консультация для родителей "Использование дидактических технологий для оздоровления дошкольников"
консультация (старшая группа)

Дунаева Елена Владимировна

В материале раскрываются особенности физического развития дошкольников 5-7 лет. Консультация направлена на ознакомление родителей со зрительной, дыхательной гимнастикой, гимнастикой для профилактики плоскостопия, для развития мелькой моторики.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

Использование игровых технологий

в оздоровлении дошкольников

Сегодня в дошкольных учреждениях уделяется большое внимание здоровьесберегающим технологиям, которые направлены на решение самой главной задачи дошкольного образования – сохранить, поддержать и обогатить здоровье детей.

Главными воспитателями ребенка являются родители. От того, как правильно организован режим дня ребенка, какое внимание уделяют родители здоровью ребенка, зависит его настроение, состояние физического комфорта. Здоровый образ жизни ребенка, к которому его приучают в образовательном учреждении, должен находить каждодневную поддержку дома. Прежде чем говорить об игровых технологиях в оздоровлении дошкольников, нам необходимо знать особенности физического развития детей 5-7 лет.

Высокая интенсивность роста ребенка  сохраняется в первый год жизни . До трех лет темп развития несколько замедляется. И все-таки невооруженным глазом заметно, что дети растут и меняются быстро. Не только чужие, но и свои.

К пяти годам физическое развитие якобы замедляется.

«Якобы» — потому что внешне это проявляется только в том, что масса тела в течение года может не изменяться или незначительно увеличиваться, рост может увеличиться на 5-6 см в течение года.

Однако в этот период организм проделывает колоссальную, невидимую глазу работу. Внутренние органы и системы ребенка начинают функционировать в приближении к взрослому организму.

Не редко у родителей срабатывает «тревожная кнопка»: «что-то не так», «заболел», «слишком похудел». Важно помнить, что дошкольный возраст характеризуется неравномерным ростом и увеличением в массе. Первый «скачок роста», или так называемый период «первого вытягивания», наступает примерно в (5-7 лет).

Мышечная масса значительно увеличивается. Заметно совершенствуется двигательная активность. Координация движений улучшается. Появляются скорость, ловкость, новые двигательные навыки. В этот период дети учатся плавать, ходить на лыжах, кататься на роликах и коньках.

Кости ребенка этого возраста характеризуются гибкостью, пластичностью, период окостенения скелета заканчивается до 4 лет, а ягодичных и лобковых костей — начинается только с 5-6 лет. Грудная клетка остается конусо-подобной, ребра подняты, амплитуда их движения ограничена по сравнению со взрослым организмом.

В 6 полных лет дошкольник способен пробежать 200-300 метров с ускорением, демонстрируя высокие показатели ловкости, маневренности и выносливости, оббегая препятствия в виде холмов, ямок или небольших канав.

Движения ребёнка становятся уверенными и чёткими, практически такими же, как и у взрослого. Он с лёгкостью касается частей лица с закрытыми глазами по требованию, ловит, останавливает мяч, посылает его в цель с максимальной точностью.

Малыш становится более уверенным в отношении соблюдения равновесия, демонстрирует устойчивую ходьбу по узким поверхностям.

  Старшие дошкольники отлично прыгают как вверх, так и в длину, способны перепрыгивать через несколько ступеней одновременно, прыгают на одной ноге, на скакалке, играют в прыжковые игры типа «классиков» и «резинок» (преимущественно девочки).

Особенно желанной в этом возрасте для физически активного малыша становится шведская стенка, которую он готов покорять часами, укрепляя руки, ноги и мышечный корсет.

В целом физическое развитие дошкольников в этом возрасте совершенствуется, хотя внешне это может быть и не так заметно.

Также не стоит забывать, что в данном возрасте девочки опережают по физическому развитию мальчиков, ближе к подростковому периоду, наоборот, мальчики развиваются быстрее.

Вообще, 5-6 лет — идеальный период, чтобы отдать ребенка в спортивную секцию.

