Стили семейного общения
консультация

Попова Екатерина Анатольевна

Консультация для родителей "Стили  семейного общения "

 

В каждой семье под влиянием различных факторов складывается определенная система воспитания. Наиболее распространенной классификацией стилей общения родителей и детей является их деление на следующие стили:

- авторитарный

- попустительский

- демократический

- гиперопека.

 

 

 Каждый из этих стилей имеет свои особенности и по-разному отражается на личностном развитии ребенка.

 

Авторитарный стиль - жесткий стиль руководства с опорой на наказания, подавление инициативы, принуждение. Несмотря на малый возраст ребенка, ему предъявляют требования неукоснительного подчинения. Нередко такие родители ждут от своего малыша достижений, превосходящих его возможности. Такие родители нуждаются в социальном контроле, а ребенок - в специальной опеке.

Последствия:

В подростковом возрасте родительский авторитет теряет свою силу и страх перед родителями, характерный для авторитарного стиля воспитания, исчезает. Поэтому в таких семьях в этом возрасте часто возникает большое количество конфликтов, дети становятся «неуправляемыми», так как все прежние средства воздействия родителей теряют свою силу. 


Характерными чертами личности ребенка, воспитанного в авторитарном стиле, могут быть следующие варианты:

1 вариант - развитие слабой жизненной позиции:

- потеря чувства собственного достоинства;

- потеря способности принимать решения, отвечать за выбор;

- потеря собственных желаний.

2 вариант - развитие деспотической личности:

- ненависть к родителям;

- решение вопросов только силой;

- грубое, циничное, деспотичное  поведение и отношение к окружающим;

- повышенная агрессивность и конфликтность.

 

Рекомендации:

Учитывайте позицию ребенка, его побуждения, желания и переживания. Попробуйте ненадолго поставить себя на его место!

Старайтесь давать инструкции в форме предложения, а не распоряжения, приказа.

Старайтесь говорить не сухо и отстраненно, а доверительным тоном, эмоционально.

Запреты и меры наказания должны быть понятны ребенку, заранее с ним обсуждены и приняты обеими сторонами (родителями и ребенком).

Любые порицания должны быть адресованы не к личности ребенка, а к конкретным его действиям. Нельзя говорить: «Ты обманщик!», лучше сформулировать фразу следующим образом: «Мне было очень неприятно, когда я узнала, что в этой ситуации ты сказал неправду».

Не входите в комнату ребенка без стука или в отсутствие хозяина. Не трогайте его личные вещи. Старайтесь уважать личное пространство вашего ребенка, каким бы оно ни было.

Искренне объясняйте, что вы чувствуете, когда расстроены, но не вспоминайте старых, давнишних грехов, а говорите о сегодняшнем положении. Однако при этом никогда не давите, не наказывайте физически, не унижайте.

Станьте терпимее к недостаткам ребенка. Замечайте, как можно чаще в вашем ребенке те достоинства, которые свойственны их натуре.

 

 

 

Попустительский стиль

 

 

  При этом стиле воспитания родитель формирует у ребенка «свободу», самостоятельность и раскованность, позволяет ему делать абсолютно всё, что он хочет, не накладывает никаких ограничений. Родитель не помогает ребенку и не мешает, не принимает никакого участия в становлении личности.

Попустительский стиль общения предполагает тактику невмешательства, основу которой, по сути, составляют равнодушие и незаинтересованность проблемами ребенка. Общими особенностями попустительского и авторитарного стилей общения, несмотря на кажущуюся их противоположность, являются дистантные отношения, отсутствие доверия, явная обособленность, отчужденность, демонстративное подчеркивание своего доминирующего положения.

 

Последствия:

При попустительском стиле воспитания возможны следующие варианты развития личности:

1 вариант - свободный, но безучастный:

- самостоятельность;

- неспособность к близости и привязанности;

- безучастность в отношении близких;

- отсутствие желания позаботится о ком-то, помочь, поддержать;

- мало «душевного тепла».

2 вариант - личность «без запретов»:

- хамство и вседозволенность;

- воровство, обман, распущенность;

- безответственность, не умение «держать слова».

 

Рекомендации:

Поменяйте тактику общения и отношение к своему ребенку. Постарайтесь восстановить взаимное доверие и уважение.

Установите систему запретов и включитесь сами в жизнь ребенка.

Помогите ему участвовать в жизни семьи, четко обозначьте функциональные обязанности ребенка в семье, свои требования и ожидания.

Проявляйте «душевную теплоту» к ребенку, подчеркивайте его важность для вас и исключительность, беседуйте с ним и интересуйтесь его мнением.

