающие детали или раздуть через трубочку от сока. Только нужно быть осторожным, чтобы дети не выпили эту краску.

Рисование трафаретами.

Трафареты широко используются при обучении детей рисованию предметов округлой и угловатой формы, при рисовании предметов более сложной формы: животных, людей, деревьев, транспорта и т. д. Их можно изготовить из картона, старого линолеума. В своей работе использую и старые фигурки от погремушек, из которых вынули шарики. При помощи трафаретов обучаем детей штриховать карандашом. Самое трудное научить детей плотно прижимать трафарет к бумаге и не сдвигать его с места. Поэтому сначала трафарет нужно помогать ребенку, придерживать трафарет, подклеивать его к бумаге. Постепенно он научится держать трафарет самостоятельно. Трафарет можно закрашивать разными способами: карандашом, фломастером, губкой, мятой бумагой и т. д.

Рисование на мокрой бумаге.

Существует целый ряд предметов, сюжетов, образов, которые лучше рисовать на влажной бумаге: «Туман», «Цветные сны», «Идет дождь», «Музыка», «Салют» и т. д. Нужно намочить в чистой воде комочек ваты, отжать ее и провести или по всему листу бумаги, или по отдельной его части. И бумага готова к произведению неясных образов. После этого, не дожидаясь, когда высохнет бумага,  начать рисовать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование пространственных представлений у дошкольников с интеллектуальной недостаточностью

В статье раскрывается специфика формирования пространственных представлений у детей с интеллектуальной недостаточностью: основные подходы, этапы, методы и приёмы работы....

Использование нетрадиционных техник изображения при обучении рисованию дошкольников с интеллектуальной недостаточностью.

Наш  практический опыт работы с детьми с интеллектуальной недостаточностью, а также результаты экспериментальных исследований позволяют сделать вывод, что нетрадиционные техники изображения раскр...

Статья «Использование нетрадиционных техник изображения при обучении рисованию дошкольников с интеллектуальной недостаточностью»

Нетрадиционные техники изображения, сочетая в себе трудовые и изобразительные навыки, вызывают у дошкольников эмоционально-положительное отношение к самому процессу рисования, развивают воображение....

Обучение рисованию детей с интеллектуальной недостаточностью (из опыта работы)

Рисование - это одно из средств отображения окружающего.Для создания изображения ребенку необходимо овладеть такими движениями руки, с помощью которых может быть передана форма предмета. Эти движения ...