Становление опорно-двигательного аппарата

В возрасте 5-7 лет у детей активно развивается опорно-двигательный аппарат, именно в этот период родителям необходимо тщательно следить за своим чадом по нескольким причинам:

  • . В данный период легко получить травму, часто наблюдаются переломы конечностей, любые нагрузки должны быть направлены исключительно на общее физическое развитие;
  • родителям необходимо строго следить за осанкой ребенка: как он ходит, сидит на столом, в какой позе рисует или читает книгу. У некоторых специалистов есть мнение, что предрасположенность к сколиозу зарождается именно в возрасте 5-6 лет. Мама или папа редко обращают внимание на данную проблему у дошкольников, обычно бить тревогу начинают в младшем школьном возрасте;
  • в «период вытягивания» детей нужно следить за их правильным питанием, чтобы в рационе ребенка присутствовали белки животного и растительного происхождения, витамины и минералы, необходимые для правильного развития опорно-двигательного аппарата.

До 5 лет масса сердца увеличивается в четыре раза. Артериальное давление повышается (особенно 6-7 до 10 лет). Частота пульса уменьшается (в 6-7 лет она составляет 70-80 ударов в минуту).

Сила нервных процессов еще недостаточно развита. Поэтому в этом возрасте у детей быстро и часто наступает переутомление, они непоседливые, невнимательные.

Обмен веществ у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста достаточно напряженный. Если вас беспокоит рост вашего ребенка (как чрезмерно замедленный, так и слишком интенсивный), необходимо обратиться в больницу к эндокринологу.

Арифметика простая (если, конечно, ваш ребенок — не акселерат, характеризующееся бурным и безудержным ростом). Нужно составить рост папы и мамы, потом сумму разделить пополам. От полученного числа вычесть 6,5 см (для девочек) или добавить 6,5 см (для мальчиков).

Анализируя особенности детей в возрасте 6-7 лет, можно отметить одну из основных — активный рост, наблюдать который можно на седьмом году жизни. Именно в этот период дети могут прибавить в росте в среднем до 10 см за год.

Средние показатели детей 5 лет

Девочки:  рост  105 – 111 см

                 вес      16,5 – 20 кг

Мальчики:  рост    106 – 112 см

                     вес      16,5 – 20 кг

Средние показатели детей 6 лет

Девочки:  рост   11,5 – 118 см

                  вес     18,5 – 22,5 кг

Мальчики:   рост    112 – 119 см

                      вес      19 – 22,5 кг

Средние показатели детей 7 лет

Девочки:  рост  118 – 125см

                  вес    20,5 – 22,5 кг

Мальчики    рост  118 – 125 см

                      вес  21 – 25,5 кг

МЕЛКАЯ МОТОРИКА

Мышцы кисти развиваются в умеренном темпе. Более-менее уверенно владеть пальцами и кистями дошкольники научатся только к концу шестого года. Родители могут ускорить этот процесс, если будут заниматься с малышом играми и упражнениями, развивающими мелкую моторику рук, в которых используются:

  • пластилин или глина;
  • пальчиковые краски;
  • мозаика;
  • кинетический песок;
  • пуговицы и бусины;
  • шнурки и пр.

Существует несколько несложных мероприятий для моторики рук ребенка:

  1. Графические диктанты, смысл которых состоит в том, что малыш под диктовку мамы или папы на бумаге в клеточку проводит линии без отрыва. Например, две клеточки вправо, три клеточки вниз, одна клеточка влево, две клеточки вверх.
  2. Деление дорожки линией. Родитель рисует на листе бумаги дорогу, малыш должен прямой и ровной линией поделить дорожку пополам.
  3. Рисование по точкам. Отлично моторику рук у детей развивает уроки рисования по точкам, в свободной продаже есть множество раскрасок, в которых, соединив по точкам рисунок, можно потом его разукрасить.
  4. Рисование по клеточкам. Малыш должен повторить заранее подготовленный рисунок на бумаге в клеточку.
  5. Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением

Также существует ряд простых упражнений для развития моторики у детей 5-7 лет:

  • можно по очереди ударять ладонями о край стола;
  • руки необходимо вытянуть перед собой, сжимать и разжимать кулаки;
  • руки вытянуты вперед, пальцы сильно растопырены и напряжены, положение нужно зафиксировать на несколько секунд, руки расслабляются. Упражнение повторяется 2-3 раза;
  • положить ладони на стол, по очереди левая ладонь накрывает правую, далее, наоборот, правая ладонь накрывает левую.