 

 

 

Гиперопека

 

 

В ситуации гиперопеки родители стараются полностью оградить ребенка от всех трудностей, выполнять все его желания. Они очень берегут силы ребенка, так чтобы он не перенапрягался, поэтому делают все домашние дела за него, а иногда и не только.

В отличие от авторитарного и попустительского стилей воспитания здесь присутствует эмоциональная близость с ребенком. Однако, именно эта близость в данном случае мешает родителям предоставить ребенку свободу для полноценного развития, становления личности. В подростковом возрасте негативные последствия данного стиля воспитания проявляются наиболее ярко. В этот период ребенку необходимо эмоционально отделиться от родителей. В гиперопекающей семье такое отделение невозможно или проходит крайне болезненно. В подростковом возрасте именно такие дети наиболее часто «срываются» и «восстают» против взрослых. Форма протеста может быть разной — от холодной вежливости до активного отпора.

 

 

Последствия:

При гиперопеке возможны следующие варианты развития личности:

1 вариант - «домашний деспот»:

- требовательность и нетерпимость к желаниям других;

- избалованность и капризность, эгоизм;

- манипулирование окружающими;

- высокомерие и надменность;

- своенравность.

2 вариант - зависимая личность:

- безынициативность, беспомощность;

- зависит от мнения родителей, не в состоянии принять собственное решение;

 

 

Рекомендации:

Не отказывайтесь от контроля, без которого невозможно воспитание человека, но сведите опеку к минимуму.

Не требуйте от ребенка только правильных, с вашей точки зрения, поступков, примите его таким, какой он есть.

Помогайте, но не старайтесь решать за него все проблемы.

Стимулируйте общение со сверстниками.

Дозируйте опеку, дозируйте свободу, дозируйте похвалу и порицание — это один из выходов в данной ситуации.

Предоставляйте вашему ребенку самостоятельность и свободу выбора. Он имеет право совершать ошибки и учиться на них.

 

 

Демократический стиль

 

 

При таком стиле общения родители ориентированы на личность ребенка, его активной роли в семье, собственной жизни. Ребенок воспитывается как самостоятельная, самобытная личность. В отличие от попустительского стиля воспитания этот процесс не пущен на самотек, а проходит под бережным и чутким контролем родителей.

 

Основные характеристики этого стиля:

 -взаимоприятие; 
- взаимоориентация. 
Для родителей, придерживающихся этого стиля, характерны:
- активно-положительное отношение к ребенку; 
- адекватная оценка его возможностей, успехов и неудач; 
- им свойственны глубокое понимание ребенка, целей и мотивов его поведения; 
- умение прогнозировать развитие личности ребенка.

 

 

Последствия:

При демократическом стиле воспитания происходит наиболее гармоничное и разностороннее развитие личности ребенка. Для детей, воспитанных в подобных семьях,  характерны:

 

Умение самостоятельно принимать решения и отвечать за свои поступки.

Инициативность и целеустремленность.

Умение строить близкие и доброжелательные отношения с окружающими.

Способность договариваться, находить компромиссные решения.

Наличие собственного мнения и способность считаться с мнением окружающих.

 

 

 

Далеко не всегда эти стили проявляются в чистом виде. Родители в разных ситуациях могут применять разные стили воспитания. Например, в ситуации конфликта родители действуют методом диктата, а в «мирное время», наоборот – допускают попустительство. Однако такое чередование стилей, такая непоследовательность, также неблагоприятно влияет на ребенка. В семье необходимо установить единый стиль воспитания, понятный ребенку, учитывающий его потребности и возможности. И главное помните, что для Вашего ребенка самое главное – это Ваша любовь и Ваше уважение!

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stili_obshcheniya.docx24.16 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей "Стили  семейного общения "

 

В каждой семье под влиянием различных факторов складывается определенная система воспитания. Наиболее распространенной классификацией стилей общения родителей и детей является их деление на следующие стили:

- авторитарный

- попустительский

- демократический

- гиперопека.

 Каждый из этих стилей имеет свои особенности и по-разному отражается на личностном развитии ребенка.

Авторитарный стиль - жесткий стиль руководства с опорой на наказания, подавление инициативы, принуждение. Несмотря на малый возраст ребенка, ему предъявляют требования неукоснительного подчинения. Нередко такие родители ждут от своего малыша достижений, превосходящих его возможности. Такие родители нуждаются в социальном контроле, а ребенок - в специальной опеке.

