Игра
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Данилова Наталья Александровна

Игре все возрасты покорны. Всех захватывает великая и могучая, волшебная и неповторимая, пронизанная притягательной романтикой – игра.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igra.doc58.5 КБ

Предварительный просмотр:

        Игре все возрасты покорны. Всех захватывает великая и могучая, волшебная и неповторимая, пронизанная притягательной романтикой – игра.

        История провозглашает семь чудес света. История скромно умалчивает о восьмом чуде света – игре. Вызывает удивление тот факт, что деревянная полуистлевшая кукла, найденная под Смоленском, каменный волчок, отрытый в развалинах знаменитой Трои, костяная безделушка, обнаруженная на острове Пасхи, поразительно похожи на современные игрушки. Прапрабабушки современных игрушек жили очень давно. Кто их придумал, кто сделал, установить невозможно. Остается только, в дань уважения к первым мастерам, отнести их изобретения к самым знаменитым деяниям человечества, считать их восьмым чудом света.

        Игра – дело серьезное, как парадоксально это ни звучит. Миллионы людей проходили в игре школу жизни, познавали окружающий мир, учились человеческим отношениям. Игра – вечный спутник детства. Досадно, что она, в последнее время, становится редкой гостьей в домах. Является падчерицей в школе – на уроках, в группах продленного дня и даже на переменах. Она почти не имеет прописки во внешкольных учреждениях. И что особенно печально – во дворах, на улице мы встречаем игру все реже и реже. А ведь игра – «королева дворового царства». В играх дети проверяют себя на силу, смекалку, выносливость. Через игры устанавливаются дружеские контакты, знакомства. В игре выражают чувства симпатии и антипатии друг другу и взрослым. Дворовые игры появляются и исчезают. Бытовая «революция» вносит свои коррективы в содержание и характер детских игр. Современный двор порой пуст и скучен, никакой зацепки для детской фантазии. Забываются, уходят в небытие прекрасные модели подвижных игр. Очень редко можно встретить среди ребят во дворе и на улице взрослого человека, передающего секреты игровой деятельности. Возникает вакуум разумного досуга. Кто-же должен заполнить этот вакуум?

                В настоящее время разновозрастные коллективы почти не существуют, т.к. нет разновозрастных групп ни в детском саду, ни в группах продленного дня, в семьях зачастую по одному ребенку. Появляется проблема возникновения и развития игры, которая является средством социализации ребенка. А что такое социализация?

        Социализация, или «обобществление» - процесс вхождения в культуру и общество, через который проходят все дети, усваивая нормы и правила этого общества, овладевая определенными умениями и социальными навыками, узнавая и воспринимая разнообразные культурные смыслы. Когда ребенок играет, принимая на себя различные роли, воспроизводя или придумывая те или иные ситуации и способы поведения в них, его социализация проходит наиболее естественно и успешно.

        Играя, ребенок легче устанавливает связь с миром взрослых и с миром вообще, у него трансформируется сознание, появляются навыки внутреннего диалога, необходимого для продуктивного мышления, и многое другое.

        Ещё одна уникальная особенность игры состоит в том, что такие довольно сложные отношения, как концентрированное взаимное внимание, принятие и открытое выражение эмоций, в том числе и негативных, проигрывание разнообразных фантазий и способов отношений к ним – здесь не только допустимы, но и составляют саму её суть.

        Что такое социализация, мы уже выяснили, а агенты социализации – это способствующие этому процессу люди, социальные группы и институты. Выделяют два типа агентов социализации: секретные и несекретные.

Несекретные и самые мощные агенты социализации это родители или взрослые воспитывающие ребенка. Когда радоваться а когда злиться, как здороваться и как прощаться, как вести себя за столом и с другими людьми, когда и какие слова употреблять, как реагировать на те или иные события – все это ребенок первоначально узнает от самых главных в своей жизни людей – от своих родителей. Причем не во время каких-то специальных «воспитательных» моментов, а постоянно, наблюдая за своей семьей, живя в ней, экспериментируя и пробуя различные способы поведения.

Если ребенок с рождения смотрит телевизор, то он, как и большинство современных детей, хорошо знаком с другим, таким же мощным, но очень секретным и многоликим агентом социализации – средствами массовой информации, от которых дети получают значительную, но не всегда полезную, часть сведений необходимых для игры и, следовательно для жизни. Почему этот агент секретный? Во-первых потому, что он многолик. Например: японские мультфильмы, такие как «Сейлор Мун». В них заложены традиционные японские ценности и нормы поведения, которые потом воспроизводятся детьми в играх: интересы коллектива важнее личных интересов, самое страшное – публичный позор. Или американские мультфильмы, например «Человек-Паук». В нем «один в поле воин»: самое страшное – сдаться перед лицом даже самых невообразимых трудностей, а победа – задача героя одиночки. И в то, и другое наши дети самозабвенно играют, знакомясь, таким образом, с самыми разными способами жить. Таким образом ребёнок играет находясь один в семье у которой нет возможности играть с детьми разных возрастов.