Дыхание

Анализ детской заболеваемости в дошкольных учреждениях показывает, что лидерами заболеваемости являются заболевания, передающиеся воздушно-капельным путем - ОРВИ, ОРЗ. Исследования ученых-медиков показывают, что в развитии дыхательного аппарата детей дошкольного возраста наблюдается дисбаланс: при относительной мощности легких, просвет верхних воздухоносных путей (полости носа, гортани) еще узок, дыхательные мышцы являются слабыми. Поэтому детей дошкольного возраста необходимо обучать правильному дыханию, что позволит укрепить мышцы дыхательных органов.

Дыхание является главнейшим источником жизни. Человек может прожить без пищи и воды несколько дней, но без воздуха самое большее – несколько минут. При недостаточном поступлении воздуха сердце и иммунная система начинают работать активнее, предотвращая тем самым проникновение инфекции и недостаток кислорода.

Дыхательная гимнастика

Полезна дыхательная гимнастика Стрельниковой детям при частых простудах, сниженном иммунитете, можно начинать ею заниматься уже с детсадовского возраста. Самая главная особенность упражнений – это использование форсированного вдоха с вовлечением диафрагмы. Во время тренировки обязательна концентрация именно на вдохах: о них нужно думать, на них следует концентрироваться и их обязательно считать.
ВИДЕО

Артериальное давление у детей на этом этапе жизни по показателям отличается от давления взрослого человека — оно существенно ниже. Увеличиваться давление может под влиянием опять же умеренных физических нагрузок.

Важно, чтобы дошкольник в 6-7 лет занимался физическими упражнениями, таким образом тренируя сердечно-сосудистую систему.

Зрение

Зрение ребёнка достигает 100%. Однако в это время имеется много шансов испортить зрение. При подготовке к школе увеличивается продолжительность занятий в детском саду. Ребёнок активнее начинает осваивать компьютерную технику, смартфоны и планшеты. Все эти причины, а также многие другие, могут приводить к ухудшению остроты зрения.

Рекомендуется ограничить продолжительность нахождение ребёнка за компьютером или экраном телевизора до одного часа в день. Конечно, это трудно сделать, так как многим современным детям оторваться от компьютера или смартфона просто невозможно.

В идеальных условиях к 7-ми годам норма зрения ребёнка по всем критериям соответствует зрению взрослого человека. Тем не менее, рекомендуется посещать окулиста для проверки не менее 3-х раз в год. По статистике именно в этот период наиболее вероятно обнаруживается близорукость у детей.

Виды зрительной гимнастики для глаз

  1. «Темное расслабление»

Детям закрыть ладонями глаза, добиваясь идеального черного цвета в глазах (очки снять)

  1. «Диагонали»

Направить взор в левый нижний угол (взор в сторону плеча), затем моргнуть 3 раза, то же самое повторить, направляя взор в правый нижний угол. Затем перевести взор в верхний левый угол, поморгать 3 раза, то же самое повторить с переводом взора в правый верхний угол.

  1. «Удивление»

Сильно зажмурить глаза, посмотреть в темноту. Затем широко открыть глаза, сделать удивленный вид.

  1. «Расслабление»

Сильно зажмурить глаза, затем расслабить лоб и веки.

  1. «Моргание»

Быстро закрывать и открывать глаза.

  1. «Вертикали»

Перемещать взор то вверх, то вниз (не поднимая и не опуская головы)

  1. «Горизонтали»

Перемещать взор то влево, то вправо (не поворачивая головы)

  1. «Вращение»

Вращать глазами по часовой стрелке, затем в обратную сторону. Закрыть глаза, отдохнуть.

  1. «Косые глаза»

Переводить взгляд с дальнего предмета на кончик носа и обратно в медленном темпе (30 – 40с)

  1. «Метка на стекле»

Смотреть то на метку на стекле окна, то на предмет вдали на линии взора. Вместо метки можно смотреть на близко стоящий предмет 3 мин, 5 мин, 7 мин.

  1. «Круговое движение головы»

Очень медленно производить круговые движения головой в одну сторону, затем в другую. Взглядом охватить как можно большее пространство.

