Тьюториал «Повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросах экологического образования в условиях ФГОС ДО»
методическая разработка

Кухальская Ольга Владимировна

Формирование у педагогов профессиональных знаний в области экологического воспитания в условиях работы Центра экологического образования. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tyutorial_ekologiya.docx40.4 КБ

Предварительный просмотр:

Тьюториал «Повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросах экологического образования в условиях ФГОС ДО»

Кухальская Ольга Владимировна, старший воспитатель МАДОУ № 15 г. Томска,

высшая квалификационная категория.

Цель: Формирование у педагогов профессиональных знаний в области экологического воспитания в условиях работы Центра экологического образования.

Задачи:

  1. Погрузить педагогов в теоретические аспекты экологического образования в условиях ФГОС ДО;
  2. Способствовать формированию мотивации для анализа собственных педагогических взглядов и установок;
  3. Развить умение работать в группе.

Вхождение в деятельность. Упражнение «Цветок».

Цель: сплочение коллектива и построение эффективного взаимодействия.

На каждом цветке написано высказывание, которое нужно закончить:

Я горжусь…

Больше всего я хочу…

Человек, которым я восхищаюсь – это…

Больше всего я люблю…

Я мечтаю…

Я прошу…

Я хотела бы сделать…

Три места, где я жил

Три вещи, которые мне нравятся…

Три вещи, которые мне не нравятся…

Моё хобби…

Вы ещё не знаете обо мне, что я…

        Выяснение опасений и ожиданий участников тьюториала. Метод «Фруктовый сад».

Заранее готовятся два больших плаката с нарисованным на каждом из них деревом. Одно дерево подписано «Яблоня», второе – «Лимонное дерево». Тьюторантам раздаются также заранее вырезанные из бумаги крупные яблоки и лимоны.

Тьютор предлагает педагогам попробовать более четко определить, что они ожидают (хотели бы получить) от тьюториала и чего опасаются.

Ожиданий и опасений может быть несколько.

Свои ожидания тьюторантам предлагается записать на яблоках, а опасения – на лимонах. Те, кто записал, подходят к соответствующим деревьям и при помощи скотча прикрепляют фрукты к ветвям. После того, как все участники прикрепят свои фрукты к деревьям, тьютор озвучивает их. После озвучивания ожиданий и опасений можно организовать обсуждение и систематизацию сформулированных целей, пожеланий и опасений. В процессе обсуждения возможно уточнение записанных ожиданий и опасений.

        Включение в тему тьюториала. «Метод вопроса».

Вопрос к педагогам: Какие нормативно-правовые акты связаны с экологическим образованием в России? (Извлечение из Федерального Закона «Об охране окружающей среды» № 7-ФЗ от 10 января 2002 г., Концепция экологического образования и воспитания подрастающего поколения, Статья 58 «Конституции Российской Федерации» от 12.12.1993 г., Статья 29 «Конвенции о правах ребенка», в одном из пяти направлений развития и образования детей во ФГОС – познавательном развитии).

        Делим участников на 5 групп способом «цветоделение».

Каждой группе раздается раздаточный материал: выдержки из документов. Необходимо найти пункт, относящийся к экологическому образованию.

1 группа работает с Федеральным Законом «Об охране окружающей среды»; 2 группа  работает с Концепцией экологического образования и воспитания подрастающего поколения; 3 группа работает с Конституцией РФ; 4 группа  работает с Конвенцией о правах ребёнка; 5 группа работает с ФГОС ДО.        На слайде демонстрируются тезисы по документам, тьютор комментирует ответы, дополняет.

Комментарии к слайду:

I. В главе XIII «Основы формирования экологической культуры» несколько статей  посвящены  обсуждаемой проблеме. В частности, в статье 71 «Всеобщность и комплексность экологического образования» сказано следующее: в целях формирования экологической культуры и профессиональной подготовки специалистов в области охраны окружающей среды устанавливается система всеобщего и комплексного экологического образования, включающая в себя дошкольное и общее образование, среднее, профессиональное и высшее профессиональное образование, послевузовское профессиональное образование, профессиональную переподготовку и повышение квалификации специалистов, а также распространение экологических знаний, в том числе через средства массовой информации, музеи, библиотеки, учреждения культуры, природоохранные учреждения, организации спорта и туризма.

В статье 74. «Экологическое просвещение» сказано следующее:

В целях формирования экологической культуры в обществе, воспитания бережного отношения к природе, рационального использования природных ресурсов, осуществляется экологическое просвещение посредством распространения экологических знаний об экологической безопасности, информации о состоянии окружающей среды и об использовании природных ресурсов.

II.  По проблемам  экологического воспитания и их решению существует Постановление кабинета Министров Р.Ф. от 03.02.1997 г. № 137, которым  утверждена программа  мероприятий по реализации Концепции экологического образования и воспитания подрастающего поколения. 

В соответствии с Программой мероприятий по реализации Концепции экологического образования и воспитания,  утвержденной этим постановлением,  разработана  национальная программа экологического образования, в которой приняты во внимание общие принципы экологической политики в области экологического образования, выработанные ООН, ЮНЕСКО определены собственные специфические периоды роста и развития системы экологического образования и воспитания.

III. На уровне Федерального законодательства проблема экологического образования и воспитания раскрывается в Конституции РФ в следующих статьях:

     Статья 58 «Конституции Российской Федерации» от 12.12.1993 г.

Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

Комментарий к Ст. 58 КРФ

Разрушительная деятельность людей в природной среде совершенно обоснованно вызывает тревогу и порождает ответную реакцию государства - не допустить гибели планетарной природы как среды обитания человечества и важнейшей предпосылки его выживания. Поэтому закрепленная в комментируемой статье юридическая обязанность одновременно предстает и как нравственное требование общества, через Конституцию обращенное ко всем без исключения гражданам государства.. Обязанность сохранять природу относится не только к гражданину, но и к юридическим лицам и общинам. Термин "сохранять" предполагает активные действия, направленные на сбережение человеческой среды обитания. Причем эти действия представлены в качестве двух разноплановых правовых обязанностей. Обязанность сохранять природу имеет на первый взгляд только нравственный аспект и не снабжена нормативной санкцией, поскольку трудно принудить к сохранению природы каждого, кому это прямо не предписано. И тем не менее право здесь присутствует. Это связано с тем, что Конституция - нормативный акт прямого действия, обязательный к применению непосредственно. Это означает, что конституционная норма, сформулированная как моральная установка, не только регулирует соответствующие отношения указанных в ней субъектов, но и является одновременно нормой для правоприменителя.

IV. Статья 29 «Конвенции о правах ребенка».

  1.  подготовку ребенка к сознательной жизни в свободном обществе в духе понимания, мира, терпимости, равноправия мужчин и женщин и дружбы между всеми народами, этническими, национальными и религиозными группами, а также лицами из числа коренного населения;
  2.  воспитание уважения к окружающей природе.

V. В одном из пяти направлений развития и образования детей во ФГОС ДО – познавательном развитии – предполагается «формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира».

Прием «Корзина» идей, понятий, имен…

Цель:  актуализация имеющегося опыта и знаний в вопросах экологического воспитания.

На доске можно нарисовать значок корзины, в которой условно будет собрано все то, что педагоги знают об экологическом образовании.

Обмен информацией проводится по следующей процедуре:

1. Задается прямой вопрос: «Что вам известно по теме экологического образования?» Это могут быть любые понятия, имена, ассоциации.

2. Сначала каждый педагог вспоминает и записывает в тетради все, что знает по данной проблеме (индивидуальная работа, продолжительность 1-2 минуты).

3. Затем происходит обмен информацией в группах. Педагоги делятся друг с другом известным знанием (групповая работа). Время на обсуждение не более 3 минут. Это обсуждение должно быть организованным, например, педагоги должны выяснить, в чем совпали имеющиеся представления, по поводу чего возникли разногласия.

4. Далее каждая группа по кругу называет какое-то одно сведение или факт, при этом, не повторяя ранее сказанного (составляется список идей).

5. Все сведения кратко в виде тезисов записываются модератором в "корзинке" идей (без комментариев), даже если они ошибочны. В корзину идей можно "сбрасывать" факты, мнения, имена, проблемы, понятия, имеющие отношение к теме.

6. Все ошибки исправляются далее, по мере освоения новой информации.

Работа с притчей «Как помочь природе». Техника «Двухчастный дневник».

Человек увидел, как зубастый волк напал на маленького беззащитного ягненка. Он убил волка и спас беднягу. Потом он увидел, как этот прожорливый ягненок уничтожает прекрасную изумрудную траву. Он убил ненасытное животное и спас луговую красоту. Потом он узнал, что эти сорняки высасывают все соки из почвы и истощают ее. Он вырвал их с корнями и героически спас плодородную землю. Потом он увидел, что черная грязная земля уродует живописный пейзаж, и все заасфальтировал.

Затем осмотрелся по сторонам и подумал: что бы еще сделать полезного и доброго?

Мораль: Каждое звено природной цепи существует во взаимосвязи и гармонии. Наслаждайтесь ею и берегите то, что осталось… 

Далее идёт работа по технике «Двухчастный дневник». Дневник состоит из двух частей: цитаты и мысли, чувства, ассоциации. При чтении притчи обращается внимание на цитаты, которые заставили задуматься, вызвали какие-либо чувства, эмоции. Делаются записи в дневнике. Осмысление.

Рефлексия «Ключевое слово». Участникам тьюториала предлагается на листочках бумаги написать одно слово, с которым у них ассоциируется содержание состоявшегося семинара или результаты взаимодействия. После этого тьютор проводит краткий анализ полученных результатов или предлагает это сделать педагогам. Данный метод можно реализовать и устно: каждый из участников по цепочке называет свое слово.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Повышение профессиональной компетентности педагога в вопросах организации образовательной деятельности

Данный материал разработан для педагов ДОУ с целью повышения компетент ности педагогов в вопросах организации образовательной деятельности. В статье рассказывается о педагогической технологии "Кл...

Методическое сопровождение по повышению профессиональной компетентности педагогов по вопросу организации и проведения занятий в ДОУ

В статье раскрывается понятие профессиональной компетентности, виды педагогической компетентности, пошаговое методическое сопровождение, которое начинается с диагностики (представлена карта анализа за...

РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ В РАМКАХ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

    В статье рассматривается проблема развития профессиональной компетентности педагогов ДОУ в рамках экологического образования детей дошкольного возраста. Описываются разнообразные ...

Методическое сопровождение педагогов, способствующее повышению профессиональной компетентности педагогов в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников

Опыт работы по реализации модели методического сопровождения педагогов, способствующее повышению профессиональной компетентности педагогов в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников в детском с...

Повышение профессиональной компетентности педагога в вопросах нравственного воспитания

Реализация новой политики нашего государства в области образования немыслима без педагога, владеющего высоким профессионализмом. В современном мире, когда очень быстро меняются социально-экономические...

Обобщение передового педагогического опыта работы по теме: «Повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросах развития художественного труда у детей дошкольного возраста»

Обобщение передового педагогического опыта работы по теме: «Повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросах развития художественного труда у детей дошкольного возраста»...