Экологические игры в детском саду
консультация по окружающему миру (средняя, старшая, подготовительная группа)

Караблинова Тамара Анатольевна

Консультация для педагогов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_v_doshkolnom_obrazovatelnom_uchrezhdenii.docx41.07 КБ

Предварительный просмотр:


Игры в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ) — неисчерпаемый источник познания для детей. С помощью этого вида деятельности малыши быстрее и проще усваивают новую информацию, приобретают умения и навыки, а также отрабатывают их на практике, что очень важно для реализации принципа цельности образования. Особенно ценна эта универсальность игр при работе с темами, имеющими колоссальное значение для воспитания гармоничной личности, живущей в мире с собой и природой. Именно к таким относятся вопросы, связанные с экологией.

 Приоритетным направлением дошкольной образовательной системы является воспитание экологической культуры, то есть поиск средств обучения для формирования у детей осознанной позиции в отношении природы. Малыши учатся не только рационально использовать природные ресурсы, любоваться миром вокруг, но и бережно относиться ко всему живому. Для реализации такой важной педагогической миссии широко применяются игры как ведущий вид деятельности дошкольников.

С помощью игровых приёмов у детей:

 

  • расширяется круг познавательных интересов;
  • определяются направления интеллектуального, физического и духовно-нравственного развития;
  • раскрываются творческие задатки.

Экологические игры — это одна из форм экологического воспитания, которая основывается на организации игровой деятельности детей, стимулируя высокий уровень интереса к природе.

Экологические игры учат малышей заботиться о природе

В дошкольном возрасте закладываются основы экологической культуры личности.

Цели и задачи экологических игр

Широкий диапазон методических возможностей игровой активности позволяет педагогу реализовать следующие цели экологических игр:

  • обеспечение возможности получения, отработки и закрепления естественно-научных представлений о природе (к примеру, с детьми средней группы я провожу дидактическую игру-лото «Живое — неживое», в которой, поднимая карточки с картинками, изображающими небо, воду, животных и растений, дети знакомятся с понятиями живая и неживая природа);
  • тренировка памяти, наблюдательности (участие в играх подразумевает запоминание игровых условий, а также учёт действий соперника);
  • развитие речи (участие в играх на экологические темы даёт возможность воспитанникам младшего дошкольного возраста пополнить словарный запас, детям средней группы усвоить основные принципы грамматики языка, а ребятам старшей и подготовительной групп отработать навык составления монологов и реплик диалога);
  • совершенствование эмоционально-волевой сферы малышей через развитие умения сотрудничать (к примеру, у ребят могут возникать те или иные трудности с выполнением игровых действий в одиночку, но при помощи товарищей и взрослых эти сложности легко устраняются);
  • воспитание чуткого отношения к растениям и животным (многие игры на экологическую тему подразумевают опытную деятельность с представителями флоры и фауны, связанную с уходом за растениями в группе и за животными в живом уголке, что развивает у малышей чувство ответственности).


В экологических играх ребята на практике применяют знания о природе.

Среди задач, решение которых помогает реализовывать поставленные цели, можно выделить:

  • создание стимула для проявления любознательности (из личного опыта замечу, что, например, в игре с предметами, в которой в роли черепахи выступает каштан, дети старшей группы с большим интересом рассматривают картинки с другими представителями земноводных в поисках сходств их силуэта с плодом);
  • формирование умения выделять отдельные признаки предметов или явлений, сравнивать и анализировать их (например, в дидактической игре «Времена года» малыши по картинкам определяют отличительные признаки каждого сезона);
  • развитие логического, математического мышления (например, во второй младшей группе в дидактической игре «Собери шишки для белочки» дети не только узнают о важности для животных запасов на зиму, но и отрабатывают счёт до 5);
  • физическое развитие (к примеру, в подвижной игре «Ветер» дети подготовительной группы, выполняя движения по указанию водящего, совершенствуют ловкость, координацию движений, быстроту);
  • практика речи (так, в подготовительной группе я предлагаю детям игру «Угадай, что за растение», в которой игроки по очереди описывают и угадывают разные деревья, цветы, животные);
  • воспитание сочувствия живым существам (например, в старшей группе мы с воспитанниками проводим сюжетно-ролевую игру «Цветоводы», в которой дети осматривают комнатные цветы на картинках и определяют меры, необходимые для улучшения их состояния — полить, протереть листья от пыли, оборвать пожелтевшие листья и т. д.);
  • развитие навыка выполнения задания в парах, группах (особенно актуальна эта задача в средней группе, когда дети переходят от этапа параллельного выполнения всех действий к совместному, то есть учатся делить обязанности, помогать друг другу).