  1. «Двоение в глазах»

Смотреть на конец указательного пальца вытянутой руки. По средней линии лица приближать палец, не сводя с него глаз, пока палец не начнет двоиться.

ВИДЕО гимнастик в электронном виде

Профилактика плоскостопия

Плоскостопие – одно из наиболее часто встречающихся заболеваний костно-связочного аппарата у детей. Это деформация стопы, при которой уплощается ее свод, и плоская подошва соприкасается с полом всей своей поверхностью.

Многие родители воспринимают это заболевание только как косметический дефект или же гарантию непригодности к службе в армии для сыновей. Но эта болезнь требует более пристального внимания и своевременного лечения детей. Несмотря на локальные изменения в костно-опорном аппарате, плоскостопие чревато возникновением последующих заболеваний голеней, коленных суставов, позвоночника и даже внутренних органов.

ВИДЕО

                Ведите здоровый образ жизни и будьте здоровы!

Календарно – тематический план 3 год обучения (старшая группа)

проведения зрительной гимнастики для глаз в стихах

Стихи

Движения

СЕНТЯБРЬ

Огород

В огороде мы гуляли,

За овощами наблюдали.

К солнцу тянется лучок

И горошка стручок.

Вот морковка красная,

Девица прекрасная.

Справа – баклажан, капуста

Разрослись на грядке густо.

Хорошо мы погуляли,

И немножечко устали.

- Круговое вращение глазами.

- Широко открывают глаза.

- Взор фиксируют вверху.

- Опускают взор вниз.

- Взор фиксируют вправо.

- Моргают глазами.

- Закрывают глаза. (5 – 10 сек)

(Повторить2 - 3 раза)

ОКТЯБРЬ

Мой конь

Гоп, гоп! Конь живой

И с хвостом и с гривой.

Он качает головой,

Вот какой красивый!

Я залез на коня

И держусь руками.

Посмотрите на меня,

Я поехал к маме.

 - Моргают глазами.

- Взор переводят влево, вправо.

- Взор переводят сверху вниз.

- Широко открывают глаза.

- Закрывают глаза и представляют себя на коне.

- Взор переводят друг на друга.

(Повторить 3 - 4 раза)

НОЯБРЬ

Медведь

Летом ходит по дороге

Возле сосен и берез,

А зимою спит в берлоге,

От мороза, пряча нос.

А весною, как проснется,

Из реки воды напьется,

Ловит рыбу и рычит.

Здесь медведь уж не молчит!

- Взор перемещают вправо, влево.

- Взор перемещают вверх, вниз.

- Закрывают глаза.

- Широко открывают глаза.

- Моргают глазами.

- Закрывают глаза и широко открывают, затем опять закрывают, отдыхают 5 – 10 сек.

(Повторить  3 - 4 раза )

ДЕКАБРЬ

Снежинки

У сестренки, у Маринки,

На ладони две снежинки.

Всем хотела показать,

Глядь, снежинок не видать.

Кто же взял снежинки

У моей Маринки?

- Смотрят на ладонь, широко открыв глаза.

- Переводят взор вправо, влево.

- Круговое вращение глазами по часовой стрелке, затем против часовой стрелки.

- Моргают глазами.

- Закрывают глаза, отдыхают 10 сек.

(Повторить  3 – 4  раза )

ЯНВАРЬ

Резиновые сапоги

Если дождик – мы не тужим,

Бойко шлепаем по лужам.

Вправо, влево мы пойдем,

Снова лужицу найдем!

Будет солнышко сиять –

Нам под вешалкой стоять.

- Моргают глазами

- Взор переводят вправо, влево.

- Круговое вращение глазами по часовой стрелке, затем против часовой стрелки.

- Закрывают глаза.

- Открывают глаза, опускают взор вниз.

(Повторить  3 - 4 раза )

ФЕВРАЛЬ

Сковородка

Сковородка не простая –

На плите как золотая.

Рыба жарится, котлеты,

Белоснежные омлеты.

Приготовит все она-

Вот какая сковорода!

- Широко открывают глаза, затем сильно зажмуриваются.

- Перемещают взор по квадрату.

- Перемещают взор по диагонали.

- Закрывают глаза, отдыхают 5 – 10 сек.

