Статья на тему "Игра как способ сотрудничества педагога и семьи в вопросах экологического образования"
статья (подготовительная группа)

Митяшова Анастасия Вадимовна

В детстве формируются основы экологического мышления, сознания, экологической культуры. Но только при одном условии – если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx16.42 КБ

Предварительный просмотр:

СТАТЬЯ НА ТЕМУ«ИГРА КАК СПОСОБ СОТРУДНИЧЕСТВА ПЕДАГОГА И СЕМЬИ В ВОПРОСАХ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

Экологическое образование дошкольников — это воспитание в детях способности понимать и любить окружающий мир и бережно относиться к нему. При ознакомлении детей с природой открываются возможности для эстетического, патриотического, нравственного воспитания. Общение с природой обогащает духовную сферу человека, способствует формированию положительных моральных качеств. Ознакомление дошкольников с природой является важным средством воспитания экологической культуры дошкольников. Без знания природы, и без любви к ней, невозможно человеческое существование.

Важно закладывать основы экологического воспитания с раннего детства, так как, основные черты личности формируются в дошкольном возрасте.

Говоря о практической реализации задач экологического образования детей в дошкольном возрасте, следует отметить активный поиск и апробацию методических средств, которые ведут педагоги. Во многом это определено и акцентированием внимания государства и общества на вопросы экологического образования подрастающего поколения, а также нехваткой в арсенале воспитателя технологий работы, позволяющих формировать экологическую ответственность личности, конкретные умения, а не только развивать представления природоведческого характера.

В дошкольном возрасте экологическое воспитание только начинается, крупицы экологических знаний, полученные в детстве, помогут ребёнку ориентироваться в окружающей действительности, правильно понимать её, бережно к ней относиться.

В жизни детей дошкольного возраста игра является ведущей деятельностью. Игра - это эмоциональная деятельность: играющий ребенок доброжелателен. Необходимо чтобы игра погружала детей в любимую деятельность и создавала благоприятный эмоциональный фон для восприятия «природного» содержания.

Дидактические игры экологического содержания помогают уточнять, закреплять, обобщать и систематизировать знания. Играя, дети лучше усваивают знания об объектах и явлениях природы, учатся устанавливать взаимосвязи между ними и средой. Такие игры помогают увидеть целостность экосистемы в целом, осознать уникальность и неповторимость каждого объекта природы, понять, что неразумное вмешательство человека может повлечь за собой необратимые процессы в природе.

Текущий год объявлен годом экологии в нашей стране. Многие образовательные организации откликнулись на данную инициативу государства целым спектром экологических событий. Мы также решили не остаться в стороне и начали разработку динамической настольно-печатной игры «Защитник окружающего мира» для наших воспитанников. Игра рассчитана на детей 6-летнего возраста. Ее цель – обогащение детей экологическими знаниями, воспитание бережного отношения к природе в целом, формирование эмоционально положительного отношения к окружающему миру. Игра предполагает участие от 2 до 4 игроков. Разработанный нами комплект игры включает:

  • 1 игровое поле
  • 1 кубик с числовыми гранями
  • 4 фишки
  • 144 основные карточки-задания
  • 26 карточек с бонусными заданиями
  • 252 поощрительных жетонов
  • 4 брошюры с ответами по каждой области

Игра состоит из трёх областей: лесной, водной, воздушной. Все игроки в процессе игры посетят каждую область. Условия игры предполагают выбор игрока, который будет ведущим: первоначально – это взрослый (воспитатель/родитель), далее роль ведущего может переходить ребёнку. Игроки по очереди бросают кубик. Начинает игрок, который выбросил наибольшее число. И так в порядке убывания «выкинутого» числа. Игрок бросает кубик и перемещает фишку на то количество полей, которое выпало на кубике. Одновременно на одном поле может находиться до 4 игроков.

Игровое поле представляет собой области «экологических заданий». Когда игрок останавливается на одном из таких полей, он берёт верхнюю карточку из соответствующей стопки с заданиями и выполняет инструкции, указанные в ней. После того, как игрок даст ответ на карточку, он кладёт её на дно стопки. Карточки в игре существуют двух видов: простые и сложные (сложные карточки помечены красным кружком в верхнем углу карточки). Они принадлежат определённой области и имеют своё обозначение и цвет, содержат в себе вопрос – ответ. Ребёнок вправе выбрать карточку по своим силам. Выполняя задание, он получает поощрение: ответ на сложную карточку – 2 жетона, на простую – 1 жетон. Между основными станциями существуют бонусные задания, которые будут выручать в случае неверного ответа на основные карточки. Это будет поддерживать интерес и желание играть. За их выполнение игрок получает 1 жетон (это ребусы, шарады и паззлы). В конце игры подводится подсчёт жетонов. У ребёнка появляется соревновательный интерес и желание развиваться, опережать соперников.

Игра «Защитник окружающего мира» позволяет сочетать интересы всех участников педагогического процесса: детей, педагогов, родителей – и позволят организовать их продуктивное взаимодействие. Практическая значимость игры заключается в широких возможностях ее применения, её можно использовать в любом детском саду, начальной школе, кружке и в практике семейного воспитания.

В детстве формируются основы экологического мышления, сознания, экологической культуры. Но только при одном условии – если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним. Разработанная игра «Защитник окружающего мира» получила положительный отклик и у коллег, и у родителей воспитанников. Для нас было важно показать, что усвоение знаний о природе с помощью игры, вызывающей переживания, положительные эмоции, действительно оказывает влияние на формирование у детей бережного и внимательного отношения к объектам экосистемы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нетрадиционные формы организации родителей в ДОУ по вопросам экологического образования дошкольников

Нетрадиционные формы организации родителей в ДОУ по вопросам экологического образования дошкольников...

Консультация для педагогов "Семья, как субъект экологического образования формы работы с семьёй"

Социально – экологические представления важно формировать, когда складывается духовный мир детей, и они особенно чутки, восприимчивы к красоте и природе, к окружающему их миру. Этот период падае...

Сотрудничество ДОУ и семьи в вопросах формирования духовно-нравственных качеств детей дошкольного возраста.

Формирование в растущем человеке начала духовности без активного участия его родителей в образовательном процессе невозможно. В связи с этим становится ясно, что работа с родителями приобретает особое...

Научно-практический семинар "Сотрудничество ДОО и семьи в вопросах здоровьесбережения детей дошкольного возраста на современном этапе" 2017 г.

Белозёрова Людмила Николаевна, инструктор по физической культуре МДОУ № 56 стала участником научно-практического семинара "Сотрудничество ДОО и семьи в вопросах здоровьясбережения детей дошкольно...

Статья на тему "Динамическая настольно-печатная игра по экологии «Защитник окружающего мира» как способ сотрудничества педагога и семьи"

В детстве формируются основы экологического мышления, сознания, экологической культуры. Но только при одном условии – если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой:...

Тьюториал «Повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросах экологического образования в условиях ФГОС ДО»

Формирование у педагогов профессиональных знаний в области экологического воспитания в условиях работы Центра экологического образования....

Консультация для педагогов «Семья, как субъект экологического образования формы работы с семьёй»

Дошкольное учреждение уже сегодня призвано проявить настойчивость в воспитании нового поколения, которому присуще особое видение мира как объекта его постоянной заботы. Формирование эко...