Каким же образом передается ребенку игра? Оказывается, ребенок, овладевает ею, как бы втягиваясь в мир игры, в мир играющих людей. Естественным образом такое «втягивание» в игру происходит, когда ребенок входит в разновозрастную группу, включающую несколько возрастных групп детей – от младших дошкольников, овладевающими «азами» игры, до детей предподросткового возраста, умеющих «хорошо играть». В такой разновозрастной группе сюжетная игра живет во всей ее целостности и полноте: каждый раз, раскрывая какой то конкретный сюжет. Старшие дети используют все возможные способы построения игры, а младшие дети подключаются на доступном им уровне. Постепенно дети накапливают игровой опыт – и в плане игровых умений, и в плане конкретной тематики. Но как уже отмечалось, в последнее время таких разновозрастных групп не образуется, ни во дворах, ни в детских садах. Необходимо искать другие способы передачи игрового опыта.

С первых дней жизни малыш чувствует отношение к себе близких людей, которое становится самым важным, самым значимым. Он учится ориентироваться в ситуации  семьи, близких и знакомых людей.

Сюжетно-ролевая игра возникает тогда, когда у ребенка появляется желание изменить свою позицию маленького, стать социально значимым лицом, выполнять какие-либо действия, совершать его поступки. В том случае, когда социальные контакты по какой-нибудь причине затруднены, такого желания у ребенка не возникает. И тогда сюжетно-ролевая игра не развивается. Действия с игрушками и роли не наполняются социальным смыслом и мотивами, а без них игра превращается в бесконечное повторение привычных действий с предметами.

В игре дошкольник, согласовывая свое поведение с поведением других её участников, относится к своей роли как к одной из возможных. Ореол единственности, исключительности и неповторимости собственной позиции постепенно угасает.

Французским ученым Жаном Пиаже установлено, что дети до семи лет не могут учитывать точки зрения других людей. Дошкольники сосредоточены только на своих желаниях и оценках, считая, что их мнение и отношение является единственно возможным и центральным. Эта возрастная особенность сознания названа «эгоцентризмом». Сам ребенок не осознает этой своей особенности и не может отнестись к ней критично. Он попросту не ориентирован на другого человека, он не дает собеседнику высказаться, перебивает, прерывает его, говорит сам. Он склонен к конфликтам, стремится командовать, манипулировать сверстниками. Некоторые дети очень обидчивы, замкнуты, скрывают свои переживания, уходят в себя, предпочитают не участвовать в играх, в то время как общение и взаимодействие невозможно без учета желаний партнера, понимания общего смысла его действий, поступков.

Для игр, направленных на преодоление эгоцентризма, важно участие взрослого человека. Только с помощью взрослого дошкольник может сопоставить две роли, прогнозировать отношение партнера.

Играя с детьми, воспитатель решает разные задачи на каждом возрастном этапе.

Для детей пятого года жизни цель игры – эмоциональное вживание в свою роль и разворачивание относительно нее ролевых отношений во всей их полноте. Умение представить себя в позиции другого человека – важная составляющая процесса общения, которое основано на эмоциональной гибкости  и отзывчивости. Основная задача взрослого на этом этапе – способствовать вживанию ребенка в роль и развитию ее отношений во всей полноте и эмоциональной насыщенности, способствовать духовному перемещению ребенка  в игровую ситуацию. Для вхождения в роль дети пятого года жизни опираются сначала на атрибуты. Для них важно создать другой внешний облик, иначе, чем обычно выглядеть. Затем они начинают обживать взятую роль, меняя походку, мимику и жесты. Наконец, исходя из принятой роли, открывают круг других интересов общения. Постепенно меняется не только внешнее поведение детей, но и их внутреннее состояние.

Для детей шестого года жизни на первый план выходит смена ролей и своеобразие каждой исполняемой им роли. Дети сначала меняют роли в разных играх, а затем в рамках одной игры. Основная задача взрослого на этом этапе преодоление у ребенка эгоцентризма – перенести смысловой акцент игры на смену ролей ребенка, на изменение характера своих переживаний и отношений к другим персонажам игры.