Последствия:

В подростковом возрасте родительский авторитет теряет свою силу и страх перед родителями, характерный для авторитарного стиля воспитания, исчезает. Поэтому в таких семьях в этом возрасте часто возникает большое количество конфликтов, дети становятся «неуправляемыми», так как все прежние средства воздействия родителей теряют свою силу. 


Характерными чертами личности ребенка, воспитанного в авторитарном стиле, могут быть следующие варианты:

1 вариант - развитие слабой жизненной позиции:

- потеря чувства собственного достоинства;

- потеря способности принимать решения, отвечать за выбор;

- потеря собственных желаний.

2 вариант - развитие деспотической личности:

- ненависть к родителям;

- решение вопросов только силой;

- грубое, циничное, деспотичное  поведение и отношение к окружающим;

- повышенная агрессивность и конфликтность.

 

Рекомендации:

Учитывайте позицию ребенка, его побуждения, желания и переживания. Попробуйте ненадолго поставить себя на его место!

Старайтесь давать инструкции в форме предложения, а не распоряжения, приказа.

Старайтесь говорить не сухо и отстраненно, а доверительным тоном, эмоционально.

Запреты и меры наказания должны быть понятны ребенку, заранее с ним обсуждены и приняты обеими сторонами (родителями и ребенком).

Любые порицания должны быть адресованы не к личности ребенка, а к конкретным его действиям. Нельзя говорить: «Ты обманщик!», лучше сформулировать фразу следующим образом: «Мне было очень неприятно, когда я узнала, что в этой ситуации ты сказал неправду».

Не входите в комнату ребенка без стука или в отсутствие хозяина. Не трогайте его личные вещи. Старайтесь уважать личное пространство вашего ребенка, каким бы оно ни было.

Искренне объясняйте, что вы чувствуете, когда расстроены, но не вспоминайте старых, давнишних грехов, а говорите о сегодняшнем положении. Однако при этом никогда не давите, не наказывайте физически, не унижайте.

Станьте терпимее к недостаткам ребенка. Замечайте, как можно чаще в вашем ребенке те достоинства, которые свойственны их натуре.

 

Попустительский стиль

  При этом стиле воспитания родитель формирует у ребенка «свободу», самостоятельность и раскованность, позволяет ему делать абсолютно всё, что он хочет, не накладывает никаких ограничений. Родитель не помогает ребенку и не мешает, не принимает никакого участия в становлении личности.

Попустительский стиль общения предполагает тактику невмешательства, основу которой, по сути, составляют равнодушие и незаинтересованность проблемами ребенка. Общими особенностями попустительского и авторитарного стилей общения, несмотря на кажущуюся их противоположность, являются дистантные отношения, отсутствие доверия, явная обособленность, отчужденность, демонстративное подчеркивание своего доминирующего положения.

 

Последствия:

При попустительском стиле воспитания возможны следующие варианты развития личности:

1 вариант - свободный, но безучастный:

- самостоятельность;

- неспособность к близости и привязанности;

- безучастность в отношении близких;

- отсутствие желания позаботится о ком-то, помочь, поддержать;

- мало «душевного тепла».

2 вариант - личность «без запретов»:

- хамство и вседозволенность;

- воровство, обман, распущенность;

- безответственность, не умение «держать слова».

 

Рекомендации:

Поменяйте тактику общения и отношение к своему ребенку. Постарайтесь восстановить взаимное доверие и уважение.

Установите систему запретов и включитесь сами в жизнь ребенка.

Помогите ему участвовать в жизни семьи, четко обозначьте функциональные обязанности ребенка в семье, свои требования и ожидания.

Проявляйте «душевную теплоту» к ребенку, подчеркивайте его важность для вас и исключительность, беседуйте с ним и интересуйтесь его мнением.

 

Гиперопека

 

В ситуации гиперопеки родители стараются полностью оградить ребенка от всех трудностей, выполнять все его желания. Они очень берегут силы ребенка, так чтобы он не перенапрягался, поэтому делают все домашние дела за него, а иногда и не только.

В отличие от авторитарного и попустительского стилей воспитания здесь присутствует эмоциональная близость с ребенком. Однако, именно эта близость в данном случае мешает родителям предоставить ребенку свободу для полноценного развития, становления личности. В подростковом возрасте негативные последствия данного стиля воспитания проявляются наиболее ярко. В этот период ребенку необходимо эмоционально отделиться от родителей. В гиперопекающей семье такое отделение невозможно или проходит крайне болезненно. В подростковом возрасте именно такие дети наиболее часто «срываются» и «восстают» против взрослых. Форма протеста может быть разной — от холодной вежливости до активного отпора.