 (Повторить  3- 4 раза )

МАРТ

Сова

Удивляется луна:

Засветились два окна,

А за ними два крыла

Показались из дупла.

Тихо вылетела птица,

Ночью ей в дупле не спится.

Если писк она услышит,

Плохо будет старой мыши.

Широко открывают глаза, поднимают брови.

- Взор переводят влево, затем вправо.

- Моргают.

- Перемещают взор по диагонали.

- Закрывают глаза 5 – 10 сек

(Повторить 3- 4 раза )

АПРЕЛЬ

Скорая помощь

Удивился светофор,

Красный, словно помидор:

- Как же ты посмела,

Мимо пролетела?

На машине красный крест,

В ней совсем немного мест,

Все дорогу ей дают,

Скорой помощью зовут.

Кто – то заболел – «03»

Быстро номер набери.

- Широко открывают глаза

- Моргают глазами.

- Взор переводят вправо, влево

- Взор переводят вверх, вниз.

-  Круговое вращение глазами по часовой стрелке, затем против часовой стрелки.

- Закрывают глаза 5 – 10 сек

(Повторить 3- 4 раза )

МАЙ

Цветы

Вот ромашка, василек,

Как красив из них венок!

Погулять ты выйдешь в поле,

Их сорвать ты не спеши –

Полюбуйся от души!

- Широко открывают глаза, моргают.

- Круговые вращения глазами

- Взор переводят вправо, влево.

- Закрывают глаза, представляют цветы.

(Повторить 3 - 4 раза )

Календарно – тематический план 4 год обучения (подготовительная группа)

проведения зрительной гимнастики для глаз в стихах

Стихи

Движения

СЕНТЯБРЬ

Огород

Раз, два, три, четыре, пять,

Собираемся гулять.

Смотрим вправо – огород,

Там морковочка растет

Слева – белая капуста,

А направо – везде пусто.

Вот где можно погулять,

Огород не затоптать

И в футбол нам поиграть.

Знайте, будет все на пять.

Упражнения:

- «Диагонали»

- «Горизонтали»

- «Удивление»

- «Горизонтали»

- «Расслабление»

 (Повторить 3 - 4 раза)

ОКТЯБРЬ

Кот

Что за чудо из чудес!

Серый кот на шкаф залез,

Машет он хвостом, урчит.

Костя смотрит и молчит.

Кот под шкаф пенал загнал,

Спрыгнул, зацепил карман,

Опрокинул чемодан.

Долго Костя наблюдал,

А потом кота прогнал.

Упражнения:

 - «Удивление»

- «Вертикали»

- «Горизонтали»

- «Метка на стекле»

- «Расслабление»

(Повторить 3 - 4 раза)

НОЯБРЬ

Зайчик и тучка

Зайчик вышел погулять.

Глянул солнца не видать.

Тучка быстро набежала,

Узелок свой развязала,

И закапал сильный дождь –

Кап, кап, кап, кап…….

Зайчик тучке улыбнулся,

Сладко, сладко потянулся

И сказал: «Пойду гулять,

С летним дождиком играть!»

Упражнения:

- «Удивление»

- «Темное расслабление»

- «Моргание»

- «Горизонтали»

- «Расслабление»

(Повторить  3 - 4 раза )

ДЕКАБРЬ

Зима

Деревья зимою,

Деревья зимою

Пронизаны ветром

И стужей самою.

И старые сосны,

И острые ели

Встают, как солдаты,

Навстречу метели.

Упражнения:

- «Вертикали», «Горизонтали»

- «Расслабление»

- « Жмурки»

 - «Расслабление»

(Повторить 2 -  3 раза )

ЯНВАРЬ

Сшила дочке платье голубое –

Платье голубое с белою каймою.

До чего ж нарядно –

Весело глядеть!

Надо это платье

К празднику надеть.

Мама дочке туфли

Новые купила,

Новые купила,

Дочке говорила:

- До чего ж нарядно,

Весело глядеть!

Надо эти туфли

К празднику надеть

Упражнения:

- «Горизонтали»

- «Вертикали»

- «Удивление»

- «Моргание»

- «Расслабление»

- «Горизонтали»

- «Вертикали2

- «Расслабление»

(Повторить 2 – 3 раза»)

ФЕВРАЛЬ

Мебель

Стул высокий, а стол еще выше,

Есть у каждого свои крыши.