Седьмой год жизни ребенка. Если ранее была игра за себя, то сейчас разворачивается игра за другого. Ребенок предполагает действия другого, его возможные поступки и состояние. Взрослый прогнозирует действия и поступки ребенка, выступающего в какой-либо роли, а ребенок предусматривает ответные действия другого персонажа игры. Смысл игры – разделить и сопоставить роль ребенка и другого персонажа, поделиться с партнером по игре собственными интересами, целями, логикой поступков. Взрослый создает ситуации в которых присутствуют две разноплановые роли. Существует несколько вариантов таких ситуаций:

  1. Противопоставление ролей, когда ребенок действует в ситуации полярных ролей (Незнайка – Знайка, Серый Волк – Красная Шапочка и др.).
  2. Сравнение ребенком своих ролей и ролей партнера с моральными эталонами.
  3. Роль партнера проигрывается несколькими детьми по очереди.
  4. Подбор ребенком ролей для других участников игры.
  5. Столкновение интересов и намерений различных персонажей игры и построение соответствующей стратегии поведения. (подходящий сюжет для данного варианта сказка «Волк и семеро козлят»).

        Как же формировать у детей разнообразные игровые действия? Роль взрослого в игре – это создание условий для игры (наличие игрушек, места и времени для проведения игры), но ни в коем случае не руководство ею. Взрослый должен включаться в игру ребенка как партнер. Но как это осуществлять на практике, мало кто из педагогов понимает. Воспитателей тревожит вопрос: не потеряю ли я своего авторитета, если уравняюсь с детьми в их выдумках? Это опасение развеется, стоит лишь обратиться к сути игровой роли – основного строительного блока сюжетной игры детей, ведь играющий не становится «другим» по-настоящему, а только представляется им. Ребенок сам начинает представляться «другим» и воспринимает  партнера как условного другого. «Знаки» условности, которые ребенок перенимает у более опытных партнеров, весьма разнообразны. Это прежде всего эмоциональная окраска действий (улыбка, утрированность пантомимических действий, доводящая роль до неправдоподобия). Другие знаки более сложные – это речевое сопровождение. Во-первых, это словесное оформление перехода от реальных действий к игровым и пояснение смысла последних. Во-вторых, ролевая речь, т.е. речь от лица персонажа, которая подчеркивает условность игры прямым обращением к партнеру. Если взрослый, играя с детьми, воспользуется этими знаками, ему нечего опасаться. Он не только не уронит своего достоинства, но приобретет репутацию умеющего интересно и весело играть, что дети очень ценят во взрослом.

        Надо ли в игре допускать отрицательные роли взрослого? Если ребенок в игре принимает на себя роль сказочного героя, ему необходимы партнеры, выполняющие дополнительные роли, создающие смысловое единство воображаемой ситуации. И коль скоро взрослый вступает в партнерство с играющим ребенком, он должен быть готов к любой роли, требующейся в ходе  развертывания игры. Это может быть и Баба-Яга, и Змей Горыныч, и Бармалей. А в разыгрывании таких ситуаций, где ребенок может быть и героем, и антигероем, заключается глубокий психотерапевтический смысл игры (освобождение ребенка от накопившегося эмоционального напряжения, от собственных страхов).

        Чтобы быть хорошим партнером детей, надо научиться импровизировать, легко выстраивать разнообразные ролевые связи. В сущности, в игре с детьми можно использовать две стратегии:

  1. взрослый инициирует игру, предлагая ребенку одну из взаимодополнительных ролей, а себе берет другую;
  2. взрослый подключается к уже начавшейся игре ребенка, подбирая себе роль, подходящую по смыслу к роли ребенка.

Вступая в партнерство с ребенком, взрослый должен быть готов к встрече с ролями, приходящими в игру не только из социально-бытовой реальности и сказочного литературного мира, но и из современной детской субкультуры. Часто это довольно безвкусные или агрессивные персонажи (человек-паук, черепашки ниндзя и т.д.). Запретить ребенку брать на себя роли этих персонажей нельзя, поэтому следует действовать посредством смысловых смещений – постараться найти более содержательные культурные аналоги и подвести к ним ребенка.

Большинство родителей относят игру к приятному, но не самому необходимому и важному для ребенка времяпрепровождению. Поэтому, если у взрослого есть свободное время и выбор: поиграть или позаниматься с ребенком, то он, скорее всего, предпочтет последнее. А вот многие детские психологи рассматривают совместную игру малыша со взрослыми не только как основное средство развития маленького человека, но и как инструмент, способствующий взаимопониманию разных поколений. Правда, с некоторых пор специалистов стала занимать новая проблема: игры современных детей в большинстве своем не знакомы родителям, отчего сама возможность совместной игры «отцов и детей» ставится под вопрос.

        Свободная  и самостоятельная игра – это лучшее условие для выражения ребенком своих переживаний, для установления взаимоотношений со сверстником.