 

Последствия:

При гиперопеке возможны следующие варианты развития личности:

1 вариант - «домашний деспот»:

- требовательность и нетерпимость к желаниям других;

- избалованность и капризность, эгоизм;

- манипулирование окружающими;

- высокомерие и надменность;

- своенравность.

2 вариант - зависимая личность:

- безынициативность, беспомощность;

- зависит от мнения родителей, не в состоянии принять собственное решение;

 

Рекомендации:

Не отказывайтесь от контроля, без которого невозможно воспитание человека, но сведите опеку к минимуму.

Не требуйте от ребенка только правильных, с вашей точки зрения, поступков, примите его таким, какой он есть.

Помогайте, но не старайтесь решать за него все проблемы.

Стимулируйте общение со сверстниками.

Дозируйте опеку, дозируйте свободу, дозируйте похвалу и порицание — это один из выходов в данной ситуации.

Предоставляйте вашему ребенку самостоятельность и свободу выбора. Он имеет право совершать ошибки и учиться на них.

 

Демократический стиль

 

При таком стиле общения родители ориентированы на личность ребенка, его активной роли в семье, собственной жизни. Ребенок воспитывается как самостоятельная, самобытная личность. В отличие от попустительского стиля воспитания этот процесс не пущен на самотек, а проходит под бережным и чутким контролем родителей.

 

Основные характеристики этого стиля:

 -взаимоприятие; 
- взаимоориентация. 
Для родителей, придерживающихся этого стиля, характерны:
- активно-положительное отношение к ребенку; 
- адекватная оценка его возможностей, успехов и неудач; 
- им свойственны глубокое понимание ребенка, целей и мотивов его поведения; 
- умение прогнозировать развитие личности ребенка.

 

Последствия:

При демократическом стиле воспитания происходит наиболее гармоничное и разностороннее развитие личности ребенка. Для детей, воспитанных в подобных семьях,  характерны:

Умение самостоятельно принимать решения и отвечать за свои поступки.

Инициативность и целеустремленность.

Умение строить близкие и доброжелательные отношения с окружающими.

Способность договариваться, находить компромиссные решения.

Наличие собственного мнения и способность считаться с мнением окружающих.

 

 

 

Далеко не всегда эти стили проявляются в чистом виде. Родители в разных ситуациях могут применять разные стили воспитания. Например, в ситуации конфликта родители действуют методом диктата, а в «мирное время», наоборот – допускают попустительство. Однако такое чередование стилей, такая непоследовательность, также неблагоприятно влияет на ребенка. В семье необходимо установить единый стиль воспитания, понятный ребенку, учитывающий его потребности и возможности. И главное помните, что для Вашего ребенка самое главное – это Ваша любовь и Ваше уважение!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коммуникативные навыки общения и роль игры в развитии общения детей

В материале рассмотрены в теоретическом аспекте коммуникативные навыки общения и роль игры в развитиии общения детей, а также представлены  игры для детей подготовительной группы детского сада, с...

КОМПЛЕКС ИГР ДЛЯ ДЕТЕЙ ИМЕЮЩИХ ПРОБЛЕМЫ В ОБЩЕНИИ из опыта работы «Формирование неречевых средств общения у детей с нарушением зрения»

Обучать детей эффективным способам общения. Снять невербальную агрессию, предоставить ребенку возможность «легальным образом» выплеснуть гнев, снять излишнее эмоци...

КОМПЛЕКС ИГР ДЛЯ ДЕТЕЙ ИМЕЮЩИХ ПРОБЛЕМЫ В ОБЩЕНИИ из опыта работы «Формирование неречевых средств общения у детей с нарушением зрения»

Обучать детей эффективным способам общения. Снять невербальную агрессию, предоставить ребенку возможность «легальным образом» выплеснуть гнев, снять излишнее эмоци...

Легкое общение: игры на развитие навыков общения

Цель таких игр – развить коммуникативные навыки у детей, создать возможность для самовыражения, научить регулировать свое поведение в коллективе, а стеснительным и замкнутым детям – преодолеть барьеры...

Тема: «Понятие об общении. Место и роль общения в жизни человека».

Реферат по психологии на тему:  «Понятие об общении. Место и роль общения в жизни человека»....

Стили педагогического общения. Общение родителей с детьми.

В данном реферате я  разбирала разные стили педагогического общения, общения родителей с детьми....

Стили педагогического общения. Общение родителей с детьми.

В данном реферате я  разбирала разные стили педагогического общения, общения родителей с детьми....