На одной из них сидят,

На другой – блины едят.

Есть кровать – на ней лежат.

А в шкафу белье хранят.

(Упражнения:

- «Вертикали»

- «Горизонтали»

- «Стрельба глазами»

- «Расслабление»  (10 – 15 сек)

- «Удивление»

Повторить  3- 4 раза )

МАРТ

Возвращение певцов

От полуденных лучей

Побежал с горы ручей,

И подснежник маленький

Вырос на проталинке.

Возвращаются скворцы –

Работяги и певцы.

Воробьи у лужицы

Шумной стайкой кружатся.

И малиновка и дрозд

Занялись устройством гнезд:

Носят, носят в домики

Птицы по саломенке

Упражнения:

- «Жмурки»

- «Горизонтали»

- «Вертикали»

- «Расслабление»

- «Моргание»

- «Метка на стекле»

- «Расслабление»

(Повторить 2 – 3 раза»)

АПРЕЛЬ

Кораблик

По реке плывет кораблик,

Он плывет издалека.

На кораблике четыре

Очень храбрых моряка.

У них ушки  на макушке

У них длинные хвосты,

И страшны им только кошки

Только кошки да коты.

 Упражнения:

- «Метка на стекле»

- «Удивление»

- «Вертикали»

- «Горизонтали»

- «Жмурки»

(Повторить  3- 4 раза )

МАЙ

Одуванчик

Уронило солнце, лучик золотой

Вырос одуванчик, первый, молодой.

У него чудесный золотистый цвет.

Он большого солнца, маленький портрет.

Упражнения:

- «Вертикали»

- «Горизонтали»

- «Моргание»

- «Расслабление»

Средние показатели детей 5 лет

Девочки:  рост  105 – 111 см

                 вес      16,5 – 20 кг

Мальчики:  рост    106 – 112 см

                     вес      16,5 – 20 кг

Средние показатели детей 6 лет

Девочки:  рост   11,5 – 118 см

                  вес     18,5 – 22,5 кг

Мальчики:   рост    112 – 119 см

                      вес      19 – 22,5 кг

      Средние показатели детей 7 лет

Девочки:  рост  118 – 125см

                  вес    20,5 – 22,5 кг

Мальчики    рост  118 – 125 см

                      вес  21 – 25,5 кг

Уважаемые родители!

Приглашаем Вас

18 марта в 17 часов (понедельник)

на родительское собрание «Использование

игровых технологий

для оздоровления дошкольников»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация Использование игровых технологий в оздоровлении дошкольников

Использование игровых технологий в оздоровлении дошкольников в детском саду на современном этапе....

Нетрадиционное использование здоровьесберегающих технологий в оздоровлений дошкольников

Забота о воспитании здорового ребенка является приоритетной в нашей работе. Цель моей работы:Повысить знания о значении физического развития  и закаливания в жизни детей. Ознакомить родителе...

«Использование здоровьесберегающих технологий в оздоровлении дошкольников»

Забота  о  здоровье – это важный  труд  воспитателя. От жизнерадостности, бодрости  детей  зависит их  духовная  жизнь, мировоззрение, умственное  развитие...

Нетрадиционное использование классических здоровьесберегающих технологий в оздоровлении дошкольников в летний период в старшей группе №2 «Семицветик».

В статье рассмотрены вопросы выявления механизмов и методов, с помощью которых можно организовать оздоровление детей в летний период , помогло использовать резервы своего организма ждля сохранения и у...

Отчет по самообразованию. Тема«Использование здоровьесберегающих технологий в оздоровлении дошкольников»

Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до семи лет идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем о...

План по самообразованию Тема: «Использование здоровьесберегающих технологий в оздоровлении дошкольников»

Цель: создание комплексной системы оздоровительной работы с детьми, направленной на сохранение и укрепление здоровья детей, формирование у родителей и воспитанников ответственности в деле сохране...

План по самообразованию Тема: «Использование здоровьесберегающих технологий в оздоровлении дошкольников»

Цель: создание комплексной системы оздоровительной работы с детьми, направленной на сохранение и укрепление здоровья детей, формирование у родителей и воспитанников ответственности в деле сохране...