        Игры со свободным сюжетом направлены, с одной стороны, на свободное волеизъявление, на раскрепощенное выражение чувств ребенка, его впечатлений, его представлений о мире, а с другой – на овладение ролями других людей, примеривание их позиций на себя. Это могут быть самостоятельные игры детей или игры с незначительной поддержкой взрослого.

        Анализируя игровую деятельность, выдающийся отечественный психолог Д. Б. Эльконин постоянно говорил о самостоятельной игре. Именно в свободной игре, единственно доступной ребенку-дошкольнику форме самостоятельной деятельности, формируется его способность регулировать собственное поведение. Этим и определяется необыкновенная ценность самостоятельной игры для психического развития ребенка. Именно поэтому можно использовать самостоятельную игру как инструмент диагностики психического развития ребенка.

        Таким образом, усвоение социального опыта происходит через взаимодействие ребенок – взрослый, в котором каждый оказывает влияние и модифицирует поведение другого. Ребенок постоянно наблюдает, имитирует и моделирует отношения, поведение и деятельность окружающих его взрослых. Такое моделирование оказывает гораздо большее влияние на социальное развитие ребенка, чем словесные инструкции и поручения. В дошкольном возрасте моделирование происходит в виде сюжетной роли. В ней, через роль взрослого, которую берет на себя ребенок, происходит освоение отношений между людьми. Коллективная игра невозможна без общения детей друг с другом. Контактируя со сверстниками в процессе игры, дошкольники стремятся наладить между собой деловое сотрудничество, у них появляется общее дело.

        Развитие общения, установление отношений, формирование дружеских связей со сверстниками – первое из основных составляющих социального развития ребенка. От рождения до 7 лет взаимоотношение со сверстниками проходит несколько стадий, которые различаются мотивами и формами общения, местом в системе общей жизнедеятельности.

        С 4-х лет дошкольник предпочитает общаться со сверстниками. Ведущей деятельностью детей этого возраста является сюжетно-ролевая игра. Это коллективная игра, где присутствуют: общение персонажей и общение исполнителей. Внутри первого направления происходят разыгрывание и моделирование отношений, ситуаций взрослого мира, освоение типов поведения. Внутри второго складываются реальные отношения между детьми в группе.

        То что дети сегодня играют иначе чем мы, и есть одно из проявлений общей особенности современного мира. Иными словами, дети сегодня знают то, чего мы в их возрасте не знали, умеют то, что мы не умели. Как сказал один автор, похоже, что дети как-раз ищут тот опыт, которого мы избегаем: «неравновесие», неожиданности, потерю контроля и непредсказуемость.

        Игра готовит детей к жизни в хаотическом и сложном мире будущего. Игра может помочь детям развить способности. Игры помогают исследовать мир, учат взаимодействовать с ним.

                


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Словесные игры. Игры на ориентировку по модели, схеме, плану, условным знакам, сигналам.Интеллектуальные, развивающие игры.Игры экологической направленности.Игры – заводилки.Развивающие игры.

Игры на ориентировку по модели, схеме, плану, условным знакам, сигналам. Словесные игры.Интеллектуальные, развивающие игры.Игры экологической направленности.Игры – заводилки.Развивающие игры....

Игры на формирование чувства собственной безопасности . Игры на формирование правовой культуры. Игры, знакомящие детей со службами экстренной помощи. Игры, способствующие адаптации человека в социальном мире

Игры  на формирование  чувства собственной  безопасностиИгры  на формирование правовой культурыИгры, знакомящие детей со службами экстренной помощиИгры, способствующие адаптации че...

Инициативные игры для детей. Инициативные игры для взрослых (дидактические игры). Традиционно-народные игры. Русские народные игры.

Самостоятельная работа "Картотека игр".  Игры первого класса.Инициативные игры для детей. Игры второго класса.Инициативные игры для взрослых (дидактические игры). Игры тр...

Картотека Игры на формирование чувства собственной безопасности. Игры на формирование правовой культуры. Игры, знакомящие детей со службами экстренной помощи. Игры, способствующие адаптации человека в социальном мире

Игры  на формирование  чувства собственной  безопасности.Игры  на формирование правовой культуры.   Игры, знакомящие детей со службами экстренной помощи.Игры, способ...

Занимательные игры: «Игры с прищепками», «Игры со скрепками», «Игры со счётными палочками», «Пальчиковые игры», «Пазлы» (моторика). • Дид.игры: «Кто что делает?», «Кому что нужно для работы?», «Назови профессию», «Исправь ошибку». • Обсуждение пословицы

Занимательные игры: «Игры с прищепками», «Игры со скрепками», «Игры со счётными палочками», «Пальчиковые игры», «Пазлы» (моторика). • Дид.игры: «Кто что делает?», «Кому что нужно для работы?», «Наз...