Требования к проведению игр

Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) определены принципы подготовки и проведения игр в детском саду. Применительно к игровой деятельности экологической направленности можно выделить 10 основных требований:

  • Экологическое содержание должно соответствовать возрасту воспитанников. Во второй младшей группе, например, у детей нет достаточного багажа знаний относительно животных Севера, чтобы в дидактической игре распределить карточки с представителями фауны на обитателей холодных краёв и тропиков. А вот с заданием на распределение домашних и диких животных дети 3–4 лет справиться смогут.
  • Игровые правила должны представлять собой модель поведения в природе. Например, при проведении инсценировки «На пикнике» дети подготовительной группы показывают не только, как нужно собираться на отдых, но и демонстрируют последовательность уборки, сортировки мусора.
  • Правила и критерии оценивания должны быть тщательно продуманы педагогом перед игрой.
  • Все игры должны иметь наглядное сопровождение. «Лучше один раз увидеть» — это важный принцип организации работы с детьми, которые в дошкольном возрасте воспринимают мир через образы.
  • Игра — дело добровольное. Если ребёнок отказывается принимать участие в этом виде деятельности, настаивать не стоит. Но узнать причины такого отказа нужно обязательно. Возможно, малыш боится ошибиться или повторить неудачный опыт прошлой игры, в которой упал, споткнулся, забыл ответ. В этом случае помогут терапевтические сказки, в которых в литературной форме описаны и проблемы, и пути их решения.
  • Индивидуальный подход. Все дети разные. И не только по характеру, но и по темпераменту. Поэтому педагог должен найти тот круг игр (или игровых действий), который нравится конкретному воспитаннику.
  • Поощрение самостоятельности. Этот принцип не распространяется на младшие группы, так как при организации работы с детьми 1,5–4 лет воспитатель является полноценным участником игры, принимая на себя роль лидера (водящего).
  • Хронометраж игры должен соответствовать возрасту детей. Иначе даже самая интересная игра может наскучить, а значит, цели и задачи деятельности реализованы не будут.
  • Освоенные игры нужно время от времени повторять. Суть этого принципа сводится не к периодическому воспроизведению игровых действий, а к повторению игрового материала, то есть темы, связанной с экологией.
  • Каждый участник игры после её завершения должен получить одобрение взрослого. Создание ситуации успеха в каждом виде деятельности помогает воспитывать в детях уверенность в себе и своих силах.

Один из способов создания ситуации успеха заключается в творческой материализации результатов игры, например, выполнении поделки

 

КЛАССИФИКАЦИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ  ИГР В ДОУ

Материал по экологическому воспитанию дошкольников может быть представлен в нескольких видах игр. Каждый из них имеет определённую задачу и соотносится с той или иной темой.

Дидактические экологические игры

Это самый продуктивный вариант изложения материала, связанного с вопросами изучения окружающего мира, а также отработки умений и навыков, связанных с воспитанием бережного отношения к природе. При проведении дидактических игр следует учитывать ряд моментов:

  • наличие правил;
  • заранее обозначенный результат (например, при складывании пазлов с изображениями животных, малыши должны до начала работы знать, что именно получится в конце);
  • чётко описанные игровые действия.

Для лучшего усвоения правил и сюжета игры педагогу, повторяя для малышей правила, стоит делать это одним и тем же набором предложений. Это работает и на усвоение детьми языковых клише, которые, в свою очередь, составляют важный элемент речевого образа ребёнка.

Экологическое направление может реализовываться в двух типах обучающих игр: ориентированных на содержание действий и отталкивающихся от материала, на котором выстраиваются игровые действия.

Экологические дидактические игры открывают перед детьми большие познавательные возможности

 

Деловые и интеллектуальные игры

В ряде методической литературы деловые, интеллектуальные игры (викторины) также относят к дидактическим. Однако они представляют собой не конкретный набор игровых действий, объединённый общим игровым условием, а форму организации деятельности детей. То есть в одной викторине может быть и настольно-печатная игра, и интерактивная, и подвижная.

В своей практике в подготовительной группе я провожу деловую игру «Незнайка — друг леса?». Сюжет заключается в том, что однажды Незнайка с друзьями отправился в лес, где они разжигали костёр, кушали, играли, несмотря на заметные тучки на небе. Но когда полил дождь, быстренько побежали обратно, ничего не убрав за собой. Детям предстояло выяснить, можно ли так поступать. Часть ребят отстаивала позицию, защищавшую героя: мол, пока убирались, намокли бы, простудились, а костёр и так дождь потушил. А часть малышей настаивала на том, что сначала нужно всё убрать, а потом уходить. В процессе обсуждения сходимся на том, что перед походом в лес нужно, во-первых, узнать прогноз погоды, во-вторых, при первых признаках непогоды необходимо собрать мусор и вещи, чтобы, прячась от дождя, не оставлять после себя беспорядок.

Опыты

Экспериментальная деятельность в детском саду занимает особое место в ряду игровых методических приёмов: игры с природным материалом не только помогают детям уяснить его свойства, но и прийти к выводу о необходимости природосообразного поведения в повседневной жизни.

Игры и опыты с водой — самый доступный и зрелищный вид экспериментов

Сюжетно-ролевые игры на экологическую тему

В играх этого вида дети действуют исходя из личного социального опыта, не руководствуясь игровыми правилами. При этом игровые взаимодействия проецируются на игрушки или сверстников в подходящих под сюжет образах.

В работе с детьми старшей группы я проводила игру «Спасатели», в которой по сюжету мальчики-куклы Витя и Паша разожгли засушливым летом в лесу костёр, а огонь перекинулся на траву. Педагог в роли начальника спасательной операции направляет бригаду пожарных тушить пожар и спасателей переносить пострадавших животных-игрушек в больницу, где ветеринар осматривает пациентов, оказывает им первую помощь. В завершение мы делаем вывод о том, что неосмотрительное поведение одного или двух человек может стать причиной большой беды для животных, растений и даже для других людей.

Подвижные экологические игры

Основная задача подвижной игровой деятельности — укрепление физического здоровья, тренировка реакции, внимания и памяти. Как правило, этот вид игр используется на прогулках, при проведении развлечений и на занятиях в форме физкультпауз.


В подвижных играх в старшем дошкольном возрасте очень важен соревновательный момент.

Экологическая тема в театрализованных играх

В ДОУ используются 2 формы театрализованных игр:

  • драматизации, в которых дети выступают в роли «артистов»;
  • режиссёрские постановки, где малыши принимают на себя роль руководителя действий и движений персонажа — игрушки или предмета, замещающего героя.

Дошкольники с удовольствием участвуют в театрализованных постановках

Драматизации по экологии обычно проводятся ко Дню Земли.

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЁМЫ ПРОВЕДЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ С ДОШКОЛЬНИКАМИ

Чтобы реализовать образовательные цели проведения экологических игр, педагог комбинирует 3 вида приёмов.

Группа словесных приёмов

Слово играет ключевую роль в развитии речи детей, становления их языковых представлений. Очень важно, чтобы звучащая речь сопровождала любой вид деятельности малышей, а тем более такой принципиально важный для дошкольников, как игра.

Объяснение

Каждый из этапов игры должен быть чётко и последовательно описан педагогом. Для того чтобы ребята улавливали алгоритм построения логичных предложений, озвучивание правил должно начинать каждый повтор игры. Слушая речь взрослого, дети младших и средней групп начинают по этому образцу составлять самостоятельные высказывания, а старшие дошкольники воспринимают её как образец для монологов и диалогов.

Объяснение педагога желательно сопровождать наглядными средствами

Загадки и стихотворения

Дети с удовольствием включаются в отгадывание загадок и повтор рифмовок, поэтому загадки и стихотворения обычно используются для мотивации малышей. К тому же неоспоримым преимуществом этих словесных приёмов является то, что для работы с ними не требуется много времени.

С детьми первой и второй младших групп я обычно использую загадки с рифмованными договорками. Вот пример для работы над темой домашние и дикие животные:

  • Спит зимой, весну он ждёт,
    Очень любит сладкий мёд,
    Нравится ему реветь.
    Этот зверь лесной … (Медведь).
  • Ходит рыжий, пьёт из лужи,
    Не боится лютой стужи.
    Хвост лохматый, чёрный нос.
    Кто же это? Рыжий … (Пёс).

В средней группе загадки чуть усложняются: теперь требуется не договорить ответ по рифме, а ответить на вопрос:

  • Это что за потолок?
    То он низок, то высок,
    То он сер, то беловат,
    То чуть-чуть голубоват.
    А порой такой красивый —
    Кружевной и синий-синий! (Небо).
  • Что за звёздочки резные
    На пальто и на платке?
    Все сквозные, вырезные,
    А возьмёшь — вода в руке. (Снежинки).

Для старшей и подготовительной групп я стараюсь предлагать загадки более длинные, чтобы дети учились улавливать сюжетную линию в сложных высказываниях:

  • Назовите-ка, ребятки,
    Месяц в этой вот загадке:
    Дни его — всех дней короче,
    Всех ночей длиннее ночи,
    На поля и на луга
    До весны легли снега.
    Только месяц наш пройдёт,
    Мы встречаем Новый год. (Декабрь).
  • Пришла, улыбнулась —
    Утихли метели.
    Позванивать стал
    Колокольчик капели.
    Река пробудилась,
    Растаяли льды,
    Наряд белоснежный
    Надели сады. (Весна).

Стоит отметить, что ряд дидактических игр на тему экологии представляет собой работу над отгадыванием загадок

Загадки также могут быть частью экологической викторины

В ряду методических приёмов, к которым я часто обращаюсь в своей практике, пальму первенства держат стихотворения. Они не только облегчают процесс подачи нового материала — игры, но и помогают ребятам быстрее запомнить те или иные факты. В старшей группе при работе с темой «Полезные и вредные насекомые» я предлагаю воспитанникам такие рифмовки:

  • Всем известно, что жуки
    Жужжат с досады и тоски,
    Но в кругу друзей жуки —
    Чудаки и добряки.
    Я дружу с одним жуком,
    Я с ним третий год знаком.
    Это счастье, если жук
    И тебе не враг, а друг!
  • У кого две пары крыльев,
    Лапок столько, что не счесть,
    Панцирь жёсткий есть на спинке,
    Хоботок и жало есть?
    И не звери и не птицы,
    Не подходят в сей формат,
    Это ведь стихи о мире,
    Насекомыми, что звать!

Перед началом дидактической настольно-печатной игры «Сложи насекомое», в которой нужно сложить жучков из двух половинок, мы с детьми с удовольствием повторяем короткие стихотворения о некоторых представителях мира насекомых:

  • Пчёлы готовят отличный
    Липовый мёд и горчичный.
    Трудятся целое лето!
    Пчёлам спасибо за это.
  • Знают все: у муравья
    Очень дружная семья.
    Летом дружно строят дом,
    А зимой спят дружно в нём.

Короткие рассказы

Такие истории, придуманные под конкретную тему игры, также могут использоваться в качестве мотивационного приёма. В старших группах эти сказки — ещё один способ отработать навык ответа на проблемные вопросы.

Например, перед началом игры-опыта с водой с воспитанниками подготовительной группы мы разбираем сказку «Тучка в пустыне». «Однажды Тучка забрела в пустыню. И всё её там поражало: гладкий песок, спокойствие, тишина. Но через несколько дней она заскучала, ведь в пустыне не услышать трели соловья, плеска лягушек, не увидеть цветущих деревьев… И тогда заплакала Тучка, так жалко ей стало пустыню, которая никогда не увидит и не услышит того, что дорого сердцу Тучки. А всё потому, что нет в пустыне воды, а без неё нет жизни». Завершаем работу над сказкой беседой по вопросам: «Всегда ли тишина, спокойствие — это хорошо?», «Почему без воды нет жизни?» и др.

Чтение

В старшей и подготовительной группах этот словесный приём используется достаточно часто. Он позволяет не только создать ситуацию успеха для умеющих читать воспитанников, которые получают возможность продемонстрировать свои умения на публике, но и стимулирует тех, кто ещё читать не умеет, этим навыком овладеть. Тексты для чтения не должны быть слишком большими, это могут быть краткие сведения об особенностях флоры и фауны, факты из Красной книги, то есть подходящий под тему и сюжет игры материал.

Отрывки для чтения должны быть максимально короткими, до двух предложений

Наглядные приёмы

Дети познают мир через образы, поэтому наглядность в любом виде деятельности, и в играх в том числе, должна быть представлена в:

  • картинках, иллюстрирующих тему или алгоритм выполнения игровых действий (например, в подвижных играх);
  • видеоматериалах, презентациях (к примеру, в подготовительной группе это могут быть зарисовки о растениях и животных, занесённых в Красную книгу);
  • демонстрации воспитателем игровых этапов (особенно важен этот приём в младших группах, где у детей ещё нет достаточного игрового опыта, чтобы опираться только на словесное руководство).

Картинки дают ребятам образные представления, что очень важно для понимания материала

Практические приёмы

Кроме собственно игры, к практическим приёмам также относятся варианты творческих заданий, которые помогают определить, насколько качественно дети усвоили учебный материал и какие впечатления получили от процесса игровой деятельности. К таким приёмам относится создание:

  • рисунков (картин природы, знаков, иллюстрирующих правила поведения в лесу и пр.);
  • аппликаций (к примеру, в старшей группе дети вырезают заготовки разных геометрических форм, символизирующих природные объекты, и составляют из них общую композицию — круг для солнца, треугольник для ёлочки, прямоугольник для речки, трапецию для горы и т. д.);
  • поделок из пластилина, теста для лепки и др. (воспитанники младших групп «блинчиками» и «шариками» из пластилина обеспечивают белочек и ёжиков запасами на зиму).

ПРОВЕДЕНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ИГР В ДЕТСКОМ САДУ

Экологические игры являются действенным методом формирования знаний об окружающем мире и культуры бережного отношения к природе у воспитанников ДОУ.

Организация картотеки экологических игр

При создании картотеки экологических игр педагог руководствуется двумя принципами:

  • в план должны включаться разные виды игровой активности;
  • сюжет игры должен соотноситься с темой, которая в данный момент изучается.


Разработка и поддержка сайтаСинергия-Инфо

Яндекс.Метрика


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка на тему: "Экологические игры в детском саду"

Представленные игры могут использоваться в любой области познавательно речевого развития детей....

Консультация для воспитателей "Экологические игры в детском саду"

Экологические игры по развитию и формированию правильного отношения к окружающей природе содержат сюжет, используют роли, правила или же содержат только задания. Действия в таких играх могут быть...

Консультация для воспитателей "Экологические игры в детском саду"

В последнее время резко возрос интерес к экологии и экологическому воспитанию....

Мастер класс "Экологические игры в детском саду"

Использование экологических игр  для расширения и закрепление знаний о мире природы....

статья по экологическим играм в детском саду

представлен материал по пособию своими руками по "Экологическому воспиатнию"...

Презентация «Экологические пространства» на территории детского сада. Экологическая тропинка в детском саду.

В презентации раскрывается  понятие " Экологическое пространство",виды  пространств и т.д...

Доклад "Опыт работы "Экологические игры в детском саду"

Успешное экологическое воспитание детей невозможно без благоприятной предметно – развивающей среды. Дети легче и быстрее усваивают взаимосвязи в природе на близком и знакомом им материале